Как правильно любить Родину

Источник: Русская линия

Широкомасштабные армейские реформы как-то стороной обходят такой важный вопрос, как патриотическое воспитание военнослужащих. А оно требует особого внимания, ибо военнослужащий просто обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину ведь, если воин – не патриот Отечества, то, пардон, зачем все эти реформы, зачем такая армия, воины которой не готовы жертвовать ради него собой. Однако, на пути разрешения этой аксиомы возникают вопросы.

Солдаты в церкви. Фото их архива автора
Солдаты в церкви. Фото их архива автора
Патриотизм, как и любое иное качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. В армии это обязанность возложена на воспитательные структуры. В Уставе внутренней службы ВС РФ сказано, что именно офицеры воспитатели обязаны «формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому догу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества». Тут и возникает первый вопрос: в связи с массовым сокращением в армии института офицеров-воспитателей, кому они передадут свои патриотические функции?

Но даже если воспитателей оставят в строю или их обязанности возложат, например, на офицеров штаба, ожидать всплеска патриотизма, полагаясь лишь на кадровое решение проблемы, не стоит. Моральный уровень нынешнего офицерства, к великому сожалению, оставляет желать лучшего. В подтверждении своих слов приведу даже не статистку офицерской преступности, а данные, проведённого в 2009 году социологического исследования среди частей, дислоцированных (не в Москве!) в Сибири. Итак, ничего не привлекает в службе почти 40% офицеров, проходящих службу в частях, 48,5% офицеров, проходящих службу в военных вузах и более 35% офицеров управленческого звена. Все категории офицеров довольно низко оценивают свои патриотические чувства: офицеры воинских частей – 21,7%, офицеры военного института – 25,4%, офицеры управленческих структур – 29,5%. Почти 75% опрошенных, сожалеют о выбранной профессии. Наконец, ни один из них не назвал среди причин, по которым он проходит службу: чувство долга, патриотизм и т.п. Чаще всего, на службе их удерживает, увы, ожидание, пенсий, квартир, сертификатов, оргштатных мероприятий. Авторы исследований, военные учёные, убелённые сединами полковники, в конце своей работы вопрошают: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, и из каких компонентов он состоит?» Приехали….

Как учили меня в войсках хорошие патриоты, офицеры-воспитатели: «Взял слово – подари мысль», поэтому, взявшись за эту важную тему, попытаюсь сам коротко ответить на поставленные вопросы.

Думаю, неважно, кто в действительности будет отвечать в армии за воспитание патриотизма: воспитатели, командиры или вводимые полковые священники – помощники командира по работе с верующими военнослужащими, важнее, как это делать? С другой стороны, подходя к проблеме научно, как требовали того выше офицеры, патриотизму можно дать самое правильное толкование и обоснование, но смысл слова итак понятен каждому: патриот – это тот, то любит свою Родину. Именно любит. Но о любви к Родине (земле, на которой родился), к Отечеству (стране отцов) не написано ни в уставе, ни в других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих в армии жизнь и учебный процесс. Интересно почему? Наверное, потому, что писали их люди, считающие, что любви в армии не место. Так ли это?

Обратимся к нашей военной истории. Возьмём лучшие её страницы – времена Суворова. Были ли безграмотные солдаты его армии патриотами? Кто бы сомневался! Причём без всяких с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их воспитала сама благодатная для этого среда России-матушки – многодетные, патриархального уклада семьи, сельская община, приходской священник. Да и с командирами им повезло. Кто ещё лучше Суворова коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т.е. службой, всей своей жизнью. Вспомните момент, когда во время сурового италийского похода перед штурмом Сен-Готардского перевала его чудо-богатыри дрогнули и возроптали: «Не пойдём! Это верная гибель!». Выслушав их, великий полководец приказал выкопать яму, лег в неё и заявил: «Закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом обратно, в Россию! Мне назад дороги нет!» Оцепенев, солдаты уже чрез минуту ринулись в бой и взяли непреступный перевал. А когда те же солдаты, не получая несколько дней горячего питания, ввиду полководца уселись возле реки и стали черпать из неё воду ложками, называя это италийским супом. Суворов, моментально поняв, в чём дело, сел рядом с ними, потребовал ложку и стал хлебать «суп», нахваливая его, а затем обратился к солдатам с призывом: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено, да наварено, всё наше будет!». Солдаты рассмеялись и готовы были голодные идти вперёд. Ради любимого командира.

А что ныне? Сравнения, конечно, не в нашу пользу. Российская армия давно не одерживала красивых, убедительных побед. Почему? И солдат вроде грамотных призывают, и офицеры все сплошь с высшим образованием и про патриотизм все слышали. Чего нет? Той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат. Итак, дело в офицере, в том, насколько верно он ответит на поставленный выше вопрос: «Во имя чего он должен служить Отечеству?»

Хочу процитировать, приводившийся выше фрагмент документа социологического исследования, одновременно продолжая отвечать на два первых поставленных вопроса: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью; обязанность, долг и ответственность – карьеризмом и личной безопасностью; стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел; качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Ясно, что подобные офицеры, на какие должности их не назначай, не смогут воспитать патриотов, потому что не являются ими сами. И поэтому их отговорки, что солдаты пошли, мол, не те, не так де воспитаны, можно принимать лишь условно. В годы Великой Отечественной войны на фронт направлялись не только добровольцы комсомольцы, но и уголовники-рецидивисты и члены репрессированных Сталиным семей, неужели они больше любили советскую власть, чем нынешнее поколение молодёжи нашу Россию?

Что же делать? Очевидно, параллельно прививая молодёжи любовь к Родине в семье и школе (а это отдельная больная тема), надо научить по-настоящему любить Родину и офицеров. Инструменты и воспитательная база для этого есть. Было бы на это желание тех, кто вовлечён в этот процесс. Однако, насильно мил не будешь. Любовь к Родине, стремление познать её должно быть продиктовано собственным сердцем – органом любви. Поделюсь собственным опытом.

Я, например, в этом году самостоятельно совершил поездку на поезде по маршруту Москва-Владивосток-Москва. Впечатлений – масса, главное из них – какая она огромная, красивая и могучая – наша Россия. Несмотря на все беды и напасти, которые регулярно обрушиваются на неё, она остаётся по-настоящему прекрасной и великой. Чтобы понять это, достаточно по ней проехать. Уверен, имей такую возможность в своё время Гитлер, кайзер Вильгельм или Наполеон, мы избежали б многих войн. Проехав 9 с лишним тысяч километров, я опять оказался… в России, на своей Родине, где можно свободно без переводчика общаться со своими согражданами, единоверцами, и чувствовать себя как дома. Не передать то чувство, с которым я выходил ранним утром на перрон Владивостокского вокзала, который соседствовал с морским портом и базой кораблей ТОФа. Как тут не вспомнишь слова Императора Александра Третьего, при котором закладывалась транссибирская магистраль, построенная русскими людьми всего за каких-то восемь лет: «У России всего два союзника – армия и военно-морской флот». (К сожалению, у многих офицеров преобладает желание, благодаря либерализации законодательства, провести отпуск за границей. Желание понятное. В конце конов, всё решает сам человек).

Могу привести и второй пример активного воспитания патриотизма – моё участие летом прошлого года в Великорецком крестном ходе, организованном военным отделом Вятской епархии РПЦ, в котором приняло участие несколько солдат, прапорщиков и офицеров кировского гарнизона. В течение пяти дней мы вместе с другими паломниками, число которых доходило до 15 тысяч, шли по бездорожью и просёлкам по древней русской земле, мимо вымирающих деревень и возрождающихся храмов, окунаясь на привалах в святые источники и совершая в пути молитву о России. Общаясь в ходе всего пути с военнослужащими, убедился, что даже скептики возвращаются из такого необычного путешествия другими: задумчивыми, узнавшими лучше свою Родину.

Наконец, третий пример. Посещение всей семьёй концерта известного исполнителя русских песен Николая Емелина, активно гастролирующего по всей стране. Он, к сожалению, не известен людям, избравшим критерием самого лучшего в отечественном шоу-бизнесе телевидение. Артист настолько зарядил позитивом и верой в Россию, в русский народ, в его будущее зрителей, что они были готовы подобно суворовским солдатам пойти на штурм сразу всех горных перевалов. Это только три личных примера из массы других способов и методов, как лучше узнать и полюбить свою Родину. А если сюда приложить желание командира и доведённый в армии до абсолюта административный ресурс?

К великому сожалению, в наше время, почему-то всё больше попадается командиров, которые не заморачиваются на тему патриотического воспитания подчинённых. Ведь не за это с них их будут спрашивать, в самом деле, старшие начальники и проверяющее. А война? Она, во-первых, как у нас водится, всё спишет, а во-вторых, она, по мнению таких полководцев, наступит когда-нибудь потом, когда они благополучно уйдут на пенсию и, может быть, будут писать мемуары, как доблестно они служили Отечеству, защищали Родину.

В одном из подмосковных соединений, в ожидании визита Верховного главнокомандующего, такой командир взял да и отменил за неделю до важного визита… обеденный перерыв для всех своих подчиненных, проходящих службу по контракту. В качестве, так сказать, тренировки, чтобы не попались на глаза Верховному в день приезда. И не беда, что этим нарушался распорядок дня, элементарные права военнослужащих, а может быть, самое главное – его же авторитет. Ведь ей Богу, вряд ли пойдут в бой подчинённые за таким командиром, даже если он, дерзнув подражать Суворову, ляжет в вырытую по его же приказу могилу…

Без любви, к Родине, к людям (подчинённым) трудно поднять дух, навести порядок в армии.

Подполковник Роман Илющенко, бакалавр религиоведения

Источник: Русская линия

30 ноября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
владимир 1 июня 2013, 21:05
будьте как дети-ИБО ТАКОВЫХ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.главный пример для ребенка-ЭТО СЕМЬЯ там закладывается фундамент И ОСНОВА характера будущего человека .дети до рождения чувствуют, желанны онн или нет. если отец был пяница, мать переносила постоянные стрессы--то нужно задать себе вопрос - что из этого выйдет в итоге?... воспитание в семье-главное начало начал будущего человека.даже животные чуствуя ласку от хозяина до конца жизни будут преданы своему хазяину.почему выростая в казалось в благополучной семье-человек становится эгоистом? по отношению к другим--от недостатка любви. ни школа, ни армия не воспитают. ДА, МОЖНО БОЯТЬСЯ наказания, но не любить.
Александр11 июля 2012, 09:40
Из бесед со своими многочисленными знакомыми - офицерами, сделал для себя вывод: Слово "Замполит" (или "офицер-воспитатель") - в войсках является синонимом неумолкающего болтуна, для которого что о любви к партии вещать, что о верности Православию - всё едино, лишь бы начальство одобряло. За то ему и деньги платят. Отсюда и великое множество армейских анекдотов на ту же тему ("про замполита"). Слово "патриот" при этом не прозвучало ни разу, никогда. Даже не ожидал его в данном контексте услышать.
Дмитрий26 августа 2011, 15:30
Алексей совершвет типичную ошибку - путает Родину с начальством.
Автор статьм как раз об этом и писал, что в идеале начальство должно быть достойеыми представителями Родины, как тот же Суворов.
Да вот беда в том, что в нынешней ситуации верхи не хотят мочь, а низы не могут хотеть...
В таком случае, сколько ни жди прихода доброго, справедливого и патриотичного начальства, которое как пресловутый барин всё устроит и рассудит, всё равно не дождёшься. Да и откуда ему взяться, разве что с Марса?
Так что либо всё исправлять самим, имея СОЗНАТЕЛЬНУЮ и АКТИВНУЮ жизненную позицию, либо другие устроят всё по-своему - уже БЕЗ НАС и ДЛЯ СЕБЯ. И пример с банковским клерком лишь подтверждает это рассуждение. Этот клерк - часть Системы, торгующей Родиной оптом и в розницу, но спроектированной НЕ НАМИ и НЕ ДЛЯ НАС, хотя безусловно - с нашим участием.

А патриотическое воспитание детей вполне даже возможно, если выкинуть зомбивизор и стать для них примером и авторитетом - вроде Суворова.
Алексей 2 декабря 2010, 20:49
Все эти рассуждения (((((ЖРАТЬ, на что то надо офицеру и Жить где то, семью содержать, во всем виновато наше правительство, что довело армию до такого состояния и офицер видит, что когда он в ночь идет сторожем подрабатывать его сверстник, работающий в банке клерком идет в ресторан, вот и все рассуждения про Суворова. В царское время офицер был элитой, а сейчас.......ботинки думает, на что купить.
Леанель 1 декабря 2010, 19:48
вопрос: что делать? мы это понимаем. здорово! а что мы можем сделать конкретно сейчас? лично я безработная, в отпуске по уходу за детьми. собираюсь выходить на работу в школу. буду воспитывать детей младшей школы. одним из самых важных вещей считаю воспитание патриотизма. буду работать в этом направлении. но считаю, что и дома, родители вполне могут заниматься патриотическим воспитанием детей любого возраста, было бы желание. нужно отбирать хорошие книжки для детей, самим им читать, вместе, потом они уж будут самостоятельно. нужны примеры, ориентиры. они есть.и в жизни тоже есть достойные примеры. на телевидении патриотического воспитания уже давно не встречала. это мощный инструмент воздействия вещает пустые вещи.редко что-то ценное проскальзывает
чираков павел30 ноября 2010, 16:57
Согласен с автором статьи полностью. А от себя добавлю,
что воспитание верности Родине и уважения к людям,без чего
нет русского человека,нужно увязывать на мой взгляд не то
лько с личным примером,но и с реальной жизненной обстановкой;т.е.командиры должны иметь активную жизненную
позицию.
Павел30 ноября 2010, 16:06
Слышал воспоминания про чеченскую войну. Сюжет такой: только наши окружают бандитов, готовы уже убить, расправиться с ними - тут же сигнал "отбой" с вышестоящего звена. Такое впечатление, что кто-то "наверху" кроет их. Т.е. - наши бойцы часто оказывались заложниками такой вот "ситуации". Ясно, что всё это сильно деморализует.
Павел30 ноября 2010, 15:52
"Чего нет? Той суворовской любви к Родине у офицеров, того чувства преданности и веры им солдат."
А чего еще нет? По-моему, двух вещей важных не хватает:
1. Нет независимой от врагов Родины. Власти подписали столько договоров и конвенций, что в Афганистане мы уже помогаем США, экономические санкции вводим против Ирана по указке США, образование ухудшаем, следуя "болонскому процессу", и т.д.
2. Нет осознанной во власти национальной идеи, духовной основы государства. Т.е. - законы не основаны на Божьих заповедях. Нет положительного "смысла жизни" государства, как про это хорошо сказал протоиерей Евгений Соколов http://www.pravoslavie.ru/smi/42883.htm
3. Нет уже такого, как во время Великой Отечественной Войны, духовного стержня во всем народе (не только в армии), духовного запаса прочности нации. Духовно парализован весь почти народ, не только армия.

Поэтому и не хотят гибнуть за такую "эрэфию" наши воины. Всё равно высокое начальство продаст и предаст.
Сергей П30 ноября 2010, 15:31
Во- первых хочу спросить патриота - что такое бакалавр религиоведения? Что в русском языке нет соответствующего слова? Это о патриотизме к русскому языку. Кстати Суворов не засорял свою речь инсловами и своим офицерам запрещал, хотя за это при дворе был награжден различными насмешками.
Во-вторых, не надо изобретать велосипед-когда он уже изобретен давно. Основное звено воспитания чувства Родины и патриотизма -это семья, потом школа, именно тут закладывается фундамент на всю отставшую жизнь человека.
В-третьих, сам офицер запаса и подтверждаю, что основная масса служит не Родине и народу,а ради быстрой пенсии и всякого гособеспечения. Стремление найти теплое местечко и спокойно дожить до пенсии- вот основа службы. И это стремление от верха и до низу-поэтому никакой постоянной боевой учебы, учений. Это только десантники да ракетчики постоянно тренируются. Так среди них и не найдешь представителя "пятой колонны". Если бы все занимались боевой учебой, то и речи о патриотизме м.б. не было.
Юрий П.30 ноября 2010, 12:09
В свое время отслужил срочку, 2 года тогда еще, сейчас работаю в МЧС. Согласен с автором полностью.
Спасибо за здравые рассуждения. По нашим временам это редкость.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×