Удивляет слово «довольно», сказанное вслед за тем, как апостолы указали на два имеющихся меча. Создается впечатление, что Христос говорил о чем-то ином, а не о холодном оружии. Подобных случаев непонимания в Евангелии достаточно. Например, Христос говорит ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской, а они думают, что Господь говорит о простом хлебе, тогда как они никакой еды с собой не имеют. «Хлеб» и «меч» есть не только обычные хлеб и меч, но также и имена таких родовых, общих понятий, как «пища» и «оружие». Достаточно сказать, что, принося благодарение перед едой, еврею достаточно произнести благодарение только над хлебом. В этом случае вся пища, сколько бы ее ни было на столе, будет благословлена. Хлеб в полном смысле слова – всему голова, не просто один из видов пищи, а пища вообще.
А что же меч?
Христос, очевидно, повелевает апостолам вооружиться, используя это слово. Но они, видимо, не понимают Его слова глубоко и полностью, относя сказанное к обычному оружию. То, что Христос не имеет в виду воинские доспехи, становится понятно по Его реакции: «Довольно», – что похоже на слова: «Хватит об этом». Этими мечами, которых «довольно», Он запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл слов об оружии.
Во-первых, все сказанное на тайной вечери, выходит далеко за рамки слов, обращенных только к конкретным участникам прощальной беседы. Христос видит перед Собой будущий ход истории, он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Он обращается к ним, но знает, что слово Его не затихнет в веках, а будет звучать столетиями в сознании миллионов верующих. Некоторые из слов, прозвучавших на тайной вечери, такие как «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое», звучат на каждой литургии. Покуда совершается Евхаристия, эти слова более чем историчны. Они всеисторичны. На слова о мече можно смотреть под таким же углом зрения.
Меч – это слово Божие. Об этом говорит неоднократно апостол язычников – Павел. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17). И еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12).
Если мы согласимся с тем, что Господь смотрел на апостолов и говорил с ними, а видел всех нас и обращался к нам тоже; если мы примем ту мысль, что под мечом понимается слово, то выводы придут сами собой.
Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. И это занятие должно занимать нас тем более, чем большее сходство с Гефсиманской ночью мы усматриваем в нашей земной реальности. Ведь эти слова Господь сказал накануне страданий. Не только ночь тогда чернела за окнами, но сам воздух истории потемнел в предчувствии немыслимого злодеяния – убийства Праведника.
Слова «продай одежду свою и купи меч» могут означать то, что приобретение духовных знаний сопряжено с издержками и сложностями. Их не стоит бояться, даже если речь идет о продаже верхней одежды! Вновь высота евангельских требований ужасает и зовет в гору.
Давид в псалмах неоднократно воспевал закон Господень. Слова Бога он называл более сладкими, чем мед, и более драгоценными, чем золото и отборные драгоценные камни. Стремиться к подобной любви предстоит и нам. Если слова Господа для человека не дороги, то вряд ли он сможет снять с себя рубаху ради постижения их смысла. Он именно должен ощущать себя человеком, приобретающим посредством Писаний нечто более дорогое, чем рубины или сапфиры.
Но вернемся к «мечу». Слово Божие сладко и драгоценно, как мед и золото. Но оно же и остро и убийственно для врагов и опасно для тех, кто не умеет им пользоваться. Оно, то есть, характеризуется всем тем, что можно сказать об оружии. Поскольку Христос есть не только Новый Законодатель, но и единственный совершенный Исполнитель Закона, то Он и показывает нам, как пользоваться мечом слова.
Во время искушения в пустыне сатана предложил Иисусу Христу три искушения. В этих трех искушениях заключался весь яд, имеющийся в арсенале соблазнителя. Это были три выпада, три удара отравленной шпагой, при которых любая царапина несла смерть. Христос отразил все три удара и отразил их мечом слова Божия. Искушения хлебом, властью и чудом Господь отразил тремя изречениями из книги Второзакония, тремя точными и к месту произнесенными цитатами.
«Не хлебом единым будет жить человек», «не искушай Господа Бога Твоего» и «Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи» – все это точные и, главное, к месту сказанные слова Писаний, в устах Иисусовых ставшие оружием. Невольно вспоминается образ Апокалипсиса, где Иисус восседает на коне белом, «и воинства небесные следовали за Ним на конях белых… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19: 14–15).
То, что Христос делает с естественной легкостью, для нас может стать возможным лишь после долгих упражнений. Владение оружием есть занятие опасное для самого вооруженного. Если человек не умеет пользоваться оружием, ему лучше не брать его в руки без подготовки. Сказанное касается и слова Божия. Способное язвить врага, оно может искалечить и неумелого пользователя. Поэтому надо, с одной стороны, вооружаться, а с другой – учиться пользоваться острейшим лезвием, «проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).
Итак, Сын Божий не творил волю Свою. Он «шел по писанному», исполнял предсказанное о Нем, поступал по воле Отца. Будучи Словом Божиим, Он знал Его не просто из книг, как Человек, но и как Господь, как Творец Писаний. По Своему безгрешному Человечеству Христос жил словом и поэтому пользовался им безошибочно, спасительно, точно и чудотворно. Приближаться насколько возможно к овладению и постижению смысла Писаний Он зовет и нас. Это единственный вид оружия, подсчет единиц которого не заставит Христа сказать: «Довольно».
Полюбить Писание и открыть в нем для себя источник силы и смысла предстоит нам. И эта жажда живой воды должна быть столь сильна, что даже продажа одежды ради достижения цели не должна выглядеть непреодолимым препятствием.
А вообще, я в очередной раз удивляюсь поведению "либерального крыла" нашей Церкви. Вы мало того, что сами не хотите применять физическую силу для защиты своих религиозных ценностей, так Вы ещё и тех православных людей, кто всё таки так хочет поступать - поливаете отбороной грязью. Дескать Вы все скинхеды, фашисты, экстремисты и ваххабиты. Диву даёшься, просто...
Согласен с Валерием, употребив слово ЕДИНСТВЕННЫЙ и усилив его словом ОДИН, отец Андрей не оставляет читателю иных пониманий этого места Евангелия. Отличных от предлагаемого им.
ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫВОД - вооружайтесь правильным пониманием Писаний.
Отрезаем вариант с обычным оружием, и получаем пропаганду непротивленчества. Уклон в протестанство выходит, мертвая вера без дел.
Апостол Петр, кстати, в совершенстве владел мечем. Для осознания - попробуйте взять хотя бы большой нож и одним движением срезать им что-нибудь по своим параметрам похожее на ухо. Потом то же самое попробуйте ночью, при свете факела. Потом представьте, что это не что нибудь, а кто-нибудь имеющий реакцию и желание вас схватить.
Прежде всего - конечно меч слова, но и обычный меч необходимость и умение им пользоваться обязательно для всякого мужчины, а порой и для женщины.
В этой статье речь идёт о борьбе с невидимым противником , который находится внутри человека ( он же и рождает в душе наклонности к тому беспределу , о котором Вы пишете ).
Слово Божие и опыт Церкви позволяют ответить на эти многие другие вопросы. Только после этого следует выбрать подходящее средство, включая военную и полицейскую силу.
Но это не для Вас, Валерий. В Вашем понимании все четко и ясно: РПЦ виновата в коррупции, сектантстве, бандитизме, слабости и лени российского обывателя, а также унынии, отчаянии и похоти как целенаправленно культивируемых состояний у своей паствы. Вы же ни в коей мере ни в чем не виноваты и настолько чисты и праведны, что позволяете себе стать судией пастырей Православной Церкви. Пожалуйста, не тратьте время просматривая сей скромный ресурс, лучше займитесь изучением Ислама, совершайте намаз 5 раз в день, съездите в Мекку и примите участие в Джихаде наконец.
Автор статьи, совершенно прямо предлагает православным людям становится толерантными пацифистами, на основании своих субъективных интерпретаций текстов Библии. Вот и всё, собственно говоря.
Посмотрите, вокруг. Бандитизм, наркоторговля и сатанизм как процветали, так и процветают махровым цветом. Что при Ельцине, что при Путине, что при Медведеве. Что изменилось, за это время? Да, ничего. Кто во всём этом виноват? Ответ очевиден. Толерантное мировоззрение большинства граждан России( особенно воцерковлённых православных). Как пример, посмотрите на мусульман. У них никакой толерантности и никакого пацифизма и в помине нету. Но и наркоторговли, вкупе с сатанизмом - тоже не наблюдается.
И вообще, как допустим можно остановить педофила, насилующего ребёнка - исключительно словом? Это вообще, возможно? По-моему, нет. Тоже самое относится к сатанистам, бандитам и наркоторговцам. С этими контингентами, можно разговаривавть исключительно с позиции силы. Другого языка, они не понимают.
Очень поучительный, своевременный и полезный материал!
Статьи протоиерея Андрея Ткачева (и книги по возможности) стараюсь читать все. Думаю, Господь наделил его даром толкования, даром простого, понятного слова раскрывать глубину Святого Писания. О.Андрею хочется пожелать совершенствования владения "духовным мечом", чтобы мы, вкушая мягкий хлеб, смогли впоследствии переварить и твердую пищу. Прошу молитв и за первого настоятеля храма прп. Агапита Печерского (где сейчас служит о.Андрей), прот. Александра Креницкого ( 09.01.2007). Незаурядный был священник. Встречался с ним только один раз, но запомнил на всю жизнь.
О.Тихону и сотрудникам сайта низкий поклон за прекрасные подборки статей, воспитывающих именно дух и старающихся показать живого Христа.
С уважением р.Б. Василий