Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Ваше Святейшество!
Позвольте от имени Российского книжного союза, Президентом которого являюсь, выразить Вам, Ваше Святейшество, слова искренней признательности за неизменное духовное наставничество и поддержку в вопросах продвижения высокохудожественной и духовно-нравственной литературы в нашей стране. Российский книжный союз считает своим долгом развивать плодотворное сотрудничество с Русской Православной Церковью.
В этом контексте хотел бы привлечь Ваше внимание к вопросу, который волнует многих российских граждан, в том числе православных. Эта деликатная тема неизбежно возникает накануне широко отмечаемой российской и мировой общественностью даты, которая приходится на 20 ноября с.г., – 100-летия со дня смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Принимая во внимание особую чувствительность этой темы, а также невозможность для Русской Православной Церкви пересмотреть решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, просил бы Вас, Ваше Святейшество, проявить сегодня к этому сомневающемуся человеку то сострадание, на которое способна именно Церковь. Тем более что в свое время Лев Толстой, как известно, все же находился на пути в Оптину пустынь.
Разъяснение позиции Церкви в этом вопросе, публичное проявление в той или иной форме чувств сострадания со стороны Церкви к великому писателю в канун скорбной даты, по мнению Российского книжного союза, были бы сегодня правильно восприняты православным сообществом и обществом в целом.
Очень рассчитываю, Ваше Святейшество, на Ваше мудрое решение в столь деликатном вопросе.
Позвольте от всего сердца пожелать Вам, Ваше Святейшество, дальнейших успехов в многотрудном служении по несению святого Патриаршего креста.
С глубоким уважением,
президент Российского книжного союза С.В. Степашин
***
Президенту Российского книжного союза С.В. Степашину
Многоуважаемый Сергей Вадимович!
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы как Президент Российского книжного союза – в преддверии 100-летия со дня смерти Л.Н. Толстого – задаете вопрос об отношении Русской Православной Церкви к этому писателю.
Пожалуй, во всей истории русской литературы нет более трагической личности, чем Лев Николаевич Толстой – "великий писатель земли Русской", по выражению И.С. Тургенева. Его художественное творчество – одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. Поэтому понятны боль и недоумение многих почитателей творчества Л.Н. Толстого, в том числе и православных христиан, для которых может оставаться неясным, почему Святейшим Правительствующим Синодом 20 февраля 1901 года он был отлучен от Церкви.
Святейший Синод своим решением лишь констатировал уже свершившийся факт – граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал: "То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…" Это лишь некоторые из подобного рода многочисленных заявлений великого писателя.
Еще когда Л.Н. Толстому было 27 лет, он вынашивал идею создания новой веры, о чем свидетельствуют его дневники той поры. А в преклонных годах, почувствовав, что близок к этой цели, писатель создает небольшую секту своих почитателей и пишет "Евангелие от Толстого". Главным объектом нападок Л.Н. Толстого становится Православная Церковь. Его высказывания и поступки, направленные против нее, были ужасающи для православного сознания. Более того, деятельность Л.Н. Толстого в последние десятилетия его жизни, к сожалению, была поистине разрушительна для России, которую он любил. Она принесла несчастье народу, которому он так хотел служить. Недаром вождь большевиков чрезвычайно ценил именно это направление деятельности Л.Н. Толстого и называл писателя "зеркалом русской революции".
Великие подвижники Русской Православной Церкви – праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие другие – с горечью признавали, что великий талант графа Толстого целенаправленно употреблен им на разрушение духовных и общественных устоев России.
Последние дни жизни великого писателя говорят нам о той мучительной борьбе, которая происходила в его душе. Он бежал из своего родового гнезда – Ясной Поляны, но не к своим единомышленникам, "толстовцам", а в самый известный тогда русский монастырь – Оптину пустынь, где в то время пребывали старцы-подвижники. Там он попытался встретиться с ними, но в последний момент не решился на это, о чем тогда же с горечью признавался своей сестре – монахине соседнего с Оптиной пустынью Шамординского монастыря. Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Но когда два священника прибыли в Астапово, окружавшие умирающего писателя ученики и последователи не допустили этой встречи…
Церковь с огромным сочувствием относилась к духовной судьбе писателя. Ни до, ни после его смерти никаких "анафем и проклятий", как утверждали 100 лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было. Православные люди по-прежнему почитают великий художественный талант Л.Н. Толстого, но по-прежнему не приемлют его антихристианских идей.
Несколько поколений православных читателей в нашей стране и за рубежом высоко ценят литературное творчество Л.Н. Толстого. Они благодарны ему за такие незабываемые, прекрасные произведения, как "Детство", "Отрочество", "Юность", "Хаджи-Мурат", "Война и мир", "Анна Каренина", "Смерть Ивана Ильича". Однако, поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может. Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе.
С искренним уважением, архимандрит
Тихон (Шевкунов),
ответственный секретарь Патриаршего совета по
культуре,
наместник Сретенского монастыря г. Москвы
Если человек поверхностно интересуется Православием, то Толстой ему и может чем-то Великим казаться!" Церковь полна нас, кающихся грешников -но не святых и " правильных" людей- это нам напоминают священники ежедневно перед исповедью. Ещё вспомнился пример Святого Апостола Павла -он ведь был гонителем и карателем христиан - что не помешало ему быть Богоизбранным сосудом для наставления в вере.Тот факт, что Толстой писал о греховной стороне жизни людей его времени - так и в наше время сколько"праведников" мы можем найти среди себя самих?.И ещё мне вспомнилась реакция одной молодой женщины на то, что курит её знакомая: "Как, ты куришь?Ты ведь в храм ходишь!"Что тут можно сказать? Священники же не удивляются, что ходят в церковь бывшие алкоголики-наркоманы-преступники: а куда им ещё идти, как не к Господу?!!Кто нас всех ещё столько времени терпит? Думается, что нужно отбросить уверенность в моей, или Вашей, непогрешимости - мой духовник так и сказал : "Добро мы должны делать по своему долгу - мы по природе своей должны это делать. А не относиться к Богу, как к лавочнику - я делаю то-то и то-то, а Ты мне..."
Можно поставить над теми, кто требует от Церкви оправдания Льва Толстого один простой эксперимент. Достаточно будет на их же форумах, где они упражняются в злословии, привести своими словами и без указания источника несколько его идей, относящихся не к критике Церкви, а из области его воззрений на искусство, например - и посмотреть, какой анафеме он предадут их автора! Илья (другой)
Все великие писатели были почти что коммунистами в их сострадании к простому человеку.
Иные писатели творчество которых не пришлось по нраву последователям Луначарcкого попросту канули в небытие для рядового читателя.
Почему постсоветские литературоведы продолжают величать тех же писателей и навязывать их школьным программам?
Некого противопоставить Толстому,Достоевскому,Есенину и т.п .
или некому?
И не надо категорически утверждать, что Бог не простит Толстого. Мы многого не знаем. На надо решать за Бога, лучше давайте о себе подумаем.
Вы прямо как бы заставляете церковь изменить свою точку зреия. Знаете, она имеет право думать как она думает. Вы можете прощать Толстого, это ваше личное дело. Церковь может не прощать. И это также ее дело.
И какая гордыня. И жизнь долгая - Бог терпеливо ждал его покаяния.
Просто обидно, что зложелатели приводят столько лживых высказываний в которые они только сами и верят. о. Тихон не одного оскорбления никому не сказал. Вы же тут просто нашли площадку для словоблудия. Позор русской интеллигенции.
Авторы пытаются создать впечатление, что в последние годы и особенно дни своей жизни Толстой осознал правоту церкви и стремился получить её прощенние и напутствие перед уходом в жзнь вечную.
Эта картина не имеет ничего общего с действительностью и является выдумкой.
Надеюсь, что о.Тихон и о. Георгией просто были введены в заблуждение и публично отрекутся от сказанной ими публично кощунственной лжи.
Простите, а кощунство-то в чем?
И прежде чем обвинять о.Тихона и о.Георгия во лжи, вы бы сами попытались узнать у них об источнике информации. То, что он не назван в статьях, еще ни о чем не говорит.
Дмитрий:
Я, будучи христианином, после своей смерти и будущего
всеобщего воскрешения мёртвых, не смогу увидеть Льва Толстого, ибо, скорее всего, судя по его жизнеописанию и мировоззрению, он будет направлен в ад, на вечные муки. Ну, что ж, там будет тоже достаточно интеллектуальных людей - Дарвин, Маркс, Троцкий, Ленин, Ницше, Гитлер, Фрейд, Ричард Докинз и мн. др. Так что, ничего - скучно ему не будет.
А это уже не нам судить, кто куда будет направлен. Еще не известно, где мы сами окажемся.
Рабы Божии. Знаете выражение - кто кому служит, тот тому и раб. ? Так вот, я хочу служить Богу, быть Божиим. А не удовлетворителем похотей и страстей собственного туловища и ума. Так что по крещению я сын, по служению - раб. Но - главное - Божий.
Про распихивание церковью (!) инвалидов по психушкам - впервые слышу. А если учесть, что множество монахов после войны были из солдат, то совсем в это не верится.
Про признании души - чушь полная. Ибо самым близким к Богу стоит именно Богородица, Та, Которая может Христа наравне с Богом Отцом полноправно назвать Сыном. И почитается Богородица с самого начала христианства и всегда превыше других святых.
Вот теперь сами себе ответьте на свой вопрос.
Про очищение сказано в Библии Господом. Тем более, что Каин родился уже после изгнания из рая, и по этому нам не ведомо как должно было осуществляться повеление "плодитесь и размножайтесь". Ибо после грехопадения Богом было сказано, что "в муках будешь рожать детей".
Правильная мысль. Вопрос в направлении развития. Если по своему мудрствованию, то "благими намерениями вымощена дорога в ад". А вот если призывать Бога для своего роста и в качестве путеводителя использовать Библию с святоотеческими трудами, то скорее всего будет толк.
А впредь при появлении вопросов прибегайте к Преданию и Писанию, а не собственному мудрствованию и/или совету подруг и бабушек-прихожанок. Сначала укрепитесь на абсолютных источниках - Предании и Писании.
Прочитал в журнале "Фома" ответ диакона Михаила Першина:
"Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я - Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу".
"Рабство Богу – это большая мера свободы, нежели рабство своим собственным стереотипам и страстям".
диакон Андрей Кураев-где-то вот так,если Божий,то ты под его защитой постоянно
Это даёт надежду на то, что неправда, сказанная о. Тихоном и о. Георгием - не сознательная ложь, а всего лишь недомыслие.
Потому поясню - в надеждеь что святые отцы исправят ими сказанное.
Насчёт телеграмм с просьбой прислать священника - это очевидная, ясная неправда. Этот факт легко доказуем - авторы не привели источник этой информации и сделать это не смогут :-) (ничего подобного не было).
Более важна однако другая, непрямая ложь. Авторы пытаются создать впечатление, что в последние годы и особенно дни своей жизни Толстой осознал правоту церкви и стремился получить её прощенние и напутствие перед уходом в жзнь вечную.
Эта картина не имеет ничего общего с действительностью и является выдумкой.
Надеюсь, что о.Тихон и о. Георгией просто были введены в заблуждение и публично отрекутся от сказанной ими публично кощунственной лжи.
Ваш ответ г-ну Степашину к сожалению наполнен самой явной и откровенной ложью.
Я не буду даже говорить о том, что никаких антихристианских идей у Толстого не было(зато они в большом количестве присутствуют в учении Православной церкви) - ибо это бесполезно.
Отмечу только один момент.
"Толстой ... велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа".
Откуда Вы взяли эту грязную, кощунственную ложь? Ответственность за неё на Вас - даже если Вы были введены в заблуждение какими-то прохиндеями Вы были обязаны проверить - верно ли это. Вы сделать это не потрудились. Потому Вы именно солгали. Не пора ли покаяться? Ведь отец лжи - дьявол.
дожил до 20 века, но лично для меня он ассоциируется только с началом 19-го.
Дневник Достоевского же читается сегодня, как будто он наш сегодняшний современник. Бесусловно, Толстой - талантливый писатель, но - и только. Все
его хождения в народ - не настоящие. Достоевский же и есть сам народ, хоть и был дворянином по происхождению и по духу.
Толстой искал истину, но так и не нашел. Достоевский не только знал иснину, но
вполне реализовал свой дар слова и пророческий дар во благо нам, его благодарным потомкам.
Должно быть, богатому так же трудно постичь истину, как и добраться до "царствия небеного, как пройти через ушко игольное".
Вспомним изречения Толстого про православие и сравним с Достоевским:
«Россия про себя же понимала, что несет внутри себя драгоценность, которой нет
нигде больше, - ПРАВОСЛАВИЕ, что она - хранительница Христовой истины, но уже
истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах.»
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.
Ряд комментарием можно смело обходить взглядом, т.к. они глупы.
А нам не нужно забывать что, когда ученики и последователи Толстого не пускали священников к нему, Господь тоже там присутствовал.
И первоверховный архангел, которого когда то звали Денница, был великим. Л.Н.Толстой в сравнении с ним обыкновенная промокашка. Первый тоже хотел себя поставить выше Бога, второй
вообще отказался быть в лоне Церкви, установленный самим Богом
и Спасителем. В обоих случаях причиной падения является гордыня, помрачившая их ум. Получается, что Толстой даже хуже сатаны, который просто восстал против Бога, второй же вообще отказался от него. Как же мы теперь можем его вернуть в лоно Церкви? Нам остается только сказать:"Да будет воля твоя, Господи!"
сейчас сформировалось) "либераст" и активно проповедовал
либеральную идеологию. Но либеральная идея
является сатанинской, антихристианской, в чём мы на практике очень хорошо убедились, ибо после распада СССР,
и ухода от власти коммунистов, к власти пришли "либерасты",
которые продолжают править до сих пор, и страна ещё окончательно не развалилась только благодаря нефти и ещё
не умершему христианству. А чтобы страна возродилась, нужно перейти от либеральной идеи к христианской (в качестве государственной идеологии). Толстой же, в христианской стране проповедовал либеральные идеи,
то есть, работал на гибель России, приближал "либерастную" (Февральскую) революцию. Тогда "либерасты" смогли продержаться у власти меньше года, развалив страну до безобразия - и это понятно, ведь тогда не было "спасающей" нефти, и шла к тому же Первая Мировая Война. Поэтому они и не смогли удержать власть и уступили её также антихристианской, но более жёсткой и тоталитарной идеологии - коммунистической.
Я, будучи христианином, после своей смерти и будущего
всеобщего воскрешения мёртвых, не смогу увидеть Льва Толстого, ибо, скорее всего, судя по его жизнеописанию и мировоззрению, он будет направлен в ад, на вечные муки. Ну, что ж, там будет тоже достаточно интеллектуальных людей - Дарвин, Маркс, Троцкий, Ленин, Ницше, Гитлер, Фрейд, Ричард Докинз и мн. др. Так что, ничего - скучно ему не будет.
Большевицким селекционерам нельзя отказать в успехе: им удалось-таки вывести специфическую породу людей...
Когда же наш человек обратится, наконец, к своим же собственным корням - и к благочестию?..
Когда же он поймет, наконец, что не с его носом поучать Русскую Православную Церковь - и давать ей советы?.. Причем это в полной и равной мере относится даже и к столь высокопоставленным должностным лицам.
Есть такая замечательная формулировка: проявление неблагоразумной инициативы.
Здесь - и самонадеянность, и ограниченность, и тлетворное вдохновение (притом вполне искреннее - и потому особенно убогое)...
Неужели непонятно, что Русской Православной Церкви уж как-нибудь, слава Богу, достанет на то, чтобы "не обижать великую русскую литературу", чтобы объять всё то, что могут по этому поводу сказать, и подумать, и придумать все эти старатели, и еще гораздо многое сверх того - о чём им подумать даже и не снилось.
Доколе будут продолжаться все эти и подобные приставания и претензии к нашей Церкви, когда же, наконец, ей перестанут подобным образом докучать все эти вообразившие, будто бы они что-то лучше знают, лучше разбираются в вещах? Когда же они, наконец, вырастут - и у них внутри появится что-то, что будет их в таких случаях останавливать (именно изнутри)?
Остается лишь удивляться нескончаемому долготерпению нашей Церкви, ее пастырей и архипастырей. Низкий им поклон!
Для интересующихся советую почитать архиепископа Иоанна Шаховского "Революция Толстого" и Павла Басинского "Лев Толстой. Бегство из рая" (http://fictionbook.ws/nonf_/nonf_biography/pavel-basinskiy-lev-tolstoy-begstvo-iz-raya.html)
Смешно. Это претензия не к Степашину, а к текстильной(ковёрной) промышленности. Почему они производят ковры с изображением государственного символа России (двуглавого орла), а не с портретами русских писателей? Которые закупают АХО (административно-хозяйственные отделы)государственных организаций и стелят их в высоких государственных кабинетах.
Потрясающее невежество и/или неуважение к настоящим святыням. Предлагаю г-ну Степашину разместить на ковре изображение так любимого им писателя.
"Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он (Толстой) велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Но ... окружавшие ... не допустили этой встречи".
... "и намерения целует"... Как же так? Почему "каноническое его церковное поминовение невозможно"? Каноны, придуманные нами на земле, выше любви Божией?
Как это похоже на нас и на наш гуманизм.
Надеюсь, очень сильно надеюсь, что Господь наш Иисус Христос не отвернулся от его страждущей души...
Благодарю о.Тихона за прекрасный ответ.
Ириша
"Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе."
Ну зачем так-то выражаться?! Ведь корректная формулировка уже давно известна и высказана на всех уровнях: ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ поминовение Толстого невозможно, а ЧАСТНАЯ молитва вполне допустима. А со слов о.Тихона получается, будто бездушные каноны подавляют искренюю молитву. Разумеется, о.Тихон хотел сказать не так. Но не в меру эмоциональные поклонники Толстого (а его поклонники, как правило, не меру эмоциональны) поймут о.Тихона именно так. Ну и начнут терроризировать приходских священников: "Имеешь сострадательное сердце? -- Служи панихиду по Толстому!" И при этом козырять самыми высокими церковными авторитетами!