Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом

Сергей Степашин Сергей Степашин

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Позвольте от имени Российского книжного союза, Президентом которого являюсь, выразить Вам, Ваше Святейшество, слова искренней признательности за неизменное духовное наставничество и поддержку в вопросах продвижения высокохудожественной и духовно-нравственной литературы в нашей стране. Российский книжный союз считает своим долгом развивать плодотворное сотрудничество с Русской Православной Церковью.

В этом контексте хотел бы привлечь Ваше внимание к вопросу, который волнует многих российских граждан, в том числе православных. Эта деликатная тема неизбежно возникает накануне широко отмечаемой российской и мировой общественностью даты, которая приходится на 20 ноября с.г., – 100-летия со дня смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Принимая во внимание особую чувствительность этой темы, а также невозможность для Русской Православной Церкви пересмотреть решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, просил бы Вас, Ваше Святейшество, проявить сегодня к этому сомневающемуся человеку то сострадание, на которое способна именно Церковь. Тем более что в свое время Лев Толстой, как известно, все же находился на пути в Оптину пустынь.

Разъяснение позиции Церкви в этом вопросе, публичное проявление в той или иной форме чувств сострадания со стороны Церкви к великому писателю в канун скорбной даты, по мнению Российского книжного союза, были бы сегодня правильно восприняты православным сообществом и обществом в целом.

Очень рассчитываю, Ваше Святейшество, на Ваше мудрое решение в столь деликатном вопросе.

Позвольте от всего сердца пожелать Вам, Ваше Святейшество, дальнейших успехов в многотрудном служении по несению святого Патриаршего креста.

С глубоким уважением,
президент Российского книжного союза С.В. Степашин

***

Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Президенту Российского книжного союза С.В. Степашину

Многоуважаемый Сергей Вадимович!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы как Президент Российского книжного союза – в преддверии 100-летия со дня смерти Л.Н. Толстого – задаете вопрос об отношении Русской Православной Церкви к этому писателю.

Пожалуй, во всей истории русской литературы нет более трагической личности, чем Лев Николаевич Толстой – "великий писатель земли Русской", по выражению И.С. Тургенева. Его художественное творчество – одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. Поэтому понятны боль и недоумение многих почитателей творчества Л.Н. Толстого, в том числе и православных христиан, для которых может оставаться неясным, почему Святейшим Правительствующим Синодом 20 февраля 1901 года он был отлучен от Церкви.

Святейший Синод своим решением лишь констатировал уже свершившийся факт – граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал: "То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… Я отвергаю все таинства… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей…" Это лишь некоторые из подобного рода многочисленных заявлений великого писателя.

Еще когда Л.Н. Толстому было 27 лет, он вынашивал идею создания новой веры, о чем свидетельствуют его дневники той поры. А в преклонных годах, почувствовав, что близок к этой цели, писатель создает небольшую секту своих почитателей и пишет "Евангелие от Толстого". Главным объектом нападок Л.Н. Толстого становится Православная Церковь. Его высказывания и поступки, направленные против нее, были ужасающи для православного сознания. Более того, деятельность Л.Н. Толстого в последние десятилетия его жизни, к сожалению, была поистине разрушительна для России, которую он любил. Она принесла несчастье народу, которому он так хотел служить. Недаром вождь большевиков чрезвычайно ценил именно это направление деятельности Л.Н. Толстого и называл писателя "зеркалом русской революции".

Великие подвижники Русской Православной Церкви – праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие другие – с горечью признавали, что великий талант графа Толстого целенаправленно употреблен им на разрушение духовных и общественных устоев России.

Последние дни жизни великого писателя говорят нам о той мучительной борьбе, которая происходила в его душе. Он бежал из своего родового гнезда – Ясной Поляны, но не к своим единомышленникам, "толстовцам", а в самый известный тогда русский монастырь – Оптину пустынь, где в то время пребывали старцы-подвижники. Там он попытался встретиться с ними, но в последний момент не решился на это, о чем тогда же с горечью признавался своей сестре – монахине соседнего с Оптиной пустынью Шамординского монастыря. Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Но когда два священника прибыли в Астапово, окружавшие умирающего писателя ученики и последователи не допустили этой встречи…

Церковь с огромным сочувствием относилась к духовной судьбе писателя. Ни до, ни после его смерти никаких "анафем и проклятий", как утверждали 100 лет назад и утверждают сегодня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было. Православные люди по-прежнему почитают великий художественный талант Л.Н. Толстого, но по-прежнему не приемлют его антихристианских идей.

Несколько поколений православных читателей в нашей стране и за рубежом высоко ценят литературное творчество Л.Н. Толстого. Они благодарны ему за такие незабываемые, прекрасные произведения, как "Детство", "Отрочество", "Юность", "Хаджи-Мурат", "Война и мир", "Анна Каренина", "Смерть Ивана Ильича". Однако, поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может. Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе.

С искренним уважением, архимандрит Тихон (Шевкунов),
ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре,
наместник Сретенского монастыря г. Москвы

Российская Газета

18 ноября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Надежда14 января 2017, 21:00
Всем мира в душе и здоровья!
Татьяна.29 октября 2016, 10:50
Прекрасный ответ Владыки Тихона, в каждом слове скорбь о заблудшей душе.
Наталья17 декабря 2015, 18:35
Раб Божий-это работающий Богу
Александр16 декабря 2015, 18:57
Бог судит не по заслугам, а по сердцу - вспомните о разбойнике, оказавшимся в раю. И церковь наша, православная, не судит, а живёт по канонам Христовым, которые если нарушит, перестанет быть таковой. Или будет называться католической, например, или протестантской, с этими ребятами можно договариваться о чём угодно. Что для кого ценно в этом мире, выбор свободен.
Светлана 7 сентября 2015, 16:29
Марии Большаковой,позвольте ответить на Ваши слова: "
Если человек поверхностно интересуется Православием, то Толстой ему и может чем-то Великим казаться!" Церковь полна нас, кающихся грешников -но не святых и " правильных" людей- это нам напоминают священники ежедневно перед исповедью. Ещё вспомнился пример Святого Апостола Павла -он ведь был гонителем и карателем христиан - что не помешало ему быть Богоизбранным сосудом для наставления в вере.Тот факт, что Толстой писал о греховной стороне жизни людей его времени - так и в наше время сколько"праведников" мы можем найти среди себя самих?.И ещё мне вспомнилась реакция одной молодой женщины на то, что курит её знакомая: "Как, ты куришь?Ты ведь в храм ходишь!"Что тут можно сказать? Священники же не удивляются, что ходят в церковь бывшие алкоголики-наркоманы-преступники: а куда им ещё идти, как не к Господу?!!Кто нас всех ещё столько времени терпит? Думается, что нужно отбросить уверенность в моей, или Вашей, непогрешимости - мой духовник так и сказал : "Добро мы должны делать по своему долгу - мы по природе своей должны это делать. А не относиться к Богу, как к лавочнику - я делаю то-то и то-то, а Ты мне..."
Мария Большакова.29 июня 2015, 01:29
Если человек поверхностно интересуется Православием, то Толстой ему и может чем-то Великим казаться! Он был страшным человеком, глумившимся над верой. Анна Каренина, погрязшая в страстях и блуде, нашла выход в самоубийстве. Этот ваш Толстой был бы рад, если бы и мы так же покончили с собой. Так что инфантильные и бездуховные дамочки могут продолжать восторгаться глумливыми произведениями Толстого, который издевался над святым и праведным Иоанном Кронштадтским и Матерь Божию называл девкой и скерными словами. Вот вам и весь ваш Толстой.
Маргарита Нагих10 мая 2015, 20:00
Неправда! Толстого читают и перечитывают. Я по несколько раз в год. Великий грешник и великий художник в одном человеке. Причина его самоотлучения от церкви - великая гордыня. Но жил он по-христиански... Несмотря на свои блуждания.
Илья16 января 2015, 03:19
Кто сейчас всерьез читает многотомные сочинения Толстого? Кроме школьников, которых заставляют это делать, думаю, немного наберется любителей. И тот же Степашин - не уверен, что вспомнит, когда в последний раз перечитывал "Войну и мир" и "Анну Каренину".

Можно поставить над теми, кто требует от Церкви оправдания Льва Толстого один простой эксперимент. Достаточно будет на их же форумах, где они упражняются в злословии, привести своими словами и без указания источника несколько его идей, относящихся не к критике Церкви, а из области его воззрений на искусство, например - и посмотреть, какой анафеме он предадут их автора! Илья (другой)
Елена 9 октября 2014, 10:20
Достойная просьба (со стороны С.В.Степашина) - с любовьью о почившем ближнем и достойный ответ, также с любовью о заблудшем сыне Божием. Стыдно только за коментарии.
Илья26 июля 2014, 00:00
Вот почему меня от творчества Толстого всегда воротило. И вот почему его так любят на западе.
Натали16 января 2014, 09:34
Господину Степашину следует более подробно изучить не только литературное наследие Льва Толстого,но и его многочисленные высказывания и православной вере и исламе.Тогда отпадет и вопрос.
Александр Королев 7 января 2014, 16:45
Чрез какие страдания идут дороги к Богу понять жизни не хватит.
Vladimir 6 января 2014, 01:43
Всё что изучалось и выдавалось за единственно правильное в советской литературе обязательно получало сначала одобрение коммунистической партии.
Все великие писатели были почти что коммунистами в их сострадании к простому человеку.
Иные писатели творчество которых не пришлось по нраву последователям Луначарcкого попросту канули в небытие для рядового читателя.
Почему постсоветские литературоведы продолжают величать тех же писателей и навязывать их школьным программам?
Некого противопоставить Толстому,Достоевскому,Есенину и т.п .
или некому?

Владимир30 ноября 2013, 19:37
Большое спасибо редакции портала за эту статью. Я рад что прочитал разъеснения архимандрита Тихона по этому вопросу. Я раньше думал что РПЦ "предала анафафеме" великого писателя. Теперь вижу что реакция РПЦ была адекватна и деликатна.
Виктор30 июня 2013, 18:52
Уже давно прочитал "В чем моя вера".К сожалению, остальные труды Толстого на эту тему прочесть не удалось..Выскажу свое маленькое суждение обо всем этом.Главной темой, как мне показалось, Толстой выбрал толкование (особенности перевода) постулатов и пр., что Церковь никогда не одобряла.Своим незыблемым постулатом он выбрал Нагорную проповедь, и ведь он никогда не сомневался в Учении.Его разногласия с официальными толкованиями для меня подобны шиитам и суннитам в мусульманстве.Главное-Вера, все остальное можно поправить, а судья у всех один!
Игорь23 мая 2013, 18:01
50% комментариев наполнены какой-то ненавистью к Толстому, хотя он, скорее, трагическая фигура.

И не надо категорически утверждать, что Бог не простит Толстого. Мы многого не знаем. На надо решать за Бога, лучше давайте о себе подумаем.



Эвелина11 мая 2013, 23:27
Григорий, я думаю вам нечего делать на православном сайте. Если вас не устраивают священники и их ответы, всегда можно пойти на сайт своей веры и та получить душевное наслаждение, которое вы тут получить не можете. Видите ли источников ему не привели... А вы не допускаете мысли, что о.Тихон и другие его коллеги просто не врут никогда, потому не привыкли приводить доказательства своим словам. Вы-то сами когда с людьми говорите, всегда на документы ссылаетесь? "Меня зовут Гриша, что подтверждено паспортом серии...."
Вы прямо как бы заставляете церковь изменить свою точку зреия. Знаете, она имеет право думать как она думает. Вы можете прощать Толстого, это ваше личное дело. Церковь может не прощать. И это также ее дело.
Сергий 7 апреля 2013, 13:19
Лев Николаевич шел против Святого Духа. А хула на Святого Духа не прощается, к сожалению.
Галина22 марта 2013, 09:13
Вспомним притчу из о зарытом таланте. Наверное, лучше бы Толстой зарыл свой талант. Ведь не туда его употребил. Скольких людей смутил. И страшно жаль его: какой ум, какая энергия. Сколько Господь ему всего отпустил.
И какая гордыня. И жизнь долгая - Бог терпеливо ждал его покаяния.
Магомед23 февраля 2013, 16:01
Здравствуйте а почему церковь не признает Варнаву? И второй правда ли что больше половины библии написаны апостолом павлом?
Татьяна22 февраля 2013, 12:05
Это не Господь отвернулся от него, в Лев Николаевич от Него. Некоторым людям хочется быть более милостивыми, чем Господь. Да если это невозможно, они будут настаивать на своем. Сергею Степашину вероятно тоже так кажется. И никакие доводы не убедят его в обратном. Никто не отлучал Л.Н. ни от причастия, ни от церкви. Он сам отлучился! А что до свободной воли человека, то это Господь - не свободен - так говаривал один священник, Он не может забрать волю человека...Конечно священник для убедительности произносил это. Это не вольность по отношению к Спасителю. А Лев Николаевич уже в "Детстве" и "Отрочестве" ясно говорил о своих сложных отношениях с Богом. Что потом и продолжил говорить и писать. А то, что он смутил немало людей своими опусами, довел их до крайнего нигилизма и отступничества от веры, это тоже нужно забыть и сделать вид, что этого не было?!
Артур18 февраля 2013, 15:52
Удивительное дело- люди, занимающиеся охаиванием Церкви в комментариях, с ужасом и негодованием требуют прощения Толстому. Как же это понимать? Все,по их словам, неправильно и наперекосяк, при этом внимательно отслеживаются новости и делают выводы? Это не комментарии, это война.
Александр15 февраля 2013, 16:38
Искренность достойная уважения!
Сергей16 января 2013, 18:37
Очень странно, что духовенство страны, которая является родиной Льва Толстого, не может простить его грехи, даже через 100 лет после его кончины.Странно и печально...получается, что у нас все двоечники были, даже самые великие, кого знает весь мир. Хочу надеяться, что Христос его уже простил...буду молиться, во всяком случае...
Максим 22 ноября 2012, 16:24
Сколько зла и ненависти по отношению к Церкви здесь прочитал.
Просто обидно, что зложелатели приводят столько лживых высказываний в которые они только сами и верят. о. Тихон не одного оскорбления никому не сказал. Вы же тут просто нашли площадку для словоблудия. Позор русской интеллигенции.
Василий 3 ноября 2012, 12:56
Grigoriy:
Авторы пытаются создать впечатление, что в последние годы и особенно дни своей жизни Толстой осознал правоту церкви и стремился получить её прощенние и напутствие перед уходом в жзнь вечную.
Эта картина не имеет ничего общего с действительностью и является выдумкой.
Надеюсь, что о.Тихон и о. Георгией просто были введены в заблуждение и публично отрекутся от сказанной ими публично кощунственной лжи.


Простите, а кощунство-то в чем?
И прежде чем обвинять о.Тихона и о.Георгия во лжи, вы бы сами попытались узнать у них об источнике информации. То, что он не назван в статьях, еще ни о чем не говорит.


Дмитрий:
Я, будучи христианином, после своей смерти и будущего
всеобщего воскрешения мёртвых, не смогу увидеть Льва Толстого, ибо, скорее всего, судя по его жизнеописанию и мировоззрению, он будет направлен в ад, на вечные муки. Ну, что ж, там будет тоже достаточно интеллектуальных людей - Дарвин, Маркс, Троцкий, Ленин, Ницше, Гитлер, Фрейд, Ричард Докинз и мн. др. Так что, ничего - скучно ему не будет.

А это уже не нам судить, кто куда будет направлен. Еще не известно, где мы сами окажемся.
VALENTINA27 августа 2012, 00:30
Кажется, в ответе Батюшки-не было одного: Церковь-никогда никого не проклинает и не анафемствует!-это противоречит учению Христа.Поэтому-ни проклятий, ни анафем-не могло быть, естественно..
Andrey 3 августа 2012, 04:58
Валентине.

Рабы Божии. Знаете выражение - кто кому служит, тот тому и раб. ? Так вот, я хочу служить Богу, быть Божиим. А не удовлетворителем похотей и страстей собственного туловища и ума. Так что по крещению я сын, по служению - раб. Но - главное - Божий.

Про распихивание церковью (!) инвалидов по психушкам - впервые слышу. А если учесть, что множество монахов после войны были из солдат, то совсем в это не верится.

Про признании души - чушь полная. Ибо самым близким к Богу стоит именно Богородица, Та, Которая может Христа наравне с Богом Отцом полноправно назвать Сыном. И почитается Богородица с самого начала христианства и всегда превыше других святых.
Вот теперь сами себе ответьте на свой вопрос.

Про очищение сказано в Библии Господом. Тем более, что Каин родился уже после изгнания из рая, и по этому нам не ведомо как должно было осуществляться повеление "плодитесь и размножайтесь". Ибо после грехопадения Богом было сказано, что "в муках будешь рожать детей".

Правильная мысль. Вопрос в направлении развития. Если по своему мудрствованию, то "благими намерениями вымощена дорога в ад". А вот если призывать Бога для своего роста и в качестве путеводителя использовать Библию с святоотеческими трудами, то скорее всего будет толк.

А впредь при появлении вопросов прибегайте к Преданию и Писанию, а не собственному мудрствованию и/или совету подруг и бабушек-прихожанок. Сначала укрепитесь на абсолютных источниках - Предании и Писании.
Лидия29 июля 2012, 11:27
ВАлентине-
Прочитал в журнале "Фома" ответ диакона Михаила Першина:
"Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я - Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу".

"Рабство Богу – это большая мера свободы, нежели рабство своим собственным стереотипам и страстям".
диакон Андрей Кураев-где-то вот так,если Божий,то ты под его защитой постоянно
Александр21 июня 2012, 12:08
Читаю статью "Толстой как зеркало русской революции" и вижу всю неправду тезиса "Толстой - виновник революции". Обратите внимание что не нравилось Ленину в Толстом именно его религиозность, его вера во Христа и, в частности, цитата: "стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению". Ленин отмечал что Толстой "не понял революцию", а его антиреволюционный принцип "непротивления злу насилием" называл юродивым.
Василий 3 июня 2012, 20:04
Уважаемый Дмитрий, ваше злорадство по поводу Толстого ни к чему хорошему не приведет.
Grigoriy 9 апреля 2012, 17:44
Поражён и рад, что мои ответы в темах "Уроки Льва Толстого" и "Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом" появились на сайте.
Это даёт надежду на то, что неправда, сказанная о. Тихоном и о. Георгием - не сознательная ложь, а всего лишь недомыслие.
Потому поясню - в надеждеь что святые отцы исправят ими сказанное.
Насчёт телеграмм с просьбой прислать священника - это очевидная, ясная неправда. Этот факт легко доказуем - авторы не привели источник этой информации и сделать это не смогут :-) (ничего подобного не было).
Более важна однако другая, непрямая ложь. Авторы пытаются создать впечатление, что в последние годы и особенно дни своей жизни Толстой осознал правоту церкви и стремился получить её прощенние и напутствие перед уходом в жзнь вечную.
Эта картина не имеет ничего общего с действительностью и является выдумкой.
Надеюсь, что о.Тихон и о. Георгией просто были введены в заблуждение и публично отрекутся от сказанной ими публично кощунственной лжи.
Grigoriy 8 апреля 2012, 06:11
Ув. архимандрит Тихон(Шевкунов)!
Ваш ответ г-ну Степашину к сожалению наполнен самой явной и откровенной ложью.
Я не буду даже говорить о том, что никаких антихристианских идей у Толстого не было(зато они в большом количестве присутствуют в учении Православной церкви) - ибо это бесполезно.
Отмечу только один момент.
"Толстой ... велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа".
Откуда Вы взяли эту грязную, кощунственную ложь? Ответственность за неё на Вас - даже если Вы были введены в заблуждение какими-то прохиндеями Вы были обязаны проверить - верно ли это. Вы сделать это не потрудились. Потому Вы именно солгали. Не пора ли покаяться? Ведь отец лжи - дьявол.
Летунова Лариса 7 февраля 2012, 09:55
Про Толстого верно сказал преп.старец Амвросий Оптинский после двухчасовой беседы с графом-"Горд очень .Покаяться он не может"
Одиллия 3 февраля 2012, 06:37
Удивительное дело - Толстой и Достоевский были современниками. Толстой даже
дожил до 20 века, но лично для меня он ассоциируется только с началом 19-го.
Дневник Достоевского же читается сегодня, как будто он наш сегодняшний современник. Бесусловно, Толстой - талантливый писатель, но - и только. Все
его хождения в народ - не настоящие. Достоевский же и есть сам народ, хоть и был дворянином по происхождению и по духу.
Толстой искал истину, но так и не нашел. Достоевский не только знал иснину, но
вполне реализовал свой дар слова и пророческий дар во благо нам, его благодарным потомкам.
Должно быть, богатому так же трудно постичь истину, как и добраться до "царствия небеного, как пройти через ушко игольное".
Вспомним изречения Толстого про православие и сравним с Достоевским:
«Россия про себя же понимала, что несет внутри себя драгоценность, которой нет
нигде больше, - ПРАВОСЛАВИЕ, что она - хранительница Христовой истины, но уже
истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах.»
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.
Александр20 октября 2011, 23:36
Судьба Толстого - величайшая русская драма! Именно русская и именно величайшая.. до конца так и не осознанная ещё. Те, кто выше берётся судить писателя сами имеют такой дар.. талант? Сделали для России может что-то учитывая "уроки" судьбы Толстого? Ему было дано с него и спросится без наших рассуждений. Себя увидеть не хотите ли?
Ряд комментарием можно смело обходить взглядом, т.к. они глупы.
Сергий20 октября 2011, 00:48
Странные у нас всё же чиновники... высокопоставленные...
А нам не нужно забывать что, когда ученики и последователи Толстого не пускали священников к нему, Господь тоже там присутствовал.

Рафаил16 сентября 2011, 21:13
Рафаил

И первоверховный архангел, которого когда то звали Денница, был великим. Л.Н.Толстой в сравнении с ним обыкновенная промокашка. Первый тоже хотел себя поставить выше Бога, второй
вообще отказался быть в лоне Церкви, установленный самим Богом
и Спасителем. В обоих случаях причиной падения является гордыня, помрачившая их ум. Получается, что Толстой даже хуже сатаны, который просто восстал против Бога, второй же вообще отказался от него. Как же мы теперь можем его вернуть в лоно Церкви? Нам остается только сказать:"Да будет воля твоя, Господи!"
Дмитрий 2 августа 2011, 00:04
Толстой был типичный, как сейчас говорят (такое понятие
сейчас сформировалось) "либераст" и активно проповедовал
либеральную идеологию. Но либеральная идея
является сатанинской, антихристианской, в чём мы на практике очень хорошо убедились, ибо после распада СССР,
и ухода от власти коммунистов, к власти пришли "либерасты",
которые продолжают править до сих пор, и страна ещё окончательно не развалилась только благодаря нефти и ещё
не умершему христианству. А чтобы страна возродилась, нужно перейти от либеральной идеи к христианской (в качестве государственной идеологии). Толстой же, в христианской стране проповедовал либеральные идеи,
то есть, работал на гибель России, приближал "либерастную" (Февральскую) революцию. Тогда "либерасты" смогли продержаться у власти меньше года, развалив страну до безобразия - и это понятно, ведь тогда не было "спасающей" нефти, и шла к тому же Первая Мировая Война. Поэтому они и не смогли удержать власть и уступили её также антихристианской, но более жёсткой и тоталитарной идеологии - коммунистической.
Я, будучи христианином, после своей смерти и будущего
всеобщего воскрешения мёртвых, не смогу увидеть Льва Толстого, ибо, скорее всего, судя по его жизнеописанию и мировоззрению, он будет направлен в ад, на вечные муки. Ну, что ж, там будет тоже достаточно интеллектуальных людей - Дарвин, Маркс, Троцкий, Ленин, Ницше, Гитлер, Фрейд, Ричард Докинз и мн. др. Так что, ничего - скучно ему не будет.


Андрей12 июня 2011, 01:16
Толстой - это по сути главный идеолог коммунистов. Сам занимался откровенным развратом в молодости, потом с гордостью об этом хвастался, затем загордился до такой степени, что поставил себя выше всей церкви и сотен её мудрецов и настоящих подвижников. Жил все время в роскоши, на него работала масса крестьян, а он видите-ли "творил". А перед смертью вдруг решил грехи замолить, да и тут - струсил, а гордыню свою так и не оставил, послал за известным старцем, мол, ехай быстрей ко мне великому, буду каяться. Так что все получилось по справедливости - что заслужил - то получил. А попытки всяких коммунистов-степашиных за этого иуду грехи замаливать выглядят просто смешно и глупо.
Ольга26 апреля 2011, 13:21
Валентине - Господь прощает не всех, а тех, кто принес искреннее покаяние. Про Толстого мы наверняка этого не знаем. На его примере видно, как гордыня уводит человека от Бога. Гениальность часто сочетается с гордыней. Но Достоевский и Гоголь счастливо этого избежали.
Сергей Владимирович Диденко18 апреля 2011, 02:12
Увы, десятилетия безбожной власти не прошли для нас даром.
Большевицким селекционерам нельзя отказать в успехе: им удалось-таки вывести специфическую породу людей...
Когда же наш человек обратится, наконец, к своим же собственным корням - и к благочестию?..
Когда же он поймет, наконец, что не с его носом поучать Русскую Православную Церковь - и давать ей советы?.. Причем это в полной и равной мере относится даже и к столь высокопоставленным должностным лицам.
Есть такая замечательная формулировка: проявление неблагоразумной инициативы.
Здесь - и самонадеянность, и ограниченность, и тлетворное вдохновение (притом вполне искреннее - и потому особенно убогое)...
Неужели непонятно, что Русской Православной Церкви уж как-нибудь, слава Богу, достанет на то, чтобы "не обижать великую русскую литературу", чтобы объять всё то, что могут по этому поводу сказать, и подумать, и придумать все эти старатели, и еще гораздо многое сверх того - о чём им подумать даже и не снилось.
Доколе будут продолжаться все эти и подобные приставания и претензии к нашей Церкви, когда же, наконец, ей перестанут подобным образом докучать все эти вообразившие, будто бы они что-то лучше знают, лучше разбираются в вещах? Когда же они, наконец, вырастут - и у них внутри появится что-то, что будет их в таких случаях останавливать (именно изнутри)?
Остается лишь удивляться нескончаемому долготерпению нашей Церкви, ее пастырей и архипастырей. Низкий им поклон!
Светлана25 февраля 2011, 21:28
Спасибо архимандриту Тихону.
Для интересующихся советую почитать архиепископа Иоанна Шаховского "Революция Толстого" и Павла Басинского "Лев Толстой. Бегство из рая" (http://fictionbook.ws/nonf_/nonf_biography/pavel-basinskiy-lev-tolstoy-begstvo-iz-raya.html)
marija21 февраля 2011, 12:05
Давно уже всем известно, что Толстой отвергал религию И перед смертью отказался от исповеди. И это утверждала его жена София. Богохульствовал он и поэтому демон не допускал его к причастию. И об этом больше не нежно говорить. Человек сам выбрал себе дорогу.Бог ему судья. А, нам не стоит прах его ворошить. Пусть лежит с миром.
Степан26 января 2011, 20:34
А разве желание Толстого встретиться со старцем Иосифом не свидетельствует о его желании исповеди?
Михаил, Украина, 30 лет.25 января 2011, 12:05
Насколько просто, трезво и понятно написано. Одно удовольствие читать такие статьи.
Марина21 января 2011, 00:02
для Валерия
Смешно. Это претензия не к Степашину, а к текстильной(ковёрной) промышленности. Почему они производят ковры с изображением государственного символа России (двуглавого орла), а не с портретами русских писателей? Которые закупают АХО (административно-хозяйственные отделы)государственных организаций и стелят их в высоких государственных кабинетах.
Валерий17 января 2011, 12:40
На днях был обескуражен интервью, которое давал Степашин журналисту одного из центральных российских телеканалов. Оба восседали в креслах, которые стояли на большом ковре с изображением государственного символа России (двуглавого орла), попираемого ногами беседовавших!
Потрясающее невежество и/или неуважение к настоящим святыням. Предлагаю г-ну Степашину разместить на ковре изображение так любимого им писателя.
Вера15 января 2011, 18:20
Господь прощает всех: и живых и мертвых, тем более, что Лев Николаевич покаялся мысленно, а его близкие просили и просят Господа о его прощении и отпущении ему его грехов. Вера
Станислав14 января 2011, 21:57
Человек сонательно отрекся от христовых тайнств - это простите меня не шутки. Только Творец ему спасение
Павел 9 января 2011, 02:39
Если сравнить Ленина и большевиков, то их деяния в миллиард раз больше принесли вреда православной церкви, чем деяния Толстого. Да, Толстой был запутавшимся человеком, и может на каком-то этапе жизни пошел не тем путем. Но уничтожение миллионов церквей, расстрел и репрессии миллионов священников, осквернение церквей (например в одном храме большевики надели крест на свинью и положили ее на алтарь, чтоб осквернить храм и не было там молитв) ни идут ни в какое сравнение с деяниями Толстого. Тем не менее за все те чудовищные деяния ни Ленин, не остальные не были преданы анафеме церковью. Хотя заслуживали этого в тысячу раз больше Толстого. И что же, по канонам получается, что церковное поминовение для Толстого невозможно, а для Ленина и всех большевиков - пожалуйста?
Мариника12 декабря 2010, 22:18
Но ведь Господь " и намерения целует"...
"Позже, на станции Астапово, предчувствуя кончину, он (Толстой) велел послать телеграмму в Оптину пустынь с просьбой прислать к нему старца Иосифа. Но ... окружавшие ... не допустили этой встречи".
... "и намерения целует"... Как же так? Почему "каноническое его церковное поминовение невозможно"? Каноны, придуманные нами на земле, выше любви Божией?
валентина11 декабря 2010, 04:30
Очень хотелось бы знать от первоисточников суть конфликта Л.Н.Толстого справославной церковью.Разочарована в православии,пыталась искать ответы на вопросы,но ведь на нас смотрят,как на стадо неразумных рабов.Как мог Бог создать людей рабов божьих при зтом по своему образу и подобию,а ведь мы по библии являемся его детьми,значит по определению не можем быть его рабами.Пишу и прекрасно знаю,что ответ вряд-ли будет.Недавно узнала,что наших калек после ВОВ отблагодарила сначала Родина,сослав их на остров Валооам,а затем,чтобы не мешали молиться о спасении душ человеческих,растолкали их ис-калеченные физические тела по психушкам.Правда ли это или оче-редная,так называемая,хула на РПЦ?Был ли собор ,не помню точ-но каком веке,на котором с перевесом в один голос,признали у наличие души у женщины?Почему хенщине в течении 40дней после родов нельзя посещать храм,ведь она дала новую жизнь и почему-то долна очищаться от какой-то мифической грязи,не сказал-ли сам Господь людям плодитесь и размножайтесь?Считаю,что чело-век в течении своей человек должен работать над собой,стано-виться лучше,творить добро! Вопросы конечно неудобые.
Альвина 1 декабря 2010, 16:03
хотелось бы чтоб публиковали не только лестные письма...
Альвина 1 декабря 2010, 16:02
Очень жаль, что высказывания Т.Н.Толстого воспринимают как личную обиду. Он обрушивался не на христиан, а на неправильные действия христиан. На продажность христианских религиозных руководителей, к ним он относился как к обыкновенным людям, но имеющим особые полномочия - рассказывать о Боге, чего они к сожалению не делают, т.к. сами практически не знают Библию, а вносят свои догмы. И творят кумиров себе на земле. Есть над чем задуматься!!!
Valera6521 ноября 2010, 05:20
Трагедия Толстого - трагедия полюбившего человечество больше конкретного человека и, чаще, больше Бога. Потеря семьи, занятие не своим делом ( философия и богословие ) и, как следствие, зарывание в землю своего таланта ( художественного дара ). Но при этом посещение Хитровки с раздаванием 20 рублей в день нищим, психиатрической клиники им. Корсакова, возле которой специально купил дом.
Как это похоже на нас и на наш гуманизм.
Ириша20 ноября 2010, 12:41
Да кто я такая, чтобы судить- отвернулся Бог от Л.Н.Толстого или нет?! Я могу всего лишь СТРАДАТЬ от мысли, что такой великий человек испытывал такую страшную борьбу в своей душе... КТО МОЖЕТ ВЫДЕРЖАТЬ ТАКОЕ?
Надеюсь, очень сильно надеюсь, что Господь наш Иисус Христос не отвернулся от его страждущей души...

Благодарю о.Тихона за прекрасный ответ.

Ириша
Сергей Б.20 ноября 2010, 11:31
Вот всё хорошо сказано, а под конец такое вот недоразумение:

"Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе."

Ну зачем так-то выражаться?! Ведь корректная формулировка уже давно известна и высказана на всех уровнях: ОБЩЕЦЕРКОВНОЕ поминовение Толстого невозможно, а ЧАСТНАЯ молитва вполне допустима. А со слов о.Тихона получается, будто бездушные каноны подавляют искренюю молитву. Разумеется, о.Тихон хотел сказать не так. Но не в меру эмоциональные поклонники Толстого (а его поклонники, как правило, не меру эмоциональны) поймут о.Тихона именно так. Ну и начнут терроризировать приходских священников: "Имеешь сострадательное сердце? -- Служи панихиду по Толстому!" И при этом козырять самыми высокими церковными авторитетами!
Юрий20 ноября 2010, 03:36
Господь не от кого не отворачивается. Но человек может, на то ему свобода и дана, чтобы ей пользоваться. "Каждый выбирает по себе...", - поет Борис Окуджава. В судьбе Льва Толстого большое предостережение для всех нас и напоминание о той огромной ответственности за этот Божий дар - свободу. Скорблю и молюсь о нем.
Ann20 ноября 2010, 02:26
Бог знает каждого.
елена19 ноября 2010, 22:23
Низкий поклон архимандриту Тихону за столь блестящий ответ: очень достойный, деликатный и убедительный.
Александр другой19 ноября 2010, 16:50
Странно, что религиозной истории Толстого будто бы не знал президент Российского книжного союза. Наверное Степашин имел в виду, что поводы для антицерковных заявлений писателя дала сама церковь? Но деликатность с обеих сторон вполне логично приводится к следующему: "сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе".
Марина19 ноября 2010, 14:11
Люблю произведения Л.Н. Толстого, перечитываю всю свою жизнь и каждый раз читаю как будто первый раз. Много читала о его трагической судьбе. Скорблю о нем вместе со всеми православными людьми. И для себя вижу урок, прожить так, что бы ГОСПОДЬ дал возможность перед кончиной покаяние. Из горькой судьбы писателя видно, что ГОСПОДЬ отвернулся от него. Слишком поздно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×