Доклад, представленный на VI Международной богословской конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»
***
В большинстве современных философских и богословских словарей брак определяется как институт, в рамках которого взаимные отношения мужчины и женщины признаются государством, религиозной властью или обеими вместе. В некоторых школах мысли брак рассматривается даже как контракт. Заключение брака, признаваемого государством и религией, изменяет личный и социальный статус людей, которых брак соединяет вместе.
I
Брак существовал как форма и образ жизни с самых истоков человечества. Об этом нам говорит Книга Бытия, рассказывая о том, что Бог сотворил человека, мужчину и женщину, и повелел им плодиться и размножаться на земле (Быт 1:26-28). Начиная с этого места, Бог открывал человеку, что естественное состояние, в котором человек призван пребывать и развиваться, – это брак, близкие и вечные отношения между мужчиной и женщиной. Эти отношения представляют собой один из институтов, открытых Богом человеку, и потому он имеет божественные основания. В великих монотеистических религиях, также как и в религиях Африки и Азии, брак является производным из этого факта, он существует и поддерживается в качестве одной из важнейших составляющих священных церемоний и законов этих религий, несмотря на различие характерных для них целей.
Например, в иудаизме брак – это заключенное парой контрактное обязательство, предписанное Богом, в котором особо подчеркивается их божественная роль. Деторождение не считается единственной целью брака. Согласно Каббале, одному из направлений иудейской мистической традиции, когда кто-то вступает в брак, он руководствуется тем соображением, что в состоянии одиночества душа недостаточна и неполна, а потому для достижения совершенства она нуждается в другой душе. Это верно и для ислама, в котором брак рассматривается как договорный союз, длящийся лишь в этой жизни. Что касается Европы, то в Древней Греции не было особой брачной церемонии, а вместо этого заключался двусторонний контракт между мужчиной и женщиной. В Риме брак не сопровождался специальной санкцией со стороны религии или государства, и он, как и в Греции, основывался на договоре между мужчиной и женщиной. Правом вступать в брак обладали только те, кто имел Ius connubii. В эту категорию входили римские граждане (древние латиняне), а также, с некоторыми ограничениями, плебс, освобожденные рабы и люди, принадлежащие к определенным профессиональным группам. Все это изменилось в постклассический период в результате распространения христианства. Кроме того, помимо указанных условий были и другие, такие как affectio maritalis (причина вступления в брачный союз) и различные законоположения, предписывающие, как заключать брак. Модестин (250 г. по Р.Х.) так описывает классическое понимание брака: «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Такой союз восходит к самым ранним временам, когда мужчина и женщина сходились вместе, объединяя свои мирские блага и духовную, культовую практику. Постклассическое Юстинианово право, разработанное в свете христианства, привело к колоссальным социальным переменам во всех аспектах жизни, включая брак, в том числе утвердило нерушимость брака за исключением тех случаев, которые предусмотрены святыми канонами Церкви.
II
Христианство совершило подлинную революцию в том, что касается цели брака и предполагаемых им прав и обязанностей. Сделав религию всеобъемлющей, оно принесло изменения во все области жизни. Прежде всего, оно обратило внимание на происхождение человека. Утверждая, что он сотворен по образу и подобию Божию, оно открыло высшую цель человека, которой является обожение. Оно также показало, что и мужчины, и женщины, независимо от пола, имеют великую ценность. Соответственно, оно самым серьезным образом изменило и понимание брака. Христианство научило людей, что каждый человек обладает уникальной ценностью перед Богом, независимо от расы и происхождения, и что евангельское благовестие обращено ко всем народам и социальным классам без всякого различия. Со временем право вступать в брак получили даже христиане-рабы, а также представители других христианских народов, завоеванные Римом и не имевшие статуса римских граждан. Брак, ставший в Церкви таинством, был распространен в своем юридическом смысле на всех христиан и тем самым приобрел универсальный характер. Один из ранних христианских авторов Тертуллиан (160-230) говорит, что «брак скрепляется Церковью, подтверждается святой Евхаристией, запечатлевается благословением, вписывается на небесах Ангелами, заносится в книгу жизни Агнца».
Первая заповедь, которую получили евреи в Ветхом Завете, – размножатся. «Плодитесь и размножайтесь», – сказал Господь человеку. Аврааму Он дает обетование: «Я заключу Мой завет между Мною и тобой и умножу тебя невероятно». Однако в Новом Завете, в силу спасительного деяния Христа, брак был поднят на новый уровень. Его цель теперь не сводится к умножению человеческого рода, и он стал больше, чем законным договором. Сам человек был поднят на более высокий уровень, и, согласно св. Иоанну Златоусту, брат стал «таинством любви». Богослов о. Иоанн Мейендорф пишет, что брак – это «единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только "друг с другом", но и "во Христе"» («Брак в Православии»).
Если в Ветхом Завете цель брака заключалась в умножении и продолжении человеческого рода, то в христианстве его целью является всецелое совершенство человека: вознесение его в духовную сферу, отдаление от мирских и плотских мудрствований и соединение с Богом. В открытом нам истинном свете христианства св. Иоанн Златоуст говорит, что «с самого начала Бог открылся как создатель, по Своему промыслу, этого союза мужчины и женщины». Более того, брак был поднят на уровень таинства, о чем говорит апостол Павел. Это значит, что брачные узы мужчины и женщины не являются только временными, подчиненными непостоянству человеческого существования. Напротив, брак вознесен в сферу вечности. Снова приведем слова великого вселенского учителя св. Иоанна Златоуста: «Когда муж и жена соединяются браком, они уже не нечто земное, но как образ Самого Бога». Поэтому странно слышать в ходе брачных церемоний других исповеданий слова: «пока смерть нас не разлучит». Получается, что брак существует, только «пока смерть нас не разлучит», и потому связь между мужчиной и женщиной, соединенными в браке, кончается в этой жизни и является рабством у этого мира. Но Евангелие провозглашает вечность брака. Св. Климент Александрийский пишет: «Брак больше, чем человеческое. Это микро-царство, царство в миниатюре, которое есть малый дом Божий».
Христианство старается не позволить созданным человеком идолам разрушить истинное счастье брака: оно сообщает ему способность преодолевать себя, мир и падшую природу, ориентируя его не на исполнение лишь свойственных ему желаний и потребностей, но на стремление к высшим уровням существования. О такой возможности говорит св. Григорий Богослов: «Брак есть путь к умеренности и гармонии желаний, печать глубокого дружелюбия… особый напиток из содержащегося в нем источника, недоступный другим. Соединенные по плоти и единые в духе, они побуждают друг друга на пути к взаимной любви. Ибо брак не отдаляет от Бога, но приближает всех к Нему, ибо Сам Бог вовлекает нас в него».
III
Сегодня брак как духовное установление страдает, как и все другие духовные ценности по всему миру. Но он, несомненно, является даром, который, наряду с монашеством, Бог даровал человеку ради его освящения. А наше время синкретизма и релятивизма многие люди неспособны правильно понять это таинство, и потому христианство как духовная сила в мире должно, как и всегда, поддерживать брак как неотъемлемую часть жизни тех христиан, которые избрали этот путь ко спасению.
Под мощным воздействием различных направлений, искажавших духовный мир человечества в XX веке, когда атеистический коммунизм и капиталистический материализм господствовали в самых уродливых формах, на которые они способны, разрушение человеческой личности стало систематическим и почти неостановимым процессом. На Востоке речь шла о браке нового человека, когда все до мельчайших деталей планировалось в революционно-атеистической атмосфере. Даже самое слабое упоминание о том, что брачные узы имеют духовный аспект, рассматривалось как религиозный анахронизм, а в некоторых странах, таких как Албания, как политическое преступление. Тем временем на западе, где капиталистический секуляризм стал основным мотивом так называемого религиозного окружения, материалистический дух возобладал, облачившись в одежды «потребностей», и прагматизм изуродовал брак в духе циничного релятивизма. Сегодня эти явления продолжают влиять на общества так же, как и вчера, в зависимости от страны, где они доминируют. Например, в Албании, где разводы достиг устрашающих масштабов – в больших городских центрах распадается до 50% браков, – продолжает ощущаться атеистическое влияние прошлого. Брак утратил свой глубоко духовный смысл и воспринимается как хороший способ супругов умножить свои материальные блага и обеспечить максимальный доход, то есть рассматривается с консьюмеристской и материалистической точки зрения. Образ такого брака, который, к слову сказать, распространен и на Западе, хотя и в более утонченном виде, стал главным препятствием для многих молодых людей, которые не видят другого примера ни у предшествующих поколений, ни в других европейских обществах и не понимают, что брачный союз может быть совсем иным. Упадочная культура, господствующая сегодня в мире, приводит и ко многих другим явлениям, прямо противоречащим истинным потребностям человечества и создающим невероятно трудные условия для правильного понимания брака и жизни в браке. Более того, сегодня мы наблюдаем тенденцию к отказу от той формы и той цели, которые признавались за браком в течение двух тысячелетий христианской истории. Сожительство, однополые браки и вообще эгоистический, растительный и потребительский стиль жизни – все это болезненные явления, который не только создают проблемы, но и делают еще более трудным понимание истинного значения брака для нашей эпохи.
Все это составляет фундаментальную проблему для религиозного сознания и, в частности, для православного сознания во всех странах, где существует Православная Церковь. Является фактом, что большинство людей, заключивших брак в Православной Церкви, совершенно не готовы понять и принять это великое таинство. Долг Православной Церкви как доброй Матери – заботиться обо всех молодых людях, выбравших этот путь. Она должна помочь им понять, что жить духовной жизнью до брака – это основное условие для совершения необходимого выбора. Она должна помочь им понять, что такое брак, особенно сегодня, когда представление о браке так искажено, потому что заповеди Божии забыты или отвержены. Главная ответственность в данном случае лежит на семье, которая должна помогать первой и заботиться не только и физическом развитии детей, но и об их духовном развитии, а также способствовать них духовному рождению, так чтобы в будущем они могли делать ответственный выбор в жизни. Очень важна и школа, если она основана на началах истины и праведности: школа должна формировать у молодых людей представления о жизни вообще и в особенности о браке. Именно поэтому религиозное воспитание в школе является чрезвычайно важным. Более того, пришло время для того, чтобы у Церкви были свои собственные воспитательные учреждения – именно с целью формирования молодых людей в христианском духе, особенно в наше время, когда образование во всех его аспектах переживает глубокий кризис.
Церковь как Мать всех христиан должна помогать своим чадам постичь истинное предназначение брака, чтобы мы смогли жить в Раю еще в этой жизни. Духовные отцы должны играть первостепенную роль в деле духовного обновления современного человека, находящегося в кризисе, и, в частности, объяснять, что брак – это путь к спасению. Участие духовника, действующего с различением, необходимо для руководства молодыми людьми в период духовной подготовки к браку, для того, чтобы они постигли цель жизни и стремились к христианским добродетелям. В то же время современная психология свойственными ей средствами тоже пытается заниматься этими проблемами, консультировать и помогать людям, в том числе парам, намеревающимся вступить в брак. Эти слабые попытки способствовать решению современных проблем не могут увенчаться успехом, поскольку человек переживает последствия грехопадения. Несмотря на то, что Православная Церковь сталкивается со множеством разнообразных вызовов, я считаю, что особая забота в сфере брака и семьи поможет решить и многие другие серьезные проблемы, перед которыми мы стоим. Христианин должен пройти путем взросления, преодолевая различные этапы и реализуя свои духовные и интеллектуальные способности, иначе он не сможет реализовать свой потенциал. Если он не идет путем духовного созревания, можно сказать, что само его спасение под угрозой – спасение, которое есть главный дар, даруемый Христом человеку в Его Церкви.
Являюсь постоянным читателем Pravoslavia.ru
Простите, пожалуйста, за замечание, но слова "консьюмерский" вместо "потребительский", "релятевизм" вместо "относительность" нарочито подчеркивающие дружбу с днем сегодняшним не делают статью более убедительной.