Идешь по улице и поневоле, сам того не желая, слышишь чей-то отзыв о ком-нибудь. Едешь в автобусе и вдруг становишься смущенным свидетелем разговора двух пассажиров о третьем, отсутствующем человеке. Злословить других, или сплетничать, стало делом настолько привычным и допустимым для многих, что у них не возникает вопроса: а не говорит ли тут язык без ума. Они забыли, что не злословить – это Божия заповедь.
А что такая-то делала тогда-то? С кем ездила туда-то? И кто ее провожал до метро? А какие обновы она купила? Во что была одета? Вот лишь немногие темы, обсуждение которых сегодня можно часто услышать в офисе, на улице и особенно по телевизору. В развлекательных программах, да и в новостных тоже, говорится о том, кто, что и когда сделал, а бульварные журналы держат нас в курсе всех встреч, расставаний и скандалов. Неужели пересуды поощряются на всех уровнях?
«Как же мне вести себя в таких ситуациях? – спрашиваете вы себя. – Не вмешиваться? Попробовать не обращать внимания на пересуды? Или все же принимать в них участие?» Ответ проще, чем может показаться. Не злословить – это Божия заповедь: «Не ходи переносчиком в народе твоем»(Лев. 19: 16). Если ты дошел до сплетен, ты дошел до нарушения заповеди Божией.
Потому что злословие – это не шуточное дело, это не просто слова, в скором времени рассеивающиеся, как могло бы показаться. А толковый словарь так определяет значение слова «сплетничать»: «злословить, обсуждать, болтать, городить вздор, порочить, клеветать». Как видите, ничего хорошего. «Всякий грех начинается с ума, с мысли, и всякое дурное дело выказывается сначала на языке». «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34), – сказал Спаситель. И вот еще: «Лучше упасть с высоты, чем пасть языком» (Сир. 20: 18). «Поэтому нам нужно очень внимать себе», – говаривал румынский старец Клеопа.
Двигатель общественной жизни
В нашем обществе пересуды стали каким-то моторчиком социальной жизни. «К числу эмоций, служащих питательной средой для сплетен, относится чувство принадлежности и комплексы превосходства и неполноценности. Когда мы сплетничаем, асоциальная эмоция связана с тем, что мы часто чувствуем себя всецело противостоящими тому поступку или поведению, которые критикуем. Например, если ты сплетничаешь о ком-то, лишенном вкуса, то само собой разумеется, что ты и тот, с кем ты ведешь разговор, исключены из этой категории. Более всего сплетни дают нам возможность почувствовать себя выше и придают нам ощущение силы, даже если речь идет всего лишь о незначительных поступках и словах», – пишет психолог Андреа Дырзу.
Мы судачим обо всем. О цвете пиджака коллеги, о его стрижке. Мы судачим обо всех. О жене друга, о подруге коллеги. А почему? Психолог считает, что иногда мы делаем это потому, что хотим чувствовать себя комфортно, а иногда – из злобы и потому, что убеждены: дискомфорт другого нам на руку.
Иными словами, сплетня считается психологической потребностью. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы не поймем: когда нам что-то не нравится – это накопление внутренней отрицательной энергетики. Черные мысли, к которым относится и сплетня, находятся внутри, но никогда не вне.
И сколь превосходнее мысль позитивная: она ослабляет стремление к злословию, восполняет веру в то, что наши взаимоотношения с себе подобными не выходят из нормальной колеи.
Мы прибегаем к злословию лишь тогда, когда у нас нет аргументов. Мы прибегаем к злословию лишь тогда, когда полагаем, что языком можно говорить и без ума.
«Язык – это орган, которым мы славим Бога, и ум – тоже. Но враг отнимает оба эти органа: ум он омрачает дурными мыслями, а язык – дурными словами. И тогда человек становится орудием врага, ибо и мысли его осквернены, и язык, и слова», – говорил отец Клеопа.
Наши дурные слова не исчезают, как может показаться, – они бросают семя, пускают корни, и так мир наполняется ими. «Слова наши – это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1: 11)», – объяснял духовник монастыря Сихастрия.
Он же добавляет, что «Бог сотворил нас не для того, чтобы мы были немыми. Он дал нам язык, чтобы мы говорили. Но то, что мы говорим, да будет во славу Божию и на пользу». Итак, когда мы заметим, что принялись злословить кого-нибудь, хорошо бы нам остановиться и подумать: а не похожи ли мы на репейник, семена которого ветер разнесет в другие сердца?
Сплетничание и злословие могут поставить тех, кто этим занимается, в неподобающее положение, ввести в гнев, ненависть и неприязнь к тому, о ком сплетничают. И сделать явным то, что должно бы быть сокрыто от посторонних глаз, да еще таким, каким в реальности оно никогда и не было. Потому что сплетня, рожденная враждебностью и тайным злонамерением, искажает поступки и слова, с легкостью выворачивая и переиначивая их, так что все предстает совершенно иными, чем на самом деле.
Притча отца Клеопы
Рассказывают, будто в некотором селе была одна баба, злющая клеветница. Она знала за собой это. И вот решила эта баба пойти к священнику исповедать свой грех.
– Батюшка, изводит меня клеветничество это! Не знаю, что с собой и поделать: как услышу про кого что-нибудь, так, не дознавшись правды, спешу приукрасить и передать это дальше, так что в скорости узнает все село… Ты большую епитимию наложишь на меня, батюшка?
– Нет, женщина, я не наложу на тебя епитимии. Но попрошу тебя взять вот этот мешок семян репейника и посеять их на своем огороде.
– Ой, как хорошо, батюшка!.. Это легко сделать.
Спустя какое-то время батюшка встретил на дороге эту бабу.
– Женщина, я прошу тебя принести мне плоды тех семян, мешок которых я дал тебе, дабы ты посеяла их на своем огороде.
– Ах-ах-ах, да не смогу я, батюшка! Семена те взошли целым лесом репьев, а потом ветер разнес уже их семена по огородам людей, и аж до поля дошло. Выше сил человеческих будет собрать все плоды репьев того мешка, что ты мне дал!
– Вот видишь, женщина? То же происходит и с клеветой. Кто-нибудь скажет слово, и оно катится комом, который все растет и растет, ранит много душ на своем пути, и уже никто никогда не в силах будет остановить его. Сделай милость: не слушай больше клеветливых нашептываний и сама не выдумывай никаких небылиц о ближнем.
ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя — об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.).
- Если видишь пустые наветы, напраслину, злословие, нападки, гнев и прочее лукавство, сразу твори Иисусову молитву, Богородице Дево радуйся.. и Живые в помощи.. Твори до тех пор, пока молитва не достигнет.
:(
Прочитав у В. Ирзабекова о значении слова человек (словек-владеющий даром речи)и эту статью, задумалась о том, почему существуют люди немые с рождения. Не потому ли, как в притче о безногом, чтобы не сеять зла на земле?
Eto TV-prostranstvo mojno zapolnit bolee interesnoi informatziey.
Господи,помилуй!
Барышни даже "ухом не повели", продолжили как ни в чем не бывало. Я себя ловлю на том, что не знаю, как себя вести в такой обстановке, как противостоять духовному насилию, ведь не всегда же можно "выйти из маршрутки и поехать на другой". Однако благодарю Господа за преподанный мне урок: никогда не вести себя так, как те две барышни.
Так же вспоминаю из "Жития Амвросия Оптинскаго", что однажды после продолжительного вечера, где он "всех смешил", наутро, раскаявшийся и весь в слезах, уехал в монастырь, и это стало началом великого служения Старца.
мне еще была ответственность за жизни детей. Далеко и ходить не надо у меня так с родителями и близкими родственниками было.Кстати,каждый,конечно,потом свое получает,но не ждать же. Да и вообще полезно, когда кто-то увидит ошибки мои, например, да с добром на путь истины направит,хотя может перед тем как сказать об этом мне,придется пообсуждать поступки с кем-то третьим.Если бы люди жили не взаимодействуя друг с другом,то может это было возможно.Свои мысли и слова я называла не осуждением,а размышлением.Ведь,чтобы дать чему-то объективную оценку надо хорошо потрудиться. А этому не учат в школе.Думаю,молчать,чувствуя,что полезнее разобраться не лучший вариант.