Современный протестант

Современный протестант «из наших» иногда не так уж и далёк от Православия. В первые два-три года очень далёк. Всё в Православии для него — либо фольклор, либо язычество. Но жизнь берёт своё...

Родная община, научившая верить, уже не кажется такой идеальной, как вначале. Становятся заметными недостатки братьев и сестёр; личные грехи, несмотря на уверенность в спасённости, выйдя в дверь, заходят в окна. Взамен «чистой евангельской веры» и простоты всё чаще о себе заявляют доктринальные разногласия. Человек успокаивается, то есть прощается с прежней горячностью. Становится понятным то, о чём постоянно твердит Церковь. А именно — что спасение требует трудов, что жизнь проходит между страхом и надеждой, что «Царствие Небесное силой берётся». В подсознании крепнет голос генетической памяти.

Большинство протестантов у нас ведь люди крещёные. Можно отрицать пользу крещения в детстве, можно считать себя гражданином вселенной и стопроцентным сыном грядущего Царства. Но крещение действует, благодать живёт и требует воцерковления. Некоторые из наших протестантов кажутся полумонахами или старообрядцами для своих иностранных братьев. И женщины у них на служении в платках, и под гитару молиться не любят, и молятся долго, к тому же, стоя. Думайте что хотите, но часто это — истинно крещённые в детстве люди, и вести себя они стремятся в соответствии с просвещённой совестью.

Их сердце разгоняет по венам вместе с кровью генетическую память. Это память о Православии.

«Как вы молитесь? — спросил я у одного протестантского проповедника. — У вас есть оформленный чин, или вы всякий раз руководствуетесь эмоциями?» — «Конечно, есть чин, — умно и грустно ответил собеседник. — На эмоциях и духовном подъёме долгую работу не построишь». Затем он рассказал, что начинают они с пения псалмов, потом просят о различных нуждах, проповедуют. Заканчивают молитву общим чтением «Отче наш». Я заметил, что если не брать во внимание анафору, епиклезу, то есть сердцевину Евхаристии, то по структуре очень похоже на литургию Златоуста. Он согласился. «Генетическая память?» — спросил я. — «Возможно», — прозвучал ответ.

***

Через какое-то время, может, через считанные годы, наши приходы пополнятся вернувшимися в Православие братьями и сёстрами, прошедшими в протестантстве школу катехизации. Это будет истинное торжество Православия, но нам нужно к этому подготовиться. Во-первых, они — люди Книги. Им нужно читать и объяснять Писание не пять минут в неделю, а гораздо больше. Большинство из них только потому и наполняют арендованные концертные залы, что в родных церквах, под куполом, на котором возвышается крест, они проповедей не слышали. Честно скажем, не очень-то и искали. Но если бы поискали, то, снова честно скажем, вернулись бы в арендованные залы. Нам нужно проповедовать, причём качественно и постоянно. Вера отцов, вера, «однажды переданная святым», в нашем случае часто похожа на сундук с сокровищами. Сокровища реальны, но мы сами не часто в сундук заглядываем.

***

От привычной брезгливости к протестантам следует перейти к радостному и дерзновенному благовестию. Вы чтите субботу? А знаете ли вы, что и мы субботу чтим? Не по-еврейски, бездействием, но непременной молитвой в храме. Мы помним, что это — седьмой и благословенный день. Только чтим его менее воскресенья, поскольку суббота — день благодарной памяти о творении мира и благословении, а воскресенье — благодарность Богу за искупление. Искупление требует большей любви, чем творение.

Вы чтите имя Господа, открытое Моисею при купине? А вы знаете, что мы на каждой службе со страхом его произносим? Мы благословляем Сущего, то есть Яхве, говоря по-славянски «Сый благословен Христос Бог наш». Ведь Сын во всём равен Отцу. Он тоже — Яхве, как Отец и Дух. По-гречески это имя мы пишем на иконах Спасителя. Это имя произносится в таинстве Крещения.

Если угодно, то мы — пятидесятники в правильном смысле этого слова. В Пятидесятницу родилась наша Церковь, и всё, что совершается в ней, совершается действием Господа Святого Духа. Если хотите знать, то мы не меньше квакеров учимся трепетать перед Богом в молчании. Многие из нас не менее некоторых самых активных методистов всю жизнь изучают Писание. Всё, на чём отдельные группы и секты пытаются построить своё общинное или индивидуальное бытие, у нас есть. Причём оно не вчера появилось. Всё это у нас есть от начала и существует в истинном смысле, стоит только поискать. Ну а что до грехов и слабостей — то у кого их нет? Разница лишь в том, что наши грехи на виду, и мы, вслед за апостолом Павлом, не боимся хвалиться немощами, «да вселится в нас сила Христова».

Это дерзновенная цель, но она реальна. Следует вернуться к серьёзному погружению в догматику. Всем известно, что протестантов, словно красные флажки, раздражают иконы. Мы пытаемся объяснять им догмат Седьмого Собора, но, кажется, говорим на разных языках. Дело в том, что начинать надо с Собора Первого. Сначала стоит говорить о Божестве Иисуса, о Его природном равенстве Отцу. Потом, если понимание достигнуто, следует говорить о Соборе Втором, затем Третьем. Божество Святого Духа, равенство Ипостасей, различие между Личностью и природой будут нашими темами. Сложности, возможно, начнутся с Собора Четвёртого, иногда раньше. Соотношение природы и воли, вопрос о Деве Марии — Кого Она родила и как Её правильно называть? Тут расхождения станут очевидными. Это значит, что вопрос иконопочитания, вопрос, поднятый и решённый на Соборе Седьмом, невозможно решить, перескакивая через несколько столетий напряжённой догматической мысли.

Христос — Бог воплотившийся, Бог, ставший видимым. В силу Воплощения к Нему не относятся слова Ветхого Завета, подчёркивающего запрет на изображения тем, что «только голос вы слышали, а образа никакого не видели». Христос — не «бог чужой», чьи образы соблазняли Израиль. Он — Бог Истинный, Чья Личность при земной жизни была доступна зрению и осязанию, а ныне доступна иконному письму. Но чтобы к этому прийти, нужно многое пройденное оставить за собой. Нужен упорный труд, вначале по образованию собственному, затем — по непростому общению с братьями, лишёнными общения с Церковью. Это труд титанический, силам людей не подвластный, труд, требующий благодати. Бог благодать даст, даст много, «с избытком» и независтно. Нужен лишь наш труд. В этом всё дело.

***

Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла. «Вы думаете, что любите и знаете святые книги? Я расскажу вам об Арсении Великом и об Антонии». Нужно видеть глаза людей, привыкших получать духовную пищу в виде тоненьких брошюр с глянцевой обложкой, когда авва Аммон и авва Макарий впервые встают перед их мысленным взором.

«Но где эти люди сегодня? — спросят у нас рано или поздно. — Не является ли большинство православных прихожан людьми простыми и от глубин далёкими?» — «Не смущайтесь», — будет ответ. В те времена, когда пустыни заселились людьми, знавшими каждую букву в Моисеевых книгах, рядом с ними жили люди, не знавшие ничего, кроме имени Спасителя. «Я ничего не запоминаю и ничего не понимаю», — жаловался молодой монах наставнику. — «А как зовут Спасителя?» — спрашивал старец. — «Иисус Христос», — отвечал молодой монах. — «Возрадуйся, чадо. Ты знаешь самое главное». Так и в нашей жизни. Есть немногие, знающие много, но рядом с ними в той же благодати, а часто и в большей, пребывают многие, знающие чуть-чуть, но самое главное.

Я совершенно серьёзно утверждаю и не на шутку уверен в том, что очень скоро наши храмы наполнятся теми, кто сегодня относит себя к протестантам. Их не отпугнут ни ворчливые бабушки, ни дисциплинарная строгость, ни непривычный язык.

Они, напитавшись текстами, возжаждут благодати, которая породила тексты. Любители Писания узнают в Церкви смиренную Мать Писания и придут покаяться в том, что долго этого не замечали. Из людей слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми слова, которое поётся, читается и благовествуется над Чашей.

Лишь бы только мы были к этому готовы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
elena 6 декабря 2019, 20:13
В детстве крещенная , была в харизматической церкви 10 лет , три года назад вернулась в православие , после чтения святых отцов , свидетельств перешедших в православие пастырей протестантов . Молюсь за мужа , мам, которые все ещё в протестантизме . Благодарю Бога , что я вернулась в истинную Церковь , какая же это благодать ! Слава Богу !
Александр Чухланцев 3 мая 2019, 06:35
Спаси Господи, батюшка Андрей, так всегда понятно и утешительно
Ольга Галактионова 7 октября 2018, 04:14
Спасибо за статью.Истино то ,что пойдут за благодатью.Много лет в протестантизме и точно пережила все что описано в статье.Зубрежка слова,проповеди это главное.Результат -опустошение.
Алексей Фроловский13 ноября 2017, 17:10
Дай нам, Господи, быть готовыми..
Элеонора19 августа 2016, 09:15
Я была протестанткой больше 20 лет, только в лютеранстве провела 16. А потом Господь призвал меня вернуться в истинную Православную церковь. Хотя я и не была крещена в детстве, но все равно там мой дом, и в этом я продолжаю убеждаться. До сих пор слезы на глазах - так удивительно, до чего милостив Господь. Это настоящее чудо: никто из моего окружения, ни я сама никогда бы не могли подумать, что стану православной. Ничего не зная, не читая, слыша только негатив о Православии, - во мне просто вызрело убеждение, что мне надо в храм. Как так? Да, возжаждала благодати, и Господь дал мне ее. А ведь я занимала видное положение в лютеранской общине, пользовалась авторитетом, теперь же необразованная новоначальная, ничему еще не обученная, заикаясь, задаю глупые вопросы батюшкам. И с наслаждением напитываюсь теми сокровищами, которые дает Церковь. Причастие - да я в жизни не думала, что можно быть такой счастливой, причастившись Святых Христовых Тайн. Хотя в лютеранстве Причастие считается таинством, только его там нет. Таинство - в Православии.

Статьи о. Андрея очень люблю, он так живо и точно формулирует мысли. Спасибо большое за статью. Слова батюшки совершенно точно сбываются - ищущие благодати Божьей протестанты массово потянулись в Православие. Я сама знаю многих. О других молюсь.
Игорь21 декабря 2015, 14:51
"Они, напитавшись текстами, возжаждут благодати, которая породила тексты. Любители Писания узнают в Церкви смиренную Мать Писания и придут покаяться в том, что долго этого не замечали. Из людей слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми слова, которое поётся, читается и благовествуется над Чашей."
Все что написано здесь истинно. Это обо мне. Всю свою жизнь был баптистом. Благодарю за великолепную статью. Даже и не понимаю, почему рейтинг статьи не 10. Ведь прямо в точку попадание.
Мила13 января 2015, 22:08
Так случилось что будучи протестантской более 14 лет,я вышла замуж за православного и венчалась в православной церкви,и крестила там своих детей.честно,мне все давалось с огромным трудом после харизматической церкви .каким то чудом мне в руки попала детская книжка о жизни наших православных святых.я была потрясена до глубины души,я плакала и раскаивалась перед Богом.современные протестанты,к сожалению,не знают того,какое богатое духовное наследие у Православие.с этого начался мой путь в Православной церкви и он продолжается...
Ольга25 декабря 2013, 07:14
спасибо за такие добрые, любящие слова, за 13 лет в протестантской церкви я кроме как "сумасшедшие сектанты" ничего хорошего от православных и не слышала... а это очень обидно... и в таких словах и отношении Христом и не пахнет... слава Богу за моего пастора он никогда ни одного плохого слова не произнес в адрес православия, всегда стремился к сотрудничеству. Дорогие братья и сестры - и в православных и в протестантских церквях встречаются как глубоко верующие, так и очень поверхностные люди - и благодаря им у нас складывается мнение о всей церкви в целом... все мы грешники, которые были спасены благодаря любви Отца и крестной смерти Сына, пусть Бог благословит всех нас на трудном и тернистом пути в Небеса! и с наступающим Рождеством всех вас!
александр16 апреля 2013, 11:39
за все слава Богу.кто стучится тому откроют.
Сетлана13 мая 2012, 13:52
какая разница в какой вы деноменации?ХРИСТУ нужны не наши истины но он будет смотреть на сердца наши-жили ли мы как он учил нас.
Галина14 февраля 2012, 11:36
Мне понравилась статья батюшки Андрея Ткачева и по духу, и по содержанию. Спаси Господи.
ANDREY11 декабря 2011, 15:00
ZDRVAVSTVYITE,BRATIYA I SESTRI! DYMAU, BATUSHKA BOLEE SKAZAL NE O PROTESTANTAH, NO O NAS SAMIH,HOTIA I OCHEN' DELIKATNO:"LISH' BI MI K ETOMY BILI GOTOVI!"-AMIN'!!!
Владимир25 мая 2011, 18:33
да, насчёт катехизации, проповеди, миссионерства автор однозначно прав. Россия требует христианского миссионерства потому, что она всё ещё неправославная несмотря на "моду" креститься и строящиеся храмы. Нужно русским проповедовать не менее чем язычникам или еретикам. Да, большинство русских - это еретики, верящие в гороскопы и прочую ерунду. Церковь же православная в России - это крохотное стадо в море непредсказуемой толпы.
Любовь 8 мая 2011, 01:23
огромное спасибо за статью! Божий мир да пребудет с вами!
Дима 6 апреля 2011, 12:50
Сам сейчас ощущаю желание глубже узнать Православие.Хотел бы найти приход с дружной общиной и проповедующим настоятелем.В Санкт-Петербурге.Может,кто подскажет, братья и сёстры?Сам пока в пятидесятниках))
р.Б. Евгений27 февраля 2011, 01:59
Перешел в Православие более 12 лет назад. До этого посещал собрание пятидесятников, преподавал в их институте, писал о них в энциклопедический словарь статьи. Супруга, хотя и не оставила протестантизм, покинула сначала "харизматов", потом умеренных пятидесятников, а теперь ходит к методистам. В молитвенном зале у них стоят иконы, каждую службу они возжигают свечи, обязательно читают Отче наш и, кажется, Символ веры в католической редакции. Наши дети крещены в Церкви. Большое влияние на переход оказала Церковная служба, святоотеческое богословие и обычные священнослужители плюсами и минусами своей жизни опровергшие протестантский тезис о Православии как мёртвой религии.
Алексей Савельев 26 февраля 2011, 21:50
Сложно не согласится с отцом Андреем. Многие протестанты возвращаются в православие. Я на собственном опыте могу сказать, что это так. В 1992 году я был крещен в православном храме в г. Кемь (Карелия). В нашем городе (Беломорске)общины не было. После крещения я остался наедине с моими вопросами. Позже в наш город приехали финские миссионеры. Я стал общаться с ними. Через некоторое время возникла группа единомышленников. Затем община. Меня направили на учебу в Москву. Там я получил богословское образование. (МТИ 1992-1995). Вернулся в Карелию, где нес служение пастора церкви в городе Кондопога.(с 1996 - 2004). Был секретарем Союза ХВЕП Карелии. В 2004 году переехал в Финляндию. Начал посещать различные церкви и собрания верующих. Провел год в Лютеранской церкви. Год назад вернуться в православие. Почему? Ответил на этот вопрос автор этой статьи.
Спасибо Вам за статью, о. Андрей.
Елена26 января 2011, 22:03
Я православная, и муж мой когда-то был крещён в православной церкви. Вот уже, как 7 лет он протестант, а я остаюсь верной истине. Потому что истина одна и она в православии.Тяжело жить вместе с человеком, который враждебно относится к православию, только лишь потому, что совершенно не понимает, не знает, да и не хочет знать абсолютно ничего об этой вере. Из его уст я только слышу осуждения и неприязнь по отношению к Церкви. Помоги ему Господь, мне только остаётся молиться о его заблудшей душе.
Мария13 января 2011, 02:41
Мой первый христианский опыт я получила в общине баптистов в конце 80-х, т.к. в городе не было ни одного христианского храма. Баптисты арендовали сторожевую каптёрку на кладбище и там собирались. Кстати, у них в порядке вещей петь хором православные песнопения в современном русском переводе под фортепиано, гитару или орган.
Главное, чему я у них научилась - это в высшей степени благоговейному отношению к совершению Вечери Господней на обряде Хлебопреломления. Там над обычным хлебом и чашей с вином молятся своими словами, поют, читают главы из Евангелия,каются в грехах, а потом хлеб и чашу пускают по кругу. Участвуют в этом обряде только члены общины.
Такую атмосферу сосредоточенного благоговения на Причастии я наблюдала в Троице - Сергиевской Лавре среди монахов. Именно там я убедилась в том, что Причастие - это гораздо выше, глубже и необъятнее, чем просто обряд.
Потом, когда в городе образовалась Православная община и прислали священника с семьёй, я там крестилась. Приход назвали в честь иконы " Всех скорбящих Радосте". С течением времени в городе наконец появился свой Православный храм.
Туда все заходят в гости и по сей день - и католики, и баптисты. Только причащаются строго в своих общинах. Это такой негласный кодекс. Некоторые из моих знакомых баптистов потом перешли в Православие осознанно, дотошно изучив труды Святых Отцов.

Курилов В.Н.12 января 2011, 13:22
На статью вышел с форума "Ангел-хранитель", хотел задать вопрос , касающийся протестантов. И расхотел. Спасибо, Вам, уважаемыи протоиерей Андрей Ткачёв. С моей дочерью произошло именно то (в точности) о чём пишется в этой статье. Пока ещё в протестантизме сын и жена, однако сын во многом близок православию. И, я надеюсь и верю, что и они перейдут со временем к нам.
С уважением, Василий.
Светлана 5 января 2011, 02:30
Я очень люблю протестантов - особенно баптистов - ну по крайней мере тех с кем общаюсь и дружу!! Есть и такие - кто вернулся в Православие.

Из людей слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми слова, которое поётся, читается и благовествуется над Чашей.
Да будет так. Спасибо за статью!!!
Валентин20 декабря 2010, 18:09
Елена :

Слава Богу!
Елена15 декабря 2010, 12:00
Наша семья (протестанты более 12 лет) воцерквилась в православие почти год назад. До этого два года думали, молились, смотрели православный канал "Союз", поражались как верно и честно говорят священники. Зов Божий прийти в храм был настолько силен, что мы не смогли ему противится.Здесь оказалось все совсем не так как нам говорили в протестантской церкви- глубже, сильнее, просто иначе...Наш друг-пастор сельской общины, перешел в православие со всеми прихожанами. сейчас он уже диакон и учится в семинарии...
Елена15 декабря 2010, 11:59
Наша семья (протестанты более 12 лет) воцерквилась в православие почти год назад. До этого два года думали, молились, смотрели православный канал "Союз", поражались как верно и честно говорят священники. Зов Божий прийти в храм был настолько силен, что мы не смогли ему противится.Здесь оказалось все совсем не так как нам говорили в протестантской церкви- глубже, сильнее, просто иначе...Наш друг-пастор сельской общины, перешел в православие со всеми прихожанами. сейчас он уже диакон и учится в семинарии...
Алексей15 декабря 2010, 01:29
Вот читаю комментарии и огорчаюсь... люди совершенно не поняли суть того о чём пишет протоиерей Андрей Ткачёв.. перестаньте оскроблять друг друга, перестаньте называть протестантов такими и сякими, перестаньте вообще что-то кому-то доказывать или сравнивать их, как пишет некий Владислав, "как из психушки"... Учитесь лучше любви Христовой, сами учитесь, ни на кого не указывая и показывая... смиряйтесь перед Богом, а Он и только Он укажет, кто есть Его истинное стадо.. Потому что только Христос "есть путь и истина и жизнь!" (Иоанна 14:6) и Дух Святой, который пребывает в Церкви, начнёт Её наполнять людьми ищущими спасения и любви. Давайте будем к этому готовы! С уважением
Владимир 2 декабря 2010, 01:11
Слава Богу,и я после 15-ти лет баптизма вернулся в Православие,вернулся домой ! Встал в храме у той колонны,где стаивал в юности,и почувствовал:я дома.Уже полтора года я с вами,братья и сёстры.А вот жена пока ещё там.Помолитесь о нас !
Владислав23 ноября 2010, 11:55
Да, с протестантами я знаком не по наслышке. Сам свой путь верующего начинал с протестанской "церкви" как они называют. Тогда я ещё ничего не понимал в вере совершенно, но генетическая память взяла своё и я все-таки верующий, воцерковленный православный человек и умру таким. Помню пришел на концерт, по другому я сказать не могу, этой церкви, а у меня было очень плохое самочуствие, хотелось тишины, покоя, радости, понимания, искренности, а вместо этого мне сразу стали указывать на мои недостатки, потом запели О Иисус!!! Спаси нас, запели так, как-будто сбежали из психушки, а у меня в этот момент самочуствие вообще никакое, я аж убежал от туда как из сумашедшего дома. Потом ещё разговаривал с одной протестанткой, она меня язвительно осудила, оскорбила и прочее в моих грехах, ну да не это главное, а то, что я понимаю теперь чем отличаются православные от протестантов - православные смотрят на свои грехи и пытаются исправить себя, а протестанты читают Библию, точнее зубрят, и ходят потом всех учат да поучают, что они все спасенные, а мы дураки- Вообщем все козлы - я Дартаньян. Впрочем, Да Спасет их Всех Господь и приведет в лоно Православной церкви!
Рабочий14 ноября 2010, 15:53
И мы в чём-то виноваты...Но,слово протестант меня шокирует как слово арестант.Родственники моей супруги,бывшие москвичи, живущие сейчас в Америке в деревне-пятидесятники.У всех сейчас машины.Приезжают напыщенные,всех поучают,а сами нигде не работают.От секты имеют прибыль и от квартир,которые сдают в Москве.Ругали Украину и хохлов а теперь зачастили туда с "ПРОПОВЕДЬЮ"Оказывается-они потомственные украинцы.БОРМОЧУТ на своих сборищах как алкаши и наркоманы и заявляют,что говорят на ЯЗЫКЕ СВЯТОГО ДУХА.Не раскрыта для них книга Жизни.В Библии они ищут обьяснения своим порокам и сребролюбию...А статья ваша добрая,Батюшка,но,мне думается,что войдут они в Истинную Церковь-ТОЛЬКО В КОНЦЕ СВЕТА.И, хорошо,если я ошибаюсь...
Марина12 ноября 2010, 17:45
Я тоже ничего не знала о Православии, но сердце мое всегда принадлежало Пресвятой Троице. Я думаю, что это генетическая память. Поэтому появилась благодарность своим предкам за то сокровище, которое они мне передали.
Антон12 ноября 2010, 16:31
Екатерине
Англикане ближе к католикам.
Наталия12 ноября 2010, 15:20
Эх, хорошо бы знать что возврат протестантов произойдет! Моя сестра - крещеная православная, а ушла в секту пятидесятников. И мужа увела, и дети их там сейчас. И они уже 10 лет так живут! И всем довольны. И нет признаков что что-то изменится...
Алексей11 ноября 2010, 20:13
Слава Богу! Я сам крестившись в Православии, перешел в протестантизм, ("Вифания" Краснодар). Но благодаря ОСИПОВУ А. И. Вернулся в Родное лоно Православия. Да не хватает проповедей. Но они есть у Святых Отцов. Питаюсь ими. Кстати один протестантский пастырь сказал о Святоотеческом наследии: " Эти православные сидят на огромном сундуке с драгоценностями и не открывают его". Уже открывают!
ден11 ноября 2010, 09:50
Игорю
На этом этапе нам всем необходим страх Божий.
василий11 ноября 2010, 09:25
слово Пастыря, бальзам на сердце) Во славу Господа!!!
Игорь10 ноября 2010, 19:15
Как бывший в третьем поколении протестант утверждаю, что так и есть! Необходимо только терпение и такт со стороны православных христиан.
Екатерина10 ноября 2010, 11:14
А англиканская церковь относится к Протестантам?
В самом центре Нью-Йорка есть Trinity church, англиканская (episcopal) церковь. И в ней находятся две иконы, православные! На одной написано Господь Вседержитель, другая икона Казанской Божьей Матери.
Вот так-то "протестантов , словно красные флажки, раздражают иконы". Почему так получилось?
Елена 9 ноября 2010, 20:53
Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×