Почти каждый день на своем жизненном пути мы встречаем бездомных, в народе презрительно именуемых «бомжами». У вокзала, возле метро, любого более-менее людного места и, конечно, почти у каждой церкви можно встретить просящих и даже требующих денег бездомных. И каждый раз у многих сердце мучительно решает вопрос: «Подать милостыню или не подать?» И тут же возникают другие вопросы: «Сколько именно? Как именно подать? А есть ли смысл в этом?»
В основном люди делятся на две группы. Первые – те, кто в меру своих сил подает и помогает всем, не рассуждая и не задавая лишних вопросов, следуя словам Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). А вторые – те, кто не подает милостыню «бомжам», считая, что нельзя поощрять «бомжовскую мафию», что если подашь, то окажешься соучастником их греха пьянства, тунеядства, лжи и т.д. Эти люди готовы исполнить заповедь Христову и рады помочь человеку, но лишь тому, который реально нуждается в помощи. При этом они тоже приводят слова святых отцов о том, что наивысшей добродетелью является рассуждение, ибо без рассуждения, не в меру сил и не вовремя творимые, ни пост, ни молитва, ни милостыня и ни одна другая добродетель не принесут человеку пользы[1]. Действительно, вряд ли кто-то подаст деньги просящему на веревку, чтобы повеситься, как бы слезно и настойчиво тот ни просил. Но такой веревкой может быть и бутылка спиртного, которая с каждым днем все сильнее сдавливает горло несчастному. Или веревка лжи, которой ты должен, подавая, потакать. И таких «веревок» сотни и тысячи.
Так как же быть, чтобы исполнить заповедь Христову и наилучшим образом угодить Господу? Ответ простой: любить. И стараться без любви ничего не делать. Тогда все встанет на свои места и даже сам вопрос покажется бессмысленным. Как известно, «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Конечно, трудно вот так сразу взять и полюбить всякого бездомного, но проявить сострадание к тому человеку, которого Господь привел к тебе, все же, как правило, вполне возможно. Мне бы хотелось поделиться некоторым практическим опытом поведения в различных ситуациях при оказании помощи бездомным.
Например, вы идете на работу, а подвыпивший нищий просит у вас денег. Что делать? Не поленитесь и спросите, зачем ему деньги. Часто они просят на еду. Это самый простой случай. Тогда нужно пойти вместе с ним в ближайший магазин и купить ему то, чего он наверняка был лишен долгие годы. Устройте ему праздник, как если бы это был ваш старый добрый одноклассник. Подойдут хорошие и подороже колбасы, жареные или копченые куры, сыр, йогурты – иными словами, то, чем никто из них не «закусывает» и из-за дороговизны почти никогда не покупает в качестве еды. И даже если бездомный соврал вам вначале, то он все равно окажется вам благодарен – постарайтесь эту благодарность перенести на Господа, чтобы он благодарил Господа, а не лично вас. Например, скажите ему, что именно Христос послал вас сегодня к нему. И это будет милостыня телесная и духовная. Постарайтесь увидеть в нем глубоко страдающего человека, и если вы не можете увидеть даже в самом последнем «бомже» образ Божий, может быть, очень испачканный, замутненный, но все-таки величественный образ Божий, то, наверное, это предмет для молитвы и обсуждения с духовником.
Спросите бездомного, как его зовут, как часто и где он бывает, когда у него день рождения, крещен ли он. Будьте с ним искренни и добры. Бездомные очень чувствительны к неискренности. Не спешите осуждать. Мы не знаем, какие были бы мы, если бы Господь лишил нас Своего покрова и не уберег бы нас от демона пьянства и прочих пороков. Не были бы мы намного хуже этого человека? Говоря одним словом: полюбите его. Полюбите, насколько это возможно вашему сердцу; полюбите искренне, ради Христа. И если в вашем сердце родится хоть немного любви к этому человеку, то в следующий раз, выходя из дома, вы наверняка подготовитесь ко встрече с ним: захватите домашнюю еду, теплую одежду, книгу или что-нибудь приятное для него. Вы выйдете на 15 минут раньше из дома на работу и найдете его, дождетесь его, назовете его по имени, проявите о нем заботу и умножите любовь в этом мире, нехватка которой ощущается все острей. И так изо дня в день можно жить ради Христа, заботясь даже об одном нищем. Не откупайтесь деньгами, не ограничивайтесь одноразовой помощью: она хороша, но это несовершенный плод. Нельзя любить только полчаса, а потом забыть.
Единственное, о чем стоит предупредить: не давайте денег ни под каким предлогом, не поддавайтесь на уговоры! Человек на улице и в столь бедственном положении столь болен духовно, что в абсолютном большинстве случаев не сможет деньгами правильно распорядиться. Покупайте ему то, в чем есть надобность, живите хотя бы немного его жизнью и проблемами.
Важно заботиться о теле человека, но еще важнее заботиться о душе. Делайте это ненавязчиво: пусть сердце вам само подскажет, когда человеку сказать о духовном, как и когда его подтолкнуть помириться с Богом. Когда стоит рассказать ему об исповеди, о молитве и о безграничном милосердии Божием, о том, что настоящая жизнь и исцеление возможны только через исцеление Господом его души, чего не может случиться без его желания. Бывает, что человек жаждет и готов это услышать сразу, а бывает, что только через годы. Об этом пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной»[2].
Конечно, только едой все возможные случаи нужды не ограничиваются, и есть масса других[3]. Но все объединяет одно: без любви заповедь Христову «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36) выполнить невозможно. И на примере бездомных это становится как нельзя более очевидным. Но это касается и других случаев: если вы помогаете больному, то нельзя ему просто купить лекарства; нельзя арестанту просто послать посылку; нельзя просто прислать игрушки в детский дом и т.д. Все это хорошо, но без искренней любви часто все это обесценивается, порождает грех и пороки среди тех, кому эта помощь адресована и кто ее распределяет. Лекарства рождают зависть других больных; арестанты проигрывают в карты ваш чай, сало и конфеты; дети в детдомах становятся просто вымогателями и т.д. И мы вновь и вновь, унывая, будем возвращаться к вопросу: как быть? И все тот же ответ: любить, любить ради Христа. Молиться за больного, навещать его, утешать его, покупать ему лекарства, разговаривать с другими больными, устраивать им маленькие радости и праздники, рассказывать о Божием величии и милосердии; переписываться с арестантом, посылать ему посылки, утешать и проповедовать, вселяя надежду и заставляя задуматься о прожитой жизни; приезжать к детям, привозить им игрушки, рисовать с ними, петь, угощать тортиками, научить молиться, надеяться и доверять Господу Богу и т.д. И так жить изо дня в день ради Христа. Конечно, многие не могут выделить время на все выше перечисленное. Тогда, по крайней мере, помогайте тем, кто уже искренне этим занимается, а сами молитесь за них от всего вашего сердца, которое, без сомнения, создано для любви.
Но ни в коем случае нельзя брать на себя подвигов выше своих сил: ни в коем случае не приводить бездомных к себе домой ночевать, не ходить в места массового скопления «бомжей» одному, не брать деньги в долг, чтобы раздавать их бездомным. Нужно отдавать себе отчет в том, что большинство людей этой социальной прослойки весьма больны духовно, а часто и психически, и почти всегда физически. Попытки такого рода сверхподвигов нередко заканчивались трагически. Часто такие поступки – следствие гордости и неофитства.
Также в умах некоторых людей есть миф, что если человеку дать жилье, квартиру и работу, то он исправится. Практика показывает, что так не бывает. Без мира с Богом, без Божиего чуда исцеления души это невозможно, но мы можем быть соработниками Божиими, умножая любовь и располагая человека повернуться к Богу лицом.
Причем надо сказать, что оказывать милостыню надо всем – и богатым и бедным, и плохим и хорошим, только не потакать смертным грехам лжи, пьянства, распутства и прочим и ко всему подходить с любовью и рассуждением. «Творящий милостыню, подражая Богу, не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в телесных потребностях»[4].
Так, в очень сложных случаях мне приходилось искренне говорить бездомному человеку, упрямому в своей лжи, что я ему абсолютно не верю, но помогу ради Христа, ради той любви, которую Христос мне дал к нему. Важно и то, что без любви даже такая великая добродетель, как рассуждение, может превратиться в осуждение, оправдание своей жадности и лени. Следует молиться, чтобы Бог дал этот дар рассудительности. А он дается за добрую, полную милосердия и любви жизнь во Христе[5].
Идя на дело милосердия, следует не забыть помолиться Богу, чтобы Он дал нам сил и разумения исполнить Его заповедь так, как это угодно Ему. Вообще молитва есть неотъемлемая составляющая дел милосердия. Без молитвы почти невозможно сотворить угодное Богу. Мы можем все рассчитать, обо всем договориться, быть уверенными в успехе, но если не было молитвы, то дела наши подобны дому, построенному на песке. Бездомный, не евший давно мяса, поев, может почувствовать себя плохо; новая куртка может стать поводом для его избиения; новый восстановленный паспорт может быть неожиданно украден «друзьями» и продан для темных дел, которые неизвестно как отзовутся в будущем; медицинская помощь может дать большие осложнения и т.д.
Если мы заговорили с кем-то, то хорошо бы кратко помолиться и об этом человеке, даже если мы не знаем его имени, и уж тем более, если знаем. Часто духовники благословляют читать про себя «Царю Небесный», особенно если разговор начался о духовном. Подходя, хорошо бы искренне улыбнуться. Ведь это чудесно – быть участником, исполнителем, проводником Божиего милосердия.
Ни в коем случае не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни, с нравоучениями и непрошенными советами. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Ему и так нелегко, пусть даже и по его вине, и дополнительные укоры и поучения будут просто еще одним отягчающим обстоятельством для него. Наша же задача – не отягчать, а постараться хотя бы в мелочах на секунду облегчить его ношу. Советы же можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.
Говоря с «бомжами», нужно следить, чтобы не проявлялась в нашей речи заносчивость. И если мы при оказании милостыни позволим себе превозноситься над этим человеком или тщеславиться, то это истребит нашу добродетель, сделает мерзким наше поведение в глазах Господа, и Он обязательно нас накажет за это, если мы не покаемся.
Все это может показаться трудно осуществимым, но эти усилия стоят того. Эти труды милосердия есть реальное, деятельное доказательство нашей веры и нашей любви ко Христу. И самое главное: Господь помогает, когда начинаешь творить милостыню, дает особую благодать, часто даже несмотря на наше тщеславие и лень. И если человек искренне пытается угодить и любить Господа, то Господь покрывает и исправляет, даже более того – обращает к славе Божией наши ошибки. Благодать начинает преображать душу, в ней начинает прорастать зерно Царства Небесного. Человек с каждым днем начинает ощущать эту особенную радость новой духовной реальности: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13: 44). Пребывание в этой благодати настолько преображает душу, что незаметно дела, которые казались невозможными, становятся простыми и даже желанными.
Помогая людям, не надейтесь изменить мир и всех бездомных, не ждите от них благодарности – творите все ради любви Христовой. Не унывайте и не пугайтесь, если кто-то вопреки всем вашим стараниям все-таки обратил вашу милостыню ко злу. «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что… Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать»[6].
Безусловно, в наше время живут святые люди, но для обычных грешных людей – горожан, измученных гонкой потребительства, лишенных сердечной молитвы, не способных к совершенному постничеству, не имеющих времени на апостольское служение, погрязших в кредитах и житейских делах, – «милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам»[7].
Надо сказать несколько слов и для тех, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что этот человек сам виноват во всех своих бедах. Скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Разве Он, сотворивший вселенную, небо и землю и все сущее, нуждается в наших копейках или миллионах? Разве Ему важно, в чьем именно кармане лежит наша 50-рублевка? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34–40). И для того чтобы послужить Христу, не надо жить 2000 лет назад, а можно просто дать сегодня тарелку супа бездомному и сказать Богу: «Ты голоден, Господи, на, поешь».
"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно" (Евангелие от Матфея 6:3,4)
"Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Евангелие от Матфея 6:35,36)
Помогать нужно тем людям, которые по немощи своей не могут вам ответить тем же. И помогать нужно не ради себя любимого, а прежде всего во имя Отца и Сына и Святаго Духа, при этом не ожидая ничего взамен.
Но, вот реальный случай.
Прибился к одному из приходов строящегося храма бомж. Мужчина лет 50, крепкий, работящий, пропивший семью, жильё. Пожалел его настоятель. Стал бомж работать разнорабочим. Кормили. Денег не давали. Жил он в бытовке с буржуйкой. Захаживал и во временный храм на службу.
Но страсть не давала покоя. Садился за оградой у дороги и собирал милостыню. И выпивал. Прошли лето, осень. А зимой он упал пьяный в кустарнике и замерз насмерть.
Настоятель так расстроился, что сказал на проповеди не давать милостыни бомжам, а только сестрам милосердия, которые знают кому дать.
Кто ошибся настоятель или дававшие бомжу?
Приглашаю Вас для соработничества в "Суворовский призыв"занимаемся добрыми делами во Славу Отечества и великого полководца А.В.Суворова!
С уважением Александр Львович
8-916-130-06-95
Обратитесь, пожалуйста, к работнику милиции. Это уголовно наказуемо.
Младенцы и дети спят под алкогольным и наркотическим воздействием... Не проходите мимо... Остановитесь и помогите забрать ребенка у попрошаек, у которых не свои дети... Спаси Господи детей! И вразуми нас оказать помощь!
Если кого-то заинтересует, напишу статьи, предусматривающие уголовную ответственность...
Для себя сделал вывод, что лучше помогать с каждой зарплаты волонтерским обществам, например "Православной службе "Милосердие"". ВАЖНО! Они знают КАК помогать людям попавшим в беду, у них есть отлаженная связь с медиками, психологами, священниками, социальными службами и т.п. Чего у большинства людей нет. Если есть возможность помогать лично, то опять же лучше устроиться волонтером (на время отпуска например), а не заниматься самодеятельностью. Всегда лучше, прежде чем браться за какое либо дело, спросить совета и поучиться у человека более опытного. Чем большую помощь мы окажем подобным движениям, и чем больше в них будет волонтеров, тем большему количеству людей они смогут помочь. И каждый день просить бога научить нас молиться, верить, терпеть, прощать и любить. Храни Вас всех Бог! Аминь.
И еще хочу тоже в тему сказать что 5 декабря оказывается был день волонтера, втч тех кто работает с бездомными. Чего только эти люди не делают - очень - очень давно слышал о фонде ночлежка и вот до сих пор они работают и видимо хорошо работают и наверно можно у них поучиться.
И очень правильно в статье и комментарии написано что при всем при том, во-первых не нужно забывать про своих ближних.
Благослови Вас всех Господь!
Спаси, Господи, люди Твоя, Наставь нас на вершение дел во имя Твое!
Вспоминается русская классика!
И. С. Тургенев, "Нищий".
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Во время чтения вспоминал некоторые ситуации, когда подавал милостыню, в т.ч. и продуктами, понимая, чего именно не доставало.
И действительно, права Елена, написав: "и эта статья зажигает сердце".
В Москве есть ещё и рабовладельчество.
Инвалиды, которых привозят на определённые места для сбора милостыни.
Вот кто постоянно нуждается в еде, их содержат в тяжёлых условиях и кормят одними дошираками.
Если видите инвалида без ног без рук, купите ему еду.
От тысяч, которые он соберёт за день, никакой пользы ему не будет, он ляжет спать голодным.
Странные метаморфозы. В другом храме этот же настоятель как то сказал, видать на отраженное в исповедях смущение прихожан по поводу попрошайничающих циганятах около храма, в том смысле что все таки около православного храма они милостыню просят, а не около иного какого.
Боюсь что эта статья, несмотря на благое намерение приведет лишь самооправданию жадности тех, у кого еще есть деньги. И заметте, вы эту статью написали бы хотябы пятью годами позже, но почему именно сейчас, в кризис? Когда денег и так нет и подать лишний раз требует уже больших усилий?
И полезные комментарии.Крым
Прошу Ваших молитв о спасении души и тела,здравии, прибавлении ума и благочестии и чистоте при жизни. Прошу Ваших молитв о Спасении и жизни вечной по смерти. Прошу помочь с восстановлением или приобретением постоянной московской регистрации(для получения ВААРТ- высокоактивной антиретровирусной терапии) по федеральному страховому мед.полису. Прошу человеческого жилья, где можно спокойно молиться и готовиться к грядущим общим непогодам. Прошу Ваших молитв о Помощи Божией. Подайте, что можете. С любовью и благодарностью: Наталия.
Или еще:
Праведный Филарет Милостивый
В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: "Не надо давать ему денег, он пьет." Сам он говорил мне: "Дай мне для моих детей," и я, когда давал ему милостыню, говорил: "Возьми это для твоих детей." Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать. Если бы я не давал ему денег, то он мучил бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: "Возьми это для твоих детей," он вспоминал маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась внутренняя работа. Многие исправились подобным образом А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги.
Своей логикой мы не даем работать Христу. Если вы хотите быть евангелистами (но, конечно, не протестантами), то учитесь истинному Евангелию уже сейчас.
Слова Старца Паисия Святогорца:
Духовное Пробуждение
Том II, 1999 г.
Переведено с греческого иеромонахом Доримедонтом
но вот я никогда незадумываюсь дать или не дать,
раз человек просит, значит ему нужно. Есть такое
выражение у святых- сей и в доброй земле и в тернии и на
камнях и что-нибудь доброе обязательно произрастет.
Я думаю что если все делать с добродетелью рассуждения,
то мы только и будем часами думать и рассуждать, а на дело и времени не останется. Ведь если ты хочешь дать, значит это твое сердце в-первую очередь хочет дать, значит в твоем сердце есть хоть капелька любви. Вот и получается милостыня с любовью в сердце, с милосердием в сердце.
А вот насчет того, чтобы поговорить с бездомным, помолиться
о нем - за этот совет автору статьи большое спасибо!
Да Благославит вас Господь!!!
Отличная статья, спасибо! Я когда не подам просящему, страдаю угрызением совести. Лучше подать. Но есть выражение "Да запотеет милостыня в руке твоей". Призыв к рассуждению. Иногда смотрю в храме, кому бы помочь небольшой суммой и не знаю. Тогда помолюсь Богу и попрошу Его указать мне на нуждающегося человека. И вот вижу многодетную мамочку с новорожденным на руках, ей и отдаю. Благодарю Бога за то, что дает мне возможность зарабатывать и помогать.
А вот и другой пример. Еду на машине из Пензы в Москву. В час ночи заезжаю на запраку и вижу мужчину, сидящего у компрессора с пакетом в руках. Не просится подвезти, но явно ему куда-то надо ехать. Я решила, что у него нет денег на дорогу и даю ему 100 руб. Он категорически отказывается. Спрашиваю, чего он тут сидит.
-Мне в Спасск надо.
- Так что ж не проситесь подвести, а сидите молча? Поехали.
По дороге мы познакомились. Оказался водитель пожарной машины. Телефон разрядился, не мог связаться со своими. Довезла его до Спасска. А не просился потому, что не верил, что женщина ночью может взять случайного попутчика. А меня сколько раз люди выручали на дороге! Спаси Господи!
Я не пропила и не проиграла свое жилье, - меня просто выписал на улицу собственник, как не члена своей семьи. То есть я малоимущая с ребенком, а вовсе не профессиональная побирушка, и за каждое подаяние молюсь Богу о моих Благодетелях, но, - как сказано в Решении о признании малоимущими: стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления общей площади на одного человека, составляет: 5049864 руб.00коп. Моя имущественная обеспеченность составляет 0руб.00коп.
Вы со своими домочадцами, сослуживцами, соседями давно по душам говорили? Из любви ко Христу? Целых 15 минут? Ни в чём не обвиняя и не упрекая.
Начните со своих близких - глядишь, и на улице будет меньше обездоленных людей.
Нет, бомж - он почему-то завсегда роднее. Наверное потому, что в собственных глазах сразу как-то вырастаешь.
Иногда так невозможно трудно попросить у кого прощения, что лучше сделать что-нибудь хорошее кому-то другому. Чтобы совесть не так сильно мучила.
Опомнитесь люди! Бомжи появляются на улице потому что мы проявляем равнодушие к ним ещё тогда, когда они были среди нас.
Трудно противиться внезапному порыву отдать пьющему нищему деньги, которые несешь ребека кормить или лекарства купить.
Спасибо Вам огромное за столь ясный резон!
Я тоже подаю, когда у меня до рези не хватает на ребенка или на неотложное и необходимое, но Вы правильно все обосновали. Помоги, Господи!
ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!
Помяни, Господи, во Царствии Твоем Благодетелей моих - Твоих Праведников, ибо милостыней своей сотворили они во мне Веру в Тебя и Упование на Милосердие Твое!!!
Автор принял призыв к толерантности слишком близко к сердцу. Подзабыл видно, что БОМЖ - это аббревиатура, не имеющего ничего оскорбительного в своей расшифровке. Ну уж если слово "бомж" вызывает такую ассоциацию, то в скорости и слово "бездомный" будет ее вызывать.
Мне кажется, что вопрос с подачей денег или чего другого бездомным легче будет для себя понять, если мы решим как поступать со знакомыми, которые часто нас о чем-то просят, помочь в чем-то, что-то сделать. Мы им не задумываясь отказываем, да ещё и нотацию прочитаем, осудим в душе.
Меня вышвырнули с работы после нескольких месяцев травли. Когда я обратилась за помощью, причем мне были нужны не деньги, а совет и информация, то православные отказывались, говоря что «мир лежит во зле, что ты хочешь», «не суди, не судим будешь», «ой, не надо мне про негатив рассказывать!», вздыхали, закатывали глаза к потолку, охали и ахали и… ничего. Некоторые мне даже прочитали нравоучения: «а вот со мной такого никогда бы не случилось…», Никто не спросил, как я живу без работы, не нужно ли мне что-то. Зато они аккуратно кидают десятку попрошайкам, и считают, что творят дела милосердия. Помощь пришла из совершенно неожиданных источников, от нецерковных людей.
Каждый день, по пути на учёбу или с учёбы, вижу просящих в метро на площади, и в других местах. И, поверьте, сердце сжимается ужасно от того, что проходишь мимо, ничего не делая, даже не обращая внимание. И кто ты после этого, человек? Ты христианин? И каждый раз понимаешь что нет, не христианин.
В статье правильно "расставлены акценты" - главное что не просто "просящему дай", а подумай ещё как это на него повлияет. Есть две крайности: первая - просто давать, что просят; и вторая - придумывать отговорки, лишь бы заглушить совесть голосом "разума".
И главное не в этом "дай", или "подумай прежде чем дать", а то, что "делай что можешь с любовью" - невозможно просто дать деньги нищему, чтобы он их промотал, если его любишь. Как вы дадите своему брату ружьё, если он кого-то хочет застрелить, или, прости Господи, застрелится? И с другой стороны: как можно пройти мимо рассуждая, что "ему это только повредит", любя человека? А что не повредит? Любовь не повредит! Только дьяволу она повредит! Но слишком уж мы скупы на любовь нынче...
Спаси Вас Господи!
Благодарю сердечно.
Елена.
P.S.Все юродивые были нищими , нищее более свободны нежели мы от мирского , потому что я думою ,и о том чтобы мой дом был красив и отремонтирован, и чтоб одеваться красиво, и на машиной трачу больше времени и сил чем на ближних своих.