Святой схимонах Иоанникий Новый из Мусчела

/p>

Обитель и ее святыни

Монастырь Четэцуя лежит в долине реки Дымбовица, между древней столицей Валашского княжества Тырговиште и городом Кымпулунг-Муcчел. Вдали от суетного мира высоко на вершине лесистого холма расположены его строения. Называется он Четэцуя (а в народе зовут его Негру- Водэ) в честь легендарного валашского господаря, правившего в конце XIII века. На крутом и обрывистом юго-восточном склоне, да и в самой долине небольшой реки Четэцуя, чьи прозрачные воды постепенно сливаются с водами Дымбовицы, издревле существовали скиты и кельи монахов- подвижников. На протяжении XIII–XVIII веков здесь пребывали в святом молитвенном подвиге многочисленные отшельники-исихасты, имена которых нам в большинстве своем неизвестны.

Межгорную долину местные жители называют Валя-Килиилор, что в переводе означает «Долина келий». И по сей день здесь повсюду встречаются рукотворные укрытия и пещеры подвижников прошлых веков – свидетели невидимой духовной брани.

Скальный монастырь Четэцуя (Негру-Водэ), находящийся в границах архиепископии Арджеша и Мусчела, среди православных верующих до последнего времени был известен почитаемой чудотворной иконой Божией Матери и целебным святым источником. Живительная влага источника, который расположен в алтаре монастырского храма, бьет всего несколько месяцев в году. Но не только эти святыни привлекают теперь сюда множество паломников. В монастыре пребывают обретенные еще в прошлом столетии мощи схимонаха Иоанникия, прославленного недавно.

Житие святого

В окрестностях монастыря много келий-пещер, в которых затворники, уходя от мира, замуровывали себя, оставляя небольшое отверстие для принятия святых даров и скудной пищи. Все они получили от местных крестьян прозвище «келиоты». Одним из таких затворников и был святой Иоанникий, подвизавшийся в этих местах в первые десятилетия XVII столетия.

Благочестивый схимонах Иоанникий, покинув монастырь Негру-Водэ, выбрал для духовных подвигов место труднодоступное и отдаленное. В пещере, пребывая в постоянной молитве, он провел более 30 лет. За все это время он не видел ни одного человека, кроме своего ученика, который приносил ему воду и хлеб один раз в неделю. Через него же настоятель монастыря передавал отшельнику святые дары. Все приносимое складывалось в корзину, и подвижник поднимал ее на веревке ко входу в пещеру. Как спасался святой, какие искушения претерпел, какой степени духовного совершенства он достиг, знает только Бог. Святой Иоанникий, подъявший столь великие труды во славу Божию, своими руками вырыл себе в пещере могилу, в которую и возлег в свой смертный час, предав душу в руци Божии.

Проходили годы, пещера так и оставалась заброшенной, да и имя святого подвижника забылось. Но по Промыслу Божию пришло время, когда святой должен был явить свое присутствие в мире нуждающимся в его заступничестве людям.

Долгожданное обретение мощей

Монах Пимен (Барбиеру) родился в семье глубоко верующих родителей, у которых было семеро детей. Он был старшим из шести братьев. Разразилась Первая мировая война, и отец вскоре погиб в сражении при Мэрэшешти. После смерти матери от тифа мальчик остался круглым сиротой. Детей взяли на свое попечение родственники.

Пимен, стремясь к жизни духовной, выбрал тесный и скорбный монашеский путь. Вскоре вослед ему на ту же стезю вступил и его брат, ставший архимандритом Нифонтом и настоятелем монастыря Черника, а затем и его сестра – матушка Дорофея в монастыре Пасэря.
Отец Пимен был поставлен настоятелем монастыря Четэцуя. За свое благочестие и смирение он сподобился стать свидетелем чуда. Случившееся с ним было глубоко промыслительным. Желая провести время до наступления Великого поста в одной из окрестных пещер, в подражание подвижникам прежнего времени, он выбрал для молитвы именно ту пещеру, где покоились останки схимонаха Иоанникия. Мощи великого подвижника пребывали в глубине пещеры на каменном ложе. Кости были желтого цвета, от них исходило благоухание. На стене были выбиты, возможно, что и рукой самого святого, слова: «Иоанникий Схимонах, 1638». Мощи были перенесены в монастырь. Затем после торжественной службы захоронены. В 1997 году при переносе монастырского кладбища иноки обнаружили святые останки, которые благоухали по-прежнему. Святые кости были омыты и помазаны миром и переложены в раку. Это единственные мощи румынского святого XVII века, сохранившиеся в целости до наших дней.

Настоятель монастыря Модест (Гиня), насельники и благочестивые паломники стали свидетелями чудес, совершаемых Иоанникием Схимонахом. Когда был построен новый притвор монастырского храма, настоятель Модест получил благословение епископа Арджешского Каллиника (Аргату) написать на стене притвора образ почитаемого святого. Но никто не знал, каким был его облик. Во сне одному из иноков ясно представился образ святого Иоанникия, и таковым он и был написан иконописцем.

Священный Синод Румынской Православной Церкви на своем заседании 18–19 июня 2009 года принял решение о канонизации святого Иоанникия Нового из Мусчела, схимонаха, и определил день его памяти 26 июля.

14 января 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту