Иеромонах Герасим: «Православное монашество в Японии только начинается…»

Выступление иеромонаха Герасима (Шевцова) на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви о русской монашеской традиции
Выступление иеромонаха Герасима (Шевцова) на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви о русской монашеской традиции
12 февраля 2007 года наместник монастыря святого равноапостольного Николая Японского в г. Токио иеромонах Герасим (Шевцов) выступил на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви с лекцией о русской монашеской традиции.

Учебные семинары организуются в Западно-японской (Киотосской) епархии с 2003 года. Обычно это достаточно продолжительный курс, включающий занятия по истории Церкви и церковной музыке. В качестве преподавателей выступают священники, катехизаторы, регенты и светские ученые. Храм Покрова Богородицы в Осака стал первым приходом епархии, где в 2003 году был проведен «Курс по изучению Православия» – еженедельные регулярные занятия клира и прихожан. А следующий курс слушали уже три прихода: Осака, Нагоя и Тоёхаси.

Однодневный семинар, посвященный истории российского монашества, является составной частью этих учебных курсов. Семинар был проведен 12 февраля 2007 года в Осаке и посвящен основанию в Токио первого монастыря Японской православной Церкви. Службы в монастыре, открытом в часовне во имя святителя Николая Японского на территории Токийского собора, ведутся с декабря 2005 года. Решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в связи с просьбой митрополита Токийского, архиепископа всей Японии Даниила в Токио был командирован насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Герасим (Шевцов).

Отец Герасим принял монашеский постриг во время учебы в Московской духовной семинарии. Затем иеромонах Герасим закончил Московскую духовную академию и занимался преподавательской работой.

В Японии традиция отшельничества большей частью связывается с буддийскими монастырями, имеющими давнюю историю. Древнейший из них, располагавшийся на горе Хиэй близ древней столицы Киото, был сожжен в 1571 году военным правителем Ода Нобунага, желавшим показать свое рвение новокрещенного католика миссионерам-иезуитам. В стране издавна существуют и синтоистские монастыри. Первые проповедники христианства в Японии – католики в XVI веке принесли с собой и христианскую монашескую традицию, основав несколько обителей, уничтоженных во время гонений на христианство в начале XVII века. Католические монастыри вновь появились в конце XIX века, когда Япония стала открытой для иностранных миссионеров всех вероисповеданий. Сейчас в Японии действует несколько монастырей и аббатств разных христианских конфессий.

Япония до сих пор практически не была знакома с институтом православного монашества. Хотя уже несколько лет здесь существует один действующий монастырь в Тиба, где служит старейший православный пастырь Японии – архиепископ Николай (Саяма), но формально этот монастырь относится к подворью Русской Православной Церкви в Японии, и здесь подвизаются монахини из Владивостока. Открытый на территории Воскресенского кафедрального собора Свято-Никольский монастырь стал первой обителью Японской Православной Церкви. Таким образом, воплотилась в жизнь мечта архиепископа Николая Японского, предвидевшего возникновения монашеского делания в Стране восходящего солнца и потому так желавшего перевести полный круг богослужения и все книги Священного Писания на язык своей паствы. К сожалению, равноапостольному миссионеру не удалось полностью завершить православный перевод. Однако искренний интерес православных верующих Японии, собравшихся из многих приходов, чтобы послушать в Осака лекцию об истории монашества, служит надеждой на продолжение православного перевода богослужебных книг и Священного Писания.

В часовне святителя Николая Японского был возведен алтарь и установлен иконостас. Для того чтобы больше людей могли участвовать в молитве, с внешней стороны часовни был установлен специальный навес, так что образовался притвор для десяти-двадцати человек. Все богослужения в монастыре совершаются на японском языке. Основание монастыря привело к необходимости перевода на японский язык некоторых православных молитв и тропарей.

Семинар 12 февраля начался с торжественного молебна. Затем отец Исайя Сакаи, настоятель храма святого апостола и евангелиста Матфея в Тоёхаси, рассказал о становлении монашества на Святой горе Афон. Священник поведал и о своем опыте соприкосновения с отшельничеством. Как-то в детстве ему очень захотелось испытать, что означает находиться в полном удалении от людей. Поэтому он отправился в горы, остановился в удаленном пустынном месте и наблюдал, как постепенно сначала к вершинам, а затем и к подножию гор подступала темнота. Вдруг в полной тишине и кромешной тьме раздался пронзительный крик диких кабанов. Мальчику стало смертельно страшно, и он стремглав побежал домой.

После вступительной лекции отца Исайи последовал основной доклад отца Герасима «Монашество в Русской Православной Церкви». Иеромонах Герасим служит в Японии уже больше года, и семинар был, пожалуй, первой возможностью рассказать о монашестве и монастырской жизни большому числу японских верующих.

Отец Герасим поведал о крещении Руси, о Киево-Печерской лавре и ее основателях святых Антонии и Феодосии. Благодаря трудам родоначальников российского монашества, обители стали появляться по всей Руси. Некоторое время спустя возникла родная для отца Герасима Свято-Троицкая Сергиева лавра – пожалуй, самый значимый монастырь для всех русских людей. На протяжении всей истории России монастыри и аскетическая жизнь были наиболее ярким выражением православной веры. Они всегда привлекали множество паломников из числа мирян. Монашество не исчезло и во время гонений XX века: несмотря на закрытие храмов и обителей, многие принимали постриг и исполняли обеты, продолжая жить видимой мирской жизнью.

После лекции отцу Герасиму задали множество вопросов, свидетельствующих о неподдельном интересе верующих Японской Православной Церкви к институту монашества, в том числе:

– о личном имуществе монахов, об общежительных и особножительных монастырях;

– о том, как становятся монахами в наши дни, как общины преобразуются в монастыри;

– о монашеских обетах, тяжестях и радостях монашеского пути, о сложностях выполнения послушаний;

– о старчестве, о наставлениях, передаваемых от учителя к ученику, о старцах наших дней в России и других странах;

– о становлении Соловецкого монастыря;

– о жизни преподобного Серафима Саровского.

Теплая неформальная атмосфера семинара в Осака и гостеприимство сестричества при Осакском храме позволили слушателям задавать самые разные вопросы и не бояться, что они могут попасть впросак. Во время обсуждения часто можно было видеть улыбки и слышать дружеский смех.

Вспомнив слова отца Исаии о детском поиске ощущений отшельника, иеромонах Герасим предложил слушателям поразмышлять, есть ли у кого-то из них настоящее желание удалиться от мира и людей и, возможно, вместе с ним попробовать пожить в горах, пребывая в молитве и довольствуясь скромной пищей. Из такой православной общины мог бы вырасти настоящий православный монастырь. И хотя многие слушатели лекции восприняли призыв наместника Никольского монастыря с улыбкой, в Токио уже сейчас вместе с отцом Герасимом подвизаются двое послушников.

В последнее время все больше верующих начинают интересоваться историей монастырей, а кто-то на некоторое время становится одним из братии. Два года назад диакон Павел Наканиси выступал с подобной лекцией и рассказывал о своей жизни на Святой горе Афон в течение полугода. Некоторые православные японцы предпринимали паломнические поездки в Россию и другие страны и подолгу останавливались в монастырях. В ноябре 2006 году группа мирян Японской Православной Церкви в течение недели гостила в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

«Все только начинается, – говорит отец Герасим о монастырской жизни в Токио. – У нас ежедневная молитва. Утром – полунощница, утреня и первый час. Днем, в 12.30, – молебен святителю Николаю Японскому. В 5 часов – вечерня, потом трапеза и повечерие. Нас всего трое пока…».

Отец Герасим подчеркнул, что монашество – это только один из путей к спасению, и иночество должно быть призванием и выбором только тех, кто способен его вместить. Однако история свидетельствует, что для становления монастырей всегда прежде всего требовалась христианская проповедь и знание о монашеской жизни. Именно такому рассказу о монашеском делании, об обетах целомудрия, нестяжания и послушания, о пути к постоянному богообщению и молитве, об истории общин и их перерождении в монастыри и была посвящена лекция об истории русского монашества, на которую собрались около 100 человек – значительное количество для семинаров Японской Православной Церкви.

22 июня 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту