Память 13/26 декабря
Священномученик Гавриил (Райич) взошел на патриарший престол в тяжелое для Сербской Церкви время турецкого владычества. Он стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., заботясь о вверенном ему стаде словесных овец. Блаженный Гавриил прилагал немало трудов для укрепления церковного порядка и мира. Однако со временем положение Церкви стало ухудшаться. «С одной стороны, — пишет преподобный Иустин (Попович), – были турецкие власти, творившие различные насилия и требовавшие от Церкви огромной подати, а с другой стороны — сильная католическая пропаганда, которая через папских «миссионеров» пыталась в Сербии, как и среди других православных народов на Балканах, посеять семена унии».
В 1649 году святитель посетил Константинополь для уплаты положенной подати и подтверждения своего архипастырского положения. Исполняя свой пастырский долг, патриарх Гавриил объезжал отдаленные уголки сербских земель. Так, в 1650 - 1651 гг. он совершил много поездок, поучая народ закону Божию и укрепляя в вере отцов, чтобы православная паства могла твердо противостоять давлению римской пропаганды. Патриарх специально посещал наиболее отдаленные сербские земли к северу от Дуная, где униатское влияние было особенно велико.
В 1653 году святитель побывал в Валахии и Молдавии, где на некоторое время задержался у воеводы Матии Басараба, выполняя возложенную на него политическую миссию: Сербский патриарх содействовал примирению Матии Бесараба с гетманом Богданом Хмельницким.
Далее патриарх продолжил путь в единоверную Россию и в середине 1654 года прибыл в Москву, где ему был оказан радушный прием. Главной целью поездки святителя был сбор милостыни для многострадальной Сербской Церкви. Летописец отмечает, что в то время наблюдалось великое оскудение, и в сербских церквях и монастырях недоставало необходимой богослужебной утвари.
Помимо сбора милостыни, патриарх имел и еще одно намерение. В Москве он хотел напечатать привезенный им «Типик. Избрание многое от тридцати четырех книг на латинскую ересь» митрополита Солунского Нила Кавасилы. Святитель осознавал насущную необходимость в книге, где бы подробно рассматривались различные полемические вопросы. В Москве сербского святителя дважды принимал царь Алексей Михайлович, а с патриархом Никоном у него сложились близкие дружественные отношения, и он даже принимал активное участие в Московском Соборе 1656 года.
Под давлением обстоятельств патриарх Гавриил намеревался остаться в России надолго и послал в Сербию доверенных лиц с предложением об избрании для Церкви нового предстоятеля. И действительно, вскоре на патриарший престол был возведен патриарх Максим (1655-1674). Однако позднее святитель Гавриил решил вернуться к своей пастве. Возвратившись в свое отечество, он, по-видимому, опять хотел занять патриарший престол, но ему это не удалось во многом благодаря сопротивлению турецких властей. Сведений о дальнейших обстоятельствах его возвращения и деятельности на родине практически не сохранилось.
Известно, однако, что блаженный Гавриил был обвинен турками в измене и оклеветан иудеями, озлобленными на него за обращение некоторых их соплеменников в христианство. Было распространено обвинение, что он крестил турок, за что патриарх был схвачен и доставлен в Брусу, где в тот момент находились султан и великий визирь. Услышав наговоры, визирь с особой строгостью допросил патриарха и, убедившись в фальсификации, сказал святителю:
– Тебя обвиняют в государственной измене, и по нашему закону ты должен быть казнен. Но если ты отречешься от своей веры и перейдешь в нашу, я дарую тебе свободу, окажу величайшие почести, дабы ты проводил жизнь во всяком довольстве, чести и славе.
Услышав эти слова, блаженный патриарх Гавриил, нимало не поколебавшись, смело ответил:
– Я совершенно не виновен, и это ясно любому. Что же до того, чтобы оставить свою веру и перейти в вашу и тем избежать смерти, то, покуда я нахожусь в здравом уме, согласиться на это не смогу. Я готов претерпеть с Христовой помощью тысячи мучений и хотел бы умереть из любви к Нему не один, а сотни раз, если бы такое было возможно. А почести и мнимые временные блага, что ты сулишь мне, пусть останутся вам.
После такого ответа исповедник был осужден на повешение и предан в руки мучителям, которые истязали его и подвергали пыткам, надеясь все же принудить отречься от Христа и принять ислам. Но храбрый воин Христов не только терпел все мучения с великим мужеством, но и испытывал неизреченную радость от того, что удостоился пострадать за своего Владыку. Видя твердость духа и непоколебимость веры святителя, мучители, наконец, повесили его. Так в 1659 году святой патриарх-мученик Гавриил предал свою святую и блаженную душу в руки Божии и отошел ко своему возлюбленному Господу, дабы получить от Него венец в Царствии Небесном.