Иерархия семьи. Кто глава семьи?

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Когда мы обращаемся к теме иерархии в семье, сразу же приходит на память Послание апостола Павла к Ефесянам. Наверное, еще потому, что все слышали, как оно читается во время Таинства венчания. Особенно почему-то запоминаются последние слова. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа — заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится...» Как боится? Трепещет, что муж придет усталый или пьяный с работы и она попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж — образ Христа в семье. Мы говорим: «страх Божий», «бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям. Но муж вправе ждать такого повиновения, только если он любит свою жену, как Христос — Церковь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
17 августа 2016, 00:41
Потрясающе!
Константин30 августа 2013, 00:01
Здравствуйте, дорогие братья и сестры !!! Мне кажется что мужчины в современном мире пошли безответственные и ленивые, а девушки непослушные и развратные. Только Божией благодатью возможно удержать семейные ценности.
Настя24 декабря 2012, 10:22
Много красивых слов.
к словам "да жена боится мужа своего" неплохо добавлять слова святого: ты знаешь Христа и боишься Его, как ты можещь не бояться мужа? Страх - это хорошее, радостное чувство, это начало Премудрости. Если жена уже имеет Стах Божий, то это говорит совсем о другом, чем Вы пишете.

Если на жену возложено: повиноваться, терпеть, смиряться и т.п. - вообще это является высшими христианскими добродетелями, которые святые стяжали всю свою жизнь (и то только некоторые из этих добродетелей) и называются они Дарами Духа Святого. Ну что Вы пишите?

Ответ мужчина дает Богу, а это ответ за каждое движение сердца не правильное, не то что слово сказанное.
Татьяна13 декабря 2012, 09:20
Здравствуйте,
если жена не вписалась в какую-то виллу габаритами, формой носа, национальностью или еще чем-то, может быть и мужу на этой вилле делать особо нечего? Или он жену должен поменять? Так же и жене - куда мужу нет доступа, там и жене делать нечего? Сейчас много новых русских меняют жен, берут помоложе (из самих песок сыпется - они не замечают?), Дорохов уже смешон со своим самоутверждением - не позорились бы, европейцы и американцы подставят и посмеются? Предателей ни где не любят, хотя их деньги принимают? Спаси Бог.
р.Б. Анатолий10 марта 2011, 15:30
Любовь всегда права. Спаси Господи!
Белов.О.А.29 января 2011, 16:13
Если муж говорит жене что дети наши разболтаны ,что сын, и доч.Муж постоянно одергивает детей.Пытается как то исправить положение .Жена все по своему,наоборот.Дочь может обозвать отца как хочет.Если родители не придерживаются одной линии, то,результат может быть плачевный .В наше время мне кажеться просто любви одной не достаточно.Везде много разврата ,причем в разных направлениях. Если жена часто принимает глупое не обяснимое отношени к детям.Если вместо канфетки нужен жесткий ремень ,а у нее все наоборот.Муж видит все это.Что делать?Ждать когда сам Бог вмешается?
Любовь20 ноября 2010, 02:26
Спаси вас Господи за такие статьи!!!было бы не плохо говорить это на каждом венчании в пожелание к новобрачным.женщины потому и ищут ответы на свои вопросы здесь,что осознают возможную свою неправоту, стараясь сохранить семейное благополучие.это не вредная статья, наоборот полезная, помогающая женам услышать не только последние слова из послания апостола Павла к Ефесянам. эта статья не побуждает жен "садиться на шею" мужьям, а открывает им глаза на истинную любовь.
Леля20 февраля 2009, 17:40
К сожалению, везде цитируется фраза про жену... А про мужей, про их обязанности, говорят далеко не все.
Александра20 февраля 2009, 17:40
Готовлюсь к таинству обручения. Священник сказал, что кольца у нас должны быть из разного металла. У жениха золотое, а у меня серебряное. В знак главенства мужа над женой. В каком источнике говорится об этой разнице между полами? И важно ли закрепить эту разницу ношением колец разной ценовой категории?
артем20 февраля 2009, 17:40
«Вы же, слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым»,...Эти и другие слова апостола Павла
("А жена да боится мужа своего"например)в последнее время трактуются по разному.Например "суровому" -это суровому христианину,или "суровый"-это тот,который не кричит,на подчиненных,не наказывает их,а просто неприветлив в отношении подчиненного?Или подчиняться всякому начальству (ведь бывает,бабушек в храме батюшка гоняет так,что никому мало не покажется)?Так же и в отношении к жене-у каждой может быть разное понимание слов "только если он любит свою жену, как Христос — Церковь".Если я например хочу,чтобы жена сидела дома и воспитывала детей (ведь в принципе на зарплату среднестатистического мужчины,который не пьет (в русском понимании этого слова),нормально работает и не сорит деньгами можно вполне безбедно жить, а не существовать),ходила в одежде ,которая кажется мне,ее мужу,приличной (не до крайностей конечно),а она хочет выйти на работу-потому что ей надоело сидеть дома-я плохой муж?Я не соответствую понятиям "Как Христос-Церковь"?Да и сравнения манеры поведения мужского и женского начала-как например "А Вы то сами ходите без жены на встречи с друзьями" не всегда правильны.Ведь если обозвать нехорошим словом (тем которым называют невоздержанного в блуде человека)-мужика ,он скорее всего не обидится (даже наоборот...).А если найти последнюю гулящую женщину работающую на панели и обозвать ее так же,крику будет...,еще и по лицу схлопотать можно.Значит сравнения в поведении не всегда уместны.В период своего правления советская власть тщательно стирала семейную иерархию.В фильмах того времени отношения в семье показывались на примере "правильная жена-муж негодяй".Фильм "Три тополя на плющихе"-яркий тому пример.До сих пор не могу понять-да чем же так плох муж героини сыгранной Дорониной?Ведь манера его поведения (если я конечно не ошибаюсь)-долгое время являлась эталоном поведения мужа.И поддерживалась Церковью.Муж должен заботиться-да забочусь я и деньги все отдаю ей.Уважаю,стараюсь не обижать и т.д.Но если уж Вы напоминаете об обязанностях,не забудьте и про права .И если кто-то говорит об отношениях в семье на основании ПОЛНОГО равноправия,и знает,что его мнение уважаемо и к нему прислушаются,пусть возмет на себя и ответственность за будущее этих семей.В течении практически всей истории человечества семье приходилось жить среди войн,голода,повальных болезней.Именно все это и наложило отпечаток на главенствующую роль мужчины в семье,ведь от самого наличия мужчины в семье порой зависела жизнь женщины и ее детей.И даже сейчас,в тех областях Земли,где эта роль сохранилась по крайней мере сохранилась и высокая рождаемость.И если не сохранять основные принципы "старой" семейной иерархии (даже если они не нравятся женщинам),то в принципе можно дойти и до того,что сам институт семьи будет уже не нужен (такие мнения уже высказываются).С уважением Колмаков.
елена20 февраля 2009, 17:40
Если бы мужья любили жен, как Господь возлюбил Церковь и предал Себя за нее, то вопрос о послушании жен, вероятно, вообще бы не вставал. И хотелось бы, чтобы Церковь почаще мужчинам об этом напоминала - какими они должны быть, чтобы ожидать к себе послушания и "боязни". Я читала много современных церковных книг, брошюр,статей о том, какой должна быть женщина - а о том, каким должен быть мужчина, только в Писании и можно прочесть. В этом отношении создался определенный перекос - в современной литературе женщин учат, учат, учат (и это правильно) - а мужчины как будто в таком обучении не нуждаются и хороши такие, какие они(актуально) есть (а это неправильно). Возможно, эта тенденция идет еще с советских времен, когда женщин-прихожанок было гораздо больше, чем мужчин, и пастырское назидание было обращено в основном к ним.
Очень хорошо, что стали появляться статьи именно о мужском долге, о том, какими должны быть мужчины как главы малых Церквей. Надеюсь, что и статей таких, и проповедей,и вообще материалов будет больше - обращенных именно к мужчинам. И что они будут конкретнее.
М.Яблоков20 февраля 2009, 17:40
А если муж любит жену все же не в такой мере как Христос Церковь, то можно жене не повиноваться мужу? или частично не повиноваться? Где критерии любви мужа к жене? и кто их может оценить?
Считаю статью вредной, разрушающую традиционный домострой.
Иван20 февраля 2009, 17:40
Стало быть если жена "поплёвывает" на мужа, то это то же самое, как если Церковь хочет покомандовать Христом... соответственно и результат закономерен. Да? Только муж ведь не Христос. Муж ведь грешен (и сильно) ... по себе знаю...
Как быть?
ВАДИМ20 февраля 2009, 17:40
ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ СТАТЬИ НУЖНЫЕ ЧТО-ЗАБЫВАЕТСЯ ИЛИ ДУМАЕШЬ ЧТО УЖЕ МНОГО ЗНАЕШЬ А ТУТ ВСЕЛЕННАЯ.СПАСИБО.
таня20 февраля 2009, 17:40
Вот эти бы слова да мужьям нашим в уши!
Екатерина20 февраля 2009, 17:40
Лучшее пояснение этих слов! Не просто лучшее как приятное, проще всего принимаемое, а, пожалуй, самое точное и ёмкое.
Как вот только добиться такого отношения к мужу, как воспитать себя, как научиться верить, что хорошее отношение, ласка и терпение принесут свои плоды, буду замечены и успеют положительно повлиять на маленькие души детей, на чьих глазах разворачиваются родительские отношения..
Кирилл20 февраля 2009, 17:40
Очень хочеть приветствовать и благодарить труды по развитию православного назидательного семейного богословия. Конечно, аскетическая монашеская литературы - неистощимый кладезь духовной мудрости и без нее православным не обойтись, но все же нам семейным людям так иногда хочется также питаться такой же глубоукой церковной мудростью применительно к семье, мыслью, которая бы изливалсь обильно и богато также в отношении особых семейный вопросов правосавного бытия, как это происходит в отношении иноческого подвига или общих задач аскетики, что в обилии представлено в православной монашеской литературе. В этом смысле представленный отрывок книги о. Павла представляет собой краткий, но очень глубокий, назидательный, но не скучный и не занудный трактат о призвании и истинном служении мужа в семье, умножении которых только хотелось бы приветстствать. С одной стороны он назидает, а с другой стороны, показывает и открывает глубины христианства применительно к спасению в семье, которые дают стимул, желание, крылья, если хотите, это назидание воспринять и стремиться данный урок в жизни исполнять, ибо в исполнении видится истинная красота духовного семейного устроения мужа, настоящего главы семьи. Именно этим отличаются аскетические творения св. Отцов (не для суетной похвалы о.Павла). С одной стороны они обличают, но с другой проникнуты такой любовью и таким зарядом христианского оптимизма, что буквально выталкивают христианина на благой путь, дают, необходимый заряд для борьбы с грехом, с самим собой, для чувства небезнадежности в достижении спасения. Дай Бог, чтобы праославаня литература о семье развивалась бы и множилась в этом направлении, вскрывая с ождной стороны сокровенные тайные недуги душ православных супругов, но с другой основываясь на глубоком знании Священного Писания, раскрывая его смысл для семейной жизни и показывая крссоту правосолавной семьи глубоко, истинно, подлинно, не только заражая читающих прекрасным обликом красоты прасолавного супружеского подвига, но и желанием претворять хоть что-то из этой заданно красоты в своей жизни, и не только заражая таким желанием, но и даруя, сообщая духовные силы для такого практического претворения, как это происходит при чтении святоотеческих товрений, раскрывающих различные вопросы духовной жизни назидательно, бодро, созидательно и увлекательно, т.е. увлекающе, уловляюще за собой на духовную дорогу Домой. Хотелось бы подлагодарить за этот труд и пожелать побольше таких ловцов на ниве семейного православного богословия - сотворящих Христу слова живые, глубокие, не занудные, но поучительные до глубины сердечной, основанные на глубоком знании сокровеннных таин Слова Божия применительно к православной семье, которой так не просто бывает, особенно в современном мире уловлять самостоятельно крупицы духовной мудрости применительно к семье, из обильной, чудной, но не всегда прямо на некоторые конкретные духовные вопросы семьи нацеленной православной аскетической литературы.
Простите за велеречивость. Все старался лучше выразить мысль.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×