Автор статьи — Арэти Димосфэнус, профессор факультета турецких исследований Кипрского Университета (Никозия) Впервые статья была опубликована в кипрском издании «Прасини аспида» в ноябре 2002 года.
Смешанные браки между христианами и иноверцами стали разрешаться на Кипре после санкционирования брака, регистрируемого в государственных инстанциях, для которого в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на основании специального документа Martimonial Causes Act, принятого в 1950 году.
После его вступления в действие на Кипре государство зажгло «зеленый свет» для беспрепятственного заключения смешанных браков. Это важное событие для такой страны, где происходит встреча разных наций и религий и где включение этого «зеленого света» может повлечь за собой многочисленные беды для женщин-христианок. В большинстве случаев они вступают в брак с мусульманами абсолютно не осведомленные об особенностях исламской религиозной традиции и семейном укладе жизни. Часто все заканчивается тем, что супруг-мусульманин требует от жены принятия ислама или, более того, переезда вместе с ним на его историческую родину.
Я не упоминаю об «опасностях, таящихся в исламском браке для мужчины–христианина» потому, что мусульманское законодательство запрещает женщине, исповедующей ислам, вступать в брак с иноверцем. Подобные ограничение в мусульманском законодательстве, сформулированные уже в священном Коране, объясняются второстепенным положением женщины по отношению к мужчине в исламе и необходимы для того, чтобы предотвратить опасность их перехода в иную веру. Напротив, сильному полу, мужчинам-мусульманам разрешается брак с женщиной Kitabiya, будь то христианка или иудейка, потому что, во-первых, не существует угроза давления на них со стороны жены с целью изменения религии, а во-вторых, дети будут в любом случае воспитаны в исламе. Немаловажно и то, что в исламе активно развивается идея о том, что мужчина обязан постоянно воздействовать на свою жену с тем, чтобы она приняла ислам.
На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами – христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином крещения в православного.
Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и мусульманами на Кипре, необходимо не только знать статистику, но и иметь четкие представления о том, что такое мусульманский брак и каким образом он расторгается. Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака, которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде, чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.
Брак в исламе является официально оформленным соглашением взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить приданое и полное содержание для жены в обмен на право пользования супружескими связями, которые запрещены вне брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в иудаизме, или христианском таинстве.
Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены получают во время религиозной церемонии при чтении отрывков из Корана, в последние годы наблюдается склонность к регламентированию брачного соглашения законами государственного частного права. В Тунисе, к примеру, только оформленный государством брак считается действительным.
Надо учитывать, что в отличие от женщины
мужчина-мусульманин может иметь одновременно четырех
законных жен. Многоженство запрещено законом только в
Турции, Тунисе и на побережье Слонового Рога. В Ираке,
Иране, Марокко, Пакистане и Сирии для вступления в брак
более, чем с одной женой, требуется получение специального
разрешения. Подобное разрешение выдается в том случае,
если муж имеет материальные возможности содержать большее
количество жен. Однако злоупотребления этим безобразным
институтом многоженства в исламе не являются редкостью.
Мусульманские источники красочно свидетельствуют
благоверных мусульманах и их гаремах.
Развод в исламе происходит обычно в форме
«отстранения». «Отстранением»
называется изгнание мужем жены из дома и расторжение брака
с ней. Супруг не обязан давать какие-либо объяснения жене
по этому поводу, а она должна покинуть дом в течение трех
месяцев после «отстранения». Супруг может
известить супругу об «отстранении» устно,
письменно, а также через посредников.
Расторжения брака через «отстранение»
свойственно обществу, следующего строгому патриархальному
уставу. Этот его пережиток представляет опасность не
только женщине-мусульманке, но и любой женщине, вступающей
в брак с мусульманином. Совершенно неслучайно, что именно
мусульманское право командует огромной частью земного
шара. В нашей стране сейчас появляются новые молодежные
течения, усматривающие в исламе наиболее современную и
многостороннюю философскую систему осознания мироздания.
Их приверженцы склоняются к принятию ислама и следованию
мусульманским законам. В тех же мусульманских странах, где
законы ислама не вписаны в гражданский кодекс, они все
равно живы в сердцах мусульман, в их традициях и обычаях,
в повседневной жизни.
Турция принадлежит к тем немногим странам, которые
секуляризовали свое право. Между тем, и здесь в последние
годы наблюдаются тенденции оживления религиозной жизни и
создания атмосферы жесткой непримиримости во многих
областях повседневной жизни, потому что по своей сути
народ продолжает оставаться мусульманским, применяя и в
сфере устроения семьи традиционными религиозными законами.
Конфликты, происходящие из-за противоречий между
гражданским и религиозным законодательством, а также
необходимость регистрации детей, рожденных в незаконном с
точки зрения государства, религиозном браке, вынуждают
правительство издавать специальные законы. Значительное
число граждан предпочитает в процедуре заключения брака
следовать предписаниям ислама.
На Кипре, равно как и в других европейских странах, мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют государственный брак с женщинами- христианками и после нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти семью к себе, на свою историческую родину.
А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства?
Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре.
***
Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему
полное послушание, за исключением тех случаев, когда он
требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью
мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома,
а также заниматься профессиональной деятельностью. Это
запрещение сформулировано в современном законодательстве,
к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.
Супруга имеет право посещать своих родителей и близких родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с ее детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских странах муж может сократить встречи жены с родителями до одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внес обговоренной в брачном договоре доли приданого или в период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее «отстранению». Этим же закончится для нее и использование противозачаточных средств.
Священная книга мусульман, Коран, призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что «Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое… Браните их, запугивайте, когда не слушаются… бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны».
Великий мусульманский богослов аль-Гхазали называет брак «разновидностью рабства для женщины. Ее жизнь становится полным послушанием мужу во всем, если он не преступает законы ислама». Воспитание детей – исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена принадлежит к одной из «религий откровения», то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей в иноверии запрещено мусульманским правом. Современное законодательство не предусматривает никаких поправок по этому вопросу. В гражданском кодексе Египта, в статье №124, определено: «дети, рожденные в браке от иудейки или христианки, принимают религию отца». В Ливане, в статье 12 (от 18.11.1938), говорится о том, что «дети воспитываются в религии отца», то есть в исламе. В Турции, согласно статье №266, «брачный договор, который разрешает свободное религиозное воспитание детей, должен быть расторгнут».
Абсолютное притязание прав отца на воспитания детей в исламе станет понятным только в том случае, если мы будем иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.