Соборный храм Успения Богородицы монастыря Драгалевцы
На Балканах в ХV веке на
порабощенных турками территориях получали разрешение
строить христианские церкви лишь немногие представители
аристократии и духовенства. Обязательно в благодарность
султану, подписавшему фирман на возведение церкви, в
ктиторских надписях особо отмечали его имя. В местах
удаленных и более сокровенных могли строить храмы и
простые люди. Ситуацией гонения объясняются изменения в
архитектуре и украшении интерьера храмов. Церкви стали
меньше в размерах – их теперь строили в форме
однонефных, одноапсидных, маломерных сводчатых каменных
зданий, частично вкопанных в землю, без куполов. По
идейному содержанию живопись следовала византийским
традициям живописи ХІV в., с характерной для нее
иллюстративностью и многофигурностью, но
профессиональный уровень упал, упростился стиль,
торжественность отступила на задний план.
Пять памятников в Западной Болгарии датируются последней
четвертью ХV в. Это храмы Драгалевского (1476 г.) и
Кремиковского (1493 г.) монастырей, метоха св. ап. Петра и
Павла в Орлице (1491 г.), церкви в Бобошево (1488 г.) и
свт. Николая около с. Калотина.
ДРАГАЛЕВЦЫ
Игумения Успенского монастыря в Драгалевцах
Витошу издревле называют малой Святой
горой — на ее склонах расположены 14 монастырей,
один из них – Драгалевский. Находится в г. София
на северном склоне горы Витоша, юридически относится к
Софийской митрополии. В грамоте царя Ивана Шишмана
(1371-1393) основателем монастыря назван царь
Иван-Александр (1331-1371), покровитель церковного
просвещения. Церковь Богоматери Витошки, двудельная
базилика с наосом, притвором и открытым нартексом,
построена, согласно надписи на западной стене, в 1476
г. на средства местного боярина Радослава Мавра. В
ХV-ХVІІ вв. в обители располагалась одна из крупнейших
в Болгарии книжных мастерских.
Здесь, в Драгалевцах, Василий Левский, народный герой,
возглавивший национально-освободительное движение
Болгарии, основал тайный революционный комитет. Сам игумен
монастыря отец Геннадий в 1872 г. ушел в полководцы к
Панайоту Хитову. Из-за революционных событий с середины
XIX века и вплоть до 1932 г. обитель переживала упадок.
Только в 30-е гг. XX в. началось постепенное возрождение
— к северной стене старой церкви была пристроена
новая, возведены 2-4 этажные келейные корпуса, стала
собираться монашеская община. Сейчас в монастыре — 3
монахини и 2 послушницы. Игуменья — матушка
Екатерина. Престольний праздник — Успение
Богородицы.
Преображение Господне
Роспись церкви Богоматери Витошки
выполнена в 1476 г. Иконографическая программа —
традиционна. В конхе апсиды — Богоматерь
“Ширшая Небес”, ниже —
“Причащение апостолов”, в центральном
регистре — “Раздробление Агнца”, ниже
— церковные отцы и диаконы. В проскомидийной нише
— “Деисис” (Христос с Богоматерью и
Иоанном Предтечей по сторонам). В триумфальной арке
— “Вознесение” или
“Пятидесятница”, на предалтарных столбах
— “Благовещение” ниже диаконы –
Роман Сладкопевец и Евпл, св. Петр, ветхозаветные
(«Гостеприимство Авраама”, прор. Илия в
пещере) и Евангельские сюжеты («суд
Пилата”, “Удавление Иуды”,
“Отречение Петра”), святые в медальонах. На
северной внешней стене помещены изображения преподобных
(Иоанна Рильского, Петки Тырновской), одного из
праотцев и Ноя с ковегом, что, вероятно, связано с
апокалиптическими чаяниями смутного времени турецкой
оккупации.
Рождество Христово
В притворе — композиции
“Страшного Суда” и “Крещения”.
Именно здесь в древней Церкви стояли готовящиеся к
принятию таинства крещения оглашенные. Здесь они
лицезрели ужасы загробной жизни для грешников и
сладости — для праведников, принявших святое
Крещение. Увидев сцены ада, нарисованные на стене
монахом-проповедником, окрестил всю страну болгарский
царь Борис (907, пам. 2/15 мая).
Как образец подвига отречения от мира и действенной силы
преображения души помещены в притворе фигуры мч. Варвара и
Алексия, человека Божия. Св. Варвар (пам. М. 6/19) был
разбойником, мусульманином по вероисповеданию. Когда его
войско потерпело поражение от византийцев, ему удалось
спастись, и он вынужден был жить разбоем. Один раз, приидя
в церковь, намереваясь убить священника, он увидел во
время литургии прекрасного младенца возле иерея —
рука не поднялась. После раскаяния он по доброй воле надел
на себя вериги и удалился в леса, где три года жил в
обличьи зверя и ел траву. Его убили охотники. Подойдя
поближе, они увидели, что убили человека и погребли его.
Когда на могилу Варвара пришел пресвитер с народом он,
открыв гроб, обнаружил тело не только нетленным, но и
источавшим святое миро. Алексий, человек Божий (пам. Мр.
17/30), римлянин, сын знатных родителей, сбежал из
брачного покоя в первую ночь после свадьбы, сменил парчу
на лохмотья и отправился в странствия. Возвратившись в
отеческий дом, он 17 лет прожил под лестницей, скрывая
свое настоящее имя. Его подвиг юродства был открыт уже
после кончины, и весь город Рим пришел поклониться его
честным останкам.
Преподобный Роман Сладкопевец
Кроме этого, в притворе церкви
Драгалевского монастыря на северной стене помещен
уникальный сюжет — “Святая Гора”, не
имеющий аналогий в монументальной живописи. На фоне
монастырского комплекса, состоящего из церкви, келий и
постниц изображен монах с торбой и Патериком,
отправляющийся в путь. За его спиной внизу виднеется
некая фигура, говорящая: “Иди авва, в мир, да
насладишисе и приобрещеши сребреники”. Болгарская
искусствовед Е. Бакалова разгадала это изображение,
пришедшее в фресковую живопись из миниатюр рукописей. В
греческом кодексе из Парижской Национальной Библиотеке
(номер 394, лист 7) она натолкнулась на аналогичное
изображение – иллюстрацию к Слову №1 Иоанна
Лествичика об отвержении от мира. Там фигура, к которой
монах обращен спиной названа “жизнь”, а
манящая его — “бесстрастие”. В
монастыре находился один из крупнейших скрипториев,
где, по всей вероятности, имелся украшенный миниатюрами
экземпляр "Лествицы". Святая Гора, считает
проф. Бакалова, – это либо Синай, либо Витоша.
КРЕМИКОВЦЫ
Деталь фрески
Кремиковский монастырь расположен в 25 км
к северо-востоку от Софии, неподалеку от с. Кремиковцы
на южном склоне Старой Планины; юридически относится к
Софийской митрополии. По одному преданию, был построен
во времена царя Ивана-Александра (1331-1371), который
поставил себе целью создание 14 монастырей на Витоше.
По другой легенде, был создан в 1382-1389 г. — в
год падения Софии под турками. Однако эти данные не
документированы. Из источников известно, что в 1493 г.
по благословению софийского митрополита Калевита
богатый боярин Радивой отреставрировал старую церковь
св. Георгия и украсил ее в память об умерших во время
эпидемии 1492 г. детях — Тодоре и Драгане. Их
погребения были раскрыты во время раскопок 1987 г.
В ХVІІ-ХVІІІ вв. в монастыре располагалась одна из
крупнейших в Болгарии книжних мастерских. Во второй
половине ХІХ в. монастырь забросили. Новый период в
истории обители наступил в 1879 г., когда здесь нашли себе
приют 20 монахинь, бежавших из района Малашевцы. В
1901-1902 гг. был отстроен большой храм в честь Покрова
Богоматери. Его резной иконостас завершен в 1907 г.
Остальные монастырские постройки закончены в 1930-е гг.
Монастырь никогда не закрывался.
Церковь вмч. Георгия
Церковь вмч. Георгия — это
однонефная безкупольная базилика небольшого размера.
Система ее росписи подобна Драгалевской. Из
особенностей стоит упомянуть помещенные в притворе
красочный ктиторский портрет Радивоя, его жены, умерших
детей Тодора и Драганы, с митрополитом Калевитом,
подробное житие вмч. Георгия, иллюстрацию
рождественской стихиры “Что Ти принесем
Христе”. Трижды в разных местах храма изображен
покровитель монастыря Георгий. Нижний слой фресок
датируют XV в, однако часть живописи — более
поздняя XVI и XVII вв.
Сейчас в Кремиковцах всего одна монахиня – матушка
Хиония, сама из Харькова. Постриг приняла в Самоковском
монастыре в Болгарии, потом направили сюда. Входишь в
обитель – словно в райский сад попадаешь. Весь
огромный монастырский двор устлан цветочным ковром –
матушка выращивает. Еще у нее петушки, курочки, пчелки, на
огороде — картофель, помидоры и множество всякой
всячины.
- Саша, помолись за меня на родине, – на глазах
слезы.
- Матушка, а не боитесь одна в таком огромном
монастыре?
- Господь бережет меня. Да и поскольку это памятник
культуры, несколько лет назад поставили сигнализацию.
Однажды три мыши летучих сели на нее, полиция приехала
напуганная. – Ты, матушка, что? – А что, я вас
не вызывала. Когда разобрались в чем дело, вот
повеселились.
СЕСЛАВЦЫ
Храм святителя Николая
Неподалеку от Кремиковцев на южном склоне
Старой Планины в горах мы отыскали еще один дивный
монастырь, о котором нам рассказал студент-реставратор
Художественной Академии. Обитель оставили монахи из-за
начала работ по добыче руды в 100 м. от монастыря
всередине XX века. На протяжении коммунистического
периода здесь находилась закрытая зона. Последние годы
положение не изменилось — хотя рудокомбинат и
закрыт, однако территория охраняется от мародерства.
Памятник погибает — реставраторы говорят, что
живопись разрушается каждый год, не говоря о местных
вандалах, использующих священные образы для
увековечения своего имени. Без реставрационных работ
Сеславцам остались считанные годы до исчезновения.
Лествица Иакова
Монастырь свт. Николая расположен в
северо-восточной части Софийского поля рядом с с.
Сеславцы. Надпись на западной стене наоса сохранила имя
ктитора — иеромонаха Даниила и софийского
митрополита Иеремии. Церковь типичная для церковного
строительства на Балканах в XVI–XVII —
однонефная базилика достаточно большого размера.
Росписи выполнены выдающимся художником XVII в.
иеромонахом Пименом. Самое интересное здесь —
роспись притвора — “Акафист
Богоматери” и “Лествица Иакова”,
раскинутая по всему своду восточной стены притвора, со
спящим под лесенкой патриархом и ангелами, нисходящими
и восходящими по ней.
Публикация памятников
Е. Флорева -Димитрова, Старата црква на Драгалевския
манастир. С., 1968.
К. Паскалева-Кабадаиева, Църквата Св.Георги в Кремиковския
манастир. С., 1980.
Д. Каменова, Сеславската църквал С., 1977.
Литература
Л. Пражков, Е. Бакалова, С. Бояджиев, Манастирите в
България. М,1992.
Е. Бакалова, Диалектика на отношението изкушение-отреение.
(Към интерпретаьията на една сцена от Драгалевския
манастир). // Българският петнадесети век. С., 1993.
331-341.
Л. Пражков, Характерни особенности на българската църковна
монументална живопис през XV век // Българският
петнадесети век. С., 1993. 325-331.
I.Bozhilov, N. Touleshkov, L. Prazhkov, Bulgarian
monasteries. S., 1997.