Тбилиси, 21 августа 2003 г.
Заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви состоялось в конце августа в селе Руиси Карельского района Грузии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Иерархи собрались в этом небольшом селении, чтобы отметить 900-летие важнейшего события в истории Грузинской Церкви - Руисско-Урбнисского Поместного Собора.
Руисско-Урбнисский Собор был созван в 1103 году святым царем Давидом Строителем для упорядочения церковной жизни в стране, возрождавшейся в тот период после нашествий мусульман – сначала арабов, а затем сельджуков. Собор объявил об изгнании из церкви «не по достоинству возвысившихся» священнослужителей, поставив на их место «истинных пастырей».
Среди деяний нынешнего Синода – постановление об учреждении в Грузии пяти новых епархий, каковыми стали: Гурджаан-Велисцихская, Сагареджо-Ниноцминдская, Сенак-Чкороцкуйская, Пшав-Хевсуретская и Мтианетская, Дманисская. Таким образом, общее число православных епархий в Грузии составляет сегодня 36. Согласно решению Синода, после архиерейских хиротоний новые епархии возглавят соответственно: настоятель строящегося собора Святой Троицы в Тбилиси архимандрит Евфимий (Лежава), настоятель Давидо-Гареджийской лавры архимандрит Лука (Ломидзе), настоятель грузинской церкви св. Георгия в Москве игумен Шио (Муджири), настоятель Казбегской церкви игумен Мама (Иегудиели), настоятель Мцхетского кафедрального собора Светицховели архимандрит Зенон (Иараджули).
Синод также причислил к лику святых трех подвижников ХХ века и мучеников, пострадавших за отказ принять ислам в XVII веке.
В лике преподобных были прославлены схиархимандриты Иоанн и Георгий Бетанийские. Преп. Иоанн (Майсурадзе) родился в Южной Осетии, подростком поселился в древнем монастыре Бетания (Вифания), что в 20 км от Тбилиси. Затем несколько лет жил на Святой Горе Афон, откуда вернулся в Грузию уже в сане иеромонаха. В 20-е годы стал настоятелем Бетанийской обители. Преп. Георгий (Мхеидзе) был выходцем из обедневшего княжеского рода. В юные годы, почувствовав призвание к монашеству, оставил учебу в военном училище в Петербурге, некоторое время вел отшельнический образ жизни, а в 1924 году поселился в Бетании.
Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью – оба они прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался недействующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Долгие годы обитель оставалась чуть ли не единственной в Грузии монашеской общиной. Символично, что именно Бетания стала первым монастырем в стране, официально открытым в 1978 году по благословению Патриарха Илии II.
По свидетельствам очевидцев, по молитвам старцев Иоанна и Георгия бывали случаи исцелений. Замечали, что все предсказания, даже мимолетные замечания старцев сбывались. Преп. Иоанн преставился в 1957 году, а преп. Георгий в 1962-м, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн. Оба старца похоронены в Бетании возле восточной стороны монастырского храма.
Священный Синод также прославил в лике святых игумена Ефрема (Кереселидзе), служившего в годы сталинского режима. Он известен тем, что спас от коммунистических властей уникальные тексты грузинских песнопений.
Также Священный Синод причислил к лику святых мучеников десятки тысяч грузин, отказавшихся принять ислам в XVII веке во время нашествия мусульманских захватчиков в исторические области Лазистан и Ферендан.
Священный Синод также предписал священнослужителям «сохранять нейтралитет» до и во время парламентских выборов, назначенных на 2 ноября. «Подключение» духовенства к предвыборной парламентской борьбе, по мнению Грузинского Патриархата, повредит единству грузинского народа. Участники заседания выступили также с предложением запретить в Грузии «как порнографическую, так и эротическую прессу».
Помимо этого, Синод Грузинской Церкви рассмотрел деятельность протоиерея Василия Кобахидзе, а затем обсудил вопросы, касающиеся «религиозного фанатизма» и «крайнего либерализма». Выступления о. Василия на экуменических собраниях от имени Грузинской Православной Церкви, а также критика в адрес ее высших иерархов на религиозных конференциях за рубежом вызывали в последнее время недовольство священноначалия. Синод ограничился вынесением строгого предупреждения отцу Василию как представителю «крайнего либерализма».