Память 24 сентября / 7 октября
Память о святом короле Владиславе Сербском особенно близка русской церковной традиции потому, что его своим небесным покровителем считают многие наши соотечественники. Действительно, в русских святцах мы находим только одного святого с этим именем, и именно в честь него крещены все наши близкие, знакомые и друзья Владиславы. В этом смысле его почитание и духовная связь среди чад Русской Церкви намного сильней, чем даже на родине святого – в Сербии.
Святой Владисла. Современная икона. Автор: Елена Хинич Имя Владислав тоже нередко встречается среди православных сербов, но оно не привязано к памяти или почитанию святого короля. Имя, дающееся при крещении в Сербской Церкви, как правило совсем не связано с каким-то конкретным святым, а особо почитается святой – покровитель рода, или, как еще это называют, Крестная слава.
Интересно, что до недавнего времени даже в сербской литературе трудно было найти пространное житие святого Владислава. Так, в «Житиях святых», принадлежащих перу преподобного Иустина (Поповича), этому святому посвящена лишь пара абзацев. Отсутствовала и отдельная служба святому Владиславу. Действительно пространной житийной литературы о нем не сохранилось. Однако в житии святого Саввы, принадлежащем монаху Феодосию, находится интересное и занимательное описание событий, активным участником которых был король Владислав. Опираясь на этот текст, постараемся восстановить именно эту часть биографии святого, одной из главных заслуг которого стал перенос останков святителя Саввы, архиепископа Сербского, из Болгарии в Сербию.
Первые годы правления
Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он жил в годы становления и укрепления сербской государственности и был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы, архиепископа Сербского, и внуком родоначальника династии сербских правителей Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.
Стефан Владислав, Стефан Радослав и Стефан Первовенчанный Неманичи.
После блаженной кончины Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем, достойным всякой похвалы, но, по словам церковного писателя Феодосия, постепенно подпал под сильное влияние своей жены, от красоты которой повредился умом. Сербская знать была недовольна поведением правителя, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав. Между братьями началась вражда. Родной дядя – архиепископ Савва – увещевал их жить в мире, но был не в силах скоро примирить их.
Лишившийся власти Радослав искал убежища в городе Драче, но и там красота супруги послужила ему источником бед. В скором времени он был лишен злонравной и лукавой жены, которая стала для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине на Радослава обрушилась ненависть местного правителя Драча, и он едва спасся от смерти. Желая окончательно прекратить вражду между братьями, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн.
Для окончательного прекращения смуты и распрей архиепископ венчал Владислава королевским венцом. А вскоре по благословению дяди Владислав породнился с могущественным болгарским царем Иоанном II Асенем, взяв в супруги его дочь Белославу.
Любовь к дяде Первосвятителю
Известно, что благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде и архиепископу, пребывал с ним в мире и согласии. Когда святитель Савва задумал оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил дядю изменить свое решение, но не смог удержать его. В 1233 году святитель Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа ближайших учеников себе наследника – блаженного Арсения, мужа, во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди.
Святитель Савва, Архиепископ Сербский. Монастырь Милешева
Владислав и вельможи также присутствовали на соборе, где святитель преподал им наставления, заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи милостыни в святых местах.
Им уже не суждено было встретиться в этой земной жизни. Посетив святые места и проделав немалое путешествие, святитель Савва отошел ко Господу на обратной дороге, не доехав совсем немного до родной Сербии. Это произошло 14/27 января 1236 года, когда он гостил после долгого паломничества у болгарского царя Асеня. После отпевания, совершенного Болгарским патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Мощи святителя Саввы
Спустя год после кончины Саввы его достойный наследник архиепископ Арсений обратился к Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы останки святителя были перенесены на родину.
Церковь святых Сорока мучеников Севастийских. Велико-Трново
«Нехорошо и недостойно пред Богом и перед людьми, – говорил святитель Арсений, – чтобы мы оставили нашего равноапостольного отца – дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами и всеми установлениями и законами Православия, чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле.
Святитель Арсений, архиепископ Сербский Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойных людей к своему тестю Асеню с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава и выслушав посланных, болгарский царь весьма огорчился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но так как оно покоится в церкви Божией и ему воздаются не меньшие почести, чем это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав беспокоит святого. С этими словами царь отправил сербских посланцев домой.
Не удовлетворившись полученным ответом, Владислав вновь отправил своих вельмож к царю со словами:
«Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!»
Царь Асень пребывал в недоумении, как поступить, думая, что, лишаясь святого, он лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом. Все единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава: это вызвало бы негодование болгарских вельмож и народа. Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив:
«Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь… сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и знать, и весь город противятся мне в этом».
И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.
Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам лично отправиться в Трново, и, взяв с собой довольно благородных людей, епископов и игуменов, он послал перед собой гонцов с подарками для патриарха и царских советников, извещая Асеня о своем скором прибытии.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился к могиле святителя Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божиему достойное поклонение. Поклонившись гробу святителя, Владислав из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, не оставить своего отечества, за которое он понес бесчисленные подвиги и труды. Усердно помолившись святому, Владислав вышел из храма и отправился на торжественный прием, приготовленный болгарским царем.
Болгарский царь Иван Асень II В ту же ночь Ангел Божий в образе святого во сне повелел царю отдать святые мощи для переноса в Сербию. Испугавшись такого явления, царь призвал патриарха и советников и поведал об увиденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было по молитве святого, и единодушно просили Асеня отдать великую святыню королю Владиславу, чтобы не навлечь на болгарское царство и народ гнев Божий.
Асень позвал к себе зятя вместе с сербскими епископами и вельможами, чтобы сообщить, что готов удовлетворить их заветное желание. Опечаленный, он обратился к Владиславу с такими словами:
«Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святую могилу его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет забран от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, как своего сына, отпустить опечаленным. Итак, прими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему».
От столь неожиданной радости король Владислав с епископами и своими благородными людьми пал на землю и поклонился царю.
Путь на родину
Приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из могилы, Владислав повелел совершить Божию службу, а сам вместе с епископами открыл могилу святого и увидел, что тление не коснулось его тела, так что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми. Всем казалось, что святой просто спит. Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, аромат которого разливался вокруг. По словам блаженного Феодосия, благоухание источали не только тело святителя, но дерево и земля, в которых оно почивало.
Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые распрямлялись, и глухим святой даровал слух. Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на Асеня за то, что он отдал мощи святого. Услышав об этом, сербский правитель из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.
Царь же в это время призвал Владислава на братскую трапезу, во время которой обратился к нему с такими словами:
«Богом дарованное мне богатство – святого – ты, придя, получил и отправил в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца. Пусть и мы молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!»
Владислав отблагодарил щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – короля и всех бывших с ним, и так они расстались с любовью. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг процессии с мощами святого. По сообщению Феодосия, король ликовал, подобно Давиду перед Кивотом Завета, и, идя впереди мощей, радостно восклицал:
Возвеселится душа моя о Господе,
ибо Он облек меня в ризы спасения
и одеждой веселия одел меня,
даровав мне господина моего,
святого моего отца и учителя,
заступника в молитвах моему отечеству
и почет наследия моего.
И еще:
Вознесу Тя, Боже мой,
ибо Ты возвеличил на мне милость Свою,
и ныне блажен я,
и ныне благоукрасился я,
выше царей земных возвеличился,
более людей обогатился.
Как велика милость Твоя ко мне, Господи,
Как, возлюбив меня, вознаградил,
Боже мой, Милость моя!
Буди имя Твое благословенно во веки веков!
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и вельможами нес с псалмами и песнопениями драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и благородными людьми вышли им навстречу и с благоговением поклонились честным мощам своего духовного отца. Узнав о прибытии мощей, народ сербский во множестве стекался отовсюду. Многие получали от Бога и Его святого угодника исцеления от своих болезней.
Обретение мощей
Место, где первоначально были погребены останки свт, Саввы Сербского. Монастырь Милешева Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево, положили драгоценные останки в гробе и похоронили в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал милосердие на нищих.
Спустя некоторое время святитель явился во сне одному боголюбивому старцу и сказал ему, что его святые мощи должны почивать не в могиле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено в храме на поклонение.
Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде, мстя за восстание. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор святителя Саввы Сербского.
***
После смерти в 1241 году болгарского царя Иоанна Асеня общее положение в Сербии изменилось. Многие знатные и могущественные вельможи были недовольны близостью Владислава и болгарского царя. В это же время, весной 1241 года, через Сербию и соседнюю Боснию прошли татарские орды. Все это вносило большое беспокойство в среду сербской знати, и под ее давлением Владислав вынужден был весной 1243 года уступить престол своему младшему брату Урошу (1243–1276).
Святой Владислав. Ктиторский портрет в монастыре Милешева Однако братья вскоре примирились, и Урош был любезен со своим старшим братом. Он дал ему в управление территорию Зеты на юге их владений и оставил королевский титул. Так Владислав прожил в мире и согласии с братом еще более 20 лет. Чем именно была недовольна сербская знать, так и осталось достоянием различных гипотез и предположений, но, по-видимому, основной причиной ропота были родственные связи и сильное влияние соседней Болгарии. Понять и с абсолютной достоверностью проследить все перипетии сербской истории этого периода представляется не всегда возможным ввиду небольшого количества письменных источников, посвященных правлению святого Владислава. Позднейшие источники также скупо сообщают о жизни святого, но в том немногом, что есть, говорится о его добрых отношениях с братом Урошем. Святой Владислав оставил амбиции правителя и никогда больше не пытался вернуть себе престол.
У Владислава было два сына – Стефан и Деса – и дочь, выданная замуж за князя Джуру Качича, имя которой не сохранилось.
Саркофаг с осанками святого Владислава. Монастырь Милешева
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отечеству и Православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время управления одной областью на Лиме, по благословению святителя Саввы им был построен прекрасный монастырь Милешево – в честь Вознесения Господня. Эта обитель, сохранившаяся до наших дней, по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Она расположена у города Приеполя и доступна для паломников. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого святого Владислава. Здесь же и место его упокоения.
Изображения святого сохранились в Высоких Дечанах и Печской Патриархии, а также в других монастырях и храмах.
Владислав
Россия и Сербия - навечно!
Господи, храни Россию и Сербию!
Как у веры нет национальностей, так и у святости. Поклоняйся своему поакровителю - он свят перед Богом!
С уважением Владислав Константинович Лисенков.