Недавно мое внимание привлекла небольшая заметка в ежедневной газете «Чайна дэйли» (China Daily, Tuesday, October 01, 2002.) - англоязычной версии одного из основных печатных органов коммунистической партии Китая (КПК) газеты «Чжунго Жибао»: во-первых, содержанием, во- вторых, тем, что она опубликована в номере, посвященном 53-й годовщине образования китайской республики.
Приведу несколько цитат из статьи: «Совместная китайско-американская поисковая группа, состоящая из 14 граждан США, командированных в Китай Центральной идентификационной лабораторией Вооруженных Сил США, и 24 граждан КНР, обнаружила в августе этого года в Тибете останки, которые, как предполагается, принадлежат членам экипажа американского военного самолета, потерпевшего аварию в юго-восточной части китайского Тибета во время Второй мировой войны… На церемонии в Лхасе, столице Тибетского автономного района КНР, представители китайского правительства официально передали останки американской стороне… В духе гуманизма и с целью развития китайско-американских связей китайское правительство на протяжении многих лет сотрудничает с Соединенными Штатами по проектам, связанным с поиском останков американских солдат времен Второй Мировой войны, которые, как полагают, погибли на китайской земле…»
Эта заметка вызвала у меня горькие чувства. Несколько десятков человек при поддержке правительств двух великих мировых держав (!!!) ведут поиски останков двух пилотов, погибших почти 60 лет тому назад, чтобы установить их имена и похоронить не в безымянной братской могиле, а с воинскими почестями под именным надгробьем на родине.
Между тем, в Харбине (провинция Хэйлунцзян, КНР) уже долгое время могилы советских солдат, павших при освобождении Северо-восточного Китая от японских милитаристов, окружены территорией городского парка отдыха и развлечений, «чертовыми колесами» и аттракционами. Это - бывшая территория Успенского кладбища, разрушенного китайскими властями в конце 50-х гг. прошлого века. Воинские могилы огорожены высоким забором, доступ к ним круглый год закрыт и разрешается только официальным российским делегациям. И то исключительно после длительных согласований с комитетом международных связей городского народного правительства.
В то же время на территории действующего городского кладбища, расположенного в пригороде Харбина, имеется участок с православной часовней, на который русскими жителями Харбина была перенесена часть старых памятников и могил Успенского и других русских кладбищ Харбина. В числе сохраненных - могилы известных русских офицеров и клириков, общественных деятелей и медиков, а также два памятника в честь моряков, погибших во время русско-японской войны 1905г. Этот участок до сих пор используется для захоронения православных людей, проживавших и скончавшихся в Харбине. Однако в связи с крайне тяжелым материальным положением малочисленной русской диаспоры Харбина уже долгое время за большинством могил и памятников никто не ухаживает. Расположенные рядом с русским участком захоронения лиц еврейской национальности, также перенесенные со старого кладбища, содержатся в хорошем состоянии благодаря постоянной заботе китайских коммунальных служб, финансируемых еврейскими гражданами и организациями.
Ряд российских коммерческих структур, аккредитованных в КНР, готов осуществить за свой счет весь комплекс работ по переносу останков советских воинов (с соблюдением воинского ритуала) на действующее городское кладбище. Они же намерены создать на нем единый мемориальный комплекс, открытый для свободного посещения, и реконструировать кладбищенский участок. Мы уверены, что все мероприятия можно и нужно провести совместно с китайской стороной и приурочить их к 60-летию Великой Победы, которая, как известно, ковалась и на Дальнем Востоке. Тем более что 60-летнии юбилеи имеют для китайцев некоторый мистический смысл. Да и для городских властей Харбина освобождение всей территории парка от «иностранных вкраплений» было бы только на руку.
Однако мы бьемся уже не первый год, безрезультатно стучимся во все мыслимые российские властные инстанции. Только В. Христенко - совестливый человек, после нашего обращение озвучил проблему на встрече с членом Госсовета КНР госпожой У И во время визита Председателя Правительства РФ в КНР в августе этого года. Но в ответ - тишина: МИД молчит, посольство молчит, наше генеральное консульство в Шэньяне молчит. Молчит Министерство обороны РФ вместе с аппаратом военного советника в Пекине. При этом все в курсе… Может, просто, никому нет дела до наших ребят, с 1945 года лежащих в китайской земле?
Ведь мы не просим у правительственных структур бюджетных денег - их дают российские коммерсанты. Единственное, чего мы просим, так это добиться политического решения вопроса: сами мы это сделать никогда не сможем, поскольку наш голос для правительства КНР подобен гласу вопиющего в пустыне. Но, видимо, и для родной власти тоже.
Наши дипломатические круги в Китае по данному вопросу пока лишь ограничились письмом, написанным по нашей просьбе генеральным консульством России в Шэньяне в феврале 2001 г. и переданным тогда же в народное правительство Харбина. На это письмо до сих пор никто не ответил. Российский МИД по каким-то причинам стесняется или считает лишним кропотливо и целенаправленно работать с китайской стороной, чтобы этот вопрос был решен.
Поэтому-то и остается привкус горечи после прочтения статей, подобных той, с которой мы начали письмо… Нам же остается только молиться и уповать на то, что в душах наших чиновников не до конца угасла память о Великой Войне и о тех ребятах, что сложили свои головы на полях ее сражений. Пусть и на далекой от Москвы китайской земле.