Память 15/28 июня
«Святосавский всенародный идеал "все за Христа – Христа ни за что", – писал преподобный Иустин (Попович), – никто не осуществил в такой полноте, как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».
Отец великомученика царя Лазаря, Лазарь Прибац Хлебельянович, был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331–1355). Родом он был из города Прилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря, который родился в упомянутом Прилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.
При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. (Воевода Топлицкий и Полимский Вратко иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих девятерых сыновей и героически погиб вместе с ними.) По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года.
Могущественный Душан распространил Сербскую державу на многие греческие земли, а в 1346 году даже был провозглашен императором в своей новой столице Скопье. Тогда же Сербская архиепископия была возведена в ранг патриархии. В это время все большую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, стремившиеся продолжить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся на них со своим войском, но на пути внезапно заболел и 20 декабря 1355 года скончался. Престол перешел к его сыну царю Урошу (1355–1371). Однако молодой правитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож не желали ему покоряться, и держава Душана начала распадаться.
Правивший на юге страны деспот Углеша, стремясь защитить христиан от нападений «нечестивых агарян», повел с турками решительную борьбу. Он призывал к совместным действиям и других сербских правителей, но никто, кроме его брата Вукашина Мрнявчевича, не отозвался на этот призыв. 26 сентября 1371 года в известной битве на реке Марице турки внезапно разбили сербское войско, а оба брата сложили в этой битве свои головы. Для христиан южных земель бывшей державы Душана настали тяжелые времена.
В это же время на севере страны правил Урош V. Кроткий и милостивый по своей природе, он был не в состоянии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель. Оставшийся верным Урошу князь Лазарь стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получил сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе, князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями Сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями. После смерти царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область – в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по Промыслу Божиему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.
После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353–1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья Стефаном великим князем Лазарем». Сербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Лазарем.
Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон вместе с церковным Собором подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует и по сей день и носит название Горняк.
В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так, в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь святителя Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре святого Афанасия.
Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой земле. По просьбе Иерусалимского патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.
Первым игуменом новой обители стал Арсений – муж, одаренный добродетелями, украшенный разумом, наделенный «даром Святого Духа учить многих». В это время в Раванице подвизался и известный подвижник преподобный Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители.
Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так, в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».
По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли. «Ибо давно уже, – с сокрушением пишет Константин Философ, – греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западным землям… Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча; одних из христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали, как огонь, уничтожая и стирая все, где бы ни появлялись… И несбыточной казалась надежда изменить это для нас, грешащих и не обращающихся к Единому, Который все изменяет».
Царь Лазарь неоднократно боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор, или сам примет мученическую смерть. «Ибо турки, – как пишет преподобный Иустин (Попович), – постоянно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад. Они уже не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе и поработить». За несколько лет им удалось захватить большие и сильные города Сер (1383), Софию (1385) и Солунь (1387). В 1386 году пал и сербский город Ниш.
Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362–1389). Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.
Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого он провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан.
Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско. В день накануне битвы князь собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм святого Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия и патриарх Спиридон причастил все сербское войско.
В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военачальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.
Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита – по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но Промысл Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.
Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук вместе с клиром и народом открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени, оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, все отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря княгиня Милица.
Благоверная супруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как ее сыну Стефану было только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольство Баязида с принуждением к миру и условием, что княгиня пришлет к нему свою младшую дочь Оливеру. Для того чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения, княгиня была вынуждена согласиться и отправила свою дочь Баязиду при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры. В 1393 году Милица передала власть своему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ею монастыре Любостине и приняла монашеский постриг с именем Евгения. Перед смертью она приняла великую схиму с именем Евфросиния.
Князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 годах пришел на славное Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Евфимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Косовский плач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения. «Ибо, – как сказал преподобный Иустин (Попович), – силой и благодатью Божией плач этот превратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святому великомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти и Воскресителю жизни».
Слава Господу во святых Его!