Пространная история Иерусалимской Церкви. Период II. Часть 2 (1099-1291)

/p>

Взятие Иерусалима крестоносцами

В марте 1095 года под открытым небом Плакендии прошел поражавший своими размерами Cобор Католической Церкви. В нем приняли участие более 200 епископов, 4 тысяч клириков и 30 тысяч мирян. Председательствовал на Соборе сам Римский папа Урбан II (1088-1099). Здесь папа впервые открыто призвал западный мир к священной войне и освобождению Святых Мест от варваров. Уже в ноябре того же года, на Cоборе в Клермоне, папа мог лицезреть плоды своих чаяний. Призывая соборян к принятию решительных действий и обещая всем сейчас и здесь отпустить все прегрешения, Урбан II услышал ответ толпы, скандировавшей: «Бог хочет этого!» В тот день тысячи людей изъявили желание отправиться в крестовый поход. Среди них были венценосные особы, рыцари, епископы и простой люд. Получив «полное прощение грехов», они нашивали на свои плащи кресты и вступали в ряды крестоносцев. Одних привлекали предвкушаемые приключения, других – сказочные сокровища Востока, большинство же – бесплатная индульгенция.

В 1097 году 40-тысячное войско крестоносцев под предводительством Годефруа Буйонского (Godefroi de Bouillon) (1061-1100) двинулось на Иерусалим. 18 октября крестоносцы осадили Антиохию. Осада длилась более 8 месяцев. Войдя в город, крестоносцы проявили невиданную жестокость – они убивали каждого, кто не желал принять католическую веру. С взятием Антиохии планы крестоносцев, скрывавшиеся до сих пор под покровом благих намерений, сразу же стали ясны. Латиняне изгнали из города православного патриарха Иоанна V (1089-1100), а на его место возвели латинского. Правителем же Антиохии был провозглашен Боэмонд (Bohemond) (1050-1111).

6 июня полчища крестоносцев достигли Иерусалима. Однако арабам удалось отразить натиск латинян, и последним ничего не осталось делать, как осадить город. Для неподготовленных к длительной осаде войск крестоносцев быстро наступили тяжелые времена: катастрофически не хватало воды и пищи, солдаты болели и сотнями умирали у стен непреступного города. Для сооружения осадных орудий не хватало дерева. Дух крестоносцев сильно упал, но, вопреки всему, 14 июля они предприняли вторую попытку взять Иерусалим штурмом. Спустя 12 часов непрерывного боя крестоносцы вынуждены были отступить. То же самое произошло и на следующий день. И лишь 15 июля 1099 года через образовавшуюся в городской стене дыру войскам крестоносцев наконец-то удалось ворваться в Святой Град.

С неописуемой жестокостью в один день были замучены 70 тысяч сарацинов. Избивали всех подряд: стариков, женщин и детей. Кровь по улицам Иерусалима текла рекой. Храм Соломона, в котором отчаянно противостояли уцелевшие арабские воины, наполнился по колено кровью. В маниакальном порыве латиняне избивали и иудеев, большинство из которых были заживо сожжены в синагоге. К концу дня в городе не осталось ни одного сарацина. Переодевшись в одежды паломников, только что проливавшие кровь «рыцари» стали прикладываться к Гробу Господню и слезно благодарить Бога за оказанную им милость!

В завоеванном городе было основано Иерусалимское царство крестоносцев, королем которого был избран Годефруа. Не желая именоваться королем и возлагать на себя корону там, где на Спасителя мира был возложен терновый венец, Годефруа принял титул «защитника и барона Святого Гроба».

Основание латинского Патриархата

В декабре 1099 года в праздник Рождества Христова в Вифлееме произошло совещание, на котором Иерусалимским патриархом вопреки всяким правилам был провозглашен папский легат Дайберт. Произошло это при живом православном патриархе Симеоне (+1106), что явилось не только делом несправедливости и неуважения к Симеону, но и величайшим беззаконием по отношению ко всей Церкви в целом.

Судьба первого латинского патриарха была ужасной: в 1117 году патриарх был убит враждовавшим с ним королем Балдуином, приемником Годефруа. После Дайберта латинскими патриархами в Святом Граде были Эмбремарус, Гибелин, Арнульф, Кварамундус, Стефан, Вильгельм I, Пульхерий, Амалрих, Ираклий, Альберт I, Монахус, Альберт II, Радульф, Иралд, Роберт, Иаков, Вильгельм II, Фома де Лентино, Илья и Николай де Анапиис. Все они без исключения враждовали с политической властью Иерусалима, с клиром и с Антиохийским Патриархатом. С властью – потому что изначально стремились к подчинению и управлению королевством, как это было в Западной Европе того времени. С Антиохийским же Патриархатом – потому что притязали на земли, находившиеся в его юрисдикции, и постоянно настаивали на пересмотре старых договоров.

Судьба православного клира

Православное монашество, не признавая созданный католиками на Святых Местах порядок, оказалось в весьма затруднительном положении. Между латинским патриархом и Братством святого Гроба Господня, охранявшим и заботившимся о благосостоянии храма Воскресения, велись непрекращающиеся распри. Чтобы решить эту проблему, латинянами было создано свое братство, подчинявшееся не Иерусалимскому патриарху, а лично папе, которое в скором времени изгнало православных монахов из храма Воскресения и заняло их место. Обосновавшись в главной святыне Палестины, католические монахи очень быстро захватили храмы и монастыри, как внутри, так и вне Святого Града. Особенно много католиков было на Синае, горе Елеон, в Иоасафатской долине, в обителях святого Лазаря в Вифании и святой Анны в Иерусалиме. Католики не только отбирали у православных храмы и монастыри, но и изгоняли последних из жилищ и отбирали их собственность. В погоне за властью католики стали раздавать православные храмы и монастыри монофизитам с единственным условием, что те войдут в их юрисдикцию и под омофор папы.

После упразднения главного центра монашеской жизни и оплота палестинского клира, каким было Братство святого Гроба Господня, эту роль на себя приняло подворье обители св. Саввы, находившееся у Давидовой башни. В нем пребывал и игумен святой Лавры, который, в случае отсутствия православного патриарха, признавался католиками представителем Иерусалимской Православной Церкви. Помимо этого подворья, единственной православной обителью в Святом Граде оставался Большой монастырь Пресвятой Богородицы. За чертой Иерусалима православным принадлежали монастыри св. Иоанна Предтечи, св. Иоанна Златоуста, Хозевитский, Архангела Михаила, Каламонский, св. Феодосия, св. Саввы, св. Евфимия, св. Харитона и др. Известно, что до разрыва и прекращения в 1054 году молитвенного общения между Православной и Католической Церквами православные допускались в храм Воскресения и молились вместе в латинянами. После 1054 года православное духовенство имело доступ к Святому Гробу Господню лишь на Пасху.

Не имея возможности служить у Гроба Господня, Иерусалимские православные патриархи стали все реже бывать в Иерусалиме. По большей части они проживали в Царьграде и оттуда управляли Церковью.

Состояние Святых Мест

Святые Места при крестоносцах находились в хорошем состоянии. Латиняне не только сохранили их прежнее величие, но и существенно приумножили его. Неоценима заслуга византийского императора Эммануила Комниноса, отстраивавшего православные монастыри и украшавшего Святые Места. Помогая крестоносцам в войне с арабами кораблями, он смог добиться от латинян признания законности православного патриарха Иоанн IX (1156-1166). Но следующего после Никифора II (1166-1170) патриарха Леонтия II (1170-1190), великого подвижника благочестия, латиняне законным не признали и служить ему у Гроба Господня не позволили. Лишь переодеваясь простым паломником, православный патриарх мог проникать в храм Воскресения и тайно молиться у Гроба Господня.

Распад латинского королевства

Основанное латинянами Иерусалимское королевство не могло существовать долго. При господствовавшем в нем феодализме иерусалимский король не имел никакой реальной власти, а обосабливавшиеся рыцари, не поддерживающие своего короля даже в необходимом, буквально раздирали Палестину на части. Клир подчинялся патриарху и не зависел от короля. Слабые были отношения с игемоном Антиохийским и графом Эдесским. Быстро ослабевала связь с поддерживавшими порядок и обеспечивавшими жизнедеятельность королевства рыцарскими орденами.

Тем временем в Сирии начала зреть новая сила, которая не замедлила себя проявить. В 1144 году султан Нуреддин завоевал Эдессу, жестоко расправившись с защищавшими ее крестоносцами. После этого папа Евгений III (1145-1153) организовал второй крестовый поход, прошедший под предводительством французского короля Людовика VII (1137-1180) и самодержца германского Конрада III (1138-1152). Потеряв бòльшую часть войск в Малой Азии, крестоносцы возвратились в Европу, не добившись никакого успеха. А войска Нуреддина тем временем захватили Египет.

Правитель Египта Салах-эд-Дин (1171-1193) после смерти Нуреддина в 1171 году соединил под своей властью Египет и Сирию, окружив, таким образом, Иерусалимское королевство со всех сторон. 5 июля 1187 года близ Тивериады между ним и крестоносцами произошло решающее сражение, в котором последние потерпели поражение. После этого один за другим были сданы все города Палестины. 2 октября 1187 г. был сдан и Иерусалим. Поражало человеколюбие захватчика: Салах-эд-Дин позволил всем покинуть город за плату, составлявшую 10 золотых для мужчин, 5 – для женщин и 2 – для детей. Неспособные заплатить попадали в рабство. Таковых оказалось 16 тысяч крестоносцев и более 100 тысяч жителей Иерусалима. Святой Город покинул и латинский патриарх, переселившись с остальным католическим клиром в Птолемаиду.

Состояние Иерусалимского Патриархата к концу XIII в.

Новый завоеватель разрушил много церквей и монастырей. Изумлявший своей красотой храм св. Анны в 1192 г. сменившие католиков мусульмане перестроили в арабскую школу, а патриарший дом – в мечеть. В храмах и обителях снова обосновался православный клир. Но несмотря на то, что все Святые Места были переданы православным, две апсиды в южно-западной части Святого Гроба и храм обретения Честного Креста Господня были отданы коптам и абиссинцам.

Порядок в Патриархате наступил не сразу. Пребывание Иерусалимского патриарха в Константинополе было настолько естественным, что патриарх Досифей I (1191) одновременно занимал и Константинопольский престол. Его возвращение на Святоградский престол вызвало большие волнения, и ради сохранения церковного мира боголюбивый патриарх ушел на покой. В 1191 г. Иерусалимским патриархом стал Марк II, пребывавший на Святоградском престоле до начала XIII в. Его сменил Евфимий II (?-1223). Известно, что в 1236 г. на престоле ИПЦ был Афанасий II, а в 1236 от варваров пострадал Софроний III. После него патриаршествовали Григорий I (?-1298) и Фаддей (1298-?). К 1298 в Палестине не осталось ни одного крестоносца.

Несмотря на изгнание католиков из Палестины, амбиции Римского папы не уменьшились, и он по-прежнему мечтал завладеть Святыми Местами и подчинить их своей власти. В 1219 г. в Птолемаиду прибыли первые монахи-францисканцы, которых в 1230 г. папа Григорий IX (1227-1241) нарек «кустодией Святого Гроба». Стремясь снова завладеть Иерусалимом, Рим предпринимает третий крестовый поход, который, к счастью, оказался безуспешным. Он прошел под предводительством Фридерика Барбароса (1152-1190), короля Франции Филиппа Августа (1180-1223) и короля Англии Ричарда Львиное Сердце (1189-1199). Под их предводительством крестоносцам в 1191 г. удалось взять Птолемаиду. Захватив Иоппи, Ричард Львиное Сердце заключил с сарацинами договор и в 1192 г. возвратился в Европу.

Четвертый крестовый поход был предпринят на Константинополь, после захвата которого Византийское государство на некоторое время было упразднено. Удачным для крестоносцев был пятый поход, прошедший под предводительством германского короля Фридерика II (1215-1250), которому в 1229 году удалось покорить Иерусалим. Через десять лет, в 1239 г., Насир Дауд (en Nasir Daud) отвоевал Иерусалим и разрушил стены города. Сильно пострадал храм Воскресения.

Последняя попытка латинян покорить Палестину и Иерусалим была предпринята королем Франции Людовиком «Святым» (1226-1270). Однако уже в Даметте он попал в плен к сарацинам. Отвоевывая у крестоносцев город за городом, в 1291 году сарацины осадили оплот латинян Птолемаиду, с завоеванием которой исчезает последний след крестоносцев в Палестине.

Трагичной была кончина последнего латинского патриарха. 18 мая 1291 года зажатые со всех сторон крестоносцы, оборонявшие Птолемаиду, в отчаянной попытке спастись устремились к морю. Среди них был и латинский патриарх Николай. Со многими другими он бросился к небольшой шлюпке. Не выдержав тяжести, шлюпка перевернулась, и вместе со всеми утонул и Николай де Анапиис. Так закончил свое существование Иерусалимский латинский Патриархат.

Резюмируя этот кровавый период истории Иерусалимской Православной Церкви, можно сказать, что единственным положительным моментом присутствия крестоносцев в Палестине оказалось прекращение арабизации христианского населения. Спустя много веков Иерусалимский патриарх Досифей II (1669-1707), анализируя этот период, скажет: «Эта война может называться священной с таким же правом, как проказа – священной болезнью».

10 мая 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту