|
Живая вода традиции |
/p>
Одной из целей нашей поездки в Сербию было стремление
познакомиться с жизнью сербских монастырей. Конечно, за
неделю этого невозможно было сделать в полноте, и наши
впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и
субъективности, однако, кажется, определенные
закономерности все-таки удалось уловить.
Прежде всего, в Сербии практически нет «городских
монастырей» – все обители находятся, как
правило, в некотором удалении от крупных населенных
пунктов. И даже женский монастырь в Белграде,
«Ваведения» – Введения Пресвятой
Богородицы во храм, расположен в тихом месте с сельским
пейзажем, фактически за городом. Да и живет в нем всего
лишь десять монахинь (впрочем, по сербским меркам это не
так мало). Поэтому сербы очень удивлялись, узнавая, что
наш Сретенский монастырь находится в самом центре города,
а кроме него, в Москве действует еще пять мужских и четыре
женских, не считая многочисленных монастырских подворий.
Не меньше они удивлялись, когда слышали, что в нашем
монастыре около 40 человек братии, поскольку в Сербии
обитель с 20 насельниками уже считается большой, а
максимальное количество, по рассказам, составляет 30
человек – для мужского монастыря, 40-50 – для
женского.
Монашество в Сербии, как и в России, еще только
формируется – оно, в основном, молодо: как по
возрасту, так и по духовному опыту. Но сербским инокам
есть на кого равняться в аскетическом делании – на
Святейшего
Патриарха Павла, настоящего подвижника, который
пользуется огромным авторитетом в стране. Впрочем, уже
есть и обители, где внешняя и внутренняя жизнь налажена
превосходно. В одном из таких монастырей нам
посчастливилось прожить несколько дней.
С монахами из Ковиля мы познакомились еще минувшим летом в
Москве, куда они приезжали с серией концертов по
приглашению братии Данилова монастыря.
Во время своего визита они пели Литургию в Сретенском
монастыре в национальный сербский праздник –
Видовдан, потом приходили еще несколько раз, а мы с удовольствием посещали их
выступления. Теперь наше знакомство продолжилось в их
родной обители – Ковильском монастыре.
|
Монастырь Ковиль |
Ковиль – это настоящий сербский
Афон. Надо сказать, что вообще для сербских монастырей
образцом и своего рода «законодателем»
является святогорский Хиландарь, основанный еще
святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном
Мироточивым, в самом конце XII века. Святитель Савва
Сербский написал и Типикон для Хиландаря, который до
сих пор служит основой монастырского устава практически
всех сербских обителей. Сейчас Хиландарь переживает не
лучшие времена в связи с политической ситуацией в мире:
ведь разрешение на принятие в братию монастыря дает
даже не греческое правительство, а общеевропейское, с
центром в Брюсселе, а оно, мягко говоря, не особенно
благоволит к сербам. Кстати, среди 30 насельников
Хиландаря есть и один украинец, о чем нам рассказали на
монастырском подворье под Белградом. Но об этом позже.
|
На службе |
В Ковиле дыхание Афона чувствуется
особенно явственно. Этому способствует тот факт, что
Ковильская братия часто ездит на Святую Гору и
поддерживает тесные контакты с афонитами. В 1999 году
на престольном празднике («Славе», как это
называется у сербов) Хиландарского монастыря ее пение
было даже включено в компакт-диск, выпущенный
Хиландарем. Многие в Ковиле хорошо говорят по-гречески
(а некоторые еще и по-английски, по-французски;
по-русски понимают, но не говорят). Любовь к Афону
проявляется во всем – даже братский храм
монастыря, где обычно проходят службы, посвящен Святым
отцам, на Горе Афонской просиявшим.
|
Отец Косьма и отец Савва |
Ковиль славится своим пением. Поют они,
конечно, не по-гречески, а по-церковнославянски и
по-сербски (именно поэтому его можно назвать сербским
Афоном), - но в византийской традиции. Глубокое
понимание традиции позволяет им петь антифонно с
греческим хором, когда попеременно следуют стих
по-славянски – стих по-гречески, что так
восхищало нас еще в Москве.
С афонскими традициями связан и богослужебный устав
монастыря, и некоторые литургические особенности
(например, совместное чтение вслух Иисусовой молитвы), и
даже бытовые обычаи. Так, гостю обязательно предложат
чашечку кофе и рюмки ракии – своего рода водки.
Впрочем, это встречается по всей Сербии. Гостеприимство
Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря
отсутствуют ворота – хотя есть и крепкие стены, и
добротные корпуса.
Однако в соответствии с древними монашескими правилами, в
монастыре не могут ночевать женщины (исключения делаются
крайне редко). Все послушания выполняются или Ковильской
братией, или трудниками-мужчинами, в том числе послушание
на кухне, которое попеременно несут в течение двух недель
все насельники монастыря, не исключая священника.
С афонской традицией связан и довольно долгий по нашим
меркам срок послушнического искуса: до пострижения в
монашество проходит не менее пяти лет, причем послушник
(«искушеник» по-сербски) ходит в темной
одежде, но без подрясника. Судя по нашим беседам, в Ковиле
очень ценят такую осторожность, хотя для сербских
монастырей, как и для русских, такое положение
нехарактерно.
|
Отец Исихий |
Еще более строго относятся здесь к
рукоположению в священный сан. На двадцать человек
братии – ни одного иеродиакона и всего лишь один
иеромонах, отец Исихий, пришедший в монастырь более
десяти лет назад, окончив психологический факультет
Белградского университета (узнав об этом, мы поняли,
почему в его кабинете столько книг по психологии,
собрание сочинений Льва Толстого, произведения
Достоевского и т.п.). Однако и он не имеет права
исповедывать братию: это прерогатива исключительно
духовника и одновременно настоятеля, епископа Порфирия.
Отец Исихий служит Литургию каждый день, если не болен,
не в отъезде или не занят послушанием на кухне. Иногда
в Ковиль присылают новорукоположенных священников для
прохождения практики.
Все насельники монастыря, кроме занятых неотложными
послушаниями, обязаны присутствовать на всех службах, хотя
за этим никто специально не следит – это дело
совести каждого. Вся братия причащается вместе четыре раза
в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье
– предварительно постясь соответственно в
понедельник, среду и пятницу (в этот день даже без
растительного масла). Исповедуются все также вместе у
владыки Порфирия в субботу вечером, а при желании –
и в любой другой день. При этом богослужебный круг тоже
довольно напряженный.
Подъем, сигналом к которому служит, опять-таки по
святогорскому образцу, афонское било, бывает ежедневно в 4
часа утра, затем в полпятого следуют полунощница, утреня и
Литургия – все это продолжается около трех часов. В
8:30 – обед, потом послушания, в 17:00 –
вечерня, после которой бывает ужин и малое повечерие с
чтением вслух молитв Иисусовой, Архангелам и Ангелам и
Божией Матери. Вечером остается свободное время, которое
каждый использует по своему усмотрению.
|
Изготовление свечей |
При таком напряженном ритме монастырь
ведет довольно активное производство. Так, здесь
изготавливаются свечи для всей епархии, делается мед,
за который Ковиль недавно получил бронзовую медаль в
Сербии, производится ракия, получившая серебряную
медаль (в самом монастыре при этом – «сухой
закон»), здесь держат коров, лошадей, кур и т.д.
Монастырь пользуется большим авторитетом в Сербии, хотя
его историческая роль, судя по всему, никогда не была
значительной.
Больше всего нам понравилась царящая в Ковиле атмосфера
братской любви и непринужденности, напомнившая родной
Сретенский. Удивительное гостеприимство,
благожелательность, открытость – все это
естественным образом гармонировало со строгостью
монастырских служб и распорядка дня. Русские –
редкие гости в обители, а потому интерес к нам был особым,
ведь сербы, как мы убедились во время своей поездки,
сохранили необыкновенную любовь к России и ее народу. В
свою очередь, мы открывали для себя братьев, целиком
посвятивших свою жизнь Богу. Причем не только сербов. В
Ковиле, к примеру, уже 12 лет живет монах Савва из Новой
Зеландии, охотно общавшийся с нами несмотря на серьезную
болезнь.
|
Монастырская лошадь |
Сама природа вокруг Ковиля располагает к
размаху: монастырь находится посреди бескрайних полей,
на просторе, с чисто русским пейзажем. Говорят, что
летом усладу вечерних прогулок изрядно портят тучи
комаров, прилетающих с близлежащих болот. Но мы, к
счастью, были в святой обители в конце февраля, когда
листья на деревьях только-только распускались…
|
Мощи святого великомученика Федора Тирона |
В Белград нас отвозил послушник Бубица
на монастырской машине. Благодаря этому нам удалось по
дороге посетить еще несколько Фрушкогорских монастырей,
к сожалению, сейчас уже полупустых. В Ново-Хоповской
обители мы поклонились великой святыне – мощам
великомученика Феодора Тирона. Как попало это сокровище
в тихий сербский монастырь – выяснить не удалось,
но радость этой встречи увеличивалась от того, что был
как раз канун праздника этого удивительного
«великопостного» святого.
Следующим пунктом нашей программы был Милешевский
монастырь, ради которого, собственно, я и предпринимал
эту поездку. В нем покоятся мощи святого Владислава,
короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии
– а ве
|
Фреска |
Владислав был внуком Симеона
Мироточивого, сыном Стефана Первовенчанного,
племянником святителя Саввы –
«отцов-основателей» сербской
государственности и национальной Церкви. Именно краль
Владислав добился того, чтобы перенести на родину из
Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (который
лично венчал царским венцом своего племянника) и сам
предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред
Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого
краль Владислав положил в построенном им монастыре
Милешево – задушбине, где вскоре и сам упокоился.
Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых
родственников, пока турки с варварским глумлением не
сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить
национальный дух сербов. Сейчас на месте этого
злодейского пожарища, в Белграде, строится
величественный собор святителя Саввы, подобный храму
Христа Спасителя в Москве.
|
Собор свят. Саввы в Белграде |
Милешево сторицей вознаградило нас за
тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе.
Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие
Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом
месте – у подножия горы, рядом с бурной речкой. А
во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое
великолепие оторопевшим русским.
|
Мощи св. Владислава Сербского |
Как правило, в Милешево паломники
приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть
«Белого Ангела» – удивительную
фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться
к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В
России многие носят имя этого святого короля,
прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным
и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая
традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он
переходит в роду по мужской линии), праздник которого
называется «Крсной Славой» и всегда очень
торжественно встречается. Именин же в нашем понимании
обычно не отмечают, хотя название для них существует
– Имендан. Вообще сербские имена далеко не всегда
связаны со святыми – но иногда с церковными
праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием
благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с
семейными традициями. Поэтому не всегда легко
объяснить, почему русские порой называют своих детей в
честь сербского святого короля Владислава…
|
Милешево |
В Милешево нас приняли замечательно:
накормили, обласкали, надарили подарков. Это женский
монастырь, где живет сейчас семь монахинь и один
священник. Почти все они пришли из других монастырей:
так, игуменья Магдалина была вынуждена покинуть
монастырь в Славонии. Теперь она спасается в
Милешево…
|
Студеница |
Дальше нас ждал долгий путь через горы,
по необыкновенно красивым местам, где расположено
немало как оставленных, так и действующих обителей,
которые нам удалось увидеть только из окна автобуса, -
в монастырь Студеница, получивший свое название от
протекающей рядом речки. Наверное, он мог бы стать
первым по значению монастырем в стране, своего рода
сербской Лаврой – настолько древняя и великая
история связана с этой обителью. Студеница была
основана в XII веке святым Симеоном Неманей,
объединителем сербских земель, основателем
государственности. Монастырь изначально был задуман как
одна из главных обителей в стране и как
«задушбина» (место последнего упокоения,
где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей.
|
Мощи святого Стефана Первовенчанного |
Теперь в монастыре находятся сразу трое
мощей: преподобных Симеона Мироточивого, его супруги
Анны (в монашестве Анастасии), их сына Стефана
Первовенчанного (в монашестве Симона). Сохранились
почти все древние монастырские постройки, а также
удивительные фрески, которые, правда, несколько
пострадали за долгие века. Но монастырь и сейчас ведет
активное строительство: например, сооружена прекрасная
гостиница для паломников, где созданы великолепные
условия для жизни.
В Студенице около тридцати человек братии, причем десять
послушников пришли буквально в последний месяц перед нашим
приездом – это вселяет надежду, что Господь особо
благоволит к обители. Здесь также действует устав, похожий
на Хиландарский, но с некоторыми особенностями. На службы,
особенно воскресные и праздничные, приходят богомольцы из
окрестных селений, и если бы в Студенице удалось хорошо
поставить пение, то отбоя от паломников, наверное, не было
бы постоянно.
|
Отдых на пути к |
Но самым сильным впечатлением от
монастыря стала «испостница» святого Саввы
– место его подвигов в дни Великого поста, в 8
километрах от обители, высоко в горах, где святитель
написал монастырский Устав. Сейчас там живет монах
Антоний из Студеницы, в праздничные дни проделывающий
нелегкий путь от испостницы в монастырь и обратно.
Прямо в скале вырублена небольшая келья, рядом
источник, небольшой храм великомученика Георгия
Победоносца. Удивительный вид с гор, потрясающая
природа – но можно себе представить, что ночью
здесь становится жутковато, особенно в одиночку…
|
Испостница святого Саввы |
В Студенице живут не только молодые
послушники, есть тут и опытные монахи – например,
архимандрит Савва, который подвизается в обители уже 40
лет. Настоятелю, отцу Тимофею, всего 25, но, как
говорит Премудрый Соломон, «седина есть мудрость
человеком и возраст старости – житие
нескверное». Это нам доказал и один из
послушников, заметивший, что мы, современные иноки, -
как люди, которые не хотят выращивать мандариновое
дерево с большими трудами и скорбями, чтобы пить его
сок, а хотят просто купить мандариновый сок в магазине.
Точно сказано! Что касается настоятеля, то иеромонах
Тимофей учился в Троице-Сергиевой Лавре, бывал, как
выяснилось, и в Сретенском монастыре. На прощание он
подарил нам множество прекрасных сувениров, еще раз без
слов убеждая в нерушимости сербо-русской дружбы.
|
Фреска в Жиче: слева вверху - св. царь Николай II |
После Студеницы мы посетили
Жичу – женский монастырь, первую сербскую
Архиепископию. Здесь и сейчас живет местный архиерей,
владыка Стефан. Удивительно, что в Жиче в одном из храмов
сохранилась фреска императора-страстотерпца Николая II,
написанная сразу после Первой мировой войны, рядом с
образом равноапостольного князя Владимира и преподобного
Серафима Саровского. Сербы всегда почитали царя-мученика
Николая и даже решились на такое изображение за многие
десятилетия до официальной канонизации. При коммунистах
фреску закрыли бумагой, о чем и сейчас свидетельствуют
оставшиеся на ней следы. Раскрыли святой образ совсем
недавно, при реставрации.
|
Жича |
Завершилось наше знакомство с сербскими
монастырями на подворье Хиландарского монастыря.
Основание монастыря Сланцы, как его обычно называют,
связывают также с благочестивой династией Неманичей.
Сейчас здесь живет три иеромонаха и шесть послушников,
четверо из которых учатся на Богословском
факультете в Белграде. Несколько лет
послушнического искуса на подворье – это
непременное условие для желающих войти в братию
Хиландарского монастыря. Правда, никакой гарантии, что
искушеницы попадут на Афон никто дать не может: это
связано с теми проблемами, о которых говорилось в
начале статьи. Сейчас в Хиландаре около тридцати
монахов, в основном престарелых. Смогут ли те
послушники, которые подвизаются сейчас на подворье,
влиться в братию афонской обители – вопрос
остается открытым…
|
Икона |
Самым сильным впечатлением от поездки
стали, конечно, люди. Сербы очень дружелюбны, открыты,
доброжелательны, а в последние годы – еще и очень
благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания,
выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное
состояние духа: именно поэтому, наверное, в Сербии из
русских святых больше всего любят преподобного Серафима
Саровского. Поразило нас и уважение сербов к
духовенству. Мы везде путешествовали в подрясниках и ни
разу – ни в европейском Белграде, ни в
провинциальном Приеполье, ни в набитом
«аутобусе», ни в прокуренном
«возе» (электричке) – нигде не
встретили ни одного косого взгляда, тем более
оскорбления. Напротив, часто прямо на улице у нас
пытались взять благословение, принимая за священников.
К сожалению, в столь короткие сроки нашей поездки мы не
могли посетить монастыри Косово, Черногории и других
областей Сербии, где, несомненно, живут настоящие
исповедники, которым приходится очень тяжело в подчас
открыто враждебном окружении. Но даже увиденного нами
оказалось вполне достаточно, чтобы с уверенностью сказать:
в Церковь приходит все большее число молодых людей,
налаживается полноценная приходская жизнь и монашеская
традиция возрождается. Дай Бог, чтобы укреплялись и
русско-сербские связи, взаимно обогащая национальные
Церкви бесценным духовным опытом, накопленным у
православных братьев.
10 апреля 2002 г.