Константинопольский Патриарх Варфоломей |
Стамбул, 21 марта 2002 г.
Как и следовало ожидать, турецкая пресса не оставила своим вниманием визит Константинопольского Патриарха в Белый Дом. Тема Богословской школы Халки для официальной Анкары столь же болезненна, сколь и для Константинопольского предстоятеля, который, как он сам подчеркнул на встрече с президентом Бушем, «везде эту проблему поднимал». Именно этим он доставил, судя по отзывам турецкой прессы, немало беспокойства правительству страны. В связи с вопросом Халки Турция всерьез обеспокоена, как она «будет выглядеть в глазах общественности».
Правительственные голоса Турции постоянно подчеркивают, что восстановление Богословской школы Халки может вызвать требования исламистов открыть и их учебные заведения. Вопрос в глазах турецких властей настолько серьезен, что если тема Халки будет поднята во время ожидаемого визита в Анкару американского вице-президента Дика Чейни, он получит «железный» ответ, что это невозможно «из соображений национальной безопасности». По крайней мере, так утверждает турецкая газета «Хурьет», добавляя, что «для открытия Богословской школы нужно упразднить закон, запрещающий существование частных высших учебных заведений в области религии». А это неприемлемо, поскольку «дало бы возможность консервативным силам использовать юридические недоработки в турецких законах».
Турецкий журналист Мурат Челик, говоря в газете «Стар» о беспокойстве Турции относительно Патриархии, пишет, что «цель Патриарха Варфоломея – обеспечить себе титул Вселенского и таким образом превратиться в частную, автономную, всемирную политико-религиозную власть, стать, другими словами, вторым Ватиканом». По его мнению, «за Богословской школой последуют другие требования: превратить Святую Софию снова в православный храм и упразднить условие, что Патриарх должен быть турецким подданным».
Большая часть турецкой печати выразила серьезное беспокойство относительно посещения Патриархом Варфоломеем Белого Дома. Можно предположить, что вопрос с Богословской школой для своего решения потребует несколько больших усилий, чем туманные обещания со стороны американского правительства. И не столько потому, что здесь замешаны вопросы «национальной безопасности» Турции, а скорее по той причине, что Анкарой и Константинополем этот вопрос ставится в совершенно разных плоскостях.