Христианство в Китае имеет длительную историю развития. На ниве проповеди Евангелия в Срединной империи трудились и православные, и католические, и протестантские миссионеры. В настоящее время во многих странах мира и в самом Китае ученые исследуют и собственно историю распространения в Китае христианства, и вопрос о его влиянии на культуру, образование, политическую жизнь этой страны. 14-17 октября 2001 г. в Пекине проходила международная конференция "Встречи и диалоги", посвященная взаимодействию Китая со странами Запада в 17 веке. Научный форум был организован Институтом мировых религий Академии общественных наук КНР и Институтом истории культурных отношений Китая с Западом имени Маттео Риччи при Университете Сан-Франциско (США). Представленные на конференции доклады были посвящены переплетению миссионерства и дипломатической работы в деятельности католических проповедников, развитию христианских общин во внутренних районах Китая, отношениям между миссионерами и китайскими учеными, влиянию христианства на китайское искусство, проблемам историографии и архивных изысканий.
Автор этих строк получил приглашение участвовать в конференции и прибыл в Пекин накануне ее открытия, чтобы иметь возможность совершить богослужение в Посольстве Российской Федерации в КНР в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Православие начало распространяться в Китае в конце XVI в., когда в 1685 г. китайские войска захватили российскую пограничную крепость Албазин и увели в плен наших воинов. Для окормления русских людей, оказавшихся в Китае, в 1712 г. императором Петром I была учреждена Российская Духовная Миссия (РДМ) в Пекине. Вплоть до середины XIX в. российские миссионеры выполняли также и дипломатические функции. В 1900 г. в Китае разразилось восстание ихэтуаней, развернувшееся под антихристианскими лозунгами. Захватив Пекин, повстанцы подвергли его разрушению. В руины была превращена и РДМ (были уничтожены храмы в столице и пригородах, библиотека, богадельня и школа). От рук язычников пострадали 222 православных китайца, которые исповедовали свою верность Христу даже до смерти. Решением Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. они были причислены к лику святых как местночтимые (память 11 июня ст.ст.).
После восстания РДМ переселилась на территорию дворца китайского князя, расположенную в северо-восточной части Пекина и называвшуюся Бэйгуань. Усилиями главы РДМ епископа Переяславского Иннокентия (Фигуровского, впоследствии митрополита Пекинского и Китайского, +1931) на этой территории был постепенно возведен Пекинский Успенский монастырь, где построили четыре храма - Успенский, Всех Святых Мучеников, где покоились честные мощи китайских мучеников, святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Образовался и женский Покровский монастырь. РДМ развернула обширную издательскую и переводческую деятельность (на китайском языке были изданы Новый Завет, Псалтирь, Воскресный Октоих, Служебник, Часослов, Требник, чинопоследования двунадесятых праздников, многочисленная катехизическая и вероучительная литература, китайско-русский словарь и др.), всемерно способствовала распространению православия в Северном и Северо-Восточном Китае. Постепенно сформировалась группа китайского православного духовенства.
После революции 1917 г. РДМ обратила все свои усилия на оказание помощи обширной российской эмиграции, прибывшей в Китай. Постепенно помимо Пекина сформировались и другие центры православия - Харбин и города вокруг него, Порт-Артур и Дальний, Шанхай, Внутренняя Монголия (район Трехречья) и Синьцзян. Были построены величественные храмы, в том числе кафедральный собор в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных" в Шанхае, Благовещенский и Свято-Николаевский соборы в Харбине.
В 1945 г., после окончания войны большая часть православных архиереев, находившихся в Китае, воссоединились с Русской Православной Церковью. В июне 1946 г. был образован Восточно-Азиатский Экзархат с центром в Пекине (к 1950 г. включал Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тяньцзиньскую и Синьцзянскую епархии). После прихода компартии к власти в Китае в 1949 г. положение РДМ сильно осложнилось: русские беженцы, в том числе и духовенство, направились за пределы страны. Те, кто оставались в Китае, постоянно ощущали давление со стороны атеистических властей. К 1954 г. Экзархат был ликвидирован, а все церковное имущество (в том числе 73 церкви, часовни и молельных дома) передано советскому посольству. Духовенство в последующие годы разъехалось, кто в СССР, кто на Запад. В 1956 г. Священный Синод РПЦ даровал автономию Китайской Православной Церкви.
Часть территории РДМ в Пекине была передана городским властям, а на оставшейся площади обосновалось советское посольство. По распоряжению посла М.Ф. Юдина были разрушены храм Всех Святых Мучеников (святые мощи перезахоронены на кладбище в неизвестном месте) и колокольня, ризница превращена в консульский отдел, церковь святителя Иннокентия в зал приемов, а Успенский храм в посольский гараж. Библиотека миссии была сожжена.
Не отставали и китайские товарищи: осквернение и закрытие православных храмов стало для них "доброй традицией", особенно в годы так называемой "культурной революции", начавшейся в 1966 г. Хунвэйбины громили церкви, устраивали костры из икон и богослужебных книг, издевались и мучили священнослужителей.
Несмотря на все лишения и гонения, оставшиеся в Китае православные русские люди и их потомки бережно хранят свою веру. В настоящее время наиболее многочисленные общины имеются в Харбине, районе Трехречья (Внутренняя Монголия) и в Синьцзяне (район, пограничный с Киргизией и Казахстаном). Однако нигде нет священников, и совершение полноценных богослужений невозможно. 17 февраля 1997 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о том, что впредь до избрания Предстоятеля "каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви - Патриархом Московским и всея Руси". При Отделе внешнецерковных сношений Московского Патриархата была создана Группа исследования проблем Православной Церкви в Китае, которой два раза в год издается журнал "Китайский благовестник".
Современное законодательство КНР не позволяет иностранным священнослужителям отправлять богослужения в присутствии китайских верующих. Сам вид священника в рясе вызывает раздражение. Автору этой статьи пришлось отказаться от участия в конференции, потому что организаторы в качестве условия выдвинули требование переодеться в светскую одежду.
Никто однако не может запретить молиться иностранцам. В настоящее время в различных частях Китая проживает значительное число российских граждан, для которых время от времени и совершаются, начиная с середины 1990-х годов богослужения на территории Посольства РФ в Пекине. Вечером 13 октября в бывшем храме святителя Иннокентия, который теперь носит название "красная фанза", состоялось всенощное бдение, а на следующий день, в праздник Покрова - Божественная литургия. Обычно приезд нашего священника в Пекин - большое событие для православных верующих из разных стран. На праздник Пасхи в 2001 г. (тогда служил священник Дионисий Поздняев, сотрудник ОВЦС) в нашем дипломатическом представительстве собралось несколько сот молящихся из восьми стран.
И в этот раз приехали помолиться братья-сербы из Посольства Югославии. В последующие дни были совершены водосвятный молебен, панихида и в последний день пребывания в Пекине - Божественная литургия.
Русская православная община в Пекине уже несколько лет вынашивает планы восстановления храма на территории Посольства. В 1997 г. на территории Посольства был установлен Поклонный Крест в память о святых китайских мучениках, о пяти начальниках РДМ, скончавшихся в Китае, о великих князьях дома Романовых, убиенных в Алапаевске и потом погребенных в Пекине. В настоящее время предлагается перевести расположенный в Успенской церкви гараж в другое помещение, а в освободившемся помещении создать Музей Российской Православной Миссии и Посольства в Пекине, где станет возможным совершение богослужений силами священников, приезжающих в командировку в КНР. Окончательное решение за руководством Министерства иностранных дел.