Спасо-Андроников монастырь |
Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники |
Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.
Но напоминание о значимых датах на этом не завершилось. Ведущий специалист государственного исторического музея России Елена Михайловна Юхименко вспомнила о четырехнедельном заточении в подземелье Андроникова монастыря протопопа Аввакума, что, учитывая место проведения выставки, показалось всем символичным. Клименко также говорила о выставке «Неизвестная Россия», открывшейся 11 лет назад в историческом музее. Та выставка, с тогда еще неизбитым названием, открывала сокровищницу старообрядческих памятников, действительно неизвестных, действительно уникальных. Нынешняя экспозиция по значимости, звучности и профессиональному подходу не уступает прежней. В экспозиции приняли участие более 12 музеев, среди которых Исторический музей, Третьяковская Галерея, Музей личных коллекций, Екатеринбургский музей «Невьянская икона», частные коллекционеры и крупные старообрядческие храмы.
Трезвоны певческие. Поморье. XVIII в. |
Складень. Поморье XVIII в. |
Выставка задумывалась двухчастной - в согласии с хронологией. Первый раздел посвящен древностям старообрядческих коллекций. Здесь представлены иконы и рукописные книги, созданные еще до раскола и сохраненные в частных коллекциях. Открывает экспозицию икона Богоматери Одигитрия – дар музею старообрядческой рижской Гребенщиковской общины. Пять икон из семифигурного комплекса деисусного чина известного как «Облачный». Предание связывает этот чин с рублевской иконописной школой и относит к XV веку. Удивительный образ Святого Николая (Зарайского) с житием 1551-1552 гг. новгородских мастеров из храма Тверской старообрядческой общины. Сызранские старообрядческие иконы. Также в этом разделе представлены рукописные книги, например, праздничная минея с дополнениями второй половины XIV века из собрания Д.В. Перестронина.
Если под первый раздел выставки был отведен небольшой зал в трапезной церкви Архангела Михаила, то второй - основная экспозиция, посвященная поздней иконе - XIX-XX вв., - расположился в просторном зале настоятельских палат. Здесь, по словам Елены Зотовой, была сделана попытка «как в полете по всей России, пройти по разным центрам старообрядчества». И в этом смысле, опять же символичной, является древнейшая книга музея – основной экспонат выставки - слово «О постничестве» Василия Великого 1402 года. Некогда, написанная в стенах Спасо-Андроникова монастыря, она прошла по всей России, была сохранена в старообрядческих скитах, а в 1961 году лишь трудами профессора Тихомирова вернулась в монастырь из куйбышевской библиотеки.
«Для нас удивительно, с каким тщанием старообрядцы старались сохранить древнерусские памятники, - говорила Зотова. - Буквально за день до открытия выставки в музей пришел коллекционер и передал нам образ XVI века – «Благовещенье». Это спилок со старообрядческой реставрации. Он был сохранен в семье, правда, мы до сих пор занимаемся его атрибуцией. Еще не выяснено, из какой области он происходит – Владимирской или Нижегородской».
На выставке представлен целый комплекс памятников Поморья XVIII-XIX вв. Это и поморская икона – прп. Александр Ошевенский начала XIX века, и рукописные книги и медно-литая пластика.
«Книжная традиция, традиция медного литья получила свое продолжение уже в Москве. Именно поэтому мы представляем здесь памятники общины Преображенского кладбища, - говорит Зотова. - Медно-литая пластики из коллекции Михаила Чуванова. Иконы из мастерской Марии Соколовой. Моя мечта была единственный раз собрать все вместе из ее мастерской, которая появилась в 1880 году и работала до начала века. В 80-х года XIX века мастерская Соколовой начала работать с серебром, что мы демонстрируем на выставке, наряду с латунными иконами, украшенными разноцветными эмалями. Здесь же находятся работы мастера Егора Ивановича Закаткина, состоявшего на фабрике купцов Гучковых. Его резьба по дереву, по кости, по металлу удивительна. Весь свой накопленный научный опыт и потенциал я попыталась донести до зрителя здесь и сейчас музейным языком, – призналась Елена Зотова».
Все представленные иконы уникальны. Некоторые – из редких коллекций, или принадлежат почти неизвестным школам - сызранской, невьянской, гуслицкой. Есть иконы крупнейших когда-то старообрядческих храмов, например, из Успенского собора на Апухтинке, храма Тверской общины, моленных в Коломенском. Представлены на выставке и редкие образы. Куратор особое внимание уделила иконе Спас Оплечный XX века, исполненной в тонкой живописной манере. Икона принадлежит коллекции Е.С. Егорова. «Есть вещи, которые останавливают сразу. Эта икона из Государственного исторического музея демонстрирует нам широту, разнообразие старообрядческих коллекций, - пояснила куратор выставки. - В первом разделе экспозиции есть древние памятники из собрания Егорова. Спас Оплечный также принадлежит Егорову. Но эта поздняя икона - свидетельство не только разнообразия коллекции, но и широты собирательского интереса».
Образное выражение предстоятеля РПСЦ о выставке как мосте, соединяющем поколения, удачно совпало с попыткой кураторов рассказать больше о мире старообрядцев. Именно поэтому в зале присутствуют две исторические реконструкции – библиотека и молельный угол старообрядца.
В заключение своей короткой экскурсии Елена Зотова еще раз сказала: «Обратите внимание. Мы начинаем свой путь по выставке с Распятия Христова с предстоящими, потом проходим всю Россию, от севера через Ветку доходим до Рогожского кладбища, и здесь видим икону Христова Воскресения. Для нас это – путь веры. Мы будем очень рады, если выставка состоится, получит резонанс, общественную оценку. Поднятые на ней проблемы требуют обсуждения, именно поэтому в рамках выставки мы проводим конференцию с одноименным названием, которая пройдет в стенах Спасо-Андроникова монастыря 22-23 ноября. Всех приглашаем, надеемся получить оценку, поддержку и издать каталог выставки».
Желающие могут посетить экспозицию до