Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Зачем зашифровывать Патриарха? К вопросу об оценке журналистами деятельности Предстоятеля Русской Церкви

Источник: «НГ-Религии»

Активность Патриарха Кирилла в его выступлениях и поездках по епархиям иногда вызывает неоднозначную и странную реакцию, главным образом в СМИ. Дескать, зачем Патриарх ездит, зачем выступает? Да еще и на темы, далекие от «чистой духовности». Подчас критики не скрывают своей позиции: похоже, им бы хотелось, чтобы Предстоятель Русской Церкви ограничивал свою деятельность лишь богослужениями и церковными проповедями — мол, именно в этом и состоит его основная задача, а все остальное от лукавого (совсем откровенно и просто такая позиция звучит как «ваше дело — кадилом махать»). Бесспорно, служить и проповедовать — главные задачи пастыря. Но разве проповедь перестает быть таковой, если произносится не в храме, а за его пределами?

Для начала маленькая «сенсация»: постоянно сопровождая Святейшего Патриарха в поездках, я ни разу не слышал, чтобы он говорил на чисто экономические или политические темы, вступая на поле чиновников, политиков или экономистов. Например, говоря об экономическом кризисе, Святейший всегда подчеркивает, что причины нужно искать в кризисе личности, в размывании четких нравственных ориентиров. Разве это не слова Пастыря? Или, выступая недавно в Одесской национальной юридической академии, Патриарх посвятил свою речь феномену нравственности. В присутствии маститых преподавателей и юристов Предстоятель Церкви говорил о том, что «если совесть не работает, то не работают никакие законы». Не исключаю, что такие слова звучали в стенах учебного заведения впервые. Но почему-то в СМИ нередко все выглядит иначе: журналисты ищут в речах Патриарха Кирилла политические или экономические термины, вырывают их из контекста. В итоге получается образ эдакого «эффективного менеджера», который неизбежно подвергается критике. И с критикой этой даже можно было бы согласиться. Если бы не одно «но»: создаваемый СМИ образ не имеет ничего общего с реальным Патриархом Кириллом, а картинки «церковной жизни» так же мало связаны с реальностью, как «библия» Лео Таксиля — со Священным Писанием. Как говорил один митрополит своему оппоненту-атеисту: «В бога, о котором Вы говорите, я тоже не верю. Только он не имеет никакого отношения ко Христу». Так что давайте договариваться о терминах.

Любая публичная речь Патриарха — это разговор о нравственных основах, о чувстве Бога, о человеческих отношениях. Какого бы вопроса она ни касалась, разговор всегда идет внутри духовно-нравственного поля. Казалось бы — прописная истина, но почему-то она пропадает где-то внутри современной журналистики. Хочется надеяться, что здесь нет злого умысла. Просто таковы запросы (установки?): политика у нас стоит гораздо выше проблем собственной души, о ней желают знать в первую очередь. И журналисты volens-nolens аккуратно удаляют духовный контекст из слов Патриарха, оставляя лишь то, что кажется политикой. Кто-то просто передергивает факты, кто-то даже придумывает что-то свое.

По долгу службы Святейший Патриарх много встречается с чиновниками, политиками, бизнесменами. Также естественно и то, что во внутрицерковной жизни Патриарх остается помимо прочего (точнее, помимо главного — предстояния за Церковь пред Богом) ключевым администратором. Быть одновременно и молитвенником, и управленцем — участь не только любого Предстоятеля Русской Церкви, но и каждого ее иерарха. Такими были и святитель Алексий, митрополит Московский, и святитель Филарет (Дроздов), и многие другие. Поэтому странно видеть, когда вдруг возникает удивление от того, что Патриарх распорядился начать сбор помощи жертвам лесных пожаров. Кто-то находит в этом чуть ли не вмешательство в дела светского государства (мол, православные опять лезут: сидели бы по храмам — так нет, помогать пытаются). Другие же, напротив, спешат утверждать, что без Святейшего никто бы ничего собирать не стал, при этом о масштабных сборах пожертвований (а на 11 августа в Церкви собрано более 12 млн. руб. помощи погорельцам), начавшихся во многих местах еще до Патриаршего обращения, как-то скромно умалчивается. Чтобы не было новых вопросов, думаю, слова Предстоятеля Русской Православной Церкви о пожертвованиях сразу стоит прояснить — своим распоряжением Патриарх запустил единую систему сбора помощи, дабы труды добровольцев и жертвователей стали более эффективными. Так, небольшая расшифровка того, что зашифровали некоторые журналисты.

Конечно, есть в среде наших коллег-журналистов и записные критики Церкви и Патриарха Кирилла. У них все и всегда подвергается осуждению. Поехал Патриарх в Украину — значит, политический визит, вмешательство в дела другого государства. А не поехал бы — уверяю, шума было бы еще больше: забыл, мол, свою украинскую паству. Собирает Церковь деньги, вещи, лекарства для погорельцев — зачем ей это надо, лучше бы сильнее молились о даровании дождя; не собирала бы — подверглась бы жесткой критике за бездеятельность. И так — по любому поводу.

Можно, конечно, продолжать «шифровки», именуя Предстоятеля Церкви просто менеджером и проч. Этим мы никак не повлияем ни на жизнь Церкви, ни уж тем более на Бога, судящего нас по нашим делам. Но самих себя запутаем. К счастью, есть и другое восприятие личности нынешнего Патриарха. О нем могут рассказать сотни людей, с которыми Предстоятель Русской Православной Церкви общается. За последнее время — мама девочки Саши из Одессы, пациенты больницы в Днепропетровске, школьники из города Старица... Однако с такими людьми журналисты, к сожалению, беседуют намного реже. Им гораздо интереснее выявлять несуществующие проблемы и разоблачать отсутствующие замыслы. А жаль.

Владимир Легойда

Источник: «НГ-Религии»

18 августа 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана24 августа 2010, 08:59
Молодец, Владимир! Все правильно, грамотно и веско!
Евгений22 августа 2010, 15:36
Активность нашего патриарха Кирилла у меня православного вызывает восхищение.Желаю божьей помощи ему в деле откровений, которые он проповедует нам православным.Он открывает нам мирские грехи.Мы видим кто есть кто.Во имя Отца и Сына и Сятаго Духа. Аминь.С уважением,Евгений.
Елена20 августа 2010, 16:19
Полностью согласна с автором. Нравственное воспитание общества - огромная брешь, которая возникла с момента перестройки, когда прежние ценности были утрачены, а новые не обозначены. Общественные организации - пионерия, комсомол исчезли, а на смену ничего не пришло.Возрождение церкви важно прежде всего для возрождения в душах нравственных ценностей, осознания главного, что отличает нас от других живых существ. Не может человек, особенно русский, жить ради накопления материальных благ, вопрос "зачем", возникает непременно. В проповеди нуждаются люди, желающие найти для себя ответ и на вопросы, связанные с непосредственной жизнью. Поэтому, когда Патриарх говорит об экологии, о том как наша беспечность по отношению к природе оборачивается катаклизмами, это и важно, и уместно.Возрождение Церкви это не только возрождение разрушенных храмов, но и возрождение наших душ, возвращение истинных нравственных ценностей в общество. Об этом и печется Патриарх, ради этого и обращается с проповедью, которую ждут от него все верующие и те, кто еще только на пути к Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×