![]() |
— Отец Савва, расскажите,
пожалуйста, о себе: как Вы пришли к
пастырству?
— Христианское воспитание я получил,
главным образом, в гимназии (в греческой
системе образования гимназией называется
средняя школа), потому что в Греции и на Кипре
всегда преподавался Закон Божий, как в
начальной, так и в средней школе. У нас был очень
хороший учитель, глубоко верующий человек, его
звали Михаил Михаилидис (но мы однофамильцы, не
родственники). Он был не священник
— мирянин. У нас многие из тех, кто получил
богословское образование, не принимают сан, а
преподают в школах. Я сам на протяжении пятнадцати
лет до рукоположения преподавал Закон Божий в
средней школе. Пример учителя побудил меня поступить
на богословский факультет Афинского
университета, что стало для меня первым шагом
к священству. Этому моему решению
способствовала в большой мере и книга
«Следуй за мной» пламенного проповедника и
миссионера, тогда архимандрита, затем митрополита
Августина (Кантиотиса) — правящего
архиерея Флоринской епархии Элладской
Православной Церкви. Должен
вам сказать, что для моего поколения, к счастью,
телевизор не был педагогом, и мы читали много книг.
Я помню, что почти все мои соученики читали
Достоевского и Толстого.
— Для нас наиболее привычны два
пути обретения веры — христианское
воспитание в семье и собственный
духовный поиск. Почему же для Вас
— человека, выросшего в
православной стране,— наиболее
важными оказались школьные уроки?
— Несомненно, идеалом является правильно
устроенная семья, «малая Церковь», где
дети получают христианское воспитание благодаря
наставлениям своих родителей, главным
образом, видя перед глазами пример их
собственной жизни. В моей жизни так не
произошло. Моя мама была верующая женщина, она
ходила в церковь, а папа не ходил. Знаете, на
мальчика это оказывает плохое влияние, потому
что для него больше важен пример отца. Я так
счастлив, мой отец все же умер по-христиански.
Накануне кончины он исповедался одному моему
другу-священнику (я тогда был диаконом) и ночью,
после причастия, умер на моих руках...
Но в целом греческое общество больно сегодня
разными болезнями, и полностью христианских семей
относительно немного. Здесь сыграла свою роль,
помимо других факторов, и революция в
России. Расскажу Вам о том, что сам пережил, будучи
ребенком, подростком, в моем селе около 50 лет тому
назад. Наше село Мандриа расположено в очень
живописном месте внутри острова: горы на
юге покрыты виноградниками, на севере
простирается прекрасный лесной массив Троодос,
протекают две речушки, вокруг множество
садов с яблоневыми и другими фруктовыми
деревьями… Жителей насчитывалось
около 600, и большинство были родственниками
между собой. Эту идиллию нарушали политические страсти и
разница идеологий: половина сельчан были
«левыми», коммунистами, половина
— «правыми», националистами. У них
даже были отдельные кофейни, куда ходили только
правые или левые. Это очень по-гречески,
понимаете? Они могли работать вместе, могли
вступать в брак между собой, но все-таки
кофейни у них были — разные.
Тот, кто считал себя коммунистом, вовсе не
обязательно был неверующим. В
большинстве своем это были простые и честные
люди, которые страдали от общественных
несправедливостей и
ростовщичества. Им казалось, что
утверждение коммунистической идеологии
приведет к более справедливому устроению
мира. Пример — мой дедушка со стороны моей
матери. Он был хороший, честный человек, но
никогда не ходил в церковь. Он родился
около 1880 года и после революции в России,
когда начали распространяться и у нас, как и во
всем мире, коммунистические идеи, стал одним из
вождей левых в селе. Ему даже дали
прозвище — Сталин. Интересно, что три его сына
переехали в капиталистическую Америку, в
Нью-Йорк. В то же время старший его сын был
очень благочестивым христианином, а я, его
внук, сделался священником.
— Насколько я знаю, Вы получили образование в Греции и Европе…
— Затем я учился на богословском факультете
Афинского университета и в 1971 году получил
свой диплом. В Афинах я жил в
студенческом общежитии православного
богословского братства «Сотир» и
работал в типографии этого братства. Это очень
известное братство богословов,
которое много сделало для внутренней
православной миссии в Греции.
Многие из наших студентов, живших в том
общежитии, стали священниками и архиереями.
Жизнь в братстве помогала людям,
думающим о священстве, в городе, где
бывают большие искушения, сохранить чистоту тела и
души. У нас продолжают эту старую традицию: во
священники рукополагаются только те, кто сохранил
чистоту до брака.
— Именно тогда у Вас возник
интерес к России?
— На последнем году учебы в университете
я начал учить русский самостоятельно: по книгам и
пластинкам, и в основном освоил
грамматику. Другие студенты посмеивались над моим
страстным желанием изучить русский язык. Россию, старую
Россию, я узнал и полюбил в школьные годы, читая
книги Достоевского и Толстого. Возможно, что
сегодня русские люди не осознают, что их писатели-классики
являются наилучшими представителями России на
Западе. А затем я поехал на шесть месяцев на Афон,
в русский монастырь святого
Пантелеимона, и немножко лучше научился
говорить по-русски. Хорошо помню настоятеля отца
Авеля [1]. Он приехал на Афон
с группой монахов из Советского Союза. Я очень
рад, что смог повстречаться с ним снова
— незадолго до его смерти, в
Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью. Я
напомнил ему о себе, а он в ответ многое
рассказал об Афоне, хотя в тот момент тяжело болел,
был уже при смерти. На Афоне он много страдал. В
Греции в то время была диктатура, и
власть с подозрением относилась ко всем, кто
приезжал из Союза, даже к монахам. И он
чувствовал это подозрение и
недоверие. К сожалению, и сегодня все еще
существует неоправданная настороженность
в отношении русского присутствия на
Святой Горе Афон. Создается впечатление,
что грекоязычное Православие
ставит национализм над интересами
Церкви.
После Святой Горы я отправился
во Францию, был аспирантом в русском
Свято-Сергиевском богословском институте
в Париже. А поскольку я хотел хорошо изучить
русский язык, профессор литургики в институте,
владыка Георгий (Вагнер) (в те
времена епископ, затем архиепископ Русской
Церкви во Франции), отправил меня
в русский монастырь Покрова
Пресвятой Богородицы в селе Бюсси
в Бургундии. Там я встретил множество
удивительных русских эмигрантов, которые
свои юношеские годы провели в
дореволюционной России. В первую
очередь, я имею в виду мою учительницу
русского языка монахиню Серафиму (Осоргину).
Она стала для меня не только самой лучшей
учительницей в моей жизни: я считаю ее своей
духовной матерью. Она соединила все
самое хорошее, что было в русском
дворянстве, с истинно христианской жизнью.
В память о ней я пытаюсь теперь
восстановить храм в селе Кольцово,
в родовом имении Осоргиных.
— Какое впечатление на Вас,
грека, произвела жизнь русских монастырей в
богослужебном плане? Что Вам показалось там
своим, родным, а что, может быть,
непривычным?
— Никакой разницы нет в том, что касается
богослужения. Славянская Литургия в
русских монастырях была мне полностью понятна. Когда я
служу в нашей церкви, я читаю тайно только
молитву Херувимской песни. Иногда я вижу
славянский текст и произношу ее по-гречески, потому
что все тексты достаточно точно переведены, и
порядок слов тот же самый. Конечно, отличаются
песнопения, но мне нравится, надо сказать, как поют
ваши традиционные хоры.
— Вам, наверное, часто задают
вопрос о приюте, который Вы создали в
Лимассоле…
— Это очень тяжелая тема. Но вы знаете, я
многому научился там как священник. В 2004
году я создал приют для женщин, которые попали в
руки сутенеров. Мы помогли более чем тремстам
женщинам. Их душевные раны были очень серьезными, но
меня поразила способность этих женщин к исцелению с
помощью Церкви. Это был большой урок для меня.
Пока я не сталкивался с этой проблемой, я
думал: «Проститутки — потерянные люди,
даже опасные, священнику с ними нельзя иметь
дело». А потом я увидел их такими, о которых
сказал Господь: мытари и блудницы вперед
вас идут в Царство Божие (Мф.
21, 31). Вы помните, Господь
осуждал больше лицемерных фарисеев, чем блудниц,
которые имели истинное покаяние. И в церковной
истории мы имеем впечатляющие примеры покаяния
блудниц, как, например, преподобной Марии
Египетской. Обычно я привожу ее житие
в пример нашим подопечным. Также вы знаете,
что одна из героинь русской литературы,
вызывающих сострадание,— Соня
Мармеладова в «Преступлении и
наказании».
Я расскажу такой случай. Была девушка из Молдавии, которую вынудили заниматься проституцией в первый ее приезд, и она до некоторой степени примирилась с этим и приезжала на Кипр время от времени, чтобы заработать, зная, что ее ждет. Почти всех, кто приезжает впервые, именно принуждают к проституции, но потом некоторые из них примиряются с этим ради денег и приезжают во второй, третий раз на работу в кабаре острова. Но потом эта девушка решила вернуться к нормальной жизни. Она жила у меня в приюте несколько месяцев, работая честно на разных работах. Потом я послал ее на родину и попросил свою знакомую женщину в Молдавии отвезти ее к одному хорошему духовнику в Кишиневе. Он много помогал ей, и она стала очень благочестивой. Один киприот, который знал ее по кабаре, решил на ней жениться. Он поехал в Молдавию, встретил ее и потом сказал мне: «Батюшка, это совсем другая женщина». Сейчас она очень чисто живет. Воспитывает мальчика; многие из этих женщин — разведенные, с маленькими детьми. Потом и я посетил ее в Молдавии и был в ужасе от того, в каких условиях она живет: общежитие, в котором человек сто, и у нее такая маленькая комната, 3 метра на 3. И сколько там других людей, пьяниц… И когда я увидел все это, я сказал: «Дорогая, я не могу видеть тебя с ребенком здесь. Попрошу, найди квартиру, сними, и я помогу тебе». Так и произошло.
Мои прихожане жалуются иногда, что я употребляю много
церковных денег для таких дел — помочь людям.
Я говорю: «Слушайте: люди — это
живые церкви Бога, и надо помочь тем, кто
страдает,— и морально, и материально. И
всё».
— Как Вы впервые
столкнулись с проблемой проституции?
Я узнал о торговле женщинами, когда стал
священником русской церкви в
Лимассоле, и начал исповедовать.
Некоторые из моих прихожан — женщины, которые
вышли замуж за киприотов, тоже раньше были
жертвами этой торговли. Я был поражен: это
были такие хорошие женщины!
В 2001 году в руках сутенера умерла одна
девушка, студентка из Челябинска. И это стало шоком
не только для меня, но и для всего нашего
общества. Недавно проходил в
Европейском Суде процесс по этому делу, и было
принято решение суда против Кипра. Я считаю, что
наше правительство действительно
виновато. Почему? — Потому
что когда выдают женщинам визы для работы
в кабаре или в баре, то фактически передают их
в руки сутенеров, это ни для кого не тайна. И
мне хотелось бы, чтобы правительства России,
Украины, Молдавии, Белоруссии, из которых
девушки приезжают к нам на работу, последовали
примеру Узбекистана и Доминиканской Республики, которые
потребовали от Кипра не выдавать таких
виз.
Еще одно событие подтолкнуло меня принять решение
организовать первый на Кипре приют для
жертв сексуальной эксплуатации. Однажды
в Страстную Пятницу в храм пришли
молодые девушки в очень коротких юбках. И одна
из моих прихожанок подошла ко мне и сказала:
«Батюшка, почему вы не делаете им замечания?
Вы видите, в чем они пришли? Скажите им,
чтобы они так не одевались в
церковь». Я сказал ей: «Не говори им
ничего. Они приехали в первый раз».
И вы знаете, что случилось? После выноса
Плащаницы они мне сказали, что желают
исповедоваться. Первой подошла
высокая девушка с раскосыми по-монгольски
глазами, возможно, она приехала из Средней Азии.
Она начала говорить об обыкновенных
грехах. Потом я спросил ее, потому что она не
сказала почти ничего: «Вы знаете, воля
Бога — чтобы мы были чистыми до брака. Вы
сохраняете чистоту?» — «Батюшка, я очень
хотела бы. Но у меня такая работа — я не
могу».— «Какая работа?» —
«Я работаю в кабаре». И тогда я понял, что
все эти девушки работают в кабаре, и что
их работа связана с проституцией. Я остался с ними
на два часа. Постарался убедить их
оставить эту отвратительную
«работу»: «Я до президента республики
дойду, я найду вам честную работу, только
оставьте эту, вы разрушаете душу и тело».
Но, к сожалению, они больше не позвонили и не
пришли. И я подумал: надо что-то делать, чтобы иметь
возможность предложить им практический выход.
Так я основал приют. Насколько мне известно, я
второй священнослужитель в
Европе, который создал такой приют.
Первым был один католический священник
в Римини, в Италии. Я мог бы закрыть глаза на
эту проблему и найти себе оправдание. Однако
моя совесть священника не позволила мне
сделать это. В некотором смысле я воспринимал
этих женщин как свою паству. Все мы
в том или ином виноваты перед Богом.
Иногда, чтобы вдохновить девушек на
покаяние, я говорю им, что для меня священник,
который «торгует» Таинствами, то есть
служит нерадиво и только ради денег,— он более
виноват перед Богом, чем вы. Иногда
всеми уважаемые люди, находящиеся на
высоких должностях, оказываются клиентами этих
борделей и не каются, а бывшие проститутки покаянием
обретают чистоту. Никогда не отчаивайтесь в
людях. Это дело научило меня, что человеческая душа
— великая тайна.
— Отец Савва, те, кто
бывал в Вашем храме святого
Стиллиана в Лимассоле, говорят, что там
всегда очень много детей.
— Да, много, и я очень люблю детей. Раньше, когда я
был мирянином, то основал на Кипре «Союз защиты
нерожденных детей» — организацию по борьбе с
абортами. Наш старший сын — священник и
учитель. У него две дочери. Надеемся на большее
число внуков.
Это моя радость, когда я вижу так много детей
в церкви. И всегда я говорю, когда
бывает Причастие: «Причащается раба
Божия Елисавета Тела и Крови
Христовых»,— хотя, может быть, она
совсем маленькая, эта Елизавета,
2–3 года. Мне нравится, как дети тихо,
спокойно, серьезно причащаются.
— Что Вы говорите молодым
людям, которые просят у Вас совета: как быть
счастливыми в браке?
— Я говорю им, что даже если супруги
— святые люди, у них будут некоторые проблемы
во взаимоотношениях, особенно в
первое время — это естественно. Но
если у них будет больше смирения, чем эгоизма, то они
смогут пойти на необходимые компромиссы и всегда
найдут решение. Также нужно, чтобы молодые
руководствовались правильными
критериями в выборе супруга. Они должны
принять во внимание, прежде всего,
характер и красоту души. Это основа, на которой
супружеская пара воздвигнет крепкий и
нерасторжимый душевный союз. Я считаю также, что
сохранение молодыми людьми чистоты до брака предохранит
супругов от измен.
Недавно один московский священник сказал
мне, что намерен от храма материально поддерживать
семьи многодетных прихожан. Я сказал ему следующее:
«Батюшка, Элладская Церковь давно делает
это в регионах Северной Греции. И это,
конечно в чем-то помогает в решении проблемы.
Но корень ее в том, что дети не могут
«конкурировать» с материальными ценностями
этого мира». Люди сейчас считают, что их цель
— материальные блага, и дети им мешают. Мы должны
изменить этот менталитет и научить людей, что нельзя не
принять детей, если нет на то очень суровых причин,
как, например, тяжелая болезнь матери.
И не надо думать, что если в семье много детей, она
обязательно будет бедной. Вот пример семьи моей
супруги. У ее родителей было десять детей. Они рано
потеряли маму, ее отец (мой тесть), простой
деревенский крестьянин, занимался с детьми и больше
не женился (у нас люди старшего поколения очень
уважают первый брак, хотя имеют право
жениться вторично). Дети росли, получили
образование, создали семьи, нашли хорошие работы, и
некоторые из них стали очень богатыми. Среди всех
братьев и сестер матушки (один брат пропал без
вести в войне против Турции
в 1974-м, ему было 20 лет) — дух солидарности,
и они всегда помогают друг другу. Большое благо
— большая семья.