«За то (постигло нас) землетрясение, – за нерадение наше;
мы вознерадели – и вызвали землетрясение;
исправились – и отклонили (Божий) гнев».
Свт. Иоанн Златоуст
Несколько дней назад я прочел в Интернете, что даже самые современные технологии неспособны бороться с пожарами так эффективно, как это удавалось столетия назад. Сейчас есть МЧС, у МЧС есть средства, но их оказывается недостаточно. К тому же, чтобы перебросить тяжелую технику, нужно время, которого в борьбе с огнем нет.
Это естественно. В прошлом у каждого мужика была лошадь, а то и не одна, и все село могло выйти на борьбу со стихией: делалась просека, деревья подтаскиваются к той части леса, которая загорится неизбежно, а пройти через просеку огню уже будет затруднительно. Это тяжелая работа, требующая большого количества людей и трудозатрат, но сообща выполнить ее можно было.
У современного крестьянина такой возможности нет. У него нет лошади, да и срубить дерево ему не так просто: немедленно последуют обвинения в незаконной вырубке леса. Таким образом, работа оказывается парализована: народ лишен государством своих прав и возможностей защитить имущество и землю от огня, а у государства этих возможностей не хватает.
Нужно подумать, каким образом вернуть народу эти права. Ведь чиновники оказываются виноваты не столько в том, что не могут справиться с пожарами, сколько в том, что сами связали руки народу для борьбы со стихией.
Есть и другая, духовная сторона происходящего бедствия.
Это явный знак Божьего гнева. Очевидно, что жизнь нашего общества устроена вопреки закону Божьему. Миллионы абортов, насилие, разврат, безнаказанность преступников (как обычных уголовников, так и коррумпированных чиновников) и многие другие грехи привели к тому, что мы видим грозный знак Божьего неудовольствия по отношению к нам.
Вспомним библейский рассказ о том, как в наказание народу Израиля, уклонившемуся в грех и ставшему служить чужим богам, Господь заключил небеса, и три года и шесть месяцев стояла засуха. Лишь по милости Его и молитвам святого пророка Илии, наконец, пошел дождь. Так и в нынешнем бедствии мы должны видеть призыв к покаянию.
Господь милостив – и это испытание Он посылает нам по милости Своей, не ради нашего наказания, а для исправления.
Перед нами стоят задачи, которые нам предстоит решать сообща. Каждый из нас должен не искать вину в другом, а увидеть и искоренить грех в себе. Единственный путь, который выведет нас из нынешнего положения – это путь евангельский: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!»
Покаяние – это изменение своего внутреннего устроения, ума, всей жизни. Если мы изменим свою жизнь, если мы обратимся к Богу, то мы можем надеяться, что Он примет наше покаяние, и мы сможем продолжить свою жизнь в радости о Господе – не как общество потребления, а как народ, который стремится к святости, к возрастанию в Боге. Народ, который может носить древнее имя Руси Святой.
(Святой Иоанн Кронштадтский, «Путь к Богу»)