Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Церковные традиции необходимо соблюдать»

Мы уже сообщали о том, что в издательстве Саратовской епархии вышла в свет книга епископа Саратовского и Вольского Лонгина «Человек не может жить без Бога», значительную часть которой составляют ответы Владыки на вопросы современных христиан. Уже более шести лет он общается с интернет-пользователями, отвечая на их письма в специальном разделе «Вопрос Архиерею» портала «Православие и современность»; можно сказать, что ведение этого раздела стало особой частью его Архипастырского служения. Подробнее об одной из жизненных ситуаций, о которой говорилось в разделе «Вопрос Архиерею», об особенностях интернет-общения и о том, как оно продолжается в реальной жизни, Епископ Лонгин рассказал нашему корреспонденту.

— Некоторое время назад многие интернет-сайты распространили новость о том, что «саратовский архиерей обещал разобраться со священником, запретившим женщинам входить в храм в брюках». Новость эта была составлена на основании Вашего ответа на вопрос, заданный посетителем портала «Православие и современность». Чем был вызван этот вопрос? И почему эта тема, по-Вашему, привлекла такое внимание?

— Сегодня все чаще, не только в светской, но и в церковной прессе, можно встретить дискуссии: насколько необходимо соблюдать традиции, сложившиеся в церковной жизни на протяжении столетий. Довольно часто высказывается мнение, что большинство из них были хороши для определенного времени, но теперь утратили свой смысл и действенность. Современный человек крайне болезненно воспринимает всё то, что, как ему кажется, ограничивает его свободу, а церковная жизнь, действительно, требует от него каких-то ограничений и перемен. Одна из тем, которая с годами почему-то не утрачивает своей «остроты» — каким должен быть внешний вид женщины-христианки. Почему в храме нужно находиться в платке и традиционной женской одежде? Зачем вспоминать апостольское требование: женщине покрывать голову во время молитвы (см.: 1 Кор. 3-16) — оно, якобы, совершенно «устарело», как и многое из того, о чем говорит Священное Писание?.. Не только мне много раз приходилось отвечать на подобные вопросы.

Я убежден, что церковные традиции, в том числе, и в отношении внешнего вида христиан (это касается и мужчин, и женщин) необходимо соблюдать: они обусловлены Священным Писанием, логичны и осмысленны; более того — они важны для правильной организации духовной жизни человека. И все же я считаю, и стараюсь учить этому духовенство, что к каждому человеку, пришедшему в храм, нужно подходить, прежде всего, с любовью. Если у человека возникло желание зайти в церковь, например, по дороге на работу, хотя он не вполне подобающим образом одет, не надо делать ему замечаний. Господь Сам призывает людей к Себе. Встреча с Богом — это всегда тайна, которая совершается в сердце человека. Может быть, зайдя в храм однажды, он останется в нем навсегда, станет замечательным христианином. Со временем он поймет и примет очень многое, в том числе разумность и целесообразность не только тех или иных вероучительных истин, но и традиций, установленных Церковью. Сразу же от человека этого требовать невозможно, потому что тогда, еще не узнав по-настоящему, что такое жизнь с Богом, он просто начнет воспринимать Церковь как некую систему запретов: этого нельзя делать, этого нельзя есть, это смотреть, так нельзя одеваться, и так далее. Эти запреты — повторюсь, осмысленные — останутся для него непонятными и ничего, кроме раздражения, не вызовут.

В то же время должны оставаться какие-то рамки. Даже в секулярной Европе на дверях каждого католического и протестантского храма, при всем тамошнем либерализме, изображены перечеркнутые крест-накрест шорты, майки и прочие пляжные и полупляжные вещи, которые стали сегодня для многих повседневной одеждой. Храм — место святое для верующего человека, место, куда он приходит общаться с Богом, и здесь действуют особые правила поведения, продиктованные благоговением. Это должно быть понятно каждому нормальному человеку.

Я рассказал о том, как в целом нужно относиться к «проблеме» внешнего вида. В Балашове, к сожалению, была несколько другая ситуация, акценты в которой надо расставить несколько иначе. Настоятель балашовского храма в честь Преображения Господня разместил в храме объявление о том, что женщинам в брюках в церковь заходить нельзя, и при этом привел цитату из Ветхого Завета: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5),— то есть в своем усердии батюшка поставил вопрос ребром. Среди прихожан, в общем-то, это не вызвало большого негодования, но, как часто бывает в таких случаях, нашлась некая бабушка, у которой вызвал возмущение сам факт запрета, и она стала требовать, чтобы это объявление было снято, принципиально приходя в храм только в брюках.

Безусловно, я попросил отца настоятеля объявление снять. Но в то же время я не могу считать правильной борьбу этой пожилой женщины за право носить брюки в храме. Эта «борьба» — свидетельство полного непонимания человеком того, что такое Церковь и каковы должны быть отношения человека с Богом. К сожалению, она сознательно принялась дразнить, по иному не скажешь, всех окружающих, ведь большинству — тем, кто соблюдает традиции,— этот конфликт неприятен. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 9, 13),— эти слова произнес апостол Павел в намного более «принципиальной» ситуации, говоря о гораздо более серьезных вещах, чем одежда — об идоложертвенной пище. Смысл их таков: поскольку мясо бывает идоложертвенное, то я, чтобы не смутить брата, вообще никакого не буду. Не буду ему доказывать, что это мясо хорошее, что оно не было посвящено идолам — вообще не буду его есть, только бы брат мой не смутился. Норма для христианина — свои пожелания, стремления принести в жертву ради ближнего. А если человек считает, что нормой для него является желание во что бы то ни стало настоять на своем, причем на том, что противоречит общепринятому,— конечно, христианства в таком человеке пока нет совершенно.

Поэтому я считаю, что в этой ситуации, по большому счету, священник был прав в своих требованиях. Единственное, что — форма, в которой он сделал объявление, была излишне императивной. Но поддержать женщину, которая устраивает в храме демонстрации, принципиально требуя, чтобы Церковь отказалась от своих традиций, я не могу. Это неправильно.

— Буквально на днях к нам на сайт пришел очередной вопрос, причем снова из Балашова: «Уважаемый Владыка! Разъясните, может ли верующая женщина посещать храм и участвовать в таинствах покаяния, причащения Святых Таин, крещения в брюках, лосинах, шортах, мини-юбке»…

— Одежда верующего человека, тем более, в храме, должна соответствовать его полу и быть целомудренной, причем это касается и мужчин, и женщин. Если человек ходит в храм, участвует в Таинствах, серьезно относится к церковной жизни — думаю, он в состоянии честно самому себе ответить на вопрос: является ли та одежда, о которой идет речь, целомудренной. Я думаю, что нет.

/p>

— Уже более шести лет Вы отвечаете в интернете на вопросы посетителей портала «Православие и современность». Меняется ли содержание этих вопросов со временем? Какие вопросы Вас радуют, какие, наоборот, огорчают?

— Меняется, но не очень сильно: большинство из них касается каких-то сугубо практических вещей. Радуют вопросы серьезные, осмысленные, глубокие. Удручает обилие вопросов из серии «отцеживания комаров», то есть посвященных вещам незначительным, не имеющим отношения к нашему спасению. Ведь спасение — это главная цель христиан, но почему-то в своей повседневной жизни они часто об этом забывают. Вообще огорчает интерес современного человека к мелочам: люди не дают себе труда задуматься о чем-то серьезном, особенно в вопросах веры, я уж не говорю, попытаться досконально разбираться в каких-то вещах. Это говорит о том, как много нужно еще потрудиться всем нам в деле христианской проповеди для того, чтобы нас услышали хотя бы те, кто хочет услышать.

— Бывает ли, что Вам приходят на сайт сообщения о недостойном поведении духовенства епархии? Как Вы к ним относитесь?

— Да, бывает. Если указаны конкретные имена и ситуации, то разбираюсь, обязательно даю ответ человеку, который этот вопрос задал, и принимаю какие-то меры. Если проступок клирика доказан, то принимаются меры вплоть до запрещения его в священнослужении. Единственное условие — все подобного рода сообщения не должны быть анонимными.

— Чем для Вас как священнослужителя отличается общение в интернете от общения «вживую»?

— Став архиереем, я во многом потерял ту возможность широкого общения с людьми, которую имел раньше — когда я был священником и настоятелем. Поэтому Интернет для меня — реальная связь с обычными людьми, прихожанами и не-прихожанами, верующими и не очень.

— Какие темы привлекают Вас в интернете именно как читателя, пользователя?

— Самые разные. Но в основном, меня интересует, конечно, все то, что связано с жизнью Церкви.

Беседовала Наталья Горенок

Источник: Православие и современность

22 июня 2010 г.

Рейтинг: 6.4 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Наталья Горенок
Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин (Корчагин)

Новые материалы

Выбор читателей

×