Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

В аду Заксенхаузена.
Отрывок из книги «Русские во французском Сопротивлении»

Источник: Москва, №6/2010

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 780 x 501 px. Размер файла 117315 b.
 Руководители III рейха Гитлер и Гиммлер в к/л Заксенхаузен 1941 г. Место съемки: Лагерь «Заксенхаузен» Автор съемки: не установлен ГАРФ Ф.7021.Оп.128 Д.249 Л.7в
Руководители III рейха Гитлер и Гиммлер в к/л Заксенхаузен 1941 г. Место съемки: Лагерь «Заксенхаузен» Автор съемки: не установлен ГАРФ Ф.7021.Оп.128 Д.249 Л.7в

Я бывший узник Заксенхаузена. Мой номер 96830 — его я запомнил на всю жизнь, как и все то, что пришлось пережить здесь в 1944—1945 годах… В боях на Украине я был ранен и схвачен немцами. Вскоре удалось бежать, спрятаться на какое-то время в украинской деревне. Затем, поправившись, пытался перейти через линию фронта к своим. Не удалось — был схвачен и оказался на юге Германии, на вагоноремонтном заводе в Саарбрюккене, в так называемом лагере восточных рабочих…

Мой первый штрафной лагерь назывался «Гольде Брем». Находился он недалеко от города Форбах, в Лотарингии. Подъем здесь был в 3 часа утра, отбой — в 23 часа. Пища — черпак брюквенной баланды. Нам не давали ни минуты покоя: на лагерном плацу мы должны были часами напролет бегать, ложиться, вставать, идти гусиным шагом, ползти. Попробуй что-нибудь не сделать! Надсмотрщики с плетками рядом. И так 15 суток. В свой лагерь я вернулся едва живой. И, рассказывая товарищам о том, что пережил, думал, что хуже ничего на свете быть не может. Как же я ошибался! Тогда я еще не знал, что есть на земле такое место, которое называется Заксенхаузен.

В связи с покушением на Гитлера 20 июня 1944 года нацисты усилили репрессии. Коснулись они и лагерей восточных рабочих, в том числе и нашего, где ширился саботаж… Лагерное начальство было вне себя, пытаясь напасть на след саботажников. 18 августа 1944 года были схвачены руководитель нашей подпольной организации . А через несколько дней пришел и мой черед — я входил в состав руководства нашей организации. Нас погрузили в эшелон, и, сопровождаемые охранниками, мы тронулись в неизвестность.

… помню какую-то регистрацию в бараке. Здесь я впервые увидел близко нескольких эсэсовцев: в них не было ничего человеческого. Как истукан сидел я на стуле, пока машинкой простригли мне полосу ото лба к затылку. Потом получил тряпье, совсем плохое: полосатую куртку (серо-голубоватые полосы на белом фоне), которая не могла защитить от холода, такие же штаны и деревянные башмаки. К этой куртке пришил красный треугольник с буквой R и лагерным номером 96830.

Входное здание в лагере называлось башней А. На нем была циничная надпись: «Шутцлагерь» (защитный лагерь). В такой же степени цинично было и другое «изречение» на воротах: «Работа приносит освобождение». Башня А была предназначена для лагерного командования, в ней находились служебные помещения лагерфюрера, раппортфюреров, арбайтсдинстфюреров, блокфюреров, распределительный пульт — отсюда днем и ночью шел ток в изгородь из колючей проволоки. Это здание вызывало у всех узников страх и было местом их бесчисленных унижений и мучений…В блоках 10, 11, 34, 35 и 36 мы находились до августа 1941 года. «Изоляция и штрафная рота». Попасть в штрафную роту было равносильно смертному приговору. В этих бараках были заключены с сентября 1941 года советские военнопленные, которых затем отправляли на так называемый индустрихоф (промышленный двор). За этим безобидным названием скрывались сооружения для уничтожения людей. Вначале это был барак с устройством («ростомер»), через которое убивали заключенных. В 1941 году здесь были убиты 18 тысяч советских военнопленных. Но потом фашисты сочли барак недостаточным и непригодным для запланированных массовых уничтожений. Применение передвижных газовых душегубок (фургоны для уничтожения людей газом) также не оправдало ожиданий палачей. Поэтому они построили весной 1942 года за чертой лагеря здание крематория с четырьмя печами и газовую камеру. Осенью 1943 года пристроили еще одну газовую камеру.

Наказания в лагере были дополнительным методом уничтожения людей. Одной из самых тяжких пыток было подвешивание к столбу. В целях наказания или получения показаний фашисты подвешивали к нему узника со скрученными за спиной руками и оставляли висеть так часами. Наказаниям подвергались узники и без всякой причины. Видами наказаний были «спорт», подвешивание к столбу, «козел» (от пяти до ста палочных ударов по нижней части тела), штрафная рота, ходьба в обуви неподходящего размера, подземный бункер, тюремный барак, лишение питания на несколько дней.

Вокруг плаца проверок тянулась «трасса для испытания обуви». На ней фашисты испытывали новые эрзац-подошвы. Примерно 150 штрафников-узников должны были ежедневно проходить около 40 километров по настилу из бетона, грубого и мелкого шлака, щебня, гравия, песка, гальки и т. п. Пробежка на длинные дистанции и другие издевательства превращали ходьбу в невыносимое страдание.

Для того чтобы вынудить узников дать показания, комиссия особого назначения ввела в 1944 году гнуснейшую пытку: узникам было приказано ходить и бегать в ботинках, размер которых был на два номера меньше. Чтобы усилить страдания, привязывали на спину наполненные песком мешки весом 20 килограммов.

В Заксенхаузене фашисты опробовали на узниках новые образцы химических и бризантных ручных гранат, новый газ, отравленные пули, средства против сыпного тифа, туберкулеза и эпидемической желтухи. Для этого подопытных заключенных заражали микробами этих болезней. Помещением для больных служили сначала от двух до четырех, а с 1943/44 года — девять бараков в лагерном ревире — лазарете. Узники лежали на трехъярусных деревянных нарах (зачастую вдвоем на одних). Тут были все болезни, которые свирепствовали в условиях системы жестокой эксплуатации, голода и истязаний…

Жизнь в бараках была пыткой. В переполненный с самого начала узниками барак, рассчитанный на 150 человек, фашисты втискивали с 1940 года 300–400, а потом и свыше 500 узников…

Нас вначале поселили в карантинный блок. Староста его, уголовник, знавший польский язык, внушал нам, новичкам, правила лагерного распорядка. «Делать только то, что приказано, — ничего больше, иначе на тот свет». Но говорил он мало, больше орал и нещадно колотил плеткой. Через две недели мы расстались с карантином. Здесь не увидишь человеческой улыбки, зато познаешь «науку» адской муштры, научишься как автомат исполнять упражнения штрафного «спорта» — бег, приседания, ходьба гусиным шагом и другое, что мне было уже знакомо по штрафному лагерю. Голод и каждодневная муштровка давали о себе знать. Мы совсем ослабли. Из того, что получали, съедобным был лишь ломоть серого хлеба — наш дневной рацион. Ели два раза в сутки. Кроме пайки, получали три четверти литра баланды — это именовалось обедом.

Меня и моего товарища Дмитрия (он позже погиб в лагере, фамилию его, к сожалению, забыл) зачислили в команду крафтфарцейгдеповальд, где ремонтировали автомашины и переводили двигатели внутреннего сгорания с бензина на газогенераторы. Не сговариваясь, мы принялись за хорошо известный мне по Саарбрюккену «метод ремонта»: когда не было поблизости эсэсовцев, портили детали… Однажды эсэсовец все-таки поймал нас за этой работой. Наказание последовало тотчас же — заставил поднимать слесарный ящик весом 16 кг более чем 350 раз. Затем последовали «гусиный шаг», «лечь-встать» и, наконец, четыре часа по-пластунски по бетонному полу цеха. Не помню уж, как дотащился до лагеря с помощью товарищей. Потом не мог самостоятельно ходить и стоять несколько дней. Спасибо ребятам из блока. Они меня водили по очереди.

…В один из апрельских дней 1945 года неожиданно во всю мощь завопили репродукторы: «Тревога, воздушная тревога!» С запада донесся нарастающий гул моторов. Всех нас выгнали из цеха и заставили залезть в щели на плацу крафтфарцейгдеповальд, что были специально сделаны на случай воздушной тревоги. Такое случалось и раньше, но самолеты обходили лагерь стороной. А тут грянул первый взрыв бомбы, за ним второй, третий…Налет продолжался более двух часов. Из листовок, сброшенных с самолетов, мы узнали, что Берлин находится уже в полукольце и что расстояние между союзными и советскими войсками всего 285 километров…

А потом началось, может быть, самое страшное в истории Заксенхаузена. 21 апреля 1945 года мы были подняты задолго до рассвета. Ни обычной проверки, ни уборки, как обычно, в это утро не было. Когда я выскочил из барака, у ворот лагеря уже было множество узников. Орали конвоиры, торопили, приказывали. Французы, бельгийцы, голландцы с одеялами «наперевес» получали по буханке хлеба, строились в маршевые колонны и покидали лагерь.

…Слоняясь по лагерю, мы заметили, что возле барака, где был склад продовольствия, собралась толпа узников. Кто-то сорвал с дверей подвала замок, и люди ринулись вниз, на склад. Не думая об опасности, я тоже бросился туда. Набрав картофеля и канистру капусты, ринулся к выходу. И тут услышал стрельбу. Прижавшись к углу и оценив обстановку, немного пригнулся и побежал к выходу по ступенькам вверх. И как только выпрямился, сразу же был сбит дубинкой. Очнулся в бараке. Рядом со мной стояли мои товарищи с мокрыми тряпками, которые прикладывали то и дело к моей голове и груди. «Что случилось?» — спросил я. «Все в порядке, Миша. Как самочувствие? Мы тебя за ноги и за руки вместе с картошкой и капустой утащили от эсэсовцев». Так была решена задача с продовольствием.

К исходу дня дошла очередь до русских. Озверевшие эсэсовцы (они знали, что наши войска совсем недалеко) метались по баракам, прошивали автоматными очередями чердаки, чтобы ни один из нас не остался в лагере. Ни о какой буханке хлеба не было и речи. Строили нас в колонны по 500 человек и спешно выгоняли из лагеря. Всю ночь шли молча. И вдруг — выстрелы. Мы как-то не сразу догадались, кто стреляет. И только когда на нашем пути оказался труп, потом второй, третий, поняли: убивали тех, кто отставал, теряя силы, не мог идти дальше. Мы стали вести счет выстрелам и к рассвету насчитали их более ста. Это только в нашей и соседних колоннах. А сколько их было еще в эту ночь и последующие дни! А каждый выстрел — это смерть кого-то из товарищей. Стало светать. Вдоль дороги налево и направо в кюветах лежали трупы. Ночью мы не замечали, как их много.

Колонна идет на северо-запад. Без сна, без остановок. Проходим деревушку. Колонка с водой. Узники бросаются к ней. Эсэсовец без предупреждения стреляет в толпу. Кто-то успевает убежать, а кто-то остается здесь навсегда. Так началась «дорога смерти» с конечным пунктом, как предписывал приказ Гиммлера, — Балтийское море, где нас должны были погрузить на баржи и потопить.

Первый привал. Утомленные, голодные, едва коснувшись земли, мы хотим тут же заснуть. Но эсэсовцы прикладами пытаются загнать нас в деревянный сарай. Никто туда не идет. Прошел слух, что сарай закроют и подожгут. Мы остаемся ночевать под открытым небом. Разжигать костры запретили. Поев немного квашеной капусты и обсосав пальцы, мы засыпаем.

Трудно сказать, что было бы с нами, если бы на одном из привалов, на шестой день пути, к нам не подъехала колонна грузовиков с опознавательными знаками Международного Красного Креста. Эсэсовцы долго не разрешали выдавать узникам пакеты с продовольствием. Но в конце концов переговоры закончились в нашу пользу. Твердость представителей Красного Креста спасла жизнь многим узникам. Хотя и тут возникла опасность. Пакет давали на четверых — и в нем продукты, о которых давно забыли: масло, сыр, колбаса. И все это изголодавшимся людям. Не у всех хватило воли ограничить себя, есть понемногу. Кое-кто расплачивался дизентерией, которая отнимала последние силы.

Еще один день мучительного марша. Показывается лесок — и вот группа русских бросилась бежать прочь от колонны. Затрещали вслед выстрелы, но, к счастью, деревья укрыли наших товарищей. Потом это стало повторяться. Видимо, опасаясь выступлений узников, эсэсовцы разбили общую колонну на несколько небольших и каждую из них повели своей дорогой…

Утром 1 мая 1945 года мы вновь повстречали машины Красного Креста — и снова пакеты. Колонна свернула с проселочной дороги на центральную. Мы видим, как немецкие артиллеристы закапывают снаряды и оружие. Значит, конец близок. Последний ночлег в лесу. Эсэсовцы расставляют посты. Вся наша группа в сборе. Что делать дальше? Мнение было одно: бежать немедленно. Мы потихоньку покидаем место ночлега и углубляемся в лес. Миновав часовых, мы уходим на 7–8 километров вглубь леса.

В ночь со 2 на 3 мая 1945 года наша группа из 12 человек достигла расположения советских войск. Ночь стояла темная, моросил дождь. Мы опасались наткнуться на немцев и вначале решили засесть в лесу до утра. И неожиданно услышали гармошку и русские «страдания». От большой радости отказывали ноги, слезы катились из глаз, в горле стоял комок. Когда увидели своих, членораздельно ничего не могли сказать. Упали на землю, целовали наших солдат, нашу технику. Так пришла к нам выстраданная свобода.

Источник: Москва, №6/2010

21 июня 2010 г.

Рейтинг: 5.2 Голосов: 25 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×