– Вы правы. Несть числа писателям, которые внесли свой вклад в Победу, воспев подвиг нашего народа.
В те годы с новой силой раскрылся талант Алексея Толстого, написавшего «Армию героев», «Нас не одолеешь», многие другие произведения, а также замечательную работу «Русский характер».
В годы войны Михаил Шолохов начнет роман «Они сражались за Родину». Сам Шолохов потом скажет: «Я считаю, что мой долг, долг русского писателя – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества». А образ Андрея Соколова из его послевоенного рассказа «Судьба человека» – вообще стал собирательным. Неоценимый вклад в общую нашу Победу внесли уже известные на момент начала войны писатели – Леонид Леонов, Александр Фадеев, Андрей Платонов…
Стихи Михаила Исаковского, на которые были написаны военные песни, до сих пор многие считают народными. В принципе, так оно и есть. Его перу принадлежат такие широко распространенные стихи, положенные на музыку, как «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Одинокая гармонь», многие другие. А его довоенная песня «Катюша» дала название реактивной установке, ставшей гордостью нашего вооружения. Представляете, как распорядилась народная мудрость: милое русскому человеку женское имя для нас стало символом уверенности в Победе, а для фашистов – смертью!
Война сотворила великого эпического писателя Александра Твардовского. Уже в 1941 году им был создан еще один собирательный образ солдата – Василия Теркина, в одноименной поэме прошагавшего вместе с армией победителей всю войну.
Многолетний главный редактор журнала «Огонек», а тогда простой боец красной армии Анатолий Софронов наряду со множеством других произведений написал «Шумел сурово брянский лес», воспев партизан. Эта песня стала народной.
Борис Васильев, ушедший добровольцем на фронт, создаст впоследствии ставшие хрестоматийными произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился».
Будущий известный писатель, а тогда рядовой политрук и журналист Иван Стаднюк встретит войну в Белоруссии, прибыв туда 20 июня 1941 года. Все, что с ним произошло в первые недели войны, он опишет в своей повести «Человек не сдается». А позже им будут написаны романы «Война» и «Москва, 41-й». С документальной точностью им воспроизведены действия И.В. Сталина, Г.К. Жукова, С.К. Тимошенко, многих других военачальников.
– Наверное, это самые системные произведения о Великой Отечественной. Писатель размышляет о неизбежности советско-финской войны, необходимости заключения пакта Молотова-Риббентропа… Стаднюк попытался даже «заглянуть в душу» Сталина, Молотова, Жукова, Тимошенко, что по тем временам, сами понимаете, не просто было сделать. Чтобы написать такое произведение, нужна была кропотливая работа в архивах, встречи с участниками событий.
– Безусловно. Иван Фотиевич встречался с С.К. Тимошенко, В.И. Чуйковым, В.М. Молотовым, с дипломатами, выдающимися военноначальниками и рядовыми участниками событий, с внуком Сталина, с родственниками секретаря Сталина А.Н. Поскребышева, многими другими. Он изучил мемуары великих наших полководцев, архивные материалы. Если угодно, автор «Войны» и «Москва, 41-й» – летописец. Да и вообще, по большому счету, все писатели военных лет – летописцы Победы.
Еще один летописец – Всеволод Вишневский, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, 22 июня 1941 года, выступая в Центральном доме литераторов, пророчески произнес: «Мы будем в Берлине!». Всеволод Витальевич всю войну вел «Дневники военных лет». Пережил ленинградскую блокаду, будучи военным корреспондентом, посещал самые судьбоносные участки фронтов. События начала войны, блокады Ленинграда, ключевые военные баталии, участником которых он был – все описано в его дневниках. К тому времени он уже был состоявшимся писателем, обладал историческими знаниями, пытливым умом, аналитическим мышлением. Эти его качества придают особый вес «Дневникам военных лет».
– Писатели-фронтовики дали свою оценку Великой Отечественной войне. Но в средствах массовой информации снова и снова появляются «альтернативные» трактовки отдельных военных операций, деятельности Верховного главнокомандующего, ставится под сомнение подвиг наших солдат и талант великих полководцев. Намеренно преувеличиваются и без того беспрецедентные потери Советского Союза в войне. В последние годы стало модным подменять Победу Советского Союза «вкладом в общую победу антигитлеровской коалиции». Появляются «труды» псевдоисториков и откровенных фальсификаторов.
– В священные дни 65-летия Победы мне не хотелось бы вспоминать о разного рода фальсификаторах. Они этого не достойны.
Хотя факт остается фактом – многие наши молодые люди сейчас не могут ответить на вопрос: гитлеровская Германия напала на Советский Союз или наоборот? На Западе большинство населения не знают, кто воевал против кого во Второй мировой, но уверены, что победу одержали США и Великобритания.
– Причем превратное представление о роли союзников в войне бытует со времен самой войны. Г.К. Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» упоминает о своей первой встрече с главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, британским фельдмаршалом Монтгомери в июне 1945 года. Монтгомери опрометчиво в присутствии Жукова сравнил операцию союзников в Эль-Аламейне со Сталинградской битвой. В представлении англичанина обе эти операции были равноценны. Можно себе представить реакцию Жукова! Георгию Константиновичу пришлось разъяснять фельдмаршалу, как школьнику, разницу между операцией армейского масштаба и операцией группы фронтов крупнейшего стратегического значения.
В беседе с другими представителями союзных войск Жукову приходилось напоминать о несопоставимых военных потерях США, Великобритании и Франции с военными потерями Советского Союза.
Если уж на таком уровне, уровне западных военных профессионалов того времени, ощущалось нежелание понимать эти простые вещи, то что уж говорить о современном обществе.
– Да, соблазн переписать историю велик.
Но произведения наших военных писателей и мемуары выдающихся полководцев как раз не позволяют это сделать.
Михаил Годенко, балтийский моряк, воевавший всю войну на флоте, написал книгу «Минное поле». Пять лет назад на встрече с молодежью в городе Орле, посвященной 60-летию Победы, Михаил Матвеевич с горечью сказал: «Никому во всем мире, спасенном и существующим нашей волей, не нужна наша Победа, кроме нас и наших детей».
В одной из своих последних повестей «Исповедь для внука» он символически передает свою эстафету Победителя младшему поколению.
А каков писатель, которого выковала война, Михаил Петрович Лобанов!? Критик, литературовед, публицист. Один из идеологов национального самосознания. В 17 лет он ушел на фронт, был рядовым стрелком, участвовал в сражении на Прохоровском поле. Именно там, на Курской дуге, получил ранение. Он помнит всех своих ушедших боевых товарищей. У него чувство вины перед погибшими! Как же так, они погибли, а он всего лишь был ранен?! Вот какие они люди, ветераны! Он до сих пор говорит: «Я живу за тех, кого уж нет».
– Как это созвучно с эпиграфом к «Войне» Стаднюка: «Мы погибли бы, если б не погибали»!
– Совершенно верно. У всех фронтовиков такое ощущение. Потому что они четко знают – ради чего отдавали жизни их товарищи и чьими молитвами они остались жить. У них обостренное чувство справедливости и исторической правды. Они наша совесть. Они не могут лгать.
На фоне писателей, участников и свидетелей Отечественной войны, всякие там «фальсификаторы» выглядят пигмеями и невежами.
Советскими писателями, участниками войны уже написана вся правда о Великой Отечественной, о роли нашего народа в Победе. Поскольку писатели-участники и свидетели войны уже высказались о главном, то можно считать, что истина о войне уже отражена. Необходимо лишь не забывать их произведения. Читать, перечитывать, изучать. И тогда никакие фальсификации не смогут исказить существо вопроса.
– То есть, нашему поколению нечего ни добавить, ни убавить о Великой Отечественной войне?
– Безусловно, говорить о Великой Отечественной войне нужно всегда. Наше и последующие поколения писателей и ученых должны поднимать тему войны. Еще многое требуется уточнить, систематизировать, отразить. Нельзя лишь искажать истину.
Тот же Иван Фотиевич Стаднюк выражал надежду, что произведения писателей его поколения в совокупности с мемуарными книгами наших великих полководцев и других участников войны явятся основой для написания кем-то из молодых новых больших книг об Отечественной войне. И такие серьезные произведения появляются и еще будут появляться. Но их надо отличать от беллетристики. Авторы некоторых «новелл» о войне, соревнуясь в оригинальности, умышленно или невольно, пытаются ввести в заблуждение читателей.
Понятие «классическая литература», так же применительно и к литературе о Великой Отечественной войне. Но есть и другие жанры: фэнтази, фарс, скетч и так далее. Эти понятия надо четко разграничивать.
– Кого вы причисляете к классикам?
– Это Константин Симонов, Леонид Соболев, Борис Полевой, Григорий Бакланов, Вадим Кожевников, Анатолий Ананьев, Виталий Закруткин, Василь Быков, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Василий Курочкин, Петр Проскурин, Константин Воробьев, Владимир Богомолов, да и многие другие. Всех не перечесть.
Все они прошли через войну: кто солдатами, кто военными корреспондентами.
Владимир Карпов, Герой Советского Союза, военный разведчик и лихой офицер. Наряду с военной прозой Владимир Васильевич написал исследования и документальные повести о генералиссимусе Сталине, маршалах Жукове и Баграмяне, генералах Петрове, Черняховском.
Ольга Берггольц, работая корреспондентом на Ленинградском радио, измученная голодом, обращалась ежедневно с воззваниями к жителям города. В эти дни она находит в себе силы создавать поэмы: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».
В Вене встречали Победу несколько известных в будущем писателей: Михаил Алексеев, Семен Борзунов, Андрей Малышко и Егор Исаев, будущий Герой Социалистического Труда. Они заканчивали войну в одной фронтовой газете. Но начинали все рядовыми бойцами.
Михаил Николаевич Алексеев прошел всю войну солдатом, затем офицером и военным корреспондентом. Его творчество почти полностью посвящено военной тематике. Он тоже вел свои дневники. Вот только несколько его произведений – романы «Солдаты», «Пути-дороги», повести «Однополчане», «Мой Сталинград».
Первая работа Семена Михайловича Борзунова вышла в декабре 1941 года, в Воениздате, небольшая книжка очерков о своих сослуживцах. Представляете? Солдат в промежутках между боями писал очерки на отрывках бумаги, их заметили и выпустили брошюру. Вы понимаете, какое отношение было к народу, к людям, к солдату?! Сам Жуков подарил ему гармонь за отличную службу.
– Сергей Иванович, я знаю, что все бывшие председатели Союза писателей России, были участниками Великой Отечественной войны…
– Да, Леонид Сергеевич Соболев, в 1958 году ставший первым председателем Союза писателей РСФСР, участник боев за Севастополь. За сборник рассказов «Морская душа» о подвигах моряков получил Сталинскую премию и тут же направил премиальные средства в Фонд обороны. Один из боевых катеров тогда так и назвали «Морская душа».
Сергей Владимирович Михалков был на передовой с первых дней войны, награжден боевыми орденами. Во время войны написал много очерков о подвигах наших бойцов, работал над сценариями патриотических советских фильмов. Да и гимн Советского Союза им был написан во время Отечественной войны: Сталин его пригласил для этой работы прямо с фронта.
Перу Юрия Васильевича Бондарева, участника войны с 1942 года, принадлежат знаменитые произведения: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», многие другие.
Нынешний председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев принадлежит к поколению детей войны. Это поколение, так или иначе, участвовало в Победе. Мальчишкой он отмечал на карте продвижение наших войск, вместе со своими сверстниками трудом участвовал в общей Победе. Будучи главным редактором «Молодой гвардии» в 60–70-х годах, дружил со многими военачальниками, маршалами Победы. Им написана книга «Они выиграли войну. А вы?». Я считаю, что это одна из лучших книг современной публицистики о войне.
Этому же поколению детей войны принадлежат и Валентин Григорьевич Распутин, и Станислав Юрьевич Куняев, и многие-многие другие. Это тоже военные писатели. Их творчество наравне с произведениями писателей-фронтовиков раскрывает правду тех лет, смысл и цену нашей Победы.
Беседовал Андрей Сошенко