В этом году исполняется 70-летие исповеднического подвига и мученической смерти одного из архипастырей, который в наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви окормлял верующих Днепропетровского края, — священномученика Макария (Кармазина).
Образы человеческие обладают неповторимой учительной силой. Поэтому для нашего духовного роста и особенно воспитания наших детей очень важно обращаться к тем личностям, которые жили, воспитывали и сами духовно росли в Церкви.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых свыше 1150 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они, до того не явленные миру, но ведомые Богу, прославлены поименно. Среди них — и священномученик Макарий (Кармазин), епископ Днепропетровский.
Священномученик Макарий — удивительная личность, о которой, к сожалению, мало кто знает не только в России, но даже в Днепропетровске. В силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу он пользовался авторитетом не только в Днепропетровской епархии, но и за ее пределами. С 1922 по 1925 год по причине отсутствия экзарха и в связи со сложившимися обстоятельствами ему, как правопреемнику, приходилось решать проблемы, выходящие за пределы его кафедры, что делало его фигуру ключевой в церковной ситуации на Украине.
Прошло 70 лет со дня мученичества святителя, показавшего необыкновенное мужество и стойкость в вере. За это время написано множество икон святителю, а в Днепропетровске уже воздвигнут храм в его честь.
Священномученик Макарий родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж Подольской губернии. При крещении родители нарекли его Григорием. Его пастырская деятельность началась очень рано. Григорию Кармазину не было и 18-ти, когда он был рукоположен в сан иерея небольшой церкви в селе Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии. Однако молодой пастырь не стремился к тихой жизни сельского священника. Свое призвание он видел в духовном служении воинам. И в 27 лет Григорий становится военным священником 8-го запасного кавалерийского полка.
В годы Первой мировой войны он вселял уверенность и укреплял мужество солдат 152-го пехотного Владикавказского полка. Дважды отец Григорий был контужен. За пастырские труды и личное мужество он был возведен в сан протоиерея и направлен в 729-й пехотный Новоуфимский полк. Война закалила характер молодого священника и подготовила его к грядущим испытаниям.
В 1922 году отец Григорий принимает монашеский постриг с именем Макарий. Его рукополагают в сан епископа Уманского, викария Киевской епархии. В то же время началась правительственная кампания по изъятию церковных ценностей. Многих украинских иерархов арестовали. Среди них — и митрополита Киевского Михаила (Ермакова). Ответственность за Киевскую епархию легла на плечи викарного епископа Макария.
Административные и организаторские способности, неиссякаемая энергия и всепоглощающая преданность церковному делу отличали епископа Макария. Он стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, но и за ее пределами. В первые годы Советской власти объем церковных забот был настолько велик, что владыка Макарий пришел к выводу: необходимо рукополагать новых архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых политических условиях.
По инициативе епископа Макария было создано церковное управление, неподконтрольное ГПУ. Также шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян, которые действовали независимо от советской власти.
В начале 1925 года владыка Макарий был назначен епископом Екатеринославским и Новомосковским. Однако уже в декабре его арестовали. После 10 месяцев заключения епископа выслали в Харьков без права на выезд. А затем сослали в Горно-Шорский район Томской области. Власти делали все для того, чтобы сломить непреклонного епископа и лишить его возможности активно участвовать в жизни Церкви. Но аресты и ссылки только укрепили дух епископа Макария. Все пережитое им ради Христа становилось основой душевного устроения владыки, а также давало ему легкое и благодатное осознание того, что и как должен делать архиерей в условиях тотального преследования Церкви.
Осенью 1934 года оперуполномоченный Кирьянов, посчитал, что пребывание на свободе владыки Макария таит в себе опасность для государства, и поэтому вновь санкционировал его арест. Через полгода на особом совещании НКВД епископа Макария осудили и сослали в Казахстан на 5 лет. Он поселился в Каратальском районе на станции Уш-Тоб. Пребывая в непрестанной молитве и непоколебимом евангельском уповании, он во всем предался промыслу Божию и поступал так, как подсказывала ему совесть и долг архиерея. Невзирая на пристальное внимание властей, он продолжал принимать у себя дома всех желающих получить духовное попечение.
20 ноября 1937 года был выписан очередной ордер на арест владыки Макария. А через четыре дня, после единственного допроса, против него было сфабриковано уголовное дело. 1 декабря 1937 года начальник УНКВД по Алма-Атинской области капитан госбезопасности Броун утвердил обвинительное заключение. И в тот же день состоялся суд, скорый и немилосердный. Владыку приговорили к расстрелу. 3 декабря приговор привели в исполнение.
В бытность военным священником, епископ Макарий не раз повторял солдатам слова святого Феофана Затворника: «Дело воина — бодро стоять и всегда быть готовым вступить в схватку с врагом, себя не жалея и врагу не поблажая». Но пришло время и владыке Макарию, как воину Христову, встать на защиту Церкви. И он не пожалел себя, не уступив врагу.