О проблемах духовного искания молодежи

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви 5 ноября 2009 г. на Круглом столе на тему: «Молодежь и ее духовые искания в зеркале современной православной литературы»


Тема сегодняшнего круглого стола избрана не случайно. Святейший Патриарх в своих выступлениях не раз указывал, что воспитание молодого поколения является стратегически важным делом, от результатов которого зависит судьба всего общества, а значит и судьба Церкви. Поэтому данным вопросам необходимо уделять особое и пристальное внимание.

Хорошо известно, что период молодости человека – это как и время наиболее активного становления его личности, так и время наиболее опасное для дальнейшей его судьбы. Отношение к жизни в юном возрасте, как отмечают многие психологии и педагоги, буквально соткано из различных противоречий. Одним из таких является сочетание так называемого «максимализма» и недостатка опыта самостоятельной жизни.

В молодом возрасте у человека бывают большие запросы, зачастую поступая по принципу «все или ничего», молодой человек часто не замечает простых и важных вещей. Так, например, молодые люди, стремясь к будущей блестящей карьере, очень часто попадают под власть формального отношения к своему образованию, и в то же время, совсем не заботятся о духовно-нравственном своем развитии. Вступая во взрослую жизнь, они не имеют опыта противодействия греху. Он думает, сам своими силами все может преодолеть и всего достичь. К сожалению, современная школьная среда этому способствует. Школьное образование лишено сейчас просвещения и духовно-нравственного формирования личности. Школа нацелена на то, чтобы готовить бизнесменов, менеджеров, но просветительское значение школы стоит среди «прочего». Но без научения духовным основам жизни трудно сказать, какой будет наша молодежь, когда вырастит.

Наше общество должно усвоить, что эпоха «неведомого бога» прошла. Более двадцати веков человечество исповедает: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан.1:9) – это Господь Иисус Христос. Только через Него происходит подлинное просвещение сердца и разума всякого человека, давая истинное понимание и значение жизни человека. Вне Христа все в жизни теряет смысл. Еще Премудрый Екклесиаст сказал: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!» (Еккл. 1, 14).

Человечество постоянно подвергается искушению праотцев - иллюзорной возможностью стать богами без Бога. Так, начиная с 16 века, теоцентризму христианского гуманизма противостоит человекобожие гуманизма ренессансного.

Несмотря на внутреннюю противоречивость такого гуманизма, его беспощадная критика в отношении христианства, традиционных институтов, обычаев и морали, не раз появится на знаменах буржуазных революций и просвещенного абсолютизма.

Впервые отвергнув всякую иную очевидность, кроме материальной, и провозгласив истинным исключительно рациональное знание, на мировую философскую арену вышли французские материалисты. Не разработав своего положительного учения, первые атеисты возомнили себя просвещенными гениями, вставшими в жесткую оппозицию любой традиции. Подобно мифическим титанам они вознамерились победить «небо». Благодаря большому полемическому пылу и популярности в обществе, это профанное мировоззрение получило широкое распространение.

Установлению культа рационального знания во многом способствовали труды первых энциклопедистов. Предполагалось что научное знание со временем не оставит места религии, рационально объяснив все стороны жизни человека. Опыт прошедших веков выявил наивность такой точки зрения. Напротив духовное невежество часто является показателем низкой эрудированности человека.

Необходимость духовного просвещения можно продемонстрировать на следующем не далеко отстоящем по времени от нас примере. Старшему поколению должно быть известно одно очень крупное советское просветительское общество и одноименное издательство "Знание", ранее называвшееся "Общество по распространению политических и научных знаний". Издавая широкий спектр научной-популярной литературы, эта организация была основным рупором научного атеизма в нашей стране. В середине 80-х годов редакционная политика этого издательства кардинально меняется. Устав упорно отрицать существование огромного мира духовных феноменов, партийное руководство легализовало на страницах журналов самые дикие суеверия, магизм, неприкрытое духовное шарлатанство. Издатели не удостоили маломальским вниманием христианское богословие, сосредоточившись на пестром калейдоскопе пантеистических религиозных систем. У простого обывателя настойчиво формировали искаженный образ духовности - народной религии (язычества). Образ «духовного» человека насаждался как обладающего специальным набором неких таинственных иррациональных знаний о человеке и мире. Знание здесь является также конечной целью, но знание не Бога Творца, а мира духов. Это все распространялось и сейчас распространяется среди разных слоев общества и особенно молодежи.

Как трудно было Церкви противостоять этому потоку оккультизма и эзотерики. Сегодня мы должны вновь и вновь возвышать свой голос в обществе, призывая словами апостола и евангелиста Иоанна "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Ин.4:1)

Поэтому когда говорится, собственно, о христианском просвещении современной молодежи, то это значит, что перед нами неизбежно возникает проблема апологии Евангелия. В процессе христианского просвещения мы должны главное место отводить православному богословию (понятие православного богословия здесь употреблено в смысле рационального, систематического и целостного осмысления и раскрытия истин Божественного Откровения).

Начиная со второго века, христианское богословие формировалось как ответ на различные мировоззренческие вызовы. Сама природа богословской мысли изначально является апологией. Но, накопив колоссальный многовековой богословский опыт, Церковь не должна сейчас довольствоваться только им. Ныне не достаточно издавать одни только достижения богословской мысли прошлого, но необходимо на их основе создавать современные богословские исследования по актуальным вопросам, которые были бы способны современному человеку показать всю красоту, глубину и истинность Православия.

Причиной этому является стремительное развитие различных областей науки в ХХ и в начале ХХI столетия, в результате чего перед человечеством встал многочисленный ряд небывалых до этого проблем мировоззренческого характера. Во многих науках был совершен целый ряд фундаментальных открытий, появилось огромное множество направлений в человеческой мысли, создано практически новое терминологическое поле, новый язык и формы человеческого общения, в обиход современного человека вошли совершенно новые представления о мире, что радикально изменило и продолжает интенсивно изменять жизнь всего человечества. По причине всего этого менталитет современного человечества серьезно отличается даже от менталитета людей ХХ века, не говоря о тех, кто жил в XIX в. Это очень хорошо видно при сравнении литературы ХIХ века с литературой второй половины ХХ столетия. Поэтому сегодня стало особенно важным и актуальным донести до современного человека истины православного вероучения понятным и доступным для него языком, и при этом донести максимально обоснованно и убедительно.

В России в ХХ в. научное знание формировалось в отрыве от христианского мировоззрения, советская школа, включая и высшую школу, была враждебна к религии. И сейчас, если и не проявляется враждебность, то сознание ученого мира не пронизано христианским мировоззрением. Нередко мы встречаемся с людьми, которые называют себя христианами, но в своей душе не приняли Христа. Это ставит перед нами сейчас очень важную задачу - задачу диалога православного богословия с современным научным и философским сообществом. Это является проблемой, решать которую необходимо. Только таким путем мы можем ответить на проблемные духовные и интеллектуальные запросы современной интеллигенции.

Одним из положительных примеров диалога науки, философии, религии могу назвать проводящиеся в г. Дубне при Объединенном институте ядерных исследований конференции. Материалы, которых следует проработать для выявления новых граней соприкосновения с миром науки и философии.

Интересный пример, продуктивного подхода, продемонстрировали некоторые богословы ХХ столетия, такие как прот. Георгий Флоровский, В.Н.Лосский, прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, митр. Иоанн Зизиулас, Христос Яннарас и др. Работая в направлении т.н. неопатристического синтеза они смогли богословски переработать некоторые идей философии экзистенциализма и персонализма.

Отдельно следует отметить, этические дилеммы в науке и медицине. Яркие примеры таких проблем: эвтаназия, смена пола, искусственного оплодотворения, пересадки органов и целый пласт вопросов генетики и т. д. Все это требует углубленного осмысления с позиций церковного вероучения. Мы можем удивляться этим вопросам, но современные молодые люди встречаются с этим уже в школьных учебниках, в программах телевидения, это обсуждается в интернете.

Решение этих проблем требует колоссального богословского ресурса, который может появиться только при соответствующем богословском образовании. Таким образом, вопросы должного уровня богословского образования являются ключевыми в процессе христианского просвещения. В свою очередь эти вопросы могут быть решены только при наличии самого широкого спектра религиозно-богословской литературы, начиная от самой древнейшей христианской письменности, и заканчивая самыми последними религиозно-богословскими изысканиями, поскольку, как известно, книга является основным источником образовательного процесса. Только при самом широком объеме данной литературы должен сегодня решаться вопрос о развитии православного богословия и, соответственно, православной миссии, так как вынуждены, как мы уже указывали, отвечать на огромный поток нововыявленных проблем, исходя из церковного предания.

Развивать современную богословскую мысль следует и в литературе. Духовные идеи хорошо воспринимаются в жанре художественной литературы. Яркий пример тому - труды Ф.М.Достоевского. Думаю, что это очень перспективное направление, потенциально способное донести до очень широкого круга читателей истины Евангелия.

Вместе с тем необходимо отдельно остановиться на исторической литературе. Сейчас особенно остро встал вопрос о методах исторического исследования и его изложения. Следуя знаменитому афоризму Цицерона "Historia est magistra vitae" (история - учительница жизни) должны проводиться и излагаться различные исторические исследования. В противном случае, сложно будет признать за ними реальную практическую, духовно-нравственную ценность.

Еще одно очень важное направление, которым нам необходимо заниматься - детская литература и литература, адресованная молодежи. Здесь надо стремиться излагать все основные истины христианского вероучения и нравоучения совместно, чтобы у ребенка формировалось понимание нравственности как основной составляющей этого опыта богообщения. Это является важным, так как основные принципы жизненной позиции закладываются у человека уже в юном возрасте.

Не менее важной ныне является и литература, адресованная молодежи. К сожалению, это направление у нас очень слабо развито. В молодом возрасте духовные и интеллектуальные запросы зачастую гораздо сильней, нежели в другие периоды жизни человека, поскольку именно в это время происходит наиболее активная фаза становления личности.

В заключение скажу. Истинный свет жизни всех людей - Господь наш Иисус Христос. Истинное просвещение души – то Божественное знание, которое Он открыл людям. Это знание дает человеку жизнь вечную.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×