Православная миссия: на войне как на войне

И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
а других страхом спасайте, исторгая из огня,
обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою,
которая осквернена плотью.
(Иуд. 1:22-23)

…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден,
то извергну тебя из уст Моих.
(Откр. 3:15-17)

Из десяти крещенных в православной вере русских людей только один регулярно посещает храм. В живом слове Евангелия в наше время нуждаются не внешние, а верные; и общество, не знавшее Христа, превратилось в равнодушное к Нему. Проблема православной миссии стала одним из самых больных мест церковной жизни. «Для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» или «стяжать дух мирен, чтобы вокруг спаслись тысячи»? Как вернуть в Церковь тех, кто по доброй воле стал ее членом, но забыл про свой духовный выбор? Вопросы, на которые нужно давать ответы уже сейчас, ибо от этого зависит будущее не только России, но и всего мира.

О своем опыте и понимании церковной миссии рассказывает главный миссионер одной из самых больших епархий Русской Церкви – Архангельской и Холмогорской – протоиерей Евгений Соколов:

– После 70-ти лет тотального атеизма мы с большим трудом возвращаемся к своим духовным истокам. Достаточно взглянуть на современное общество, чтобы понять: евангельское пророчество о пришествии соблазнов в мир сбывается во всей своей полноте.

Возьмем любую сферу общественной жизни, например, спорт. Казалось бы, все просто: кто первым показал лучший результат, тот и победил. Это снаружи, а что внутри: допинговые скандалы, нечестность судейства, покупка спортивных результатов. В науке идет воровство идей, используются подложные факты, продаются диссертации, появляются «ученые» – шарлатаны вроде Гробового, Левашова и Фоменко. В области искусства уже стало традицией заранее договариваться, кто станет лауреатом конкурса и т.д. Золотой телец проломил все стены, и нужно честно признать, что нравственность повсеместно попирается именно теми соблазнами, которые пришли в мир.

Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться – то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано. Нельзя служить двум господам, нельзя облечься во Христа и продолжать жить в беззаконии. Ибо только Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь.

Так и сегодня нужно не уговаривать, не разговаривать по душам, а именно взрывать ситуацию изнутри. Теплохладность пришла в мир. Современный человек, зачастую, слушая самую чистую и глубокую проникновенную проповедь, воспринимает ее как некое развлечение, как разговорный жанр на церковную тему. Это не приводит его в Церковь.

Вы знаете, когда я прихожу в школы, в неформальные сообщества, к заключенным, то уже доподлинно знаю: красотой слога ничего не сделать. Необходимо жестко говорить людям: «вы ведете неправильную духовную жизнь, и эта жизнь приведет (а кого-то уже привела) вас к страшным последствиям. Как в земной жизни, так и в Горнем мире».

Длительное время я верил в силу красивой проповеди и говорил с миром на его языке. «Розовые очки» пришлось снять спустя 3-4 года, когда мне открылось, что такая миссия почти никого не приводит в храм. А вот когда идет обличение – это пробивает стену равнодушия современного человека. Да, меня очень резко критикуют, называют жестким, фанатичным. Пусть даже так, но люди начинают задумываться, и многие из них, не сразу, но через какое-то время приходят в Церковь. И людей пришедших в храм после обличения в десятки, сотни раз больше, чем после милой беседы по душам.

Поэтому, на мой взгляд, агрессивное миссионерство состоит не в том, чтобы проповедовать везде, где только можно, или впечатывать в чужое творчество православный смысл, а в том, чтобы помочь людям распознать болезни собственной души.

Будем откровенны: идет страшная духовная война. А на войне как на войне – воюют, а не уговаривают противника сложить оружие. Тем более если никакого желания к перемирию он не проявляет. Да еще, пользуясь нашим миролюбием, продолжает глумиться над Божьими заповедями и духовно уничтожать людей.

Надо помнить: наша миссия сейчас обращена не к туземцам, не к язычникам, ничего не знающим о Христе, а к христианам, забывшим о своей клятве при Крещении – соединяться с Богом в православной вере. Вхождение в Церковь не только сообщает человеку дар Божественной благодати, но и накладывает на него определенные обязанности. Неисполнение этих обязанностей равносильно духовному самоубийству. Об этом непреложной истине, мы и должны свидетельствовать людям, борясь с наступившим веком «теплохладности».

Записал Дмитрий Новгородский

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×