Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Человек эпохи Возрождения

В поселке Хвалынского района с поэтичным названием Возрождение нет меловых гор и сосновых лесов, деревянных домиков и узких уютных улочек — нет всего того, с чем у настоящего горожанина связано представление о сельской идиллии. Зато есть руины завода железобетонных конструкций, извилистая широкая дорога, асфальтированная почему-то только до воображаемой середины, несколько пятиэтажек, школа. Самое новое и прекрасное в поселке — это ярко-синий купол православного храма, который виден почти отовсюду. И именно туда ведут все дорожки и улочки в Возрождении.

Ни одного равнодушного лица

Священник Виталий Колпаченко. Фото Е. Кирилловых
Священник Виталий Колпаченко. Фото Е. Кирилловых
Настоятель храма в честь Успения Божией Матери священник Виталий Колпаченко «встречает» нас еще на трассе «Саратов-Сызрань» — телефонным звонком. Интересуется, все ли в порядке, благополучно ли едем, успеем ли к Божественной литургии. Успеем, конечно. Всегда приятно приезжать вовремя, когда так ждут — как самых дорогих друзей.

Едем уже по полям, мимо редких кустов — вдали виднеются серые домики. Это и есть поселок с оптимистичным названием.

На небольшой площади, если можно так назвать пустырь, который только-только начал обустраиваться, стоит храм в честь Успения Божией Матери — как корабль у пристани. Одноэтажное белое здание с колокольней окружено символическим заборчиком с калиткой. Навстречу выбегает пожилая женщина с добрыми, любопытными глазами (потом выясняется, что она хозяйствует в церковной лавке):

— Лидия Ивановна я. Батюшка уж начал, идемте скорее!

При этом успокаивает нас:

— Не волнуйтесь, вы всего минут на пять задержались.

В светлом, просторном храме очень много людей. Непривычно много для сельской церкви. Тут и бабушки в нарядных платках с люрексом, и девушки в кокетливых газовых шарфиках. Как настоящее чудо воспринимаются молодые папы с детьми — с двумя, тремя. Стоят и молятся рядом мамы...

И вот отец Виталий — он служит один, без диакона — провозглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» — и начинается общее пение Символа веры. Это пение поразительно: не робкое повторение знакомых слов, а торжествующая песнь, песнь веры и радости. Слышатся даже русские народные мотивы — не по нотам, зато от всей души…

Во время литургии концентрация внимания в храме такова, что кажется: молящиеся — подсолнушки, а батюшка — солнце. Во время проповеди — посвященной тому, что Бога нужно благодарить за все, и за горькое, и за сладкое,— ощущается всеобщее живое понимание: нет ни одного равнодушного лица, скучающих глаз.

— Во время проповеди кажется, что отец Виталий специально для меня ее говорит: настолько близко все,— такие слова в разных вариациях произнесут потом многие прихожане Успенского храма.

Украшение Возрождения

Возрождение — поселок сравнительно молодой. На карте Саратовской области он появился в 1950-х годах. Как раз тогда здесь упразднили колонию-поселение для политических заключенных: хрущевская оттепель «разморозила» и эти места. Сюда стали переселяться жители волжских сел, затопленных при строительстве ГЭС. В Возрождении был выстроен завод с по-советски энергичным названием «Электрофидер»: здесь делали распределительные устройства для электросетей, по которым шел ток, вырабатываемый на ГЭС. Взрослые трудились, а дети ходили в школу — единственную в поселке. Кстати сказать, долгое время школа была одним из культурных центров Возрождения — не раз она признавалась лучшей в Хвалынском районе. А в 2002 году в поселке появился православный храм.

— Когда я приехал в Возрождение и пришел в администрацию, люди там словно ждали меня,— рассказывает отец Виталий.— Они говорили: «Наш поселок — как черная дыра, ничего у нас не получается. Может, построим храм — все изменится?». Интуитивно люди понимали, что без Божией помощи ничего не выйдет доброго. И приходить на службы сразу стали многие — это было естественно и просто, ведь жажда духовного созидания сильнее, чем физический голод.

Когда-то в здании церкви был детский сад. Но об этом помнят довольно смутно — например, Сергей Калистратов, помощник отца Виталия по строительству, удивленно и радостно рассказывает, что ходил в «этот садик», когда был маленьким, а в 18 лет там же, но уже в храме, впервые исповедовался и причастился.

Церковь в честь Успения Божией Матери поселка Возрождение. Фото Е. Кирилловых
Церковь в честь Успения Божией Матери поселка Возрождение. Фото Е. Кирилловых
Успенская церковь — украшение поселка, причем не только внешнее. Об этом говорят все жители Возрождения, которые ходят в храм.

— Церковь нашу видно издалека в поселке — многоэтажек-то мало. И тем, кто в храм пока не ходит, купола и звон колоколов напоминают о вечном, о душе,— говорит завуч школы Татьяна Федоровна Усикова.— Церковь наша объединяет всех: от малышей, которые принимают здесь Таинство Крещения, до тех, кто покинул этот мир — отец Виталий отпевает их, провожая к Богу. Храм — это и центр духовной жизни нашего поселка, и центр помощи, настоящей, так часто необходимой.

Да, приход в Возрождении — настоящая семья. Одна из постоянных прихожанок, Наталья Павлова, рассказывает:

— В храме нашем чувствуешь, что тебя любят. И ты тоже учишься любить. Благодаря молитвам батюшки, его стараниям, наставлениям мы тихонько идем к Богу. Хожу в храм вместе с сыном — он идет сюда с удовольствием, сам.

В большие праздники — на Рождество, Пасху — прихожане в церкви устраивают чаепития, общаются между собой. По четвергам отец Виталий проводит беседы со взрослыми, показывает фильмы.

Настоятель на вопрос о том, трудно ли церковь строить на пустом месте, отвечает так:

— Церковь построить или восстановить — гораздо легче, чем помочь преобразиться человеку. Радость большая, когда человек меняется по благодати Божией. Именно ради спасения человека Христос на землю приходил…

Педагогический талант отца Виталия

А ведь и правда: за те шесть лет, что храм стоит в Возрождении, многое в поселке изменилось. С водоснабжением были проблемы — их не стало. Пятиэтажный дом достроили, железнодорожную ветку для электричек по маршруту «Саратов-Сызрань» недавно открыли, реабилитационный центр для инвалидов появился. Когда-то поселок занимал первое, но непочетное место в районе по числу правонарушений — сейчас пошел спад криминальных настроений: об этом свидетельствует начальник районной милиции, да и сами жители.

Георгий, сын отца Виталия. Фото Натальи Волковой
Георгий, сын отца Виталия. Фото Натальи Волковой
А с нового учебного года в школе появился новый учитель истории. Только обращаются к нему — не по имени-отчеству, как обычно к учителям, а так, как принято обращаться к священнику. Ничего удивительного: отец Виталий — выпускник исторического факультета университета.

В пятом классе — урок истории Древнего мира. Священник быстро передвигается между партами, жестикулирует и громко говорит. Дети слушают его очень внимательно — о Египте послушать интересно, учитель хороший. Уроки проходят в форме соревнования между командами. В конце четверти батюшка обещал наградить команду-победительницу замечательной книгой — энциклопедией.

— Когда отец Виталий предложил нам такой эксперимент, мы немного растерялись. Но потом увидели, что дети в восторге. Класс батюшке достался не самый легкий — шесть девочек и девятнадцать мальчиков, но он нашел к ним подход: учит, играя. К тому же отец Виталий для них — знакомый человек, он и до того, как стал преподавать, был частым гостем в нашей школе,— говорит завуч.

По инициативе священника Виталия Колпаченко в районе были организованы курсы для учителей «Основ православной культуры», в Возрождение приезжают интересные люди. Например, поэт Светлана Кекова. А праздник славянской письменности и культуры проводился совместно с саратовским центром «Слово», его директором Людмилой Владимировной Лавровой… Да разве все перескажешь! Когда после службы педагоги остались, чтобы поведать журналистам о своем батюшке, они напоминали школьников, которые, перебивая друг друга, торопясь, рассказывают о любимом учителе, уважаемом человеке — человеке, от которого светло.

Человек из XIX века

Отец Виталий носит очки и острую бородку. У него открытое улыбчивое лицо и внимательные глаза. Внешне он похож на человека из XIX века — кажется, что именно такими были люди из прошлого. Сейчас таких совсем мало — спокойных и добрых, цельных, не раздваивающихся прямо посреди разговора.

Его энергия поражает — вот он разговаривает с прихожанами, потом бежит в трапезную, тут же занимается с нами, ни на минуту не выпуская из поля зрения старшего сына — семилетнего Георгия. Георгий — именно Георгий, никакой не Гоша, не Игорек, не Жора. Он очень серьезен. На вопросы отвечает сдержанно, рассказывая, что любит мастерить поделки из дерева, а в храме молится за папу, маму, сестру, всех родных. Только возможность подержать в руках настоящий «взрослый» фотоаппарат, сделанные первые кадры — церковь, папа и полосатый кот Барсик — делает его более разговорчивым.

А вот младшая улыбчивая Анна — везде вместе с мамой, матушкой Натальей, ожидающей третьего ребенка (пока верстался номер, в семье священника родилась еще одна дочь — Екатерина). Наталья сосредоточена и строга — она главная помощница батюшки.

Фото Натальи Волковой
Фото Натальи Волковой
Они с отцом Виталием познакомились в селе Благодатном, которое расположено недалеко от Возрождения: будущий священник работал там простым школьным учителем, а Наталья жила вместе с родителями. После рукоположения отца Виталия сначала прикрепили к саратовскому храму в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а затем направили сюда — в Возрождение. Батюшка сам попросился — обещал перед хиротонией вернуться в родные места.

Отец Виталий вспоминает первые богослужения в еще пока не приспособленном под храм, холодном помещении:

— Было и холодно, и очень холодно, и совсем замерзал. Бывало, в валенках служил. Но люди все равно ходили в храм… Кроме Возрождения, у отца Виталия есть еще и поселок Северный, село Благодатное и село Поповка. В Северном восстановлен храм во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены — в бывшем имении графов Медемов. В Поповке батюшка сдвинул с мертвой точки процесс восстановления старинного огромного храма во имя святителя Николая Чудотворца. В Благодатном готов фундамент будущей церкви. Выходные у батюшки бывают редко.

* * *

В одном из уголков Успенского храма, между кабинетом батюшки и помещением класса воскресной школы, на ниточках висят-качаются три белых бумажных ангела: большой, поменьше и совсем маленький. Это Георгий вырезал. В ярком свете из окна силуэты ангелов смотрятся волшебно, добавляя радости в теплую домашнюю атмосферу церкви.

Еще один ангел живет в «жигулях» отца Виталия. Когда батюшка, провожая нас до трассы, выходит из машины, чтобы благословить, белые нежные крылья трепещут на прощанье…

Источник: Православие и современность

2 июля 2009 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×