У меня есть сын. Ему девять лет, он
закончил третий класс обычной киевской школы. Школа
украинская. Замечу: русских школ в Киеве только семь,
и моя попытка отдать мальчика в одну из них за
неимением связей и протекции успехом не увенчалась.
Но я о другом.
Как и любому отцу, мне приходится проверять уроки и при этом заглядывать в учебники. И тут становится очевидной одна проблема. То, чему учат моего сына в школе, сам дух предлагаемых ему знаний, совершенно не совпадает с тем, что говорим ему мы, родители, и тем, что он слышит в воскресной школе нашего православного храма.
Приведу лишь некоторые примеры, хотя список скорбных родительских впечатлений продолжает пополняться.
Итак, в младшей школе изучается предмет «Я и Украина». В учебнике для 3-го класса уже на 20-й странице даётся ответ на важнейший вопрос бытия - в чём смысл человеческой жизни. «Людина народжується, для того, щоб лишити після себе слід у пам’яті, в серцях людей». Тезис весьма сомнительный. Наверняка и Герострат, и Наполеон были уверены, что «оставили след».
Думаю, если спросить нашего Илью, для чего живет человек, он, пусть и не очень складно, но скажет, что живем мы для того, чтобы угодить Богу и встретиться с Ним в Его Небесном Царстве.
Но Бога авторы учебника практически не упоминают и в качестве Творца и Промыслителя не воспринимают. Правда, однажды Евангелие упоминается. Но смысл его никак не раскрывается. Зато подчеркивается, что на нём приносит клятву Президент Украины.
Вообще всё, что касается самой Украины, преподносится с благоговением и именно она становится объектом поклонения и гордости. Однако с мотивациями есть трудности.
«Своїми розмірами Україна більша за такі держави, як Англія, Австрія, Бельгія, Голландія, Данія, Португалія і Швейцарія разом узяті». Конечно, в том, чтобы гордиться размерами, нет ничего плохого, но все же хочется и упоминания о высоких делах, достойных уважения.
И вот в учебнике моего крестника, выпускника 4-го класса, я обнаружил две самые большие статьи о выдающихся людях – Матери Терезе и... футболисте Андрее Шевченко. Спортсмен назван символом Украины, и детям с восторгом сообщается, что его обожают итальянцы. Нужно сказать, что провинциальная радость (и нас знают в Европе!) невидимо присутствует на многих страницах упомянутых учебных пособий .
Кстати, о символах и героях. У нас в семье принято рассказвать детям о подвигах святых, о мужестве и героизме в Великой Отечественной (оба деда – фронтовики), но учебники по предмету «Я и Украина» имеют другие примеры для подражания.
На 29-й странице читаем текст «Як досягти успіху». Ученикам 3-го класса предлагается большой портрет американского изобретателя Эдисона и с упоением рассказывается, как благодаря невероятному трудолюбию и настойчивости он добился успеха в технике и бизнесе. Вслед за Эдисоном воспевается Чарльз Стейнмец – главный инженер компании «Дженерал электрик».
Впрочем, среди благодетелей человечества упоминаются не только американцы. Венгр Ласло Биро подарил людям шариковую ручку, англичанин Вильям Зербут дал миру пластилин, немецкие «учёные» сконструировали кроссовки. И всё это с важным видом, как необходимейшее знание, было преподнесено моему крестнику в минувшем учебном году.
Любопытная деталь: ни одной русской фамили, листая учебники «Я и Украина» за 3-й и 4-й класс, я не обнаружил. Да и среди своих, украинцев, в министерстве образования, видимо, существует особая «оранжевая иерархия».
Знакомая преподаватель музыки рассказала. В школьном учебнике «Музичне мистецтво» для 8-го класса ни Чайковский, ни Мусоргский не получили такого широкого освещения, как один современный исполнитель. Знаете, кому посвятили целых три страницы? Фронтмену группы «Океан Эльзы» С.Вакарчуку, певцу Майдана. А теперь вспомните фамилию нашего министра образования и науки! Правильно – тоже Вакарчук. Видимо, не я один люблю своих детей.
В интересной стране мы живём! Наверное, отвлекусь от темы (заметки у меня не научные, а глубоко личные), но не могу не рассказать.
Министр культуры и туризма Василий Вовкун недавно предложил ввести новую традицию-ритуал. Если гражданин был на приёме у президента Ющенко, то, выходя из кабинета, он не должен поворчиваться спиной к гаранту Конституции. То есть выходить, пятясь. Думаю, именно такие «изобретатели традиций» и влияют на умственное состояние авторов учебников «Я и Украина» (в нашем случае –это Т.Байбара и Н.Бибик).
Но вернёмся к их детищу. Помимо очевидных несуразностей встречаются и прямые ошибки. Так четвероклассникам сообщается, что князь Владимир после крещения получил имя Михаил, хотя на самом деле он был назван Василием. В другом месте ученые педагоги перепутали последовательность десяти заповедей. И это неудивительно. Вопросы веры понимаются авторами весьма туманно: «Ти можеш користуватися моральними законами і інших релігій» (любопытно – религии Вуду тоже?!).
Правда, в учебнике для 4-го класса есть текст «молитвы за Украину». Но к кому эта молитва обращена, не ясно. Ведь о существовании Бога нигде не упоминается.
Зато тут полно всякого рода псевдорелигиозных басен. Рассказ о Рождестве в 3-м классе сводится к подробному перечислению пресловутых 12-ти блюд – «узвар, горох, квасоля, вареники, голубці з пшоном, коржі з маком» и т.д. – а также к пересказу примет и суеверий. Например: «Боже сохрани, десь заночувати в цю ніч – цілий рік блукатимеш по світу!». А Чьё Рождество празднуется? Об этом ни слова!
К важным «релігійним святам» на полном серьёзе отнесён так называемый праздник всех влюбленных, или день святого Валентина. То, что такого святого никогда не было и то, что на нашей земле никогда не знали этого праздника, никого не волнует. Красные «валентинки» - не только символ любовной страсти, но и знак нашей «европейскости».
Ох, много ещё мог бы я поведать своих отцовских печалей! К примеру, о «мистическом значении тризуба». Оказывается, тризуб, в основе которого «магическое число» 3, изображался на памятниках трипольской культуры еще 6 тысяч лет назад. И кроме того: «Тризуб можна так намалювати, що він буде переплетенням літер заповітного для кожного українця слова "воля"».
И ведь надежд на то, что в старших классах моему сыну начнут говорить правду, тоже никаких! Тут на днях заглянул в учебник истории, кажется, за 7-й класс, по которому училась моя дочь (к счастью, школа у неё уже позади). Так вот, лучше бы не заглядывал! Потому что мне сообщили, что ослабление Киевской Руси и распад на независимые княжества стал для Украины явлением прогрессивным, «оскільки західні князівства України-Русі долучилися до більш передової європейської цивілізації». А ведь у нас еще ввели 12-летнее обучение! И как прикажете бедному папе дожить до выпускного вечера?
Однако, шутки в сторону. Ситуация, возникшая в образовании Украины и особенно в гуманитарной сфере, невыносима. И дело не в двух книжонках, мною процитированных. Многие мои друзья и знакомые, у которых дети вынуждены учиться по государственным учебникам, могли бы привести ещё десятки примеров дикого конформистского бреда, вызванного к жизни стремлением авторов попасть «в оранжевую струю».
Кого же формирует украинская школа из наших детей? Полуграмотного, напичканного бесполезным, а иногда и откровенно вредным информационным мусором индивида. Потенциального русофоба, не знающего подлинного смысла жизни. Примитивного эгоиста, ищущего успеха и «европейского» комфорта (в одном из учебников прочел: «Найбільше щастя – це здоров’я»). Тщеславного «патриота», поклоняющегося вымышленным святыням и не знающего истинного Бога.
Что может изменить ситуацию? Прежде всего, освобождение и педагогов, и детей от «помаранчевого» идеологического плена. А это возможно только со сменой правящей ныне верхушки.
Кроме того, в обществе и в образовании должна быть восстановлена правильная иерархия ценностей. Украина в том сакральном смысле, как её навязывают оранжевые гуру, не может быть идолом, «божеством» и объектом поклонения.
Необходимо формирование не «європейського українця», вечно озабоченного «своими правами», не легковерного объекта националистических манипуляций, не «сумлінного працівника корпорації і платника податків», а христианина. И, будучи христианином, этот гражданин сможет правильно и справедливо устроить свою жизнь, свой труд и свою экономику. Потому что будет знать, для чего это нужно, а вернее для Кого.
Понимаю, что время прозрения ещё далеко. Но молиться сегодня нужно именно об этом.
И ещё хочу напомнить всем авторам учебников, идеологам и воспитателям страшные слова Христа: «Горе тому, кто соблазнит единого из малых сих. Лучше бы тому человеку не родиться».