Если непосредственно, по-детски взирать на богослужебное действо из храма, может показаться, что, несмотря на свое подчиненное положение, диакон занимает отнюдь не менее значимое место, чем священник. Диакон постоянно появляется из алтаря, совершает каждение; весь ход богослужения регулируется разнообразными диаконскими «сигналами»: Востаните! – «Встаньте!», Прóсти ! – «Стойте прямо!», Вóнмем! – «Будем внимательны!» и т. п. О наиболее содержательных из этих «сигналов» – ектениях – рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС.
В двух словах
Современные ектении, представляющие из себя чередование диаконских возглашений произошли от призыва, который то и дело можно услышать за богослужением: Господу помолимся! Этими двумя словами диакон приглашает верующих присоединиться к последующей молитве священника. На это приглашение люди отвечают: Господи, помилуй!
К самым немногословным ектениям относится приглашение склонить головы на время специальных молитв священника, которые так и называются «главопреклонными»: Главы наша Господеви приклоним! На этот призыв народ отвечает: Тебе, Господи! Или приглашение перед чтением Евангелия на утрени: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим! – «Помолимся также и о том, чтобы нам оказаться достойными слышания святого Евангелия!».
Наконец, перед исповеданием веры на Литургии, диакон призывает: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы(«чтобы в единомыслии исповедать»)… а народ подхватывает: Отца и Сына и Святаго Духа – Троицу единосущную и нераздельную. Последнее приглашение служит сигналом к началу «целования мира»: священнослужители в алтаре, а в древности – и все люди в храме, подходят друг ко другу и со словами Христос посреде нас! – И есть, и будет! целуютдругдруга в плечи. Молитва Евхаристии не может начаться без полного примирения каждого друг с другом.
«Миру мир!»
Из этих немногословных приглашений со временем выросли более пространные ектении, состоящие из нескольких – от 3 до 12 и более – прошений. В этих прошениях как бы упорядочиваются темы нашей общей молитвы к Богу применительно к различным моментам службы.
В начальных разделах многих богослужений, например вечерни, утрени и литургии, полагается ектения «мирная», называемая так по теме первых трех прошений: Миром(«в умиротворенном состоянии») Господу помолимся! О свышнем («от Бога подаваемом») мире и спасении душ наших Господу помолимся! О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей (имеются в виду Поместные Православные Церкви) и соединении всех («единстве всех [христиан]») Господу помолимся!
После этих обобщающих прошений следуют более конкретные просьбы: о данном храмеи его прихожанах; о церковных властях и всем клире; о гражданских властях и воинстве; о данном городе или деревне, всяком городе и стране и верою живущих в них, и т.д. Нас призывают молиться даже о благорастворении воздухов (т. е. «о необходимом для хорошего урожая соотношении циклонов и антициклонов»), о изобилии плодов земных и о временех мирных.
Особым прошением молятся о спасении («сохранении») плавающих, т. е. идущих по морю на кораблях (основной вид транспорта в границах Средиземноморской цивилизации), путешествующих (сухопутно), недугующих («больных»), страждущих («испытывающих различные страдания») и плененных («находящихся в плену» – таковых было немало при нередких военных действиях по границам Империи).
В славянской версии следующего прошения – о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды – для одного греческого слова не нашлось соответствия. В оригинале смысл всего прошения таков: «О том, чтобы нам избавиться от всякого [внутреннего или внешнего] стеснения, [своей или чужой] раздражительности, [любого] риска и [какой бы то ни было] нужды».
К конечным разделам вечерни и утрени приурочена ектения «просительная», называемая так по окончанию шести ее прошений словами: у Господа просим! – «попросим у Господа!» На этот призыв мы отвечаем: Подай, Господи!При всем разнообразии этих шести прошений в пяти из них снова говорится о мире: мы испрашиваем мирного дня (на утрене) или вечера (на вечерне), мирного ангела-хранителя, мира миру (отсюда-то и происходит знаменитый лозунг борьбы за мир!), мирного остатка жизни и мирной кончины. Не упоминается мир только в покаянном прошении о прощении и оставлении грехов и прегрешений наших («снисхождении и [полном] прощении наших грехопадений и недостатков»).
Прилежное моление
Но собственно ектенией может называться только последний тип ектении – «сугубая». Дело в том, что словом «ектения» (греч. «прилежный») обозначается особый раздел службы – «прилежное (т. е. усиленное) моление» о ниспослании помощи и милости Божией на людей и на их дела. Прошения сугубой ектении – это не столько приглашение к молитве, сколько уже сама молитва. Каждое следующее прошение начинается со слов: еще молимся о… Причем количество прошений на сугубой ектении практически не ограничено: в зависимости от конкретной нужды могут быть вставлены прошения о болящих, о путешествующих, об учащихся, о начале всякого доброго дела и т. п.
Прошения прилежного моления сопровождаются прилежными же ответами народа – Господи, помилуй! повторяется 3, 12, 40, 50 и даже 100 раз. Этим выражается наибольшее напряжение молитвенных сил, к которому в наиболее ответственные моменты призывается вся Церковь.