Алексей Васильевич Петренко – Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998). Лауреат призов «Признание» (2001) и «Немеркнущая зрительская любовь» (2003) на кинофестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге. Многократно удостаивался призов за лучшую мужскую роль на отечественных и международных кинофестивалях.
– «Тарас Бульба», произведение, несомненно пробуждающее в человеке патриотические настроения. Вот только, к большому моему сожалению, патриотизм у нас сегодня нередко воспринимается как какой-то архаизм, пережиток прошлого. Молодежь стесняется этого благороднейшего человеческого чувства. С чем это может быть связано, как вы считаете, Алексей Васильевич?
– Эта тема эта уже неоднократно обсуждалось в среде творческой интеллигенции, педагогов, ветеранов… Патриотизм, в полном его объеме, нельзя воспитать в человеке по книжкам и фильмам. Конечно, как средство доброго воспитания, нужны и они. Но необходимы еще достойные живые примеры. Коммунисты послевоенных лет утверждают, что им удавалось воспитывать патриотов на примере трудового подвига «строителей коммунизма», однако когда коммунистический строй рухнул, то по большому счету, никаких патриотических волнений у народа не возникло. Значит, не было патриотизма?
Чем мы можем еще «похвастаться»? Афганистан? Но ведь уже признали, что эта девятилетняя война не принесла ничего, кроме потерь. И уж патриотизма точно не прибавила. Чечня? Опять же слишком большие потери и какой-то уж очень призрачный мир… Безусловно, были славные победы, которыми мы гордимся. Мы и сейчас восхищаемся нашими солдатами, не отступившими, не дрогнувшими в схватке с беспощадными душманами. Мы восхищаемся спецназовцами, которые наводили ужас на чеченских боевиков, а также мужеством, стойкостью и отвагой тех 18-летних мальчишек-солдат, которые, попав в плен, не изменили вере отцов и не сняли с себя православных нательников крестиков, не приняли силой навязываемое им мусульманство, за что подверглись нечеловеческим пыткам и погибли, как герои. Но несмотря на это у нас так и не было ПОБЕДЫ, такой победы, какой она была, к примеру, в мае 1945 года. Мое поколение видело славу вернувшихся с победоносной войны солдат, мы, дети войны, вместе с ними насладились радостью Великой Победы над сильным врагом, которая дала нам огромный заряд патриотизма, гордости за наш непобедимый народ.
– Недавно прихожанин нашего храма возмущался по поводу того, что друзья его 12-летнего сына ничего не слышали о скульптуре «Родина мать зовет!» на Мамаевом кургане. Шокированный, он стал расспрашивать их об Великой Отечественной войне, и оказалось, что они имеют очень смутное представление о Сталинградском сражении, ничего не знают Курской дуге, и считают, что на Куликовом поле русские бились с фашистами…
– Я абсолютно уверен в том, что патриотизм, который переводится как «земля отцов», не может существовать без знания истории своего народа, без живой памяти о славных победах наших предков, о доблести русского оружия и, конечно же, веры в Отца нашего Небесного, той веры, которой мы, славяне, всегда побеждали и побеждать будем и которую наши недруги страшатся до сих пор!
– Говорят, вы любите сказки. Мне известно, что вы записали 24-серийный цикл русских сказок, а сейчас думаете записать серию украинских и белорусских сказок на языке оригинала. Скажите, Алексей Васильевич, народные сказки могут принести пользу в воспитании патриотизма в подрастающем поколении?
– Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! В сказке заложена глубокая народная мудрость, сказка обращает нас к истокам: к душевной чистоте, сердечности, справедливости, благородству. И на всем этом зиждутся и национальное самосознание, и патриотизм.
– Национальное самосознание – все это то, что сейчас стараются вытравить из народа господа либералы. Не так давно я выступал на одной из педагогических конференций, и начал со слов: «Я – националист». Зал замер. Наступила тревожная тишина. Как будто я сказал, что я фашист. А ведь достаточно взять в руки труды великого русского философа Ивана Ильина, чтобы понять, насколько благородно понятие – православный национализм. Честно признаюсь, мечтаю о тех временах, когда слова «национализм», будет восприниматься окружающими спокойно, как нечто совершенно обыденное, вполне разумеющееся. Но этому мешает насаждаемая ныне либеральная нравственность, коньком которой является толерантность. Сегодня под этим словом понимают готовность признавать и принимать убеждения, взгляды, поведение других людей, даже если эти взгляды и убеждения человеком не разделяются и не одобряются. Даже если они богохульны! Толерантность не даст развиваться национальному самосознанию, погубит его на корню. И либералы это, конечно, понимают.
– С какой стороны не подойди к вопросам литературы, науки, культуры, педагогики, если нет национального зачина, то ничего не выйдет. Гены – они ведь национальные. В нашем национальном генофонде сошлись все предки, и когда туда начинают подмешивать что-то чуждое, то оно либо не соединяется и отторгается, либо порождает «неведомую зверушку». Ни морковь, ни тыква, ни свекла… Что за овощ такой? Гибрид. Так не лучше ли заботиться о своем, национальном, и на старой доброй национальной почве взращивать не чужеродные гибриды, а свой родной плод?
Меня цыгане умиляют и даже в какой-то степени заставляют восхищаться. Вот, юбки свои национальные как носили, так и продолжают носить, не снимают! Что им мешает одеться согласно современной моде: надеть узкие джинсы или ультракороткие юбки, оголить пупок, вставить туда серьгу… Так, нет же! А людей в национальных русских костюмах на улице можно увидеть только по большим православным праздникам, да и то таких раз, два – и обчелся… А нужно держаться СВОЕГО. Нужно иметь желание и стараться соответствовать своему внутреннему миру, и тогда через внутренний мир проявится внешнее содержание. А какой внутренний мир у нынешнего поколения?..
Мне один священник рассказывал о молодой женщине, которая пришла к нему со слезами и рассказала, что забеременела и хочет сделать аборт, так как жить негде, денег нет… Этот священник попросил ее прийти через несколько дней, а сам за это время договорился, чтобы ей дали комнату, помогли кое-чем… Когда женщина пришла вновь, он с радостью ей все это сообщил: «Вот видишь, как все устроилось! Слава Богу! Рожай!» Но ответной радости в ее глазах не увидел. «Я все равно сделаю аборт», – сказала женщина. Почему? Да потому что дело не в том, что негде и не на что жить, а дело в том, что хочется «пожить» для себя, а ребенок этому мешает. Наши сегодняшние нравы, сегодняшнее окружение, наша сегодняшняя жизнь испортили девушку, развратили. И теперь наладить ее душу ох как непросто.
Душа должна трудиться! Посмотрите, как трудится огородник на своем огороде, как выращивает рассаду, рассаживает ее по грядкам, поливает, удобряет, а потом собирает урожай и весь год с любовью угощает своих близких соленьями и вареньями. Но не то же ли самое душа? Над ней, как над тем же огородом, тоже нужно трудиться, не покладая рук, копать, боронить, окучивать, удобрять, взращивать и полученными духовными плодами щедро делиться с окружающими, потому что сказано в Библии: «Да не оскудеет рука дающего!» Если мы не будем бояться духовно трудиться, то эти духовные труды взрастят в нас и любовь к детям, и истинные национализм и патриотизм.
– Рассказывают, что вы изучали церковно-славянский язык. Что подвигло вас к этому?
– Я хочу понимать каждое слово, которое звучит на Богослужении в церкви. Церковно-славянский – очень красивый, образный, живой язык. Кстати, Гоголь называл его «истинно русским языком, который незримо носится по всей Русской земле». Это язык нашего общения с Богом. Как можно его не учить?!
В 20-х годах моя бабушка ходила в церковь, в которой богослужение шло на церковно-славянском языке, а дедушка в другую церковь, где служили на украинском. И они часто ругались по этому поводу. И однажды бабушка спросила деда: «На каком языке мы ругаемся?» «Ну, на украинском», – отвечает недовольный дед. «А разве можно молиться Богу на языке, на котором ты ругаешься?» Дедушка не нашелся, что ответить. Вот так бабушка защитила церковно-славянский язык. А сейчас, как я слышу, опять предлагают проводить богослужения на современном русском языке – чтобы все было понятно?! Даже страшно представить себе такое!
– К сказанному вами хочу добавить, что Михаил Ломоносов говорил о том, что русский язык очищается от «неприличностей» и «подлых слов», искажающих его красоту, и сохраняется благодаря именно церковно-славянскому языку. Он писал: «Рассудив таковую пользу от книг церковных славенских в российском языке, всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверяясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги». А вы не думали, Алексей Васильевич, устроиться в церковь чтецом или певчим? Ведь вы хорошо поете!
– Думал! Мне действительно хотелось и читать на клиросе, и петь в церковном хоре. А когда состарюсь – работать в этой же церкви сторожем. Но потом вдруг испугался. Ведь это не тексты говорить со сцены. Громаднейшая ответственность. Перед Богом!
– Каждый фильм с вашим участием – это событие. Чем вы руководствуетесь, выбирая предложенные роли, какие требования к ним предъявляете?
– Конечно, прежде всего, я смотрю на то, о чем фильм. Будет ли от него польза человеку, или же это обычная «пустышка». Комедия? Ну и что! Главное, чтобы она была доброй, а не какой-нибудь «ржачкой», и чтобы не было юмора «ниже пояса». Знаете, как говорят: если есть, что нельзя показывать до 16 лет, значит, это нельзя показывать и после 16… Совершенно с этим согласен.
– Алексей Васильевич, а почему вы не служите в театре?
– Как-то раз записали одну сказительницу былин, повосторгались ее талантом, да и забыли. А через 15 лет вспомнили, и к ней снова поехали. А она и говорит: «Хорошо петь уже не могу, а плохо – не хочу». С тем и уехали. Вот и я так же. Театр требует здоровья и сил. Работать в полную силу я уже не могу, а работать вполсилы не умею. И не хочу.
– Ваша супруга Галина Петровна Кожухова видный театральный критик и кинокритик. Она хвалит ваши работы?
– Нет, чаще мне от нее попадает. Хорошо, что она и сейчас не присутствует при нашем разговоре, а то была бы недовольна, как я отвечаю… Требовательная очень.
– Алексей Василевич, газету «Радонеж» с удовольствием читают как люди церковные, так и далекие от Церкви, и неофиты, то есть только начинающие церковный путь, и воцерковленные. Скажите для них несколько слов.
– Не ленитесь… У меня бывают периоды, когда я заленюсь, начинаю сокращать утренние или вечерние правила, нет-нет, да богослужение пропущу, перестаю исповедоваться. И сразу начинаю болеть. Но заметил, что как только беру себя в руки и начинаю трудиться, вычитывать все положенные молитвы, регулярно ходить в церковь, болезнь проходит. А главное, вновь появляется желание молиться. Проверено! Поэтому я всем говорю: «Не ленитесь, душа должна трудиться!».
Беседовал протоиерей Александр Новопашин