Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

«Я не буду петь на клиросе…»

Мы уже как-то писали о том, почему молодые люди с таким трудом «приживаются» в Православной Церкви. В числе причин — или поводов к причинам — наши юные собеседники называли и церковных бабушек, и трудности церковнославянского языка, и невозможность сидеть во время богослужений, и многое другое. Но на самом деле, как нам кажется, главная причина заключается в самом человеке, в его упрямом нежелании изменяться, поддаваться доброму.

«Плачут маленькие ангелы…». Так начиналась песня, «происхождения» и автора которой я, к сожалению, уже не помню. Она оказалась среди диктофонных записей, привезенных с одной из встреч любителей авторской песни. Тщательно «прорисовывая» слова, голос, начавший было мелодичное повествование о девичьей судьбе, неожиданно переходил в напряженные тона:

Поздно, маменька, я выросла!
Я не буду шить на пяльцах,
Я не буду петь на клиросе,
Одевать перстнями пальцы…

Заканчивалось все плохо. Впрочем, не совсем об этом речь. Чем могли запомниться, откликнуться эти слова в душе человека, делающего свои первые шаги в Церкви? Упоминанием о клиросе? Да, это зацепляло внимание, как и любая «православная» фраза, услышанная в совершенно светской обстановке. Но еще более — этим дерзким «не буду», перчаткой брошенным в стереотип юной церковно-добродетельной особы. Протест, «крик души»?.. Или попросту глупость? Сложно ответить сразу, но когда-то эти авторские интонации отчасти находили понимание и в моем собственном сердце…

Наверное, приходящему в храм человеку всегда — в той или иной мере — свойственно желание не только освоиться в пространстве Церкви, но и ощущать себя, хотя бы в чем-то, частью ее «среды». Хотелось быть — и выглядеть — не испуганной захожанкой, а примером усердной христианки, с типичными чертами мышления и образа жизни. Непогрешимым образцом в этом плане представлялись девушки с клироса, юные «белые платочки». Возможно, в этом стремлении быть на кого-то похожей скрывалась доля тщеславия, мирского устремления быть принятой за свою. Но было и другое: явное ощущение необходимости меняться в сторону правильных, православных представлений о жизни.

Только вот что поделать, если сложившийся в голове собирательный образ, который, кажется, нужно примерить на себя для настоящего воцерковления,— очень и очень во многом несовместим с уже существующей реальностью жизни и души… Благочестивые матери моих подруг воодушевленно рисовали мне картины «православной женской доли». Знакомые девчата с клироса звали с собой — попробовать — на спевки своих простеньких хоров. И те, и другие приглашали просто заходить на чай. Мне нравилось быть посетителем: в целомудренных девичьих комнатках с иконами на самодельных полочках, в шумных многодетных домах с веселой возней малышни. Заинтересованно, бессистемно пыталась схватывать идеи всего подряд: оформления цветочных клумб у храма, объяснения молитв пятилетним детям, вышивки крестов на покровцах. И надеяться — почти безуспешно — что когда-нибудь осознаю, что все это — мое. Вот только никак оно не наступало — это правильное завтра…

Теперь уже ни дома, ни на церковных службах не покидало ощущение раздвоенности, а то и неприязни к благочестивым стереотипам, так привлекавшим ранее возможностью изменения своей судьбы. Возможно, причиной тому было формальное отношение к Богу, возможно — отсутствие представлений о Церкви как едином братстве, людей очень разных, но единых в главном. Но в недрах души уже отчетливо звучало то самое — «не буду»...

Людей, в той или иной форме переживших период протеста по отношению к церковной действительности, наверное, не так уж и мало. А среди тех, кто пришел в храм подростком или юношей, таких, возможно, даже большинство. Причины, по которым в милом любопытном неофите вдруг просыпается жестокий Базаров, могут быть очень разными: от слишком страстного миссионерства со стороны ближайших родственников до глубокого и обиженного непонимания какого-либо из положений христианства. Но, кажется, с вероучительными вопросами разобраться все-таки проще, чем с возникающим порой необъяснимым желанием «ударить по благословляющей руке», отвергнуть заботливо предложенную духовную и душевную помощь, испытывая при этом совершенно противоположное — необыкновенную нужду в ней.

В основе любого протеста есть какая-то внутренняя боль. И часто — острое противоречие между желанием и невозможностью в чем-то измениться. Приход в Церковь побуждает меняться — всегда. Среди этих попыток изменения рано или поздно может наступить момент, когда, вглядываясь в людей, естественным образом воспитанных в духе благочестия, отчетливо понимаешь, что ты — другой. Не только по жизненному багажу, но и по самому душевному скелету. И скорее всего, тебе никогда не стать полностью тем человеком, которым ты вдруг уже начал мыслить себя — ибо кости затвердели. Вслед за этим и рождается максималистское: «Нет? Ну и не надо!», в результате которого оказываешься в еще большем, окончательном тупике.

Чтобы начать движение «в обратную сторону», мне потребовалось понять несколько неприятных, но очевидных вещей. Точнее, признать — для того, чтобы гармонично влиться в церковную жизнь, в нас действительно многое не заложено. С детства, с юности, семьей, школой, самовоспитанием… Причем не только в духовном плане, но и в элементарном, житейском. Это грустно, это во многом необратимо, но когда принимаешь это как факт, становится проще. И даже появляется потребность хоть немного это исправить.

Помню, как несколько лет подряд перед началом Великого поста всерьез задумывалась: а как это — просить прощения? И понимала, что мне практически не приходилось делать это в жизни. Признавать свою вину — конечно. Но чтобы так, по-доброму, по-семейному кого-то тронуть за плечо: «Прости меня, пожалуйста»… Пожалуй, что никогда. И потому эти простые слова давались мне неимоверно трудно.

Подобным образом пришлось приучать себя и ходить на церковные трапезы. Долгое время они казались мне проявлением чего-то слишком земного, даже бездуховного в Церкви. Служба службой, а поесть можно и дома — «не путая Божий дар с яичницей». Поэтому всякий раз после церковных праздников я устраивала тихий саботаж. «Пойдем!». Нет, ни в какую. «Батюшка обидится». Тем более не пойду! Пока однажды не почувствовала, что вот сейчас опять приду домой, наспех брошу чего-нибудь на сковородку и… никогда не пойму, что значит радость от неспешной чинной трапезы в большой и любящей семье, которой у меня никогда не было. И не в обеде или ужине дело, а в этой занозе, мешающей принять и ту духовную семью, которую посылает Господь.

С укладом, атмосферой церковной жизни начинаешь соглашаться по мере преодоления изломов в себе. И все же, как говорится, «от осины не родятся апельсины». В том смысле, что от нас самих, как правило, пришедших в храм с весьма потрепанным мировоззрением, трудно ожидать чистого и цельного взгляда на жизнь. В том числе — лишенного кризисов и противоречий, необъяснимых всплесков, протестов и попыток срочно изменить себя. Мне кажется, принятие этого факта тоже приносит значительное облегчение душе.

Но главное — в другом. В том, что Церковь дана нам не для того, чтобы мы научились мыслить себя православными. И даже не для того, чтобы выровнять, приблизить к образцам наш образ жизни. В ней Христос «днесь» приходит к нам — именно к нам, растерянным, возмущенным, не умеющим жить. В чем-то мы так и останемся такими, какие есть — с неидеальными привычками, с нескладным своим житием. А что-то — и многое — вылечат благодать и время.

Источник: Православие и современность

25 февраля 2009 г.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×