Лион — второй по величине город Франции, соперник Парижа. В его истории есть два особенно известных сюжета. Первый — восстание лионских ткачей — ближе к нам по времени и кажется жизненнее и понятнее. Второй сюжет — страдания лионских мучеников-христиан — чаще вспоминается, увы, как факт далекого прошлого. Но справедливо ли это?
Город шелка
Лион оказался на Великом шелковом пути, проходившем по реке Роне. Сначала жители города торговали привозным шелком, затем сами вовлеклись в процесс изготовления этой ткани, которая в Средневековье была, если можно так выразиться, свободно конвертируемой валютой. Секрет популярности, а значит, и дороговизны шелка был, в общем-то вполне прозаичным: в шелковом белье не заводились вши, бич средневековой Европы.
Место, где в 177 году приняли смерть за Христа Лионские мученики Пофин, Санкт, Бландина и другие, числом сорок три… Окруженные городом, эти камни очень неприметны. Интересно, знают ли школьники, которые учатся по соседству, за высоким забором, что за события происходили здесь чуть меньше двух тысяч лет назад? |
Многоквартирные дома ткачей с XVI века строились на холме «Круа-Рус», что в переводе значит «Рыжий Крест». Эти кварталы теперь особенно в цене: лионской интеллигенции по душе теплые старинные здания с огромными окнами и светлыми комнатами. Раньше в каждой квартире была ткацкая мастерская. Муж ткал на огромных деревянных кроснах, жена работала на подхвате, временами заменяла его. И детям тоже хватало дела — мотали нити на бобины, например. Такой семейный заводик работал от рассвета до темноты. Тем и жили.
По мере развития фабричной промышленности и появления крупных предприятий положение хозяев мелких мастерских и наемных работников сильно ухудшилось — они попали в полную зависимость от предпринимателей-мануфактуристов. В 1831 и 1834 годах произошли два восстания лионских ткачей, прошедшие под лозунгом «Жить, работая, или умереть, сражаясь!». Восстания были жестоко подавлены. Рабочие поняли, что нужно сплачивать ряды и бороться организованно. Так появились прообразы современных профсоюзов, которые со временем стали мощными синдикатами, диктующими свои условия владельцам заводов и фабрик и имеющими сегодня представителей на уровне Национального собрания Франции.
Холм молитвы
Холм «Круа-Рус» славен не только кварталами ткачей и их восстаниями. Здесь во II веке были и другие герои — те, кто сражались не на баррикадах: в 177 году христиане Лиона и его окрестностей в страшных пытках и вплоть до смерти свидетельствовали о своей вере.
Кварталы ткачей. Вернее, таковыми они были раньше. В XIX веке здесь было восстание, забастовка, которую принято считать началом волны промышленных стачек. Теперь здесь просто улицы, просто лавочки, в которых просто вещи из India и China… В Лионе уже не производят шелк. Кропотливая это работа — ручной труд… |
«Проклятое население», в котором видели источник бед, старались изолировать: христианам запретили посещать бани, собрания, показываться публично и даже в частных домах. Стоило христианину попасться кому-то на глаза, как тотчас поднимался шум и крик, его били, волокли, побивали камнями. Христиане принадлежали к разным социальным слоям: среди них были богатые люди, были врачи, юристы. Исключение из общественной жизни для многих стало немалым бедствием. Но это было лишь начало… Шел 177 год, который будет отмечен в истории Церкви подвигом лионских мучеников.
«У нас нет ничего худого»
В тот год начались повальные аресты лионских христиан. Проводились допросы, сопровождавшиеся жесточайшими пытками. От христиан добивались признания в мерзостях, которых те не совершали, а также в «безбожии» и «нечестии». Гонения вскоре распространились и на соседнюю вьеннскую церковь. Так, накануне языческих императорских торжеств в лионских тюрьмах собрались самые верные христиане двух городов, Лиона и Вьенна, основатели галло-греческого христианства.
Ступени в амфитеатре, где были замучены верные Христу лионцы. Хочется на коленях припасть к этим камням. Но не выйдет. Амфитеатр реставрируется, доступа внутрь давно нет. Место казни Лионских мучеников обнесено решеткой. |
В 177 году в Лионе приняли мученическую смерть сорок три человека. Вот имена лишь нескольких из них: епископ Пофин — седой старец, духовный лидер галльских христиан; вьеннский диакон Санкт (его подлинное имя осталось неизвестным); Александр; Мадур; раба Бландина… Французы особенно почитают Бландину, причем имя ее госпожи, тоже христианки, пострадавшей в те же дни, нигде не упоминается, а вот о рабыне известно многое. Братья по вере очень за нее переживали — Бландина была самой слабой физически и совсем недавно примкнула к христианской общине. Однако именно ей суждено было умереть в числе последних — ее мучили несколько дней, с утра до вечера, самыми изощренными способами, но не могли заставить ее порвать со своей верой. В письмах сказано, что даже у палачей не осталось сил истязать Бландину, но она по-прежнему была жива и повторяла: «Я — христианка, у нас нет ничего худого». Ее стойкость и сила духа в конце концов вызвали восхищение зрителей. Галлы скажут о ней, что никогда прежде ни одна женщина в их земле так не страдала…
После казни тела мучеников еще шесть дней пролежали под открытым небом. Римская стража никого к ним не подпускала, и христиане не имели возможности их похоронить. Затем останки были сожжены, а пепел сброшен в Сону…
Наперекор
Теперь на месте казни лионских мучеников — только развалины амфитеатра, обнесенные металлической сеткой. Ведутся работы по реконструкции — пройти поближе невозможно. Полуобрушившиеся ряды сидений из серого камня спускаются к небольшой арене, усыпанной розовым мелким гравием. Сюда приходят с обзорными экскурсиями по городу. Гид рассказывает о событиях 177 года, туристы понимающе кивают.
Вид на город с холма Фурвьер |
Фото Владимира Ештокина