Не надо бояться свободы дискуссий

Источник: Богослов.Ru

В интервью изданию «Православная Русь« (Джорданвилл, США), профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов рассказал о подготовке священнослужителей в духовных школах Русской Церкви и об опыте работы с молодежью на приходе святой мученицы Татианы при МГУ, настоятелем которого он является.

– Насколько выпускники духовных школ соответствуют реальным требованиям прихода?

Канонический возраст для рукоположения священника (30 лет) соблюсти невозможно. Священников не хватает, особенно если мы отъедем от Москвы, пересечем Урал или просто окажемся в Вологодской, Костромской, Архангельской епархиях. Конечно же, открывающиеся храмы требуют большого числа нового духовенства. Большой приток в Церковь и в духовные школы был в начале 90-х годов, когда пошли учиться в семинарии и рукополагались в священство те, кто до того в силу жизни в Советском Союзе не имели такой возможности, потому что в советское время человеку с высшим образованием было крайне затруднительно поступить в семинарию.

С этим стало легче в конце 70–80-х, но все равно крайне трудно. Были ограничения для военных или учителей. И вот все эти люди, включая не очень молодых, дали нам поколение учащихся духовных школ первой половины 90-х. Как преподаватель, вспоминаю это время как самое радостное: это было время надежд, единодушия — и действительно, очень серьезные люди шли в духовные школы. Потом получилось так, что поколение абитуриентов исчерпалось: все старшего поколения, кто хотел поступать, отучились. Сейчас поступают молодые люди после школы, армии или после светского учебного заведения. Это, в основном, люди, повзрослевшие в постсоветском обществе, выпускники современной российской школы.

Конечно, уровень очень разный, как и уровень наших семинарий очень разный. Есть те, о которых сегодня можно сказать, что они являются высшими учебными заведениями в полном смысле этого слова. Это Московские духовные школы, Санкт-Петербургские духовные школы. Из провинциальных назову Смоленскую, Тобольскую, Томскую, Саратовскую, Ставропольскую семинарии.

Хорошо, если они выпускают, например, по 40 человек в год. Провинциальные выпускают человек по 10–15. Московская выпускает человек 80–90. Не все выходят в сане или сразу рукополагаются. Количество приходов возрастает, а старое духовенство стареет и умирает. В этом отношении есть физическая необходимость. Как правило, приходы в городах требуют не одного и не двух клириков.

Я бы не боялся самой молодости нашего духовенства, но плохо когда выпускник, не имеющий опыта служения со старшими клириками на приходе, окончив семинарию, после короткой практики в архиерейском соборе направляется для самостоятельного служения на приход в маленький город или село. Он должен сам «выплывать» из этой ситуации. И тут молодому человеку, которому еще нет 30-ти лет, без жизненного опыта оказывается очень трудно. В любом случае лучше это, чем рукоположение (которое имеет место) тех, кто не получил регулярного духовного образования, а получает его потом заочно.

Все же 5 лет, проведенных на семинарской скамье, это довольно крепкая закалка и в отношении самих навыков церковной жизни, и в плане бытовой стороны жизни. Это — формирование системы трезвых богословских взглядов. Выпускники очной духовной школы в значительной степени оказываются носителями общецерковного предания, чем своеобразных частных воззрений. У семинаристов образуется братство. Если рос человек на приходе, знал только своего священника, его порекомендовали, архиерей его рукоположил, то в духовном отношении кругозор его заужен, и понятие вселенской Церкви для него ограничивается представлением о двух-трех соседних приходах.

– Как происходит работа с каждым отдельным учащимся? Существует ли свобода богословской дискуссии?

Здесь я скажу о ситуации в Московских духовных школах. Я бы не сказал, что в наше время существует жесткий диктат в отношении каких-либо воззрений, выходящих за пределы общеобязательного в нашем вероучении. Конечно, антитринитарий в нашей семинарии учиться не может, но даже в области экклезиологии у нас и среди преподавателей могут быть разные взгляды, в отношении, скажем, к инославным.

Достаточно интенсивная дискуссия имеет место в области сотериологии. Совсем недавно закончилась (постановлением богословской Синодалыюй комиссии) многолетняя дискуссия о допустимости применения термина пресуществление в отношении православного понимания Евхаристии. В этом вопросе обнаружились разные точки зрения. Я бы не сказал, что у нас существует требование единомыслия с преподавателем или что существует официальная богословская или церковно-историческая линия, которой студент обязан следовать.

В отношении церковной истории есть разные подходы. Отец Владислав Цыпин и отец Георгий Митрофанов стоят на очевидно разных подходах, А.К. Светозарский и, с другой стороны, о. Владимир Воробьев и о. Александр Мазырин тоже имеют разное понимание событий церковной истории. В основном есть требование аргументированно защищать свою позицию. Конечно, если мне студент по сравнительному богословию напишет, что экуменизм — «ересь, ничего знать не хочу и отвечать на вопрос не буду», я ему поставлю «2», потому что он прикрывает невежество ревностью о Православии. Но если он аргументированно, ссылаясь на документы, в сочинении будет защищать позицию о желательности выхода из ВСЦ, это не повлияет на оценку, которую я ему поставлю. И так, я полагаю, происходит в большинстве предметов.

Личностные свойства преподавателя имеют место, но это есть и в светском вузе. Это личность преподавателя, а не требование некой унификации взглядов. Мне кажется, свобода внутри наших духовных школ сейчас достаточно велика. Можно посмотреть интернет-узел Учебного комитета «Богослов.Ru«, его форум, который дает возможность свободно высказываться представителям разных точек зрения.

– Какой аспект воспитания молодежи на приходе требует особого внимания?

Молодежи обязательно нужно давать возможность приобщения к живой внебогослужебной деятельности. Это может выражаться в разном. Я слышал о том, что уходят молодые люди потому, что им не очень понятно, что они могут делать, кроме того, что только молиться. И хотя, конечно, богослужение и молитва должны быть основой всего, но мы не должны соглашаться с тем, чего от нас хотела советская власть, чтобы в Церкви богослужением все и заканчивалось. Я не хочу сказать, что это должна быть только жестко обозначенная социальная деятельность — помощь бездомным или сиротам, хотя это, конечно, тоже очень важно. Реальный опыт — видеть того, кому плохо, и что-то для него сделать, это очень существенно.

Мы, например, ездим в Колычевский монастырь под Егорьевском, в котором четыре монахини, а четыре пятых части этого дореволюционного здания занимает психоневрологический интернат. Там человек 600 больных. Мы привозим молодых людей, чтобы они поняли, что это не просто какие-то страшные больные, от которых можно только бежать; первая реакция такая, но к третьим суткам перестаешь это замечать. Важно, чтобы молодые люди поняли, что это помощь действительно больным людям. Можно приехать помочь маленькому приходу спеть Литургию, посетить детские дома, дома престарелых. У нас на такие летние двухнедельные поездки конкурс, потому что мы не можем взять всех желающих. Они готовятся с осени: проходят вероучение, осваивают песнопения.

Второго типа миссионерские поездки — в отдаленные епархии, где не хватает духовенства. Мы были два раза в Костромской епархии, на Алтае, в этом году в Якутии; там вообще духовенства не бывает. Это для прихода очень важно. Те, кто съездил в эту поездку, становятся опорой прихода, вокруг них собираются другие молодые люди, для прихода они становятся первыми помощниками.

Интернет-издания — тоже живое дело. «Татьянин день» мы перевели в электронный формат. Вокруг этого издания собирается много людей, студенты; на 90 процентов это плод их труда, мои функции там, по крайней мере, не творческие. Певческая школа и т. д. Что бы там дальше ни было, главное, чтобы молодые люди сами что-то делали. Беда начинается, когда для молодежи что-то организуют: вот вам летний лагерь, вот вам концерты, вот вам паломническая поездка. Им нужно находить дело, а не устраивать мероприятие, тогда это будет сплачивать, и к этому будут тянуться. Потому что молодежи хочется чего-то настоящего.

Беседовала Мария Псарева

Протоиерей Максим Козлов

Источник: Богослов.Ru

17 декабря 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×