У Церкви нет военных семинарий, а в министерстве обороны не предусмотрено института полковых священников. Но, как известно, если чего-то нельзя, но очень хочется, то можно.
Дорога к храму
– Православных частей в армии нет, – строгим тоном разъясняет подполковник Владимир Пуликов. – К нам, в соответствии с соглашением между РПЦ и Генштабом, направляют служить верующих. Да, преимущественно это молодые люди православного вероисповедания. Но называть нашу часть христианской некорректно не только по соображениям уставного характера, а хотя бы потому, что служат и мусульмане.
Гарнизон затерян во владимирских лесах, примерно в ста километрах севернее столицы. Часть инженерных войск преимущественно занята охраной арсенала, в котором хранится то, о чем посторонним знать не положено.
С названием – сложно. Когда-то, для того чтобы ввести вероятного противника в состояние географической прострации, ее «приписали» к почтовому отделению Плеханы, но часть расположена не там. Часто называют «Арсаками», по одноименной железнодорожной станции, но это тоже мимо. Самое точное определение: Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Поскольку знаменитый мужской монастырь, основанный Зосимой, находится не просто рядом, а на территории гарнизона.
– …Да, к слову, а хоругвь у нас есть, – смягчается подполковник Пуликов. – Нам родители одного из солдат подарили. Да пройдемте, сами посмотрите.
Укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, которое положено во время крестного хода нести впереди шествия (в старые времена с хоругвями иногда шли в бой), стоит в храме. А сам храм – в казарме. Создан руками солдат, естественно, исключительно на добровольной основе. С начала 90-х годов, когда сюда стали призывать семинаристов, в части появились настоящие мастера. Они писали иконы, вырезали деревянные киоты, иконостас, Царские врата. Войсковой храм освящен осенью 2001 года в честь преподобного Даниила Московского, официального покровителя инженерных войск.
Слава о православной части мгновенно разнеслась по всей стране. В армии есть еще несколько православных гарнизонов, например на Валааме. Но там всего-навсего рота ПВО: полтора десятка человек (по пехотным меркам это половина полноценного взвода), а здесь – почти полк.
Верующие всеми правдами-неправдами стали пристраивать в Зосимову пустынь своих детей-призывников. Мотив, собственно, один: спасти ребенка от ужасов дедовщины.
По секрету сообщим, что с дедовщиной в православной части покончили гораздо позже, чем это принято считать.
Были и проблемы у местной братии. Старожилы вспоминают, что одно время половину храма Смоленской иконы Божией Матери занимал армейский клуб, в другой ее части шли богослужения. Представьте, лихие 90-е: в храме одновременно и молятся, и пляшут. Дошло до рукоприкладства. Легенда гласит, что монахи вспомнили, что веру надо отстаивать. Помолившись, братия закатала рукава… В рукопашной «виктория» была на стороне служителей Церкви. Их зауважали. А вскоре и храм полностью отошел монастырю.
Сегодня подобные эксцессы невозможны в принципе: священнослужители с военными живут душа в душу. Иначе и не получится: в монастырь можно попасть только через КПП части. Другого пути нет. Конечно, это только в буквальном смысле слова.
Отец родной
С дедовщиной бились долго и упорно. Успех связывают с именем иеромонаха Варнавы. В части его называют отцом родным.
В родной Твери Новиков окончил музыкальное училище. Стоял перед выбором: либо в консерваторию, либо в армию. Отец-игумен благословил сюда.
– Да и косить от армии не хотелось, – простодушно признается стрелок.
На мой вопрос: используются ли в части термины «дед», «дембель», «молодой»? – Вадим отвечает уклончиво: – Ну, все-таки это армия, определенные традиции есть. Но традиции традициями, а кулаками здесь махать не принято.
– Дело в том, что старослужащих в нашей части принято уважать, – продолжает Новиков. – Этому учит и отец Варнава. Батюшка так и говорит: вы должны уважать тех, кто больше прослужил, без этого нельзя. Они опытнее, могут подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А вот кровати за старослужащими заправлять никто не должен, кроме них самих. В казарме горничных нет.
– И вообще, служить надо правильно, – философски заключает ефрейтор. – Так, чтобы тебя уважали. А если все все понимают и можно объяснить не кулаком, а словом – то откуда взяться дедовщине?
Кроме «чуда» наведения уставного порядка в казарме отец Варнава, сам когда-то отслуживший срочную в ракетных войсках, – автор еще нескольких «чудес».
Он бессменный попечитель гордости части и монастыря – православного воинского хора (кстати, стрелок и профессиональный музыкант ефрейтор Новиков – его солист). В репертуаре – духовные песнопения, военные марши и патриотические песни. Записано несколько дисков. Хор 15 лет подряд участвует в музыкальных конкурсах, в том числе и международных, и неизменно становится их призером. Что чудесного? Не путайте коллектив с ансамблями песни и пляски, там музыканты и солисты служат на постоянной основе. «Чудо» Зосимовского коллектива в том, что хор полностью состоит из солдат срочной службы, а это значит, что находится в состоянии превентивного обновления. Тем не менее здешний взвод певчих – по-прежнему самый известный духовный православный хор в России.
Перед тем как молодого человека призовут в эту часть, ему предстоит пожить какое-то время в монастыре. Фактически отец Варнава проводит и отбор молодого пополнения, и организует с ними допризывную подготовку.
– Обратите внимание: призывники в монастыре ходят в форме и кирзовых сапогах, – говорит батюшка. – Это надо, чтобы парень привык к некоторым неудобствам еще до армии. Здесь же мы учим их подшивать подворотнички, пришивать пуговицы и так далее. Так что к периоду прохождения срочной службы у ребят уже есть некоторые навыки, и им легче служить.
Отец Варнава охотно разъясняет родителям будущих призывников, как попасть служить в Зосимовский полк.
– Нужно для этого прежде всего молиться, – говорит батюшка. – и не позже чем за полгода до призыва приехать к нам, готовиться к военной службе при монастыре, знакомиться с командованием части. Здесь же мы готовим специальные списки, которые подаем в Генеральный штаб и военный отдел Московской патриархии.
География призыва: от Петропавловска-Камчатского до Подмосковья. Много ребят из Астрахани, Ростова, из-за Урала. Чтобы не гонять будущего воина по всей стране (представьте – слетать на Дальний Восток), его временно приписывают к Троице-Сергиевой лавре. Оттуда и призывают.
Священный «калашников»
– Перед религиозными праздниками батюшка всегда меня вызывает, – рассказывает Реваль Шигапов. – Дает продукты, инструктирует по блюдам, которые готовят для храма. Говорит: надо вот такой-то салат приготовить. Допустим, если пост, нельзя животное масло, только растительное.
Батюшка ко мне нормально относится, доверяет. Хотя знает, что я сам не православный, в храм не хожу. Я ведь вообще-то мусульманин…
Реваль – повар. До службы заочно учился в родной Казани в Институте управления экономики и права. После призыва попал в учебку: школа военных поваров в Новочеркасске.
– Нужная профессия, – убежден солдат. – Фактически я старший повар, и вроде бы у меня получается. Те солдаты, которые бывали в других частях и могут сравнивать, говорят, что готовим мы вкуснее. Да и продукты здесь лучше. И вообще – хорошая часть. Люди общительные, нет агрессии. А с христианами проблем нет.
Реваль в мечеть в увольнение не отпрашивался. Просто нет потребности. Но уверен, что, если бы попросил командира, его бы отпустили. Хоть в Москву.
Высокое начальство говорит, что солдат не ошибается.
Бойцы-христиане храм посещают ежедневно, точнее – ежевечерне. По меньшей мере трижды в день верующие солдаты молятся. Перед завтраком, обедом и ужином в столовой раздается непривычное для казармы: «Отче наш, иже еси на небеси…» В караульной роте в отличие от других подразделений все сто процентов личного состава – православные, поэтому делают это организованно.
У части есть свои традиции. На Новый год личный состав поздравляет командир вместе с батюшкой. Перед присягой здесь принято освящать оружие. То есть каждый автомат освящают раз в полтора года. Сейчас, в связи с сокращением срока службы, будут это делать раз в год. Пожалуй, здесь самые освященные «калашниковы» в армии.
После службы в части солдаты иногда остаются в монастыре.
– Сейчас среди братии, правда, бывших солдат нет, – говорит монах Аристоклий. – Был у нас замечательный мальчик, учится в семинарии, был келейником у самого Варнавы. Он уехал в Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Сейчас готовится к пострижению.
Чаще, уволившись, «зосимов-ские солдаты» становятся священнослужителями. Таковых уже более 70.
Блицопрос. Нужны ли в армии штатные полковые священники?
Владимир Пуликов, подполковник: А зачем? Все воинские части так или иначе находятся вблизи храмов. Поэтому полковой священник нужен на корабле, кстати, на флоте они первыми и появились. Нам-то еще один зачем? Наоборот, есть стимул у Церкви и командования наладить взаимодействие. Польза от этого всегда обоюдная – и храму, и воинской части есть чем друг другу помочь.
А вот в боевых условиях священник бы, пожалуй, и не помешал.
Вадим Новиков, ефрейтор: Как таковой – нет. Священник – ну какой он офицер? Офицер – он всегда начальник. Ему все не расскажешь, не исповедуешься.
Монах Аристоклий: Нет, нет и нет! Это уже проходили, это уже показали. Были до революции полковые священники, как они в 1917 году защитили Родину? Да никак! Штык в землю, все разбежались. Их постреляли вместе с офицерами, вот и все.
Распорядок дня
Монастырь
Начинается день в 5 часов утра келейной молитвой.
В 6.00 утра – служба. Продолжается до 9.00 или до 11.00 в зависимости от дня. В 11.00 – трапеза. Потом час отдыха. Далее – послушания: кто в столярке, кто на скотном, кто на кухне готовит. В 17.00 – опять служба, обычно до 20.00. В 20.00 – трапеза (иногда – в 19.00). Потом – келейное правило*.
22.00 или 23.00 – упокоение сном.
* Келейное правило – молитвы и псалмы с определенным числом поклонов. Правило назначается для каждого монаха сообразно его силам души и тела. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало его здоровья и этим не принудило отказаться от всякого правила.
В/ч 42754
Подъем – 6.00
Утренняя физзарядка – 6.10-6.40
Завтрак – 7.30-7.40
Учебные занятия – 8.40-15.50
Выполнение производственных задач
на объектах части – 8.30-13.20
Обед – 13.20-14.00
Время для личных потребностей – 14.00-14.30
Уход за оружием – 14.30-16.30
Самостоятельная подготовка – 16.30-18.20
Воспитательная, культурно-досуговая,
спортивно-массовая работа – 17.30-18.20
Уборка помещений и территории – 18.20-18.40
Ужин – 18.55-19.10
Время для личных потребностей – 19.10-21.30
Вечерняя прогулка – 21.30-21.40
Отбой – 22.00