Православная семья: папа (37 лет), мама (40 лет), Миша (10 лет) и Маша (9 лет) за 21 день в августе 2007-го на старенькой машине проехали 12 тысяч километров по территории шести государств, искупались в пяти морях и поклонились малоизвестным православным святыням Ближнего Востока. Оказалось, для этого нужна только решимость, немного денег на бензин и пара виз, которые в Москве можно получить за час!
Терроризм паломнику не помеха!
Начнем по порядку. Откуда вообще такая идея – ехать на Ближний Восток? Дело в том, что наш папа крещен в честь святого Иоанна Предтечи, и много лет он мечтал приложиться к его мощам, которые, согласно преданию Антиохийской Православной Церкви, хранятся в столице Сирии. В русских житиях рассказывается другая история, но на Востоке все христиане верят, что честная глава Крестителя – в Дамаске. А в соседней с Сирией Иордании находится место, где Господь Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в Иордане. Вот две главные цели нашего путешествия.
И вот машина загружена, дети на заднем сиденье – вперед!
Кружной путь по Закавказью
Единственная настоящая трудность для путешественников связана с непростыми политическими отношениями между разными странами: многие границы оказываются закрытыми. Поэтому прямой на карте путь на практике превращается в извилистую змейку. Наш маршрут пролегал так: Москва – Махачкала – Баку (Азербайджан) – Тбилиси – Батуми (Грузия) – Эрзурум – Татван – Газиантеп (Турция) – Алеппо – Дамаск (Сирия) – Амман – Акаба (Иордания).
Путь от Москвы до Грузии стараемся преодолеть побыстрее. Купаемся по дороге в Каспийском море и торопимся дальше. Единственная трудность – миновать азербайджанских гаишников. Под машину с российскими номерами они просто кидаются со своими полосатыми палочками! 23 вынужденные остановки за день!
|
|
В столице Грузии идем в собор VI века, прикладываемся к иконе равноапостольной Нины. Находим древний образ Иоанна Предтечи, просим благословения поклониться его честным мощам, до которых еще больше трех тысяч километров пути. Потом идем по переплетениям узеньких улочек. Везде пахнет свежим хлебом. Люди ужасно рады русским: готовы остановиться и прямо на улице рассказывать про свой любимый Тбилиси. Домики лезут все выше по горе. На самом верху несколько соборов – «Вифлеемский квартал». Напоминает, что скоро-скоро мы рассчитываем оказаться совсем близко от Вифлеема.
Гостеприимство потомков Авраама
Алеппо |
Монастырь святого Симеона Столпника в Алеппо |
Камень столпа св. Симеона Столпника |
Кто ходит в храм без платка – купается в одежде!
Дальше наш путь пролегает через городок Латакия на берегу Средиземного моря. Это древняя Лаодикия. Уже поздний вечер. Безуспешно пытаемся выяснить, во сколько служба в кафедральном соборе св. Георгия, действующем с VI века. Но в Сирии не пропадешь! Проходивший мимо художник-мусульманин угостил нас орешками и все объяснил на неплохом английском. В воскресенье идем на службу. Храм-базилика выглядит по-современному, т. к. много раз достраивался. Подходим к батюшке за благословением. Он рассказывает, что всего неделю назад был в России, причем прямо у нас в Сергиевом Посаде! В храме стоят рядами скамейки, народ большую часть времени сидит, встают только в особо важные моменты службы. Женщины в основном с непокрытыми головами, многие в брюках. Начинается литургия. Служат по-арабски, но иногда звучит «Кирие элейсон». Малый и Великий входы обходят весь храм, впереди идет множество детей со свечами и хоругвями. Всю службу открыты Царские врата, как у нас на Пасху. «Верую» и «Отче наш» поем вместе со всеми, вокруг по-арабски, мы – по-славянски. Народу много, причащаются почти все, кто был на службе. Здесь принято исповедоваться только в каких-то особых случаях, а так все идут к причастию без исповеди. В ходе службы происходит освящение больших плоских лепешек (они стоят с воткнутыми в них свечами перед алтарем), и после причастия их раздают нарезанными на кусочки, как у нас просфоры.
Дети хотят на море! Вот и третье море на нашем пути – Средиземное. На пляже видим удивительную картину – арабские женщины заходят в воду полностью одетые. Маме приходится следовать их примеру, и она едва не тонет в волнах, запутавшись в длинном платье. Местные дамы в своем мокром обмундировании выглядят удивительно, но вовсю веселятся и очень довольны жизнью: полощутся в море на надувных кругах, играют в футбол на мокром песке.
Мечеть, в которой можно молиться православным
Часовня всегда закрыта, можно только приложиться к внешней решетке и посмотреть сквозь стеклянную стену на раку с мощами. Сверху на византийской по форме часовне – мусульманский полумесяц. Создается впечатление, что Иоанн Креститель заключен в темницу, и понятны становятся чувства крестоносцев, желавших освобождать христианские святыни. Мы приложились к оградке, спели величание. Окружавшие нас мусульмане смотрели на это с уважением и даже подбадривали нас – вот, мол, пришли люди не просто глазеть, как туристы, а молиться, хоть и по-чудному, с их точки зрения.
Обращение апостола Павла. Икона в башне городской стены Дамаска, с которой, как говорится в Деяниях, апостола спускали в корзине, чтобы спасти от тюрьмы. Согласно арабской традиции письма и чтения, события на иконе следует рассматривать справа налево |
Учим арамейский разговорный
|
|
Еще поселок Маалюля знаменит тем, что здесь до сих пор сохранился тот диалект арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос. Несколько лет назад правительство Сирии дало разрешение на открытие в Маалюле международного института арамейского языка и письменности. Действительно, для семитологов тут раздолье – информанты прямо-таки шныряют по улицам. Фотографируем Машу с девочками, болтающими по-арамейски. Они красиво одеты, потому что идут в монастырь на всенощную под праздник Успения. (Посещая храмы Антиохийской Церкви, нужно помнить, что она живет по григорианскому календарю. У нас еще пост!)
Монастырь Сейднайской иконы Божией Матери |
Пророк Моисей похоронен на Небе
Иорданское Хашимитское королевство (как оно официально называется) встречает путешественников сильной жарой и портретами улыбающегося короля Абдаллы Второго. Точно так же здесь улыбаются все: пограничники, таможенники, продавцы плодов кактуса вдоль дорог…
Рассматриваем мозаику с картой Святой земли в храме св. Георгия в Мадабе |
В католическом храме пророка Моисея на вершине горы Небо – также древние мозаики на полу |
Место Крещения Господня находится на суше!
По утверждению иорданских археологов, точное место Крещения Господня обнаружено лишь восемь лет назад, когда прекратились боевые действия на Западном Берегу Иордана и стало возможно вести регулярные раскопки. Дело в том, что Иордан за две тысячи лет не только сильно обмелел, но и русло его сдвинулось на несколько десятков метров к западу. Ученым удалось найти остатки крещального византийского храма, стоявшего прямо в реке. Многие путешественники VI-VII веков описывают мраморные ступени, по которым паломники сходили в воду, как верили, именно там, где крестился Господь. Теперь эти ступени открыты – хотя и на суше. Исследования показывают, что здесь один за другим строилось над рекой не меньше трех храмов: один фундамент размывала вода – тут же закладывали следующий. Значит, это место в глазах ранних византийцев действительно имело исключительное значение. Получается, что паломники, приезжающие к Иордану со стороны Израиля, место Крещения увидеть не могут, ведь по реке проходит граница. Мы подходим к Иордану, поем тропарь Крещения и – под пристальными взглядами автоматчиков с обоих берегов – троекратно погружаемся в воду.
Стадион на кладбище?
Петра в прошлом году была международным голосованием в интернете признана новым чудом света. И есть за что! Это действительно удивительный некрополь таинственного народа – набатеев, который появился на территории современной Иордании лет за четыреста до рождества Христова. В мягком, так называемом нубийском, песчанике вырезаны десятки прекраснейших дворцовых фасадов, а внутри – лишь небольшие комнатки. Так набатеи погребали своих царей. Но вот что они делали на гигантском стадионе, расположенном аккурат в середине этого города мертвых? Вряд ли ведь представляли античные комедии! И все-таки больше всего поражает в Петре сама горная порода, в которой вырезан город: оттенки от алого до черного и от кипенно-белого до ядовито-лимонного наплывают друг на друга волнами, полосками, перьями, огурцами… А вот эта скала – ну просто гигантская нарезанная кусочками семга!
Пустыня Вади-Рам, «Лунная долина», – заповедный уголок Иордании, где бедуины живут, как 2000 лет назад |
Рипида в качестве пастушьего посоха
Акаба – удивительное место. Когда-то в доисторические времена Мертвое море было проточным озером (как сейчас – Генисаретское), а полноводный Иордан впадал в Красное море. Потом устье навсегда пересохло, и теперь вся Иорданская влага испаряется с поверхности Мертвого моря. Но узкий Акабский залив и сейчас напоминает русло реки.
Здесь, стоя на одном месте, видишь четыре государства: сам стоишь в Иордании, холмы слева – это Саудовская Аравия, белые многоэтажки в правой части бухты – израильский город Эйлат, а на другом берегу залива – Египет, наш любимый Синай. И если бы можно было пересечь десять километров суши, принадлежащей Израилю, мы бы обязательно навестили монастырь св. Екатерины и Неопалимую Купину. Но, увы, с паспортами, заставленными сирийскими визами и штампами, нам через Израиль не прорваться: война.
В Акабу мы приехали под вечер 18 августа. Завтра праздник – идем в город искать православный храм. Сразу находим… униатский. Улыбчивый патер сокрушается, что мы не хотим помолиться на его прекрасной понятной мессе на английском языке («у ваших православных – все по-арабски!»), и показывает дорогу. Чувствуется близость моря. Смеркается. Наступает приятная прохлада. На бензоколонке видим электронный термометр: плюс 36. Ко всему привыкает человек!
Разговляемся красноморской рыбкой в дешевом ресторанчике в центре Акабы, а потом полтора дня полного отдыха – мы заслужили! Плаваем над коралловым рифом в масках, разглядываем удивительных разноцветных рыб, ежей, актиний, медуз… Фауна Красного моря приводит на ум слова 103-го псалма: «…тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими… Вся премудростию сотворил еси!»
А по морю – гораздо быстрее!
|
|
Обратный путь – почти по прямой. Только в Сирии заезжаем в город Хама на реке Оронт. Здесь уже 500 лет без остановки работают огромные деревянные водоподъемные колеса, которые всю Хаму снабжают водой по огромным акведукам. Как вечный двигатель: вода и крутит колесо, и поднимается с его помощью на 20-метровую высоту!
Практические рекомендации
Ближний Восток доказал свою проезжаемость малыми средствами. Ночевать можно где угодно: в палатке, в дешевых придорожных отельчиках, а можно заехать на холм, вытащить из багажника одеяло и любоваться на звезды, пока не заснешь. В книжках пишут, что где-то тут бродят скорпионы и ползают щитомордники. Но мы с ними разминулись! Зато примерно на третью ночь, еще в Сирии, мы перестали проверять, заперта ли машина на ночь. Бытовое воровство на Ближнем Востоке, похоже, просто отсутствует, ведь еще совсем недавно преступникам здесь отрубали руку (вспомните житие Иоанна Дамаскина и иконописный сюжет «Троеручицы»). Что же касается питания, то арабский придорожный фастфуд, состоящий из шаурмы, фалафели (постные жареные шарики из бобового теста) и тающих во рту смокв оказался совершенно щадящим даже для детских желудков.
Заранее достаточно получить только визы Грузии и Сирии. Остальные страны можно проехать без проблем. С лета 2008 года въезд на территорию Израиля для граждан России станет безвизовым.