Непослушание первых людей, Адама и Евы, повлекло за собой вселенскую катастрофу, последствия которой испытывает на себе каждый из нас. С грехом вошла в жизнь смерть, вошли болезни, скорби, разные неприятности. Память об этом, пусть и в стертом виде, жива до сих пор. Даже у тех народов, которые не признают Библию своей Священной Книгой, или в среде атеистов детское непослушание никогда не считалось чем-то хорошим и правильным. Что вполне естественно: для самого ребенка такое поведение опасно, а для взрослых – оскорбительно. Ведь если ребенок, которого родители, в силу его детского возраста, полностью обслуживают, еще и начинает ими командовать, то взрослые автоматически низводятся до положения рабов. Их авторитет, естественно, рушится. Дети очень тонко чувствуют нарушение семейной иерархии и пытаются использовать это в своих эгоистических целях, причем реагируют по-детски ярко и непосредственно, не церемонясь. «Подай, принеси, унеси, пошла вон и не смей мне перечить, а то я тебе задам!» – вот кредо такого юного «рабовладельца». Конечно, подобное обращение, даже если оно по тем или иным причинам допускалось в некоторых семьях, неизменно вызывало осуждение окружающих. – со всех сторон слышали чересчур снисходительные родители.
– Ох, смотрите, наплачетесь вы с ним (с ней)! Разве можно так детей распускать?
ДЕТИ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ
Однако в последние десятилетия люди все чаще слышат противоположное. Воспитание называется «давлением», наказание – «насилием», взрослых уверяют, что дети ненавидят дидактику и что педагогика должна быть «недирективной». Дескать, вы изложите разные точки зрения, а ребенок пусть сам делает свой выбор. Он же свободная личность! Какое право вы имеете диктовать ему, с кем дружить, какие фильмы смотреть, играть или не играть в компьютерные игры, вступать или не вступать в интимные отношения, потреблять или не потреблять наркотики? Попробуйте убедить его, а если не получится – смиритесь. Значит, вы не подобрали правильных слов или не сумели завоевать авторитет. (Хотя как можно завоевать авторитет у ребенка, который сызмальства привык, что тебя можно не слушаться, если ты «неубедителен»? Ясно же, что для своевольного человека только свое слово – закон, а к остальным он прислушивается лишь до тех пор, пока это не вступает в противоречие с его волей и желаниями.) Уже не первый год либерально настроенные политики агитируют депутатов ввести в России систему так называемой «ювенальной юстиции», в рамках которой дети бы получили возможность подавать на родителей в суд, если те нарушают их права. В тех странах, где ювенальная юстиция введена, родителей могут лишить родительских прав за то, что они… не дают ребенку играть в компьютерные игры, наказывают за прогул школы, не пускают на дискотеку или в сомнительную компанию. Да-да! Ведь они лишают ребенка права на отдых, на общение, на творческую самореализацию… В Америке, по отзывам живущих там людей, многие дети теперь разговаривают с родителями с позиции силы, держа палец на кнопке мобильного телефона и угрожая в случае отказа выполнить их требования, что они позвонят по телефону 911 и пожалуются на психическое насилие. «911» – телефон службы спасения. Не правда ли, симптоматично, что теперь она занимается еще и спасением детей от родителей?
А учителя Германии в начале 2006 года устроили массовую забастовку, требуя от правительства, чтобы им вернули хоть какие-то рычаги воздействия на детей.
– Их стало невозможно учить! – сетуют учителя. – Они нас совершенно не слушаются. Мы им говорим» «Дети! Сегодня мы будем проходить такую-то тему». А они в ответ: «Пожалуйста! Только без нас». И это в начальной школе! В старших же классах вообще творится полный бедлам. Пусть те, кто дал детям право издеваться над учителями, сами их учат. Мы умываем руки.
Чтобы нашим читателям, еще не увидевших воочию всех последствий ювенальной юстиции, было понятно, как именно выглядит детское своеволие в странах, опередивших нас в этом направлении, приведу пример из книги известного немецкого психолога Ирины Прекоп «Маленький тиран»: «Учительница что-то написала на доске. Внезапно Александр бросился к ней с криком: «Как ты можешь занимать всю доску – половина моя!» И он в мгновение ока вытер написанное на доске. Учительница спокойно велела ему вернуться на место. Александр закричал еще более злобно: «Я не уйду, убирайся лучше ты!» Тут он заметил, что учительница сохраняет полнейшее спокойствие и даже улыбается <А что ей, бедняге, еще остается делать? Вывести хулигана из класса она не имеет права, а если прикрикнет – обвинят в жестоком обращении с детьми – прим. авт.>,а одноклассники, как назло, стали смеяться – и опрометью бросился в коридор. Там он принялся стучать кулаками по стенкам шкафа и кричать: «Пусть она убирается! Пусть она убирается!» Изо всех дверей выбежали учителя и ученики. Они пытались утешить бедного ребенка, затем отвели его домой. И тогда у врачей появились подозрения на школьную фобию».
А вот примеры захвата власти над родителями:
«Свен будит мать по ночам, добивается, чтобы зажгли свет и дали бутылку с водой, из которой, однако, не желает пить. Позднее он издает свое «законодательство», согласно которому мать должна носить его на руках по всей квартире. Он диктует порядок пользования выключателем и, наконец, заставляет мать играть с его машинкой согласно его же режиссерским указаниям… Ирене удается каждую ночь ровно в 2 ч. 20 мин. – по ней можно проверять часы – заставлять мать брать ее к себе в постель. Но после этого мать не может снова лечь, а должна сидя, скрестив ноги, качать девочку на руках и напевать вполголоса мелодию колыбельной – причем именно мелодию, так как если мать начинает напевать слова, то Ирена протестует пронзительным криком…
Ральф, засыпая, настаивает на том, чтобы мать сидела на краю кровати и держала его руку в своей – до тех пор, пока он не заснет. Он не разрешает матери ни прилечь, ни погладить его, ни даже взять правую руку вместо левой…
Пятнадцатимесячного Яна принесли в детскую клинику по поводу крайнего истощения. Начиная с седьмого месяца Ян питался только материнским молоком, отказываясь принимать любую другую пищу. Мать охотно мирилась бы с этим и дальше, но у нее не хватало молока для насыщения ребенка. Ян будил мать трижды за ночь и добивался, чтобы его накормили грудью. Если же мать отказывала ему, он пытался порвать ее ночную рубашку и кусал грудь до крови… Семилетний Марио ест только кексы и сухие хлебцы. Да, он может съесть какую-либо другую пищу, но при одном условии – если над ним будет раскрыт зонт… Катрин был один год, когда родители отправились с ней в горы. Они хотели изменить на время городской образ жизни и решили обойтись без автомобиля, детской коляски и телевизора. Во время странствий по горам отец носил Катрин на плечах. Девочка особенно радовалась, когда отец прыгал с камня на камень. Однажды, запыхавшись, он хотел постоять, чтобы передохнуть, но Катрин требовала, чтобы он шел дальше – причем она со всей силой барабанила своими маленькими кулачками отцу по голове. Отец подчинился. Но так пошло и дальше, и ему удавалось отдыхать все реже» (Ирина Прекоп «Маленький тиран», С-П,»Речь», 2004, стр.98-99).
У нас подобное поведение пока что является поводом обратиться к психиатру. (Хотя даже тяжело больных детей обычно не распускают настолько, чтобы они позволяли себе так обращаться со взрослыми.)
После вышеописанного не удивляешься, прочитав в той же книге, что «в США статистика выявила два миллиона родителей, с которыми жестоко обращаются дети. (Речь идет именно о насилии детей над родителями.)» (Ирина Прекоп, там же, стр.54).
СВОЕВОЛИЕ – ХОДКИЙ ТОВАР
Однако приверженцы «антиавторитарной волны» не унимаются. Они всячески рекламируют детское непослушание, стараясь не только вывести его из числа пороков, но и ввести в ранг добродетели. Своеволие становится ходким товаром.
Сейчас на мировой (и, стало быть, российский) рынок усиленно «продвигают» кукол Братц, что означает по-английски, на жаргоне, «дерзкая, избалованная девчонка». Барби, еще недавно так шокировавшая взрослых своей недетской сексуальностью, теперь кажется образцом целомудрия по сравнению с новыми куклами, наделенными уже откровенно проституцкой внешностью. А рекламный буклет вдобавок дает девочкам четкие поведенческие установки: «Почувствуй себя настоящей принцессой – уверенной в себе, озорной и ослепительной!.. Празднуй свою независимость, будь модной, проявляй свой яркий темперамент!.. Возьми власть в свои руки!.. Ночь! Самое время покорять город! Веселая компания Bratz высыпала на ночные улицы столицы! Их стиль – очень смело, даже дерзко! Прохожие так и замирают, как вкопанные, едва Братц появляются на горизонте».
Я думаю, мы тоже вскоре замрем, когда подросшее поколение Братц выйдет на наши улицы. Это будет уже не просто развязная, матерящаяся молодежь «поколения Барби», а нечто принципиально иное. Ребенок, с малолетства (Братц, как указано в том же рекламном проспекте, предназначены для детей от 3 лет) привыкший играть порнодивами и подражать их образу жизни, не может не повредиться. О глубине этого повреждения пока судить преждевременно: таких воспитательных экспериментов (во всяком случае, в массовом масштабе) в нашей стране еще не было. Но то, что без последствий это не останется, очевидно.Не в преддверии ли грядущих перемен в массовое сознание вбрасывается мысль, что «дети мудрее нас» и потому они должны учить взрослых, а не наоборот, как было всегда? Да и тема «детей индиго», якобы «новых», особых, «звездных» обладающих сверхъестественными способностями, ясновидением, тоже зазвучала в последние годы, думаю, неспроста.
Пропагандисты «феномена индиго» утверждают, что таких ценных личностей воспитывать нельзя. Они сами кого хочешь воспитают, поскольку «знают все и обо всем». «Мы даже слышим предостережения, скорее похожие на угрозы: дескать, из-за неправильного отношения к ним «индиго» запросто могут превратиться в детей-убийц, – потому что когда они чувствуют, что на пути выполнения их «особой миссии» возникают препятствия, им «ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению мешает», – пишет журналистка А.А. Добросоцких, цитируя пособия по воспитанию таких детишек. И добавляет: – Для достижения своей высшей цели «индиго», по мнению тех, кто их раскручивает, не останавливаются ни перед чем» («Православная газета для простых людей» N3 (57) 2006 г.).
Страшно представить себе, какая жизнь нас ожидает, если мы будем сидеть сложа руки и дадим мрачным пророчествам сбыться.
ПОЧЕМУ НЕСОБЛЮДЕНИЕ ИЕРАРХИИ – СМЕРТЬ?
В нашей с Ириной Медведевой книге «Проклятие Хама» мы уже цитировали это высказывание архимандрита Рафаила (Карелина). Но мне оно кажется таким важным, что я приведу его еще раз. «В душевном плане пятая заповедь представляет собой учение об иерархии. Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи (как бы включить себя в некую энергетическую сеть) – подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможно никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством, даже более того: начиная с атома и кончая космосом «(арх. Рафаил «Умение умирать или искусство жить», изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, стр. 158).
И действительно, без соблюдения иерархии (которое непременно подразумевает послушание) все начинает деградировать. Бунт «детей» против «отцов» или «низших» слоев общества против «высших» ведет к мятежу, к революции. А революция сеет хаос. Государственные, общественные структуры оказываются парализованными, жизнь распадается. Смертность в условиях хаоса, естественно, резко возрастает.
И лишь с укреплением новой власти (т.е. с установлением новой иерархии), либо с подавлением мятежа и восстановлением прежней иерархической структуры наступает хоть какая-то стабилизация.
Схожая картина наблюдается и на уровне семьи. Там, где дети не слушаются родителей, а те борются между собой за главенство, царит разобщенность и даже враждебность. Такие семьи часто разрушаются. А если до развода не доходит, то дети все равно растут в атмосфере, калечащей их психику. Она хаотизируется, нередко развиваются различные психосоматические заболевания, что, естественно, не удлиняет человеческую жизнь. Многие подростки из неблагополучных семей бегут от родительских распрей на улицу, попадают в группу риска, могут рано погибнуть. И в любом случае, даже при самом благоприятном развитии событий, такой ребенок с раннего детства получает образцы неправильного, разрушительного поведения. Они глубоко запечатлеваются у него в душе и потом ему бывает очень трудно избавиться от этих вредных стереотипов. А если он, повзрослев, будет так же реагировать на какие-то ситуации, как реагировали в его семье, или подобным образом выстраивать отношения, то и у его, скорее всего, не сложится семейная жизнь. А может, он и вовсе не захочет иметь семью и детей. Тем более, что в этом ему сейчас есть кому помочь: антисемейные установки транслируются в массы по самым разным каналам, начиная от подростково-молодежных СМИ и кончая некоторыми школьными программами и даже детскими игрушками (см. выше про Братц). В тех же семьях, где младшее поколение командует старшим, у детей, вдобавок к вышесказанному, развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие вредные для нормальной жизни качества. Нетрудно себе представить, какой хаос возник бы, если бы большинство людей хотели всегда настаивать на своем и ни за что не отвечать. Это были бы даже не джунгли, потому что в звериных стаях очень строго соблюдается иерархия, а нечто совсем уж дикое, бесоподобное. Вот что говорит о духовных корнях непослушания игумен N, чья книга «От чего нас хотят спасти: НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги» уже выдержала не одно переиздание: «В Евангелии мы читаем, как Сам Христос, Сын Божий, был послушен своим родителям. Вот – краеугольный камень воспитания. Господом дана человеку пятая заповедь. В Священном Писании прямо сказано, как дети должны относиться к родителям: уважать их, почитать. В первую очередь это означает послушание. Оно совершенно необходимо нашей душе, потому что человек после грехопадения заразился дьявольской гордостью. Именно послушанием врачуется и изживается грех гордыни, который присущ душе каждого человека. Поэтому обязательно надо воспитывая в ребенке умение подчинить свою волю воле любящих родителей. Для непредвзятого сознания совершенно очевидно, что отец и мать подчиняют и направляют волю ребенка, чтобы дать ему что-то доброе, уберечь от зла. Ребенок, не имея ни жизненного опыта, ни развитых аналитических способностей, не может проанализировать последствия своих желаний и поступков, и то, что ему кажется хорошим, может привести к тяжким последствиям.
Поэтому послушание благотворно в плане Божественном для воспитания личности ребенка, для уничтожения в нем чувства исключительности, которая является проявлением гордыни – главного из всех грехов. Когда же в ребенке превалирует злоба, неимоверная гордыня, нежелание подчиняться своим родителям, учителям и т.д. (то, что раньше называлось расторможенностью) – это признак болезненного состояния души этого ребенка. А с точки зрения Православия, такой ребенок одержим злым духом. Такой дух – иначе говоря, демон, который может вселиться в человека, – чрезвычайно горд. Гордыня – это основа основ всего демонического мира. Демоны отпали от Бога именно через гордыню. Поэтому ребенок, одержимый злым духом, в первую очередь, вызывающе непослушен. Он не желает слушать никого» (интервью о детях-»индиго» «Искушение сверхспособностями» в «Православной газете для простых людей», N3 (57) 2006 г., стр.5). И, – добавлю от себя, – неизбежно попадет в беду, поскольку сатана – враг рода человеческого, человекоубийца искони, о чем свидетельствует даже одно из его наименований – Аваддон, по-еврейски «губитель». Ну, как тут не вспомнить, что именно за соблюдение пятой заповеди человечеству обещано счастье и долгожительство? Все остальные заповеди даны безо всяких обоснований, как императивы, а пятая – «чти отца твоего и матерь твою» – единственная, которая указывает на последствия:… и благо ти будет, и да долголетен будешь ты на земле».
НА КАКОЙ ПОЧВЕ ПРООИЗРАСТАЕТ ПОСЛУШАНИЕ?
К счастью, большинство российских родителей пока не успело заразиться духом либеральной педагогики и не готово стать марионетками в руках детей-тиранов. Даже те, кто позволяют ребенку в первые годы жизни сесть себе на голову, спохватываются, когда ребенок идет в детский сад и начинаются нарекания. Или когда приходит пора учиться, а своевольные дети не вписываются в группу, не слушаются учителя и упорно отказываются преодолевать трудности. Поскольку сейчас престиж образования высок, отставание ребенка в учебе, пожалуй, как ничто другое способно активизировать родителей. И тогда они уже совсем иначе воспримут, например, такое высказывание: «Без послушания невозможно научиться чему бы то ни было по-настоящему: чтобы усвоить какие-либо знания, послушание необходимо. Поэтому гордый человек чаще всего обрекает себя на некое неистребимое невежество, особенно в духовном плане» (арх. Рафаил (Карелин), там же, стр. 290). Хотя и тут, конечно, могут быть исключения. Я знаю одну маму, которая настолько уважала свободолюбие своего сына, что в первом классе он полгода просидел под партой, но ее это нисколько не беспокоило.
-Что делать, если ему скучно? – пожимала плечами она -В конце концов, это проблемы учительницы. К ребенку нужен подход.
Поскольку школа была частной, с Сашиным поведением мирились. Однако потом мальчика пришлось забрать, поскольку, почувствовав безнаказанность, он начал срывать уроки, а родители других учеников оказались не столь большими поклонниками Сашиной свободы, как хотелось его маме.
Но такое пока встречается редко. Куда чаще, теоретически соглашаясь с необходимостью послушания, взрослые просто не умеют его добиться и ищут совета, как это сделать. Конечно, необходимо простроить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребенка, учитывала бы его особенности и психологические ресурсы. Но эта система – лишь набор приемов. Лишенная серьезной основы, она не заработает в полную силу. А основой в данном случае служит родительское отношение к Богу, к государству, к окружающим людям и, конечно, друг к другу и к своим детям.
«Послушание, – предупреждал в свое время Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, -есть такое растение, которое может расти и созревать не во всяком доме; это растение созревает только там, где почва для него благоприятна. Но, к общему прискорбию, есть такие семейства, в коих ничего нет благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, в коих господствует дух вольномыслия, неуважения законов Божеских и человеческих, – тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов.
Обыкновенно ныне большею частию тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании… В иных семействах Бог – самое последнее лицо, на которое обращают внимание; о Нем не принято говорить… Что есть обязанности к Богу, об этом многие совершенно не думают, и кто надлежащим образом исполняет их, такой, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это дитя видит и слышит. Какое же выведет оно отсюда заключение? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца; если Бог и заповеди Его – вымысел, то и пятая заповедь также; следовательно, родители для меня не имеют никакого значения. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей!..» («Чтобы дети были послушны и правдивы», М., «Даниловский благовестник», 1997, стр. 4-5). Сказанные достаточно давно, еще до революции, эти слова с годами стали, увы, только актуальней. «Везде, где только не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание к послушанию не имеет почвы, – писал епископ Ириней. -Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали родительский его авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не может воспитать своих детей послушными» (там же, стр. 6-7). А что с пеленок слышат и видят дети во многих современных семьях? Мать спорит с отцом; мнение бабушек-дедушек в расчет не принимается, а зачастую и вовсе встречается в штыки; про милиционеров говорят, что они в сговоре с преступниками, про армию рассказывают всякие ужасы; критика правительства, Думы и прочих органов власти стала привычным фоном нашей жизни. В обществе царит атмосфера недовольства, для многих людей главным авторитетом являются они сами. Самость вообще всячески подчеркивается и превозносится. Ребенок, даже толком не понимая происходящего, все равно интуитивно улавливает суть и заражается духом анархии. Положение на самом деле трагическое. Думаю, мы даже не осознаем в полной мере его трагизма, поскольку сами в нем находимся и не можем от него как следует абстрагироваться, чтобы дать объективную оценку. Ситуация осложняется еще и тем, что все вышеперечисленные люди и инстанции действительно нередко подают повод для критики, а то и борьбы. Разве можно, например, было смириться с проектом министерства образования ввести в школы секс-просвет? А как не возмущаться тем, что бывший министр культуры Швыдкой публично оправдывает матерные ругательства и всячески поддерживает непристойные спектакли, фильмы, выставки? И такого сейчас очень много.
Верующие люди знают, что слушаться начальства нужно, пока его распоряжения не противоречат Божиим заповедям. Об этом даже публично заявлено в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих <…> к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств» (раздел III.6). А «в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную Божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился» (раздел IV.3).
ЧТО КОНКРЕТНО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?
Хотя условия для воспитания детей послушными сейчас, мягко говоря, непростые, родителям нельзя опускать руки.
Иначе ни у кого не будет нормальной жизни: ни у них самих, ни у ребенка, ни у всего общества. Что можно посоветовать?
– Конечно, прежде всего внимательно следить за собой и не подавать дурной пример. Когда ребенок видит, что близкие относятся друг к другу уважительно, это и для него становится нормой. Причем выражаться это должно не только в чем-то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей. Они, будто обезьянки, копируют тон, словечки, повадки окружающих людей. – Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребенок начинает тревожиться. А тревога у детей часто выражается усилением непослушания. Право на защиту – одно из основных прав ребенка. Поэтому, пока дети маленькие, надо надежно ограждать их не только от реальных опасностей, но и от опасной информации – такой, которая способна вызвать запороговые страхи, подорвать веру в справедливость, вогнать в тоску и уныние. Ребенку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир хороший и добрый, что «злых» немного и их всех победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (милиционеры, солдаты и проч.) на стороне добра. – Кроме того, никогда нельзя забывать о главной цели воспитания. «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радели о спасении детей. Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение», – учит св. Иоанн Златоуст. Поэтому, важно почаще задавать себе вопрос: для чего нам нужно, чтобы дети нас слушались? Одно дело запрещать или принуждать, заботясь о спасении души ребенка и совсем другое – пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.
Говоря о послушании, Н.Е. Пестов приводит следующие десять принципов:
1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. <Добавлю от себя, что приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота – прим. авт.>.
2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически <но, конечно, не грубо и властно, как бывает в иных малокультурных семьях – прим. авт.>.
3. Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова. <Однако нервные, возбудимые, гиперактивные дети часто не могут соответствовать этому требованию. А родители, не понимая, что это болезненный симптом, раздражаются, кричат и тем самым только усугубляют состояние ребенка – прим. авт. >
4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался. Об этом так пишет в письме старец Амвросий Оптинский: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».
5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.
8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и т.п.
10. Самим давать пример послушания – жены мужу и обоих – своему духовному отцу (Н.Е. Пестов «Путь к совершенной радости. Воспитание детей», Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2003, стр. 110-111).
А ЕСЛИ ВСЕ РАВНО НЕ СЛУШАЕТСЯ?
Да! Может ли вообще такое быть, что родители соблюдают вышеперечисленные правила, а ребенок все равно не слушается?
– К сожалению, может. Нервные дети, которых сейчас достаточно много, отличаются импульсивностью, раздражительностью. Повышенная тревожность у них оборачивается вспышками агрессии, они плохо переносят стрессовые ситуации, могут впасть из-за них в состояние неуправляемости. Дети, родившиеся с асфиксией, по моим наблюдениям, всегда более нервные, упрямые, часто склонны к истерикам. Естественно, плохо управляемы гиперактивные дети, многие дети с задержками развития, с проявлениями аутизма, дети, пережившие какую-то психическую травму.
Бывает так называемое «протестное поведение», причина которого коренится в том, что в младенчестве, когда только еще устанавливается система «мать – дитя», между мамой и ребенком не существовало полного взаимопонимания. Известный детский психиатр проф. Козловская Г.В. указывает на то, что очень многое в облике и манерах современных матерей противоречит традиционному образу материнства. Мать одевается в мужскую одежду, коротко пострижена, пахнет не молоком, а духами, не поет колыбельных, ведет себя с ребенком нервно, напряженно, раздражительно или равнодушно, ухаживая за ним чисто физически, но эмоционально не включаясь. Все это идет в разрез с генетически заложенными представлениями младенца о том, какой должна быть мама, вызывает отторжение, протест. А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным и впоследствии она воспроизводится автоматически.
А бывает и просто своевольный характер, (который, кстати, нередко достается ребенку в наследство от матери с отцом или от каких-то более дальних родственников). Потакать непослушанию, конечно, не следует, но надо учитывать «отягчающие обстоятельства», понимая, что к таким детям требуется особый подход. В каждом случае свой. Какой именно – лучше посоветоваться со специалистом.