Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, монахи надеются остаться в обители, уповая на заступничество их святого покровителя и основателя Лавры сербского краля Стефана (†1427), не раз спасавшего свою обитель от захватчиков.
Можно вспомнить, как после трагической Косовской битвы (15/28 июня 1389 года) турки, подобно диким волкам, разбежались по всей Сербии, чиня разбои и грабежи. Многие сербы укрывались в лесах и неприступных горных ущельях от бесчинств завоевателей. Многие местные жители приходили в Дечаны. Однажды в обители собралось особенно много людей. Наступила ночь, братия разошлась по кельям, воцарились тишина и покой.
Неожиданно у монастырских стен показались турки, они стали с криками стучать в ворота, а затем, сломав их, с дикими воплями ворвались в обитель. Они уже собирались наброситься на беззащитных людей, как вдруг земля затряслась под их ногами, небо озарилось молниями, и раздались грозные раскаты грома. Всем, кто видел это, казалось, что наступает конец света. И турки, и сербы были объяты страхом. Но все стихло столь же внезапно, как и началось. Храм озарился светом. Этот свет залил весь монастырь и его окрестности. Врата храма распахнулись, и в них появился святой краль Стефан, с длинной белой бородой и в золотых одеждах. В правой руке он держал крест, вокруг него стояло множество воинов с копьями.
Изумленные и потрясенные чудом сербы и турки от страха пали на землю. Святой краль осенил всех крестным знамением и, обращаясь к туркам, сказал: «Ступайте, грешники, прочь! И оставьте меня, мой народ и мой монастырь в покое!» После этих слов видение исчезло, церковные врата затворились, и сияние прекратилось. Из храма доносилось дивное пение: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…»
Лавра святого Стефана Дечанского – один из четырех памятников Косова и Метохии, включенных в «Лист мирового наследия» ЮНЕСКО. «Это настоящий великий православный монастырь, о котором мы читаем в житиях святых, причем все происходит здесь и сейчас», – считает историк искусства, византолог, независимый эксперт ЮНЕСКО Алексей Михайлович Лидов:
Монастырь Дечаны – выдающийся памятник архитектуры, построенный мастерами из Котора, которых возглавлял францисканский монах Вит, и расписанный выдающимися греческими и сербскими художниками во второй четверти XIV века. Этот монастырь важен не только высочайшим качеством своих фресок, архитектуры и монументальной скульптуры, но и тем, что это самый полный уцелевший иконографический ансамбль. Сохранилось буквально все: подробнейшие циклы житий святых, в том числе и очень редкие. С точки зрения византийской иконографии более полного и более важного памятника, чем росписи монастыря Дечаны, не существует во всем мире.
Еще хотелось бы сказать, что в Дечанах образовалось совершенно уникальное сообщество монахов, которые пришли туда, когда стало совсем тяжело и безумно опасно. Я был в Дечанах в 1986 году, затем, в последний раз до военных событий, – в 1991-м. Тогда там был всего один игумен, он же единственный монах – отец Иустин, замечательный человек, веселый, добрый. Он один служил литургию. Мы были его единственными прихожанами. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда время было благополучное. А в неблагополучные времена туда пришли монахи служить Богу и защищать свое и Божие наследие.
«Господь нас учит быть готовыми понести страдания за нашу веру», – говорит иеромонах Савва (Янич), протосинкел монастыря Высокие Дечаны, известный русскому читателю своей книгой «Вероотступничество» и многочисленными публикациями в интернет-изданиях. С ним мы встретились в Лавре святого Стефана 20 мая 2007 года.
– Дорогой отец Савва, мы беседуем с вами в одной из старейших обителей Сербской Православной Церкви. В Дечанах никогда не прекращалась монашеская жизнь. Как живется братии сегодня?
– В настоящий момент монашество продолжает существовать во всех сербских монастырях на Косове независимо от политической и военной ситуации. Мы останемся независимо от политического решения о статусе Косова, потому что жили здесь веками и останемся с нашим народом. Обитель существовала здесь и в течение пятисот лет правления Османской империи, и в Первую и Вторую мировые войны, и во время правления коммунистического режима… Церковь должна жить независимо от того, как складывается политическая ситуация вокруг, и утверждать идею христианских ценностей на земле. В таком случае и те люди, которые не придерживаются христианской веры, поймут, что это дом Божий, что мы служим Божией идее. Потому монастырь и смог просуществовать на протяжении стольких столетий, что жившие в нем монахи проповедовали идею Христа, как и краль Стефан Дечанский, чьи мощи почивают в обители.
Этот православный святой так почитался среди местного населения, что испокон веков у его мощей собирались со своими бедами и многие мусульмане. Однажды в 1934 году в монастырь пришел скорченный албанец и попросил помолиться за него перед ракой святого. По окончании молебна албанец, превозмогая боль, прополз под ракой с мощами, потом и еще раз. Проделав то же в третий раз, он распрямился, будто никогда не болел. Абсолютно здоровым ушел он из монастыря. Всякий раз перед тем, как проползти под ракой, албанец крестился, хотя был мусульманином, и взывал из глубины души: «Святой Стефан, помоги!»
Даже сегодня мусульмане приходят к нам в монастырь, участвуют в молитвах, обращенных к святому Стефану Дечанскому, потому что ощущают, что это Божий человек. Во время последней войны монастырь принял 150 албанцев-мусульман, чтобы предотвратить их изгнание с этой территории и помочь им в тяжелой для них ситуации. До сих пор существуют люди, которые относятся к нам с ненавистью. Уже после окончания боевых действий были совершены четыре нападения на монастырь. Не далее как месяц назад в сторону обители запустили ракету, которая попала в монастырскую стену, а могла ведь попасть и в собор! Господь нас учит готовиться понести страдания за веру. Церковь становится наиболее сильной, когда страдает.
Я думаю, что Церковь должна сохранять свою сущность, свою «соль» и не подвергать себя влиянию временных идеологий. Тогда люди будут воспринимать ее как источник «воды живой». Если Церковь будет связывать свои идеи с политикой или национализмом, люди перестанут воспринимать Церковь как источник истины. Это, естественно, не значит, что мы не должны быть патриотами, но нельзя допустить того, чтобы патриотизм превалировал над нашей верой.
В ранние века христиане не идентифицировали себя с этнической точки зрения и называли себя христианами даже с учетом того факта, что жили в разных частях Римской империи. В сегодняшние дни, когда происходит единение различных народов по различным принципам, христиане тем более должны быть христианами, чтобы и окружающие могли видеть в нас в первую очередь учеников Христа.
– А для вас что самое главное в христианстве?
Важна ответственность одной личности перед другой. Сегодня человек живет как индивидуум, для себя. И получается, что он живет в любви к себе, отдельно от других. Он пытается построить свои личные отношения с Богом. Это неправильно. Я могу спастись только через вас, а вы – через меня, постоянно обращаясь за помощью к Богу. Поэтому существует литургия, которая является объединяющим центром, сущностью Церкви.
Мы собираемся все вместе на литургии затем, чтобы показать, что, даже будучи личностями, мы едины в своем обращении ко Христу. Наше спасение основано на евхаристическом отношении ко всему миру!
Вот уже семь столетий святые мученики, цари и святители безмолвно взирают с древних фресок Лавры Высокие Дечаны на сменяющиеся государственные и политические режимы, войны и страдания сербского народа. Монастырь существовал на протяжении пятисот лет Османского правления, пережил Первую и Вторую мировые войны, выстоял в годы коммунизма в Югославии. Выстоял потому, что во все дни испытаний не прекращалась служиться у мощей святого основателя Дечан короля Стефана Божественная литургия. И ее благодатной силой православие на Косово и Метохии будет живо вовек.
Использованы материалы книги «Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.». М., 2005
Фотографии Анфи Иоанниду и Ларисы Гачевой