Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

Протоиерей Борис Писарев.
Мои юношеские воспоминания

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Сегодня, 23 апреля 2010 г, исполняется 29 лет со дня кончины замечательного московского священнослужителя – протоиерея Бориса Сергеевича Писарева (1905-1981). Отец Борис был известен не только как прекрасный пастырь, но и как талантливый композитор. Его воспоминания, дошедшие до нас, ярко и красочно живописуют церковную жизнь старой Москвы.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 676 px. Размер файла 100900 b.
 Протоиерей Борис Писарев
Протоиерей Борис Писарев

Замоскворечье. Между улицами Полянкой и Якиманкой есть переулок, который называется «Спасоналивковский». Посреди этого переулка, напротив Малой Полянки стоят корпуса жилых домов. Обычные безархитектурные и серые дома – коробки образца 1930 года. На месте этих домов до 1929 года стоял храм в честь Преображения Господня, именовавшийся на старомосковском наречии «Спас в Наливках». «Наливками» это место называлось потому, что в старину, когда не было водопровода, и воду по домам развозили в бочках водовозы, здесь был бассейн с родниковой водой, из которого водовозы брали воду, наливая свои бочки – отсюда и название «Наливки».

Храм Спаса Преображения был построен в 60-х годах XIX-го века по проекту архитектора Быковского, на месте старой церкви, разобранной за ветхостью. Это было невысокое, но обширное белое здание, без особых украшений, с высокой, квадратной формы, колокольней.

Внутри храм был очень благолепен и как-то особенно уютен: стены и своды храма были украшены прекрасной живописью работы художника Стороженко; невысокие трехъярусные вызолоченные и хорошей резьбы иконостасы и многочисленные золоченые киоты украшали храм, а просторные и светлые алтари были устланы красным сукном. Массивные, художественные резьбы паникадила спускались со сводов храма и вместо свечей имели разноцветные лампады: красные, синие, желтые и зеленые, от чего храм при вечернем освещении был очень эффектен. Храм был просторный: без столбов и колонн, но без купола, а только со сводами; и в нем был какой-то особенный уют и удобство для молитвы при обилии икон и лампад. Всего в храме было пять алтарей, главный – в честь Преображения Господня, слева от него маленький придел в честь св. Архангела Михаила и в трапезной части два придела: в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и св. Николая Чудотворца, а над папертью, на втором этаже, был отдельный маленький храм в честь св. Иннокентия Иркутского, устроенный сибиряком Игуменовым. Возле храма, за алтарем, в деревянном бывшем церковном доме занимал две небольших комнаты настоятель храма – протоиерей Иоанн Никанорович Кесарийский. В 1921 году ему было 43 года, невысокого роста, с русским симпатичным и интеллигентным лицом, с небольшой редкой круглой бородкой и светлыми, коротко подстриженными волосами, обрамлявшими венчиком лысеющую голову. О. Иоанн был уроженец г. Кинешмы Костромской области и окончил Костромскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию со степенью кандидата богословских наук. Это был скромный и интеллигентный московский священник, без особых ораторских талантов и внешних эффектов, но умевший сказать назидательную проповедь и служивший как-то особенно просто и приятно специфически-священническим баритончиком. О. Иоанн детей не имел и жил вдвоем со своей супругой Ольгой Владимировной, дочерью московского протоиерея, настоятеля церкви Смоленской Богоматери, что на Арбате, о. Владимира Воскресенского.

Особенностью характера о. Иоанна была любовь к детям, к которым он относился с отеческой лаской, а также занятия цветоводством; летом в часы досуга он любил копаться в своем саду.

О. Иоанна Кесарийского Господь послал мне, как благодетеля и наставника, которого я не забуду до конца своей жизни. Я – коренной москвич, родился и все детство свое провел в Москве. Моей воспитательницей была бабушка Вера Кузьминична Мусорина, которая была самым дорогим для меня человеком, и я назову ее ангелом-хранителем моего детства. Но в апреле 1921 года она умерла, и я вынужден был поехать в провинцию к родителям, у которых не жил с младенчества до 15-ти лет. Я прожил там только полгода и тяжелая семейная обстановка побудила меня в ноябре 1921 года вернутся в родную Москву, несмотря на то, что после смерти бабушки там у меня теперь не было родных и близких. И я поехал в Москву, не имея там ни угла, ни средств к существованию. Я с детства был религиозным, церковь всегда влекла меня к себе какой-то непостижимой силой, и я, будучи маленьким ребенком, не мог равнодушно слушать церковного благовеста. И теперь приехав в Москву, я обратился к о. Иоанну Кесарийскому за советом и помощью, так как я знал о. Иоанна и еще при жизни бабушки ходил в церковь, где он служил, и всегда стоял в алтаре, подавая кадило, выходя со свечой и принимая участие в церковном чтении и пении. О. Иоанн, узнав от меня о моем тяжелом положении, отечески обласкал меня, бездомного мальчика. Нашел для меня, бездомного, маленькую комнату в доме рядом с храмом и устроил меня на должность псаломщика, так как я мог хорошо петь и читать. Последствия тяжелых 1919-20-х годов еще сказывались: в храмах было холодно за недостатком дров, многие младшие члены причтов оставили свои должности, и у о. Иоанна причта не было, а должность псаломщика исполняла одна почтенная прихожанка – Клавдия Леонтьевна Служникова. А потом о. Иоанн нашел возможным взять меня к себе. Трудно описать мою радость, когда после скитания и нужды я по милости Божией и заботы обо мне о. Иоанна получил место при храме и стал иметь свой угол.

Как сейчас помню Рождественский сочельник 24/12 старого стиля 1921 года. Торжественно тогда еще гудел благовест московских колоколов. В храме Спаса в Наливках как-то особенно тепло, по-семейному встречали великий праздник Рождества. Ввиду недостатка дров главный храм был на зиму заперт, а служба совершалась в приделе св. Иннокентия Иркутского, расположенного над папертью, на втором этаже. Этот маленький, вроде домового, храм отапливался железной печью-времянкой, а потому в нем было очень тепло и уютно.

Храм Преображения Господня в Наливках. Рисунок прот. Бориса Писарева
Храм Преображения Господня в Наливках. Рисунок прот. Бориса Писарева

Небольшой, одноярусный иконостас был украшен заботливой рукой о. Иоанна и усердных прихожан, а над царскими вратами была укреплена икона Рождества Христова и над ней из разноцветных электрических лампочек составлены слова: «С нами Бог!» Хорошо, с одушевлением и теплотой совершалась Рождественская всенощная, маленький храм был полон молящимися, а с клироса неслось стройное пение хора под управлением регента Александра Ивановича Иванова. После всенощной, придя домой, я лег спать не в своей комнате, которая еще не была достаточно протоплена, а в кухне на русской печи, мне после скитания было так радостно засыпать в тепле, под впечатлением дивной рождественской всенощной и под звуки колоколов, звучащих со всех замоскворецких колоколен. В нашем храме ночных служб не было, а обедня на Рождество совершалась в 7 часов утра. Никогда не забыть мне также пасхальной светлой заутрени и всех радостных приготовлений к Светлому Дню.

По ходатайству о. Иоанна я был посвящен в стихарь преосвященным архиепископом Иларионом, в храме Сретенского монастыря, за ранней обедней в Лазареву субботу 10 апреля старого стиля, и таким образом официально вступил в число клириков. Это была первая ступень на лестнице моего церковного служения, и на эту ступень меня возвел добрый о. Иоанн. На Страстной неделе в свободное от богослужения время о. Иоанн руководил уборкой и украшением храма к Светлому Дню Христова Воскресения. Как только стало тепло, службу начали совершать в главном храме Преображения. Усердные к храму прихожанки чистили подсвечники, мыли окна, украшали иконы и расстилали вычищенные ковры. Я по указанию о. Иоанна приготовлял праздничные облачения и помогал о. Иоанну переоблачать престол и жертвенник. Добрый батюшка позаботился также и об иллюминации храма в пасхальную ночь. О. Иоанн, порывшись в своей кладовой, достал много разноцветных восьмигранных фонариков, которые употребляли обычно для иллюминации, и я на решетках пролетов колокольни развесил фонарики. Тогда все уже было готово: храм блистал чистотой, иконостас украшен цветами, алтарь и амвон устланы лучшими коврами, воздух в храме насыщен ароматом розового масла, которым помазана плащаница, стоящая посреди храма, украшенная цветами и окруженная подсвечниками с горящими свечами. В открытые для проветривания храма окна врываются солнечные лучи, теплый весенний ветерок и веселое чирикание воробьев, приветствующих солнце и весну. Это было в Великую Субботу.

Окончив уборку храма, мы идем немного отдохнуть, а с 4-х часов вечера в храм уже стекаются прихожане, неся для освящения пасхи, куличи и крашеные яйца. Вот уже близится полночь, наступает долгожданная минута. Храм наполняется молящимися: все принарядились, у всех в руках свечи. Я в алтаре помогаю о. Иоанну облачаться в блестящие ризы и сам облачаюсь в стихарь. Хор в полном составе, на правом клиросе. На середину храма выносят хоругви и запрестольный крест и икону, а также фонарь для крестного хода. О. Иоанн берет в руки золоченый крест и трехсвечник с разноцветными восковыми свечами – красной, зеленой и белой, и становится перед престолом. Царские врата и завеса закрыты, настала торжественная минута ожидания. Мы все прислушивалась, ожидая удара колокола в полночный час… и вдруг… с колокольни нашего храма доносится таинственный, мягкий теноровый звук нашего двухсотпятидесятипудового большого колокола… Открывается завеса и царские врата, зажигаются свечи в руках молящихся и духовенства. В алтаре запевают стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах», поем три раза и подхватывает хор: «И нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити»… Дрогнули и подняли хоругви, запрестольный крест и иконы, торжественно, с пением, духовенство выходит из алтаря, и трогается пасхальный крестный ход. Из-под сводов уютного храма крестный ход выходит, погружаясь во мрак и свежесть весенней ночи, весело заливается и ликует колокольни трезвон. Во мраке ночи красиво выделяется силуэт нашей колокольни, украшенной разноцветными огоньками иллюминации, как звездочки, горят свечи в руках молящихся, а сердце переполняется невыразимой радостью. Вот крестный ход обошел вокруг храма и остановился у закрытых железных дверей на церковной паперти. О. Иоанн, сотворив крестообразное движение кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». «Аминь», – отвечает хор, а духовенство запевает «Христос воскресе…», которое звучит так неожиданно, так ново, вызывая слезы радости и умиления у молящихся. Открываются входные железные двери, и крестный ход вступает в сияющий огнями храм. «Христос воскресе!» Сколько силы и радости, сколько чувства в этих великих словах! Кто бывал в храме в пасхальную ночь, кто русский православный душой, в ком не замерзло не и не окаменело еще сердце, тот не может не ответить на приветствие священника чистым сердцем и устами: «Воистину Воскресе!» Торжественно и весело проходят Пасхальная заутреня и литургия, за которой Евангелие читалось на 4-х языках. О. Иоанн читает на древнееврейском, два сослужащих священника – на греческом и латинском, а диакон – на славянском. Невольно вспоминаются слова псалмопевца Давида: «вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования».

Около 4-х часов утра богослужение окончилось. В церковных окнах белеет утренний рассвет. О. Иоанн выходит на амвон и поздравляет всех с великим Праздником: «Христос воскресе!» «Воистину Воскресе!» – громко отвечает вся масса молящихся. Подходы ко кресту, поцелуи, взаимные приветствия, и под радостный колокольный трезвон идут с миром и радостью в дома свои. Часов с 9 утра мы начинаем хождение по приходу. Ясный, солнечный день, в воздухе висит колокольный трезвон, несущийся со всех концов Москвы. Прихожане радостно встречают нас в своих домах, всюду чувствуется праздник, всюду звучит: «Христос Воскресе!»

Я люблю вспоминать впечатление своей юности, люблю вспоминать о храме Спаса в Наливках и о добром о. Иоанне, потому что именно в этом храме, под руководством о. Иоанна я начал свою службу Церкви Божией и научился любить и понимать красоту православного церковного богослужения.

От этих воспоминаний прошедшей юности я переношусь к другому, исключительному в моей жизни событию. Троицын день 1948 года – день моего рукоположения в сан священника. Я стою на коленях перед престолом, положив на него голову и крестообразно сложенные руки и приникнув к ним своей головой, на которой возлежал омофор и руки митрополита Николая. Свершилось то, о чем мечтал с детских лет и к чему стремился всей душой. Владыка читает совершительную молитву хиротонии: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествует сего Бориса, благоговейнейшаго диакона, во пресвитера». Слезы текут из моих глаз, как ни сдерживаюсь и не креплюсь, но плачу, плачу слезами радости. В моей голове с необычайной быстротой проносятся воспоминания, полученные мною здесь, встает как живая небольшая фигурка о. Иоанна. Ведь теперь довершается то, что заложил во мне он, и в этот единственный, священный момент моей жизни, я из глубины сердца, горячо молюсь: «Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего, протоиерея Иоанна, моего благодетеля, учителя и наставника».

Господь указал мне место моего священнического служения – храм святителя Николая на Кузнецкой, храм, также любимый мною и знакомый с детства, так как я, будучи маленьким ребенком, а затем школьником, жил и воспитывался у своей бабушки в десяти минутах ходьбы от Николо-Кузнецкого храма и часто ходил молиться в этот храм.

«Господи! Сподоби меня до последнего издыхания быть служителем святого Твоего алтаря и достойно службу провести у Твоего Престола, где Ты дал мне принять благодать священства, и благодарю Тебя Господи, Возложившего в мое сердце любовь ко Святой Твоей Церкви и Проведшего меня по лестнице церковного служения от мальчика звонаря и свещеносца до высокого сана священника. Высшей наградой Ты почтил меня, недостойного, Милостивый Боже, и я не имею воздать Тебе достойно благодарения о благодеяниях Твоих, бывших на мне, грешном и недостойном, но молю Тебя Многомилостивого, Обещавшего награду даже за чашу студеной воды, поданной ближнему. Воздай благостию Твоею в Царствии Твоем Небесном моему благодетелю батюшке о. Иоанну, упокой его душу в светлых райских обителях, помяни Господи все добрые дела его по отношению ко мне недостойному и воздаждь ему по велицей Твоей милости». Аминь.

Священник Борис Писарев
1 марта 1949 г. 12 часов дня

О протоиерее Борисе Писареве

Протоиерей Борис Писарев родился 4 июня 1905 года в Москве и вырос у своей бабушки, которую называл впоследствии «ангелом-хранителем своего детства». С 1921 года, после ее кончины, о Борисе стал по-отечески заботиться протоиерей Иоанн Кесарийский, настоятель храма Спаса в Наливках. 10 апреля 1922 года Борис был посвящен в стихарь священномучеником Иларионом (Троицким). Борис Сергеевич получил музыкальное образование в техникуме им. Скрябина (сейчас Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). Затем работал в хоровых коллективах столицы. Одновременно стал пробовать свои силы как регент на церковных клиросах: сначала в храме Благовещения на Тверской под руководством опытного регента отца Николая Пшеничникова, а затем, в 1931–1934 годах, самостоятельно – в храме во имя святых Флора и Лавра на Зацепе. До 1941 года был регентом в храме во имя святителя Николая в Кузнецах. С началом Великой Отечественной Войны ушел на фронт.

В 1946 году Борис Сергеевич поступил на третий класс Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1948 году. В этом же году он был рукоположен во пресвитера.

Осенью 1950 года отец Борис был переведен в храм в честь Воскресения словущего, что в Брюсовском переулке, в декабре 1952 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. К Пасхе 1956 года награжден саном протоиерея. С 1957 по 1965 год был благочинным северного столичного округа, а в 1958 году был назначен настоятелем храма во имя преподобного Пимена Великого.

В течение 17 лет отец Борис умело руководил этим приходом, снискав доверие и любовь прихожан. Отец Борис был талантливым композитором и работал над духовно-музыкальными сочинениями.

В конце сентября 1975 года вследствие кровоизлияния в мозг отец Борис был парализован. Он мужественно и терпеливо сносил посланные Богом болезни, но особенно мучительна для него была разлука с храмом.

В начале Страстной седмицы 1981 года в состоянии больного наступило резкое ухудшение, а в Великий Четверг в четвертом часу утра он мирно почил. Отпевание протоиерея Бориса Писарева состоялось в Великую Субботу в Пименовском храме, погребен он был на Даниловском кладбище.

23 апреля 2010 г.

Рейтинг: 6.6 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Елена23 апреля 2010, 13:32
Вечная память
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×