Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в четверг Светлой седмицы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 530 px. Размер файла 543407 b.
 Фото: С. Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Фото: С. Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
8 апреля, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка наместник, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за добрые слова, которые Вы сказали. В них содержится великая правда, и правда заключается в том, что мы существуем настолько, насколько Бог дает нам возможность этого существования. Эта истина замечательно открыта в сегодняшних евангельских словах: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» и «Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (см. Ин. 3:5-6).

Мы понимаем, что речь идет о Крещении, хотя в тот момент, когда Господь произносил эти слова, никто не знал, что такое крещение во имя Святой Троицы. Не было тогда в мире ни одного крещеного человека. Иудеи знали, что такое крещение Иоанново, но не знали, что такое Крещение во имя Святой Троицы. И Господь, предвосхищая то, что должно было открыться людям позже, говорит о воде, которая очищает человека для Царствия Божия. Но Он говорит также и о рождении от Духа. Конечно, здесь также прозревается таинственное действие, когда через Таинство Миропомазания человек прививается к источнику Божественной благодати — как дикая лоза, присоединяясь и прививаясь к лозе культивированной, обретает ее свойства и ее качества и начинает производить виноград.

Но эти слова больше, чем просто предвозвещение о Таинствах вхождения в Церковь — о Таинстве Крещения и Таинстве Миропомазания. В этих словах больше значения и больше смысла. Что означает «рожденный от Духа»? Ведь в каком-то смысле каждый человек рожден от Духа, потому что имеет дух внутри себя, имеет бессмертную душу. В каком же смысле нужно понимать рождение от Духа, которое открывает человеку наследие Божественного Царства? Это не только природные способности и силы. Это не запечатленный в природе человека Божественный образ, потому что человек своей злой волей может этот образ разрушить: Образ неизреченныя Твоея славы помрачен, яко и язвы ношу прегрешений, но надеюсь на спасение, как мы воспеваем во время отпевания.

Это величайшая истина, которая открывается нам в сегодняшнем Евангелии. Мало иметь только образ Божий — он заложен в природу каждого человека, и даже самый последний грешник и самый последний преступник несет в себе этот Божественный образ. А вот для того чтобы стать наследником Божественного Царства, необходимо таким образом родиться от Духа, чтобы этот образ Божественный оказался живым, действенным, преобразующим греховное начало человеческой природы, подчиняя это начало началу Божественному. Для того чтобы это происходило, необходима постоянная связь человека с Богом. Благодарю Вас, владыка, что Вы сегодня об этом сказали. Все наши способности, все наши силы человеческие — это слабость пред Богом. Мы ничего не можем сделать своими силами — делаем все настолько, насколько Бог нам дает делать.

Мне довелось познакомиться и даже подружиться с одним из самых известных в мире математиков. У него была удивительная судьба. Его отец был русский, а мать — швейцарка. В 1930-е годы он тяжело заболел легкими и был чудом вывезен матерью в Швейцарию, и вся его жизнь проходила на Западе — в Европе и Америке. Мы с ним познакомились случайно и подружились. Он мне задавал много вопросов как ученый — критических, сложных, потому что его пытливый ум что-то принимал, а что-то не мог принять. Я иногда приезжал, чтобы день-два пообщаться с ним и отдохнуть, но так уставал от этих вопросов, что даже гневался иногда на него, потому что эти вопросы сопровождались долгими-долгими беседами. И вот однажды он задал мне удивительный вопрос: «Скажите, где в человеческой жизни кончается человеческое и начинается Божественное? Где наши силы, а где сила Божия?» Он не был человеком церковным — в том смысле, что он редко, очень редко ходил в храм, не постился и жил как человек светский. И я применительно к его воспитанию, культуре, образованию стал говорить, как мне кажется, где кончается человеческое и начинается Божественное. И вдруг в этот момент я был поражен его лицом, его глазами. Он будто смотрел сквозь меня, куда-то вдаль, покачал головой и сказал: «Нет, Вы не правы. Везде Бог».

Я был так поражен, услышав это от человека, критически относившегося и к религиозной вере, и ко многим драгоценным для меня истинам. И вдруг какой-то своей глубиной он прозрел то, чего я не мог прозреть. Через два дня он умер. Вот этому человеку в конце жизни было вдруг что-то открыто: что везде Бог и только Бог.

Это неспособны открыть никакой человеческий разум, никакая наука, никакое образование, хотя они и развивают все то, что мы обязаны развивать, ибо Господь нас предназначил к развитию и совершенствованию. Но лишь когда мы откликаемся на Божественную благодать, мы удостаиваемся того, чтобы Бог в нас действовал. И, собственно говоря, вся религиозная жизнь и заключается в том, чтобы привлечь Божественную благодать трудами своими, учением, профессиональной деятельностью, молитвой, воспитанием детей (если речь о семейных людях). Все это мы делаем для того, чтобы быть достойными Божией милости, а Бог благодатью спасает нас и дает нам силы делать то, что мы делаем.

Именно в этом смысле нужно понять, что рожденное от Духа есть дух и что рожденные от Духа наследуют Божие Царство. Потому что жизнь в Духе — это и есть жизнь в общении с Богом, в единстве с Ним, когда Он действует в нас, когда Он творит то, что мы своими человеческими силами никогда бы сотворить не могли.

В этот святой Пасхальный день я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, монашеская наша братия, делать все для того, чтобы Бог Духом Святым жил и действовал в нас, чтобы мы становились храмами живущего в нас Святаго Духа. Тогда эти храмы преобразуются в крепости духа, в обители спасения. Тогда никакое зло, и даже сам сатана, неспособны будет победить и разрушить эти нерукотворные храмы. А если эти храмы создадим в сердцах наших, то и в стране нашей больше никогда не будут разрушаться храмы, и мы будем жить по заповедям Божиим, по слову Божию, предвосхищая жизнью своей радость общения с Богом в невечернем дни Царствия Его.

Христос Воскресе!

Примите, Ваше Высокопреосвященство, это пасхальное яйцо в память о нашем сегодняшнем молитвенном общении и совместном причащении от единой Чаши. Храни вас всех Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

9 апреля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×