Санкт-Петербург, 1 марта 2010 г.
В Казанском кафедральном соборе была отслужена панихида, на которую собрались деятели культуры, родные, близкие, коллеги и ученики писателя.
Настоятель храма протоиерей Павел Красноцветов говорил о современности произведений мастера, щедро наделенного провидческим талантом. Сам он считал слово «путеводной звездой человека», именно в слове видел «самую великую энергию на Земле — энергию человеческого духа».
Многое сказанное автором романов «Братья и сестры», «Дом» и других легендарных произведений, обретает в наше время новые глубины и смыслы. Абрамов пророчески говорил о том, что «нельзя заново возделывать русское поле, не возделывая души человеческие». Он предупреждал о том, что «закон и совесть должны править в мире», иначе народ встанет на путь погибели.
К юбилею написана его наиболее полная биография. Как сообщил корреспонденту «Воды живой» ее автор, секретарь Союза писателей России, председатель Общества православных писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев, книга «Житие Федора Абрамова» в этом году выйдет в свет в московском издательстве «Алгоритм».
«Ее название на первый взгляд может показаться слишком смелым: Федор Абрамов — советский писатель и именно таким его в ХХ веке трактовали литературоведы. Моя книга — попытка создания духовной биографии незаурядной личности. Это рассказ о том, как „корежилась душа“ художника, зажатого в рамки коммунистической идеологии, но всю жизнь пытавшегося жить по совести. В сущности, это рассказ о многих из нас», — отметил Николай Коняев.
Книга создана по неизданным дневникам писателя, предоставленным его вдовой Людмилой Крутиковой-Абрамовой, а также по многочисленным воспоминаниям и документам.
Сквозной темой «Жития Федора Абрамова» стала любовь писателя к святому отроку Артемию Веркольскому: дом, где он родился, стоит на реке Пинеге, на противоположном берегу которой находится Артемиево-Веркольский монастырь. Неподалеку от этих мест раскинулось село Сура — родина святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого чтил Абрамов. А в последние дни жизни он писал житие своего небесного покровителя — святого Феодора Стратилата.
«Став комсомольцем-вожатым в пионерлагере, располагавшемся в поруганном монастыре, Абрамов вместе с ребятами ломал сохранившиеся там кресты. Всю жизнь он страдал при воспоминании об этом поступке, пытался обрести цельность души. После кончины писателя в его родной деревне Верколе появился первый крест — его поставили на могиле своего знаменитого земляка односельчане. А через полгода началось возрождение обители», — рассказал Николай Коняев.
Он только что побывал в Архангельской области, где
распоряжением губернатора 2010 год объявлен Годом Федора
Абрамова. По словам Коняева, «первыми с отрывками из
книги познакомились веркольцы, которые до сих пор
относятся к Федору Александровичу так, будто он только что
вышел из дома и обязательно вернется».