«Семинария дала мне самое главное – она заложила фундамент духовной жизни»

Беседа с выпускником Сретенской духовной семинарии Геннадием Новиковым

Выпускник СДС Геннадий Новиков
Выпускник СДС Геннадий Новиков
– Геннадий, расскажите немного о своей жизни.

– Вырос я в семье священника и до поступления в семинарию учился в православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в поселке Саракташ Оренбургской области. В связи с назначением моего отца на должность настоятеля прихода я завершал учебу в обычной средней общеобразовательной школе села Троицкого Тюльганского района Оренбургской области. На протяжении всех своих школьных лет я нес послушание пономаря. Сначала в Свято-Троицкой обители милосердия, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, у протоиерея Николая Стремского, а после выполнял обязанности чтеца, пономаря и певчего у своего отца на сельском приходе, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана. Получив благословение на поступление в семинарию у правящего архиерея – митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина, я приехал в Сретенскую духовную семинарию. Тогда я впервые познакомился с Москвой, впервые увидел Сретенский монастырь, где перед мной открылись все его святыни: мощи священномученика Илариона, мощи преподобной Марии Египетской, Владимирская икона Пресвятой Богородицы, копия Туринской плащаницы и многое другое.

– А что привело вас в семинарию?

– Помню, такой вопрос был в анкете, которую мы заполняли при подаче документов в семинарию. В духовную школу меня привело твердое желание получить разнообразные богословские знания, для того чтобы применить их на практике, стать священнослужителем и нести слово Божие народу. Иного жизненного поприща я для себя не мыслил. С раннего детства я рос в церковной среде. Когда я родился, мои родители были еще вне Церкви, но сердцем присутствовали в ней, живя по естественному закону совести, который заложен в человеческую природу. Потом, в подростковом возрасте, Господь послал мне встречу с настоятелем Свято-Троицкой обители милосердия протоиереем Николаем Стремским, который внес неоценимый вклад в формирование моей личности. И вообще, все мои воспитатели свидетельствовали о Христе всей своей жизнью и остаются для меня по сегодняшний день примерами ревностного служения Церкви. Впоследствии Господь даровал мне в духовные наставники родного отца, которому я сердечно благодарен.

Но не только жизнь священников, но и жизнь простых мирян стала основанием для моего решения служить Церкви. Находясь на приходе у своего отца, я познакомился с одним прихожанином – сельским учителем, который за десять километров ходил на молитву в храм Божий. Несмотря на погодные условия, зимой или весной, летом или осенью, он спешил в храм и боялся даже опоздать на богослужение. Его жизнь была наполнена любовью к Богу и ближнему. Будучи тяжело больным, он неустанно трудился, писал картины, стихи, молился, набирался сил и шел в храм. Его слова, однажды обращенные ко мне, оставили неизгладимый отпечаток в моей душе. Он говорил, чтобы я, вопреки трудностям жизни, уверенно служил Церкви и стал священником.

Это только один из замечательных примеров того, как формировалось мое решение о поступлении в семинарию, но на самом деле их было очень много. По слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7).

Обучаясь в духовной школе, я все больше и больше укрепляюсь в своем выборе, и, если будет на то воля Божия, стану священником и буду служить Богу столько, сколько мне будет суждено.

– Каково было отношение ваших родителей и близких к выбору вами духовного образования?

– Отношение моих родителей и близких к тому, что я решил поступать в семинарию, было, конечно, положительным. Так как каждые отец и мать в каждой семье желают, чтобы их дети встали на правильный жизненный путь. И этот правильный путь в моей жизни, повторюсь, я увидел именно в служении Богу.

– Давайте с вами вернемся на пять лет назад и вспомним вступительные экзамены: собеседование, изложение. Как они проходили?

– Когда в 2005 году все абитуриенты съехались на вступительные экзамены, мы прожили три особых дня. Именно они запомнились неповторимым чувством переживаний и напряженной молитвой. Надо сказать, что эти ощущения я пронес через все семинарские годы.

Первый день был посвящен изложению с элементами сочинения. Тема изложения относилась к житию и деяниям священномученика Илариона. Интересно, что накануне этого экзамена я читал первый том собрания творений священномученика Илариона, где подробно описывалась его биография. Данное обстоятельство, безусловно, облегчило мне написание изложения. Второй день был связан с прохождением медицинской комиссии. И вот наступил, наконец, третий день, день, когда действительно должна была решиться моя участь. Собеседование с ректором – архимандритом Тихоном (Шевкуновым) – запечатлелось в моей памяти чрезвычайно ярко. Батюшка очень подробно спрашивал меня о моей жизни: я был уставщиком, значит, мне предлагался вопрос по Уставу, пел – значит, должен был вспомнить определенное песнопение и тому подобное. Преодолев с помощью Господа трудный путь, я, как и все абитуриенты, пребывал в нетерпении: уже очень хотелось поскорей узнать о решении приемной комиссии. И вот по воле Божией я стал учащимся Сретенской духовной семинарии.

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 822 px. Размер файла 176765 b.
 В храме на острове Ольхон
В храме на острове Ольхон
– Скажите, какие трудности вам пришлось испытать во время пребывания в семинарии: духовные, учебные или житейские?

– Житейских трудностей, могу сказать твердо, не было, потому что администрация семинарии создает прекрасные бытовые условия для учащихся. А вот духовные и учебные сложности возникали. Куда же от них деться?!

Например, в начале моего обучения, так как я раньше никуда не уезжал от своих родителей, появились уныние и внутреннее волнение, какое бывает, наверное, у каждого человека, покинувшего родное гнездо. С этой непростой проблемой мне помог справиться наш семинарский духовник – иеромонах Иов (Гумеров), который молитвенно укрепил меня и поддержал своим пастырским словом в трудную минуту. Ответы на возникавшие у меня духовные вопросы мне помогали находить священнослужители Сретенского монастыря. И особенно хочется сказать о замечательном батюшке – иеромонахе Луке (Ауле). Он подарил мне чудесные минуты душевной тишины, наполнив мое сердце сладким спокойствием. Помогая ему на молебнах у мощей преподобной Марии Египетской в воскресный день, я неизменно завершал малую Пасху осознанием внутри себя великой милости и любви Божией. После молебна всегда было чаепитие, где я мог спокойно задавать батюшке вопросы о духовной жизни православного христианина. Я каждый раз получал нужный мне именно в тот момент ответ и уходил от отца Луки радостным, ведь я, помимо духовной помощи, обретал новые знания из жизни святых отцов.

Что касается трудностей в учебе, они были особенно значительными на первом курсе. Я учился в российской глубинке, и уровень моей подготовки, конечно, отличался от уровня тех, кто уже прошел институт или закончил общеобразовательные учреждения в столице. Поэтому мне приходилось усиленно пополнять свои знания. Я много читал: учебную, святоотеческую литературу, русскую классику… Все это принесло плоды, и мне, как кажется, удалось встать на одну ступеньку с моими однокурсниками и вполне успешно усваивать духовные дисциплины.

– И все-таки, что было для вас в духовной школе в новинку?

– Совершенно новым для меня оказался режим дня, достаточно нелегкий. Привыкнуть к новому распорядку мне помогли дежурные помощники и, конечно же, проректор Сретенской семинарии – иеромонах Иоанн (Лудищев). Одно из важнейших мест, конечно, в семинарии занимает братский молебен. До семинарии я никогда не молился за такими ранними богослужениями. И когда я, придя в духовную школу, узнал о них, обрадовался, так как общая молитва с братией монастыря только укрепляет молодого человека в его духовной жизни. Незабываемыми оказались и ночные литургии. Совместная, единодушная молитва всегда полезна и плодотворна, по слову Самого Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Божественная литургия рождает ни с чем не сравнимые чувства. Подготовка к святому причастию, сама евхаристия объединяет всех учащихся истинно христианским духом – в каждом сердце звучат слова вечности: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 54).

– Обычно за годы обучения в семинарии появляется много друзей…

– Друзья – это ценнейшее приобретение семинарских лет. Духовная школа дарит много друзей и знакомых. Все мы – семинаристы и монастырская братия – объединены духовным родством. А разве может брат не общаться с братом? Все ребята ценны для меня тем, что, несмотря на разницу в характерах и привычках, они всегда приходят на помощь, что на деле подтверждает подлинность нашей дружбы. Появились у меня, конечно, и близкие друзья, товарищи, с которыми я жил в одной келье, с которыми делил и радость, и печаль. Им я искренне благодарен за золотые минуты жизни, в которые нас связывало неподдельное содружество. Я часто вспоминаю их мудрые советы, ценю их поддержку.

– Что, по-вашему, укрепляет дружбу?

– Дружбу укрепляет сам смысл жизни. Достаточно задать вопрос, для чего ты живешь? И настоящим ответом будут не ложные рассуждения об эгоистической пользе, а простые и в то же время такие сложные слова о нравственной основе духовного развития. Мы живем не ради любви к самому себе, но ради Бога и ближнего своего. Это и есть дружба. Спаситель учит нас: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

– Наверное, по окончании духовной школы вы будете поддерживать отношения со своими семинарскими друзьями, преподавателями, насельниками Сретенской обители?

– Конечно, я буду стараться как можно чаще видеться с духовенством Сретенского монастыря, преподавателями нашей семинарии и, конечно, с друзьями, которых здесь дал мне Бог. В ветхозаветной книге Сираха можно найти следующие слова: «Верный друг – крепкая защита, кто нашел его, нашел сокровище». Из этого мудрого суждения, мне кажется, можно сделать такой вывод: как человек, приобретший сокровище, будет оберегать и хранить его, так и человек, получивший от Господа друзей, должен хранить дружбу, поскольку она является поистине великим сокровищем.

– Расскажите, пожалуйста, о преподавателях, которые учили вас в течение пяти лет, и о курсах, читаемых ими.

– Предмет всегда характеризует преподаватель. Каков педагог, таково и содержание его курса, и это, безусловно, определяет отношение и к нему, и к его дисциплине. Так как в нашей семинарии трудятся самые лучшие преподаватели, то и предметы, которые они преподают, самые важные и интересные. Вместе с тем во все времена человек выбирает именно то, что ближе его разумению и сердцу, следовательно, начинает проявлять к каким-то предметам наибольший интерес. Мне лично особо запомнились такие дисциплины, как катехизис, преподает который протоиерей Николай Скурат, догматическое богословие – иерей Вадим Леонов, гомилетика – иерей Алексий Лымарев, литургика – диакон Павел Бобров, миссиология – иеромонах Никодим (Шматько), история Русской Церкви – профессор Алексей Константинович Светозарский, история России XX века – профессор Ольга Юрьевна Васильева, но всего не перечислишь… За любовь, проявленную к учащимся, мне хочется выразить искренние слова благодарности всем нашим педагогам и наставникам. Они заложили в нас необходимую основу тех знаний, которые будут востребованы в нашей жизни и служении. А самое главное – на протяжении всех пяти лет они верили в нас, в наши силы, помогали нам достойно нести звание семинариста.

– Каковы ваши воспоминания об экзаменационных сессиях – горячем времени для всех студентов?

– Время сессии по-настоящему тяжелое время – это правда. Нужно в довольно сжатые сроки повторить пройденный за семестр, а то и за год учебный материал. Нужно отметить, что наши преподаватели с пониманием относятся к нашим трудностям и немощам. Разумеется, они строги и взыскательны, их нельзя провести, но все же они прощают нам отдельные пробелы.

– Известно, что, начиная с третьего курса, каждый семинарист регулярно произносит учебные проповеди. Что чувствовали вы, когда читали вашу первую проповедь?

– Первая проповедь запоминается сильными переживаниями. Страх ошибиться и волнение по поводу того, как воспримут слушающие твое слово. Надеешься только на то, что Господь все управит и даст силы не потерять мысль. Поэтому мне запомнилась не только сама первая проповедь, но и минуты внутренней молитвы перед ее произнесением.

– Вы несете послушание в семинарском хоре. Как вы были зачислены в него? Что вам дало это послушание?

– Послушание в семинарском хоре оказалось очень интересным и благодатным. Попасть в хор нелегко. Но в нашей духовной школе приветствуется желание и старание. Мне пришлось немало заниматься, чтобы меня приняли в основной состав хора, а впоследствии и в состав малых певческих групп. За годы, проведенные в семинарском хоре, я не только познал музыковедческие основы – я стал певчим. Мы пели на службах, много раз принимали участие в концертах, в городах нашего родного Отечества и за рубежом. И это, без сомнения, позволило мне расширить кругозор. Благодаря нашему руководству – отцу ректору, отцу проректору и регенту хора Александру Викторовичу Амерханову, мы записали памятный аудиодиск, за что все семинаристы сердечно признательны нашим наставникам.

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 843 px. Размер файла 169257 b.
 На острове Ольхон
На острове Ольхон
– Вы активно участвуете в миссионерских проектах Сретенской духовной семинарии. Как давно ведется эта деятельность и каковы ее плоды?

– Понятно, что миссионерские проекты семинарии неразрывно связаны с миссионерской деятельностью Сретенского монастыря, который с самого начала своего возрождения в 1995 году привел к Богу тысячи людей и помог огромному числу страждущих. Семинарию в этом смысле можно образно назвать отростком, который питается от ствола мощного дерева. Миссионерская деятельность семинарии разнообразна. Группа ее воспитанников проводит тематические беседы с прихожанами монастыря, активно проявляют себя ребята в воскресной школе, кто-то преподает, кто-то проводит экскурсии по обители. Помимо этого, студенты посещают школы-интернаты, детские дома, много и плодотворно взаимодействуют с разными молодежными организациями России. При всесторонней поддержке Сретенского монастыря не так давно была организована интереснейшая миссионерская поездка по вологодской земле. Год от года крепнет наша дружба со школой-интернатом в городе Михайлове Рязанской области. Там студенты прислуживают за богослужениями, проводят беседы, концерты, чаепития. Чрезвычайно важными являются наши поездки в тюрьмы. Туда мы возим продуктовые и вещевые наборы, книги, священники совершают службы, студенты устраивают концерты. Обширная миссионерская деятельность семинарии и монастыря открыла нам глаза на многие важные вопросы, помогла приобрести опыт служения, который так необходим будущим пастырям.

– Вы упомянули о школе-интернате в Михайлове. Какие мероприятия были проведены там студентами и педагогами Сретенской духовной семинарии? Каковы ваши конкретные учебно-миссионерские наработки? Как бы вы в самом общем виде охарактеризовали возникающие проблемы и пути их решения?

– Казалось бы, Михайлов мы начали посещать не так давно, но прошло уже три года. Радостно осознавать, что ребята там каждый раз ждут нас.

Три года назад отцом проректором мне было поручено нести послушание миссионерского служения в школе-интернате города Михайлова. При поддержке преподавателя семинарии иеромонаха Никодима (Шматько) и братии Сретенского монастыря был выработан развернутый план миссионерской деятельности. Отец Никодим, имея большой опыт миссионерского служения, щедро делится с нами своими разработками и на основных занятиях по миссиологии, и в ходе факультативных бесед. Он является автором мультимедийного пособия и других материалов, используемых в миссионерской работе.

Пройдя необходимую подготовку, сформированная группа семинаристов была направлена в первую поездку в школу-интернат города Михайлова. Это произошло 21 ноября 2007 года. Прибыло тогда к ребятам 44 человека, в том числе и семинарский хор. Тема первой встречи «Смысл человеческой жизни» была освещена для учащихся с первого по девятый классы. В разработке бесед нам очень помог опыт, накопленный специалистами православной гимназии при Троице-Сергиевой лавре. В частности, у них мы заимствовали учебные материалы по катехизису: «Семь бесед о христианском мировоззрении», «Основы христианской нравственности» и «Основы христианского православного мировоззрения». Помимо этого, семинаристами использовалось мультимедийное пособие.

Надо сказать, беседовали и беседуем мы не только с ребятами, но и с педагогами, причем всегда результативно.

Не могу не отметить, что дети живут в хороших бытовых условиях, но в интернат они попали, испытав большие жизненные трудности. Многие из них никогда не ели досыта, не видели своих родителей трезвыми. Им очень тяжело. И они нуждаются в духовной поддержке, которую им дает директор интерната, выпускник нашей семинарии иерей Владимир Щетинин. Надеюсь, что наши семинаристы тоже вносят свою лепту в благое дело духовного оздоровления этих ребят.

Конечно, у нас возникают трудности, но так бывает всегда, когда делается доброе дело. Вражеские силы препятствует добру, поэтому не нужно отчаиваться, нужно с помощью Божией продвигаться вперед и добиваться результата. И пускай подготовительная работа порой весьма и весьма трудна, но ее результат, выраженный в детской радости, неизменно вызывает радость и у самих семинаристов. И это дороже всего. Даже когда совсем тяжело и нет сил что-то терпеть, что-то делать, вспоминаешь искренние ребячьи улыбки – и продолжаешь трудиться.

Современное миссионерство, как, впрочем, и миссионерство в любое время, сопряжено с чередой трудностей. Встав на этот путь, необходимо ежеминутно помнить: все в руках Господа. Если есть воля Божия, все получится и трудности будут преодолены. В наше время, когда расшатываются многие нравственные основы, когда размывается понятие о грехе, поле миссионерской деятельности расширяется и осложняется. Людям сейчас приходится рассказывать о самом простом, о том, без чего человечество самоуничтожается. Но познакомить детей с такими начальными знаниями – полдела. Важнейшим этапом является правильное, осознанное освоение этой информации. Наши подопечные должны бескомпромиссно понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Я горячо уповаю на то, что наша духовная школа – Сретенская семинария – будет развивать данное миссионерское направление и впредь, а монастырь не оставит школу-интернат без своего духовного окормления.

– Одним из масштабных миссионерских проектов семинарии и монастыря стала организация летнего лагеря «Скит».

– Да, это так. С этим временем у меня связаны особенные воспоминания. Я был одним из организаторов лагеря «Скит». И я тогда очень многое понял для себя. Прежде всего, я посмотрел несколько иным взглядом на тех, кто меня окружает. Детский летний православный лагерь «Скит» было решено организовать на рязанской земле, неподалеку от села Красного – там находится Серафимовский скит Сретенского монастыря. Участниками лагеря стали воспитанники школы-интерната города Михайлова. Вожатыми выступили в первую очередь семинаристы, а также студенты других учебных заведений Москвы и Подмосковья. Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись, мы достаточно успешно справились с поставленными задачами. Вместе с тем вскрылись и ошибки, недостатки, которые мы, надо надеяться, оперативно устраняли. Повторюсь еще раз: просчеты неизбежны. Ведь недаром же существует народная мудрость: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Мы очень старались тогда, старались ради детей, лишенных родительской заботы и ласки. Поначалу, играя с ребятами на волейбольном поле, участвуя в разных конкурсах, мини-походах, мы видели их лица – не по годам взрослые и печальные – и всячески пытались наладить с ними контакт, подружиться с ними, показать, что существует взаимопомощь, взаимопонимание. В результате общая молитва, трапеза, туристические походы, кружок по альпинизму, познавательные экскурсии и многое другое сделали свое дело – дети открылись. Они стали добрей, вежливей, культурней и… скажу честно, мне было жалко расставаться с ними. Любовь к ребятам, нерушимая вера, надежда на благополучный исход нашего проекта стали залогом тогдашнего успеха. Студенты и воспитанники интерната до сих пор с восторженной теплотой вспоминают о тех летних днях.

– Как вам вспоминается поездка по Сибири и Дальнему Востоку по окончании третьего курса?

– Знаете, я вообще очень люблю вспоминать – это приносит необычайную радость, которая в данном случае умножилась на мое давнее желание побывать на Байкале. Фотографии с его видами небывалой красоты я увидел у моего семинарского друга, который живет в Иркутске. И вот Господь даровал мне эту возможность. Почти полгода я и мои товарищи обдумывали план нашего путешествия, размышляли о культурно-паломнической программе. Обозначив наши цели и задачи, мы связались с духовенством Иркутской епархии, благодаря которому побывали не только в храмах города, но и посетили церкви и достопримечательности области. Ехали до места целых пять дней, но этот долгий путь только укрепил нашу дружбу.

Посетив по дороге Омск, Новосибирск, Красноярск и другие города Сибири, мы наконец прибыли в Иркутск. Остановившись в доме родителей нашего товарища, мы встретились с руководителем миссионерского отдела Иркутской епархии протоиереем Вячеславом Пушкаревым, который организовал нам автобусную экскурсию на остров Ольхон. Но сначала мы посетили храмы города Иркутска и приложились к мощам святителя Иннокентия, просветителя иркутской земли, затем направились по течению вдоль русла реки Ангара и прибыли на Байкал. Здесь нас ждала экскурсия по исследовательскому музею озера Байкал, восхождение на смотровую площадку и прогулка на катере «Ракета». Так долгий путь и масса ярких впечатлений привели нас к чудному острову Ольхон, на котором находится православный храм.

Ольхон – довольно известное место, которое привлекает к себе огромное количество туристов. Нас тепло встретили друзья батюшки Вячеслава. На следующий день была совершена Божественная литургия. А параллельно шел… шаманский праздник. Разумеется, православные священнослужители не могли не совершить молебен о спасении Русской земли от злых духов, – молебен, который прославлял Пресвятую Троицу и свидетельствовал о Боге. Вот такой показательный эпизод!

По возвращении с острова Ольхон нас ждала экскурсия по старой Кругобайкальской железнодорожной магистрали, после мы побывали в Тункинской долине (в Республике Бурятия), где в это время базировался летний православный лагерь «Роднички». Его организаторы с большой радостью встретили нас, а дети показали нам свои великолепные концертные номера. Этот теплый и душевный прием не забыть никогда.

С той поры прошло уже два года, многие из участников поездки закончили семинарию. Но воспоминания о тогдашнем паломничестве живут в наших сердцах и радуют нас, несмотря на расстояния, которые нас разделяют.

– Будучи студентом пятого курса, вы побывали в Пекине…

– Наш семинарский хор пел на освящении храма в честь Успения Божией Матери, который находится в Пекине, на территории посольства России.

Путь в китайскую столицу был долгим, наполненным интересными событиями и встречами. Удивительно, как широка наша Россия, как велика она в своих просторах! У нас была остановка во Владивостоке, где нас встречало местное духовенство. Осмотрев достопримечательности и святыни Владивостока, вечером того же дня мы вылетели в Пекин.

И вот мы участвуем в чине освящения храма, который полвека был закрыт. Я не в состоянии описать свои чувства в тот момент, когда зазвонили церковные колокола. Вокруг посольства собрались сотни китайцев. Все как будто свидетельствовало: вновь вернулись те времена, когда голос Русской Православной Церкви возвещал китайской земле о радости Воскресения Христова…

А далее была насыщенная культурно-ознакомительная программа. Особенно запомнился летний парк императора, посещение ресторана, где мы пробовали весьма экзотичные блюда китайской кухни. Но впереди нас ждало чрезвычайно ответственное выступление в российском посольстве. По окончании концерта мы почувствовали, что привезли русским людям, которые живут в Китае, радость. Радость, которую подкрепляла наша любовь к Родине. Свидетельствуя о Православии и русской культуре, мы явились своеобразными трансляторами национальных традиций, прежде всего, музыкально-песенных. Нас встретили с огромным воодушевлением, а проводили под бурные аплодисменты. Удивительная поездка и удивительные впечатления!

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 750 px. Размер файла 197492 b.
 Под Иркутском
Под Иркутском
– Чем занимаются семинаристы в свободное от учебы и послушаний время?

– Многие наши ребята в свободное время читают духовную литературу, немало семинаристов занимается спортом, мы ходим в музеи, библиотеки, совершаем паломничества по святым местам города Москвы. К тому же в начале своего обучения я любил проводить свое свободное время в столярной мастерской, изготавливая из древесины рамки для икон.

– Подводя итоги нашей беседы, ответьте: что дала вам семинария?

– Семинария дала мне самое главное – она заложила фундамент духовной жизни. В его формировании деятельно участвовали руководители нашей духовной школы, любимые преподаватели и братия Сретенского монастыря, за что им низкий поклон. Сретенской семинарии несказанно повезло – она находится при монастыре. И это формирует особенный дух нашего учебного заведения. Несомненно также, что здесь для всех находятся возможности для развития и ума, и духа. Большую роль в нашем становлении играют духовники, которые и наставят, и укрепят. А самое главное – мы каждый день имеем возможность наблюдать за священнослужителями, общаться с ними, обретая неоценимые образцы пастырства. Семинария подарила мне мир, тишину в сердце, укрепила любовь к Богу и людям, я получил большое количество богословских знаний. У меня была возможность увидеть мир во всем его разнообразии. Наши паломнические поездки, которые организуются далеко не в каждой духовной школе, показали мне всю богатую полноту Православной Церкви. Я еще раз хочу поблагодарить администрацию нашей семинарии, ее профессорско-преподавательскую корпорацию, насельников монастыря, которые на протяжении пяти лет, не жалея времени и сил, воспитывали в нас православных людей.

– Геннадий, что бы вы пожелали будущим студентам Сретенской духовной семинарии?

– Хочется пожелать ребятам сил, непоколебимой веры, любви к ближнему и Богу. Не надо расстраиваться из-за неудач, касающихся обучения. Нужно брать пример с преподавателей, которые своим упорным трудом и беззаветным упованием на Божию волю, достигли больших успехов и при этом не навредили своей душе. Необходимо опираться на советы духовников и братии монастыря, которые неустанно молятся о нас. Ни в коем случае нельзя позволять себе лениться, нужно использовать каждую минуту на пользу своего духовного развития и нести свои послушания с усердием. Ведь все мы должны помнить слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Божие делает небрежно» (Иер. 48: 10)

4 февраля 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Светлана11 июля 2014, 19:00
Геннадий, я чисто случайно зашла на сайт и увидела ваше замечательное, интересное интервью, конечно сразу прочитала и вспомнила наше знакомство, которое произошло в Михайловской школе - интернате. Я, Светлана Николаевна, я рада что Господь мне посылает таких знакомых. Вот уже 10 лет я тоже принимаю участие в духовном воспитании молодого поколения. Геннадий. я желаю тебе вех Благ!
Геннадий Петров23 января 2011, 22:00
Действительно, интервью замечательное, одухотворенное. Отличается простотой изложения сугубо глубинных переживаний. Чистота мыслей прослеживается в ясно выраженных словах. Дай Бог тебе, брат Геннадий, любви непомерной в деле окормления стада Божьего. Прошу также молитв обо мне грешном, Геннадии, желающего всем сердцем стать также служителем Церкви. Но, на все воля Божья! Слава Богу!
григорий18 февраля 2010, 10:00
Хорошее интервью, побольше бы таких. Это всегда полезно и познавательно. Спасибо.
Шио13 февраля 2010, 22:00
Геннадий желаю успехов!!! 27 января замечательное дата которая нас приближает...
Дима11 февраля 2010, 08:00
Kогда парень по курсу семинарии повторяет прописные и, самое главное, казенные истины, возникает вопрос зачем такое писать? Нп.: Зачем говорить, что: "В духовную школу меня привело твердое желание получить разнообразные богословские знания". Дорога в семинарию - это не дорога к знанию. Знание - это важный, но не главный элемент служения. Дружба - это не любовь к брату. Такое определение любви у Аристотеля, не в православии. Не знание дает право на священство! Желание пойти в семинарию - это желание служить Богу, а значит Церкви, обретение себя в Церкви, встраивание своей жизни в жизнь церкви. Любовь к богословию часть большей любви, любви к Богу. Семинария укрепляет формирует свяшенника в его призвании пастырского служения, как реализации его христианского призвания и неотделимо от него. Это не критика парня, сколько критика преподователей, которые за столько лет не передали, не привили четкого виденья священства.
Вита 7 февраля 2010, 13:00
Спасибо, очень интересное интервью.Вообще все эти интерьвью с семинаристами, с монахами Сретенского монастыря бесценное сокровище; наглядный пример для подражания,представление о жизни монастыря и семинарии, какие предметы проходят в семинарии (для меня это дополнительный источник для пополнения духовных знаний).Вообщем огромное спасибо и побольше новых интервью. Хотелось бы почитать интервью с иеромонахом Павлом.
Роман 5 февраля 2010, 11:00
Такое интервью - лучший способ укрепить молодежь в чаянии встать на путь служения Господу. Помоги Господи.
Иоанн 4 февраля 2010, 20:00
Хорошее интервью, спасибо!
Елена 4 февраля 2010, 15:00
СпасиБо. Есть только Родина - огромная страна Под необъятным небом ярко-синим. Она однажды Богом мне дана, Великая,любимая Россия.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке