Православное осмысление атеизма

Однажды мне довелось быть свидетелем случайного разговора двух попутчиков: господина средних лет и старшекурсника-семинариста. Темы беседы были самые что ни на есть церковные. Семинарист рад был возможности лишний раз побогословствовать. И лишь уже подъезжая к месту назначения, господин средних лет небрежно бросил: «Слушай, все это здорово, но разве Бог есть на самом деле?» И, по существу, не было вопроса в этой фразе, скорее ленивый скепсис самодостаточного человека.

Вспоминаю изумление в глазах семинариста, решившего, что дискуссия исчерпана. Все его миссионерские усилия оказались попраны банальным неверием оппонента. Это не то, чем пичкали старшее поколение, не воинствующий атеизм, но куда более опасное неверие – словно активная сонливость, в которой человек ходит вниз головой. Чем ловчее он работает ногами, тем дальше он идет и тем сильнее отталкивается от неба.

Образ господина средних лет из этой истории весьма характерен для нашей современности и даже более: он определяет весь ее характер. Ее равнодушный, ироничный, но в своем основании предельно атеистический характер.

Чтобы понять суть этого явления, необходимо обратиться, прежде всего, к его духовному основанию, что, в свою очередь, нуждается в верном критерии оценки как мировоззренческой опоры для осмысления. Таковой для нас является Священное Писание и Предание Церкви, отводящие атеизму вполне конкретное место в системе духовных координат.

Библейская реакция

Христианское осмысление атеизма как духовного феномена свое начало находит на страницах Священного Писания Ветхого Завета. Здесь его смысловым эквивалентом часто выступают такие понятия, как «безумие», «безбожие» или «неверие». Библейский язык усваивает им весьма характерную окраску, отождествляя с безумием человека. Наиболее ярко это представлено в Пс. 13: 1: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”…» Существует большое количество толкований этого стиха. К примеру, святитель Иоанн Златоуст в образе безумца видит не традиционно психически ненормального человека, но «развращенного умом… утратившего одну из четырех добродетелей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрасного»[1]. На эту же тему находим комментарий святителя Василия Великого, для которого всякий отрицающий бытие Бога без осторожности впадает в грех. Ведь «ежели нет назирающего, – рассуждает святитель, – нет и воздающего каждому по достоинству того, что сделано в жизни»[2]. Таким образом, святой Василий проводит четкую связь между богоотрицанием как отрицанием онтологического гаранта нравственности и его следствием – грехом.

Византийский богослов и экзегет XII века Евфимий Зигабен в своей «Толковой Псалтири», объясняя первые стихи 13-го псалма, писал: «Думать, что нет Бога, но что все произошло само со­бою, – это верх всякого зла. Безбожие есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия»[3]. В дополнение Евфимий приводит мнение Феодорита Кирского, для которого отрекшийся от Бога по самой истине и необходимости назван безумным. Ибо если начало премудрости есть страх Божий, то бесстрашие и безбожность противны мудрости[4].

Другой толкователь (уже XIX века), митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), в образе безумца видел человека, дошедшего до крайней степени разврата и нечестия[5], в котором, собственно, открывается дорога к прямому отрицанию Бога. «Безумен, так как нет ничего безрассуднее такого отрицания. Закон разума, – пишет митрополит, – при всяком действии непременно требует и причины действующей. А человек этот, видя самого себя и мир, его окружающий, и вместе сознавая, что ни мир его, ни он мира, ни они оба сами себя создать не могли, в то же время не хочет допустить бытие Бога – Создателя мира и его самого»[6].

По мысли епископа Палладия (Пьянкова), прирожденная нашему духу идея о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение, истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого высшего ведения, без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, говорит Палладий, только безумный может сказать, что нет Бога. При этом он приводит слова блаженного Августина о том, что Давид в этом стихе разумеет людей, умом сознающих бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху, не верующих или не желающих верить; живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово «безумен» на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием (Пс. 37: 6; 68: 8)[7].

По мере того как человек более и более отдается греховным влечениям, сила нравственного зла постепенно возрастает в его сердце, вытесняет из него все добрые стремления, овладевает всем существом его и ведет его к отрицанию самых начал нравственности, а вместе и бытия личного верховного начала добра – Бога. При этом, как отмечает уже другой толкователь – священник Николай Вишняков, здравый разум, внушающий признание бытия Божия, на этой крайней степени развращения не в состоянии бороться с влечениями злого сердца и делается рабом его, усиливаясь, вопреки всем свидетельствам истины, уверить себя в том, что нет Бога, и тем дать возможность грешнику спокойно предаваться злу без страха наказаний, без смущения и угрызений совести. Так как в этих случаях отрицание бытия Божия совершается вследствие помрачения здравого разума грехом, то таких нечестивцев псалмопевец прямо называет безумными[8]. Ведь именно лишь отказавшийся от ума, от очевидной логики, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), может сказать это. Если человек не знает ничего о Боге и Его существовании, каковы неверующие, то он только это и имеет право сказать: «Не знаю». И конец! А если он дерзнул сказать: «Нет Его!» – то уже пошел против ума; он по всей справедливости оказывается без ума, «безумным»[9]. Такие речи, продолжает святитель, совсем не от «ума», а от «сердца»: «Рече безумен в сердце своем» – это находится в прямой зависимости от растления души: «Все совратились… все растлились; несть творящих добро» (Пс. 13: 3)[10]. Говоря о справедливости такого определения (безумным), протоиерей Григорий Разумовский напоминает евангельскую притчу о безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным»[11].

Наряду с этим Священное Писание говорит о неверии, которое чаще всего в известном смысле проявляется в Новом Завете. Наиболее наглядной иллюстрацией этому являются слова Евангелия от Иоанна: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 18–21). Этими словами вполне отчетливо обнаруживается сущность неверия – любовь к тьме, злу и неправде. Следствием такого сознательного противления становится, по слову Христа, осуждение, происходящее уже теперь, в мире, увидевшем Его спасительную Жертву.

Апостол Павел прямо называет неверующих погибающими, для которых закрыто христианское благовествование, у которых «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4: 4).

Наконец, поистине страшные слова мы находим в Апокалипсисе: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Мало того, что неверие здесь находится в одном ряду с убийством и идолослужением, их общая участь – смерть, то есть окончательное осуждение на вечные мучения после последнего суда.

Святые отцы о неверии

В святоотеческом наследии также встречается множество размышлений относительно неверия, его духовных причин и следствий.

По мнению святителя Феофана Затворника, источником неверия и сомнения являются бесы, которые именно таким способом влияют на душу человека (наряду с хульными помыслами и прелестями)[12]. Митрополит Вениамин (Федченков) причиной неверия называет потерю человеком богоподобия и благодати в сердце[13], а святитель Димитрий (Ростовский) – неразумие[14]. В этом последнем обнаруживается согласие с мнением Иоанна Златоуста, который пишет: «Как веровать свойственно душе возвышенной и благородной, так и неверие служит признаком души неразумнейшей, низкой, опустившейся до безумия животных»[15]; наряду с этим причиной неверия святитель называет расслабление души[16].

Святой Антоний Великий неверие видел следствием легкомысленной дерзости[17], а Макарий Египетский – погони за почестями человеческими вместо почестей небесных[18]. По словам преподобного Силуана Афонского, неверие бывает от гордости: «Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам»[19].

О сущности самого явления весьма интересно и, пожалуй, исчерпывающе говорит преподобный Симеон Новый Богослов в своих гимнах: «Кто не верует, тот не просит, не просящий – не воспринимает, а кто не воспринимает (Духа Святаго), тот мертв; о мертвом же кто не восплачет, так как он, будучи мертв, думает, что жив? Мертвые мертвых никоим образом, конечно, не могут ни видеть, ни оплакивать; живые же(во Христе. – С.Б.), видя их, оплакивают. Ибо они видят необычайное диво: умерщвленных – живыми и даже ходящими, слепых – мнящих, что они видят, и поистине глухих – думающих, что они прекрасно слышат. Но живут ведь они, и видят, и слышат, как скоты, мыслят, как неразумные, с чувством бесчувственным, в умерщвленной жизни. Ибо можно жить и не живому, можно и зрячему не видеть, и слышащему не слышать»[20].

Для более полной картины приведем еще ряд высказываний известных церковных авторов.

В своих «33 главах аналогий, или уподоблений» авва Евагрий уподобляет неверие «проказе разумной души», при которой она (душа), даже видя истину слов (о существовании Бога), не удостоверяется, то есть продолжает не верить в них[21]. Другой представитель монашеской письменности, преподобный Макарий Египетский, сочетает неверие с унынием, причем в такой ситуации душа день за днем отлагает и не приемлет спасительного слова. Нередко в такой ситуации душа «обольщает себя и сновидениями, не замечая в себе внутренней брани, объята будучи самомнением. А самомнение есть ослепление души, никак ей не позволяющее познавать свою немощь»[22].

Итак, состояние омертвелости, слепоты и болезни – вот истинное духовное состояние неверующего, следствием чего становится расстройство жизни, наполнение ее бесчисленными бедствиями и всего ниспровержение[23]. Святитель Иоанн продолжает логическую цепочку последствий неверия, говоря: «Лишенные веры и толкают друг друга, ударяются о стены и наконец низвергаются, увлекая сами себя в бездну погибели»[24]. Ефрем Сирин также усматривает неразрывную связь неверия со смертью, производя от первого грех двоедушия, от него – нерадение, забвение, отчаяние и наконец смерть[25]. По словам святителя Димитрия Ростовского, от неверия рождается преслушание, которое в свою очередь производит всякий грех и преступление[26].

В противоположность верующему в будущее, который удаляется земных наслаждений без размышления, неверующий бывает самоугодлив и бесчувствен[27]. Также в противоположность верующему, умеющему читать книгу творения Творца и в этом находить Его неизреченное величие, неверующий, «наблюдая материальный мир, не видит в нем отображение высшей нематериальной красоты: для него в мире нет ничего чудесного, все – естественное и обыденное»[28].

Осмысление атеизма в русской религиозной мысли

Хотелось бы привести и ряд мнений относительно атеизма, безбожия или неверия представителей русской религиозно-философской традиции.

Профессор С.С. Гогоцкий в своем «Философском лексиконе» в статье «Атеизм» весьма подробно излагает общие причины возникновения атеизма. К ним относятся: совершенное развращение нравов, легкомыслие, постоянное занятие материальными предметами, от чего внимание человека всецело поглощается ими. Следствие этого – заслонение конечным миром от внутреннего взора высшей идеи Божества: «Божественный инстинкт духа замолкает, мысль и сердце, переполненные ограниченным, не дают в себе места идее бесконечного – и человек не сознает внутренней необходимости в идее Божества, отрицает то самое, на чем утверждается жизнь его и мир»[29]. Являясь плодом нравственного расстройства и легкомыслия, атеизм, в свою очередь, разрушает гармонию внутренней жизни человека, производит и питает в ней хаотический беспорядок. Подрывая живое тяготение нашего духа к нравственному средоточию мира, атеизм истребляет благоговение ко всеобщим, нравственным законам жизни и предоставляет всех и каждого влечениям произвола и самоугождения[30].

Профессор МДА А.Д. Беляев главной причиной отрицания истины бытия Божия видит гордость. «Никакая страсть, – пишет он, – не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до положительного безбожия, как гордость. “Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его” (Сир. 10: 14). И как “гордость есть начало греха” (Сир. 10, 15), так она есть и венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов – безбожием»[31]. Гордость ведет до крайнего и упорно нераскаянного развращения. Именно она поставляет вместо Бога собственное я человека и вместо закона Божия – его личный произвол, нашептывая ему оправдания самых гнусных преступлений, заглушая голос совести и страх суда[32].

В русской религиозной мысли XIX – начала XX веков проблема атеизма непосредственным образом переплеталась со многими родственными ей явлениями эпохи. И здесь никак нельзя обойти вниманием творчество Ф.М. Достоевского, которому принадлежит исключительная заслуга в установлении внутренней связи между атеизмом, нигилизмом и социализмом. В романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и других, в публицистических статьях и заметках он с необычайной проницательностью и полнотой запечатлел онтологию и психологию нигилиста-революционера, атеиста нового типа, все духовное существо которого выражено словами Ивана Карамазова: все позволено, нет Бога, нет и морали[33].

По мнению протоиерея Георгия Флоровского, действительным смыслом нигилизма было не просто отвержение устаревших традиций, но отрицание всеобщее. В чем именно и была его привлекательность. Отрицали и отвергали не только данное и отжившее прошлое, но именно всякое прошлое вообще. Иначе сказать, тогда отвергали историю. «Русский нигилизм был, прежде всего, самым яростным приступом антиисторического утопизма… Всего менее это была “трезвая” эпоха. То было именно нетрезвое время, время увлечений, время припадочное и одержимое»[34].

Несмотря на кажущееся различие понятий и смыслов, атеизм и нигилизм, в какую бы форму они ни облекались, – синонимы: или есть надо мною Высшее, перед Которым я простираюсь ниц, или я выше себя и над собой ничего не знаю, и ego (а не homo) deus sum[35].

Логическим следствием атеизма, по мнению Сергея Булгакова, является анропотеизм[36] – обожествление человека. Однако такой вывод содержит в себе внутреннее противоречие, ибо относительно частностей утверждает то, что отрицает в общем и целом, именно: уничтожая Бога, стремится сохранить божественное, святыню. Внутренняя и необходимая диалектика атеизма ведет поэтому от антропотеизма к религиозному нигилизму, к отрицанию всякой святыни[37]. На таком отрицательном фундаменте не была построена еще ни одна культура[38].

Как мы уже говорили, атеизм имеет единые духовные корни с социализмом и другими «передовыми идеями» и их носителями. Обращаясь к последним, Н.А. Бердяев говорил: «Ваше гуманистическое и сентиментальное заступничество за человека, ваше исступленное желание освободить его от страданий и есть ваше неверие в Бога и неверие в человека, ваш атеизм». Далее он поясняет эти слова: «Это всегда ведет к истреблению личности во имя освобождения человека от страданий. Принятие смысла страданий, смысла судьбы, которая со стороны представляется столь несправедливой и неоправданной, и есть утверждение личности, и есть вера в Бога и человека»[39]. Во имя чего восстает атеист против Бога? – спрашивает он. Во имя счастливого и блаженного удела человека на земле. Атеист не принимает слезинки ребенка и всех страданий жизни, но ради своей цели он сейчас же готов пролить неисчислимое количество слез и причинить неисчислимое количество страданий[40].

Такой опыт достижения «рая на земле без Бога» имел место в 1917 году, о чем как о проявлении крайнего практического безбожия писал Е.Н. Трубецкой: «Все общественные связи держались у нас связями религиозными. Когда эти последние ослабели, человек человеку стал волком, и все ее общественное здание рухнуло… Теперь вся жизнь безбожна – и частная, и государственная; во всех человеческих отношениях господствует один и тот же нравственный кодекс – кодекс последовательного и беспощадного каннибализма»[41]. И это понятно, ведь если отвергнута и объявлена несуществующей высшая, абсолютная ценность, источник всяких ценностей производных, то какая же логическая, да и нравственная, возможность утвердиться на ценности относительной, производной?[42]

Профессор В.И. Несмелов определяет атеизм как причину признания мирового бессмыслия: «Измученная в бесплодном искании Бога, усталая мысль человека естественно прекращает свои утомительные поиски в силу простой невозможности продолжать их. Человек приходит наконец к такому заключению, что если нельзя иметь достоверного познания о Боге, то гораздо лучше будет совсем не думать о Нем, и по силе такого заключения для человека становится совершенно безразличным, существует ли в самом деле неведомый Бог или не существует. Это полное равнодушие ко всем размышлениям о Боге само собою указывает, что религиозное сознание перестало жить в человеке и религиозные идеи совершенно потеряли для него свое жизненное значение. Конечно, он может еще и не отрицать Бога, но если уж он гонит от себя всякую мысль о Боге и в действительности живет без Бога, то фактически он все-таки несомненно является полным атеистом. Пусть это будет пока только пассивное безбожие — все равно, оно представляет собою ту реальную почву, из которой вырастает потом и активное отрицание Бога»[43].

В связи с рассмотрением природы атеизма весьма интересной представляется книга В.А. Кожевникова «Исповедь атеиста (По поводу книги Ле-Дантека “Атеизм”)», где автор предлагает существенные замечания относительно психологической стороны неверия. По его мнению, переход в неверие и коснение в нем совершаются лишь по кажущемуся предпочтению, в сущности же по отсутствию опыта в полноте веры, то есть по недостатку действительного знания ее. Отступник от веры некомпетентен утверждать, что атеизм лучше ее, потому что и он не знает еще, что она такое во всей полноте и силе[44]. Единственным основанием неверия атеиста, отмечает Кожевников, является не сила убедительности его аргументов, но лишь то, что он – уже атеист[45], и он не в праве говорить о неосновательности убеждений, противоположных его собственным, в виду его абсолютной некомпетентности: ему недоступны правильные сведения о вере, для него невозможны и объективные исследования процесса веры, а, следовательно, невозможно и непредубежденное заключение о ней[46].

Подводя некоторый итог всему сказанному, попытаемся выделить сущность, причины и следствия неверия.

Как уже было сказано, в библейской традиции есть характерное мнение о неверии как о безумии, но не как о психической патологии, а, скорее, патологии духовной: любовь ко греху, крайняя степень разврата и нечестия. Святые отцы неверие определяли как состояние болезни, слепоты и духовной омертвелости. В определении причины и следствий атеизма большую роль сыграла русская религиозная философия, большинство представителей которой были современниками новых «прогрессивных учений» или же имели горький опыт их некогда последователей. Причины неверия здесь выделяются разные, отметим лишь некоторые: незнание человека о Боге и ложно направленное человеколюбие, «убивающее боголюбие»[47], легкомыслие. Сюда же можно добавить и гордость как причину жажды автономности и независимости от каких-либо объективных сил в достижении желанного «рая на земле», «рая руками человека, без Бога», на чью последующую «античеловечность» указывает история. Следствием этой независимости и отвержения Абсолютного Сущего, как отмечал Сергей Булгаков, становится признание богом абсолютно становящееся, то есть человека: становление приравнено законченному бытию и обожествляемость – обожествленности[48].

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 5. Кн. 2. М., 1996. C. 621.

[2] Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С.150.

[3] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь (изъясненная по святоотеческим толкованиям). М., 1993. С. 75.

[4] Там же.

[5] Арсений (Москвин), митрополит Киевский и Галицкий. Толкование на первые 26 псалмов. Киев, 1873. С. 350.

[6] Там же. С. 352.

[7] Палладий (Пьянков), епископ Сарапульский. Толкование на псалмы. Вятка, 1874. С. 52–53.

[8] Вишняков Н., священник. Толкование на Псалтирь: псалмы 1–40. СПб., 1880. С. 198.

[9] Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении. Льялово, 2002. C. 164.

[10] Там же. C. 41.

[11] Разумовский Г., протоиерей. Объяснение священной книги псалмов. М., 2006. С. 72.

[12] Феофан Затворник, святитель. Путь к спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. М., 2003. C. 171.

[13] Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С. 41–42.

[14] «От неразумия рождается неверие, от неверия – преслушание, от преслушания же – всякий грех и преступление» (Димитрий Ростовский,святитель. Алфавит духовный. М., С. 31).

[15] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 9. СПб., 1903. С. 576.

[16] Там же. С. 374.

[17] Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении. Льялово, 2002. C. 63.

[18] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1904. С. 334.

[19] Цит. по: Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2004. С. 27.

[20] Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3: Божественные гимны. Сергиев Посад, 1993. С. 149.

[21] Добротолюбие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992. Т. 1. С. 599.

[22] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998. С. 393.

[23] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. C. 465.

[24] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 3. СПб., 1897. С. 278.

[25] Ефрем Сирин, святой. Творения. Ч. 1. М., 1881. С. 169.

[26] Димитрий Ростовский, святитель. Алфавит духовный. М., 1991. С. 31.

[27] Добротолюбие. Т. 1. С. 551.

[28] Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. С. 71.

[29] Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. 1. СПб., 1859. С. 204.

[30] Там же. С. 207.

[31] Беляев А.Д. О безбожии и антихристе. М., 1996. Ч. 1. С. 8.

[32] Там же. С. 7.

[33] «Нет бессмертия души, так нет и добродетели; значит, все позволено» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. Т. 9. М., 1958. С. 106.

[34] Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 282.

[35] Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. М., 1906. С. 54. С.С. Гогоцкий отмечал, что хотя в сущности атеизм один и тот же, но форма его часто изменяется, судя по тому, из каких начал он вытекает и в какой степени отрицает истинную идею Бога (Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. 1. СПб., 1859. С. 206).

[36] «Нет Бога, а следовательно, человек человеку – бог…» (Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. С. 53).

[37] Там же.

[38] Булгаков Сергей. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990 (репринтное издание 1909 г.). С. 37.

[39] Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 61.

[40] Там же. С. 60.

[41] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 203–204.

[42] Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. С. 54.

[43] Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1905. С. 355.

[44] Кожевников В.А. Исповедь атеиста (По поводу книги Ле-Дантека «Атеизм»). Сергиев Посад, 1915. С. 8.

[45] Там же. С. 10.

[46] Там же. С. 12.

[47] Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. С. 12.

[48] Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. С. 60.

Сергей Барицкий

30 ноября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей23 марта 2014, 20:46
хочу сказать Михаилу из Харькова вот вы говорите что наука принесет людям счастье вы ведь из Украины езжайте в Чернобыль и увидите какое счастье может принести наука
Alucard19 ноября 2013, 18:44
Всегда поражал шовинизм верующих, считающих себя избранными, лишь на основании того, что справляют транформированные языческие обряды и готовых на основании своего стадного инстинкта разорвать любого, кто ему себя противопоставил. Истина не зависит от того, что написано в книгах. С чего вы решили, что ваш бог таков, как вы его себе представляете?
Сергей Сидоров 6 февраля 2013, 16:10
Кстати, по поводу внушаемости. Как раз православные верующие практически не подвержены внушению, гипнозу, NLP, манипуляции сознанием. Проверено на практике (в том числе, и на себе).
Михаилу из Харькова. Как господа большевики-атеисты "осчастливили" русский народ ГУЛАГами, ссылками и расстрелами, мы уже видели. Спасибо, но больше не надо.
Сергей Сидоров 6 февраля 2013, 16:09
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье -- слепота, а чаще -- свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше черта.
(Иосиф Бродский)

От меня. Просто удивительно, как атеисты любят приписывать верующим, в том числе, православным, нежелание думать. Господа, а вы не думали, что духовный поиск может иметь наивысшее интеллектуальное напряжение? Подумайте на досуге, почему такие ученые, как Александр Сергеевич Панарин, Алексей Федорович Лосев, священние Павел Александрович Флоренский, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (более известен в Церкви как святитель Лука) были православными и не стыдились своей веры. Сравните себя с этими людьми. Сможете их обогнать по уму, образованности, научному кругозору?
Пока я вижу только у атеистов нежелание думать. Нежелание задуматься, а вдруг они окажутся хоть в чем-то неправыми. Нет у многих атеистов и такого дара, как эмпатия, что заметно по комментариям "Игоря из Керчи", "Андрея А.", "Виктора". Умение сочувственно и уважительно отнестись к чужой вере.
Михаил17 июля 2012, 14:59
РОМАНУ:
"наукоемкие профессии все равно "держат" атеисты".
Это, у Вас Роман, от некоторой , как бы деликатнее сказать... неосведомленности. Наберите в поиске: "ученые о вере в Бога". Или просто посмотрите вот это:
http://www.pravoslavie.ru/sm/39070.htm
Роман17 июля 2012, 13:27
Почему на сайт забрели? Вот я тоже забрел. Увидел странное понятие "православный атеист"))) решил вычитать что это в Гугле. Ну не по теме оказалась данная статья, я ее прочел. Знаете, каждый сходит с ума по своему))) Вера в Бога - ничем не хуже другого занятия, а то и лучше. А любому человеку хочется приобзить к любимому делу более количество людей. Таки это хорошо.
Да и материалисту православие выгодно, наукоемкие профессии все равно "держат" атеисты, тем меньше люди учат матчасть, тем выше ценится материалистичный "безумный ум" ))) Для страны плохо, да. К сожалению. Но такова судьба печальная всей России что она из огня да в полымя... Вместо того чтобы словоблудием и цитатами миссионерствовать, лучше бы самосовершенствовались и помогали другим как некоторые в комментах, перед которыми снять шляпу хочется. Примером подобным и миссионерствовать надо.
Анна19 апреля 2012, 19:20
Очень мило)) Что еще сказать... я вот читаю ваши комментарии милые атеисты, а можно вопросик?) Если вы так убеждены, что Бога нет и религия это бред, что вы забыли на сайте посвященном православию?) Просто добавить новый комментарий- шутку или протест в сторону верующего населения или просто времени много... или все таки вы неполные атеисты и ищите истину, а истина как известно в Боге... интересно...
Михаил (Харьков) 8 апреля 2011, 12:47
А христианство в целом, как и православие в частности (особенно православие), лично у меня вызывает чувство иронии пополам с гадливостью.
Такое же чувство я испытываю, когда в подземном переходе мне пытаются навязать свои гадания нечёсаные цыганки.
Нет ни малейшей причины мне, атеисту, принимать правила вашей странной игры и верить, что есть какой то смысл в ваших смешных ритуалах.
Пусть вам кажется это болезнью, но я не способен принять бездоказательно на веру слова неизвестного автора, жившего тысячу лет назад, описывающего сны другого автора, умершего две тысячи лет назад, которому приглючился третий автор, не живший вовсе.
Как по мне, то это не я болен ,а совсем наоборот.

Впрочем, ведь в ПИСАНИИ всегда найдётся, чем мне возразить...

----------------------------------

Я за атеизм и науку, потому что только они принесут ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ свободу и счастье ....... возможно.
А если не они, то больше и некому.
Михаил (Харьков) 8 апреля 2011, 12:46
Скажите, Гизитдинов Д. студент 4 курса СДС, так врезал ли вам ваш собеседник-атеист по лицу, как было заданно им во втором вопросе? И если нет, то почему?

Странные вы, христиане, люди.
Всё вам кажется, что атеисты и безбожники, это больные и неполноценные. Обязательно несчастные, некультурные, неинтеллигентные. Вроде атеист просто упрямится и ерепенится.
Как же вы ужасно заблуждаетесь.........

Я атеист уже давно. Я прошёл долгий путь в своих убеждениях.
Я прочёл множество христианских, исламских книг. Переворошил уйму информации и беседовал с сотнями верующих. И я сделал свой вывод - я сделал ВЫБОР.
Я атеист из-за выбора. И выбор, это моё право на свободу.
У меня есть только одна свобода - свобода мыслить так, как я считаю правильным - а носители религиозных идей хотят получить мою свободу в свои силки. Поэтому нас обкладывают психологическими и псевдокультурными силками - цитатами из Писаний, какими то туманными увещеваниями, запугиваниями, укорами.
Я ничего не боюсь - даже смерти.
И я не боюсь ада ,так как знаю ,что его не существует. Вся информация о его реальности не выдерживает малейшей критики.
И мне не нужна вечная жизнь - что мне с ней делать?
Но зато свою единственную жизнь я проживу так, как считаю нужным.


Игорь17 февраля 2011, 21:39
Мне, верующий, в первую очередь не друг потому как он безумен! Мерило его причасности к Богу и его обетованиям, есть особое его неизреченное состояние подобное наркотическому угару , который не позволяет здраво оценивать жизнь! И не враг пока не пытается гадить мне в мозг цитатами из книги с сомнительным содержанием и не лезет в светскую жизнь общества!
Утверждать что атеист мене счастлив чем верующий , это сравнимо с тем что трезвому хуже чем пьяному!
Если кто хочет доказать обратное, пишите web_spider@ukr.net!
Василий 1 ноября 2010, 16:01
Я не могу поверить, что множество простых людей, не верящих в Бога, но при этом нравственных, обладающих чувством долга и взаимопомощи, не одержимых манией потребительства, зато желающих принести пользу обществу, в конечном итоге не спасется.
Екатерина27 мая 2010, 19:42
Зачем вы сравниваете неверующих со слепыми? Мы запутались в понятиях: они видят, но не называют это зрением, веруют, но не называют это верой.
Бог есть Любовь. Прочитайте это еще раз и еще раз! И не надо накручивать умные слова и рассуждения, прислушайтесь к своим чувствам. Разве есть хоть один человек, который никогда не любил (или не влюблялся) или не чуствовал свое единство с окружающим миром? Если вы к ним не относитесь - вы верующие!
Вера в Бога - это вера в то, что Любовь существует. Бог есть Любовь. Не дядечка, не высший разум, а просто ЛЮБОВЬ. Ваши чувства давно доказали Вам, что вы верите!
На минуту забудьте разум и прислушайтесь к чувствам и Вы поймете меня!
Благословений всем!
Вятский18 февраля 2010, 00:08
"Блажен, кто верует. Легко ему на свете (А.С. Пушкин)
Это чудо, что Создатель не являет себя человеку. "Чудо - это великое чадо веры" (Гёте). Это-экстрим. В таком состоянии душа проявляет свои свойства, как на лакмусе. Для верующего, чудо-норма. Для атеиста-вечное сомнение. Поэтому, я согласен, что совсем неверующих не существует,(Больные не в счёт). Остаётся согласиться с Н.В. Гоголем, говорившего: "Упаси нас Бог судить брата нашего во Христе, о вере его , или неверии. Ибо вера у каждого своя, и тайна сия велика есть". Богу всё равно, верят в Него, или нет. Он не нуждается в доказательствах. Он ведь всё равно придёт собрать Свой урожай, там и очистит зерно от плевел.
Игорь 3 февраля 2010, 15:02
Начнем с того, что атеизм - это тоже вера. Вера в то, что Бога нет. Ибо доказать несуществование Бога невозможно.
У меня есть знакомая: научный работник, умница. Добрее и отзывчее человека я нее встречал в своей жизни. Всегда готова помочь, чем только может. К Богу относится просто: это не вписывается в известную мне картину мира. К мысли о смерти столь же просто: когда-нибудь меня не будет. Совсем.
Перед этим человеком все умозрительные теории о глупых атеистах с мертвыми сердцами рассыпаются в прах. Особенно когда сталкиваешься с "истинно верующими", агрессивными, лишенными Любви.
Олег.21 января 2010, 21:23
Дорогая Светлана! Я позволю себе любить атеистов, но не уважать их заблуждения. Не уважать и бороться с заблуждениями. Не против атеистов, а за атеистов. 8))

У меня главный принцип - любовь. Ведь Бог есть Любовь. Что такое любовь? Атеистов отошлю читать 13-ю главу первого послания Апостола Павла к Коринфянам.

А есть ли фундамент в нравственности атеистов? Есть ли у них понятие о любви? Эрих Фромм написал целую книгу о любви. Но сам в жизни любви так и не обрёл. О чём, тогда, он писал? Любовь это не теория, это практика!

Бедные, бедные несчастные атеисты! Как им тяжело постоянно искать оправдание и смысл своего жалкого существования.

Как писал Андрей Кураев: "Если отвергнуть Божественный Замысел, то останется признать, что мы всего лишь, плесень на окраинном болоте вселенной".

А как замечательно сказал Иван Сергеевич Аксаков: "Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином."
светлана 7 января 2010, 04:51
милые комментаторы! здесь вы все в "варитесь в одной каше!- вы не атеисты!-их нет на данном сайте и вам их не понять, и они вас тоже могут назвать несчастными и заблуждающимися и тд. и тп. а живем мы все в одном мире! давайте любить и уважать друг друга!
Владимир15 декабря 2009, 15:27
Я бы не сказал, что атеисты – дураки, в смысле психиатрии. Часто они образованы и начитаны. Если бы не гордость большинство из них давно стали бы истинными христианами.

Атеист не имеет нужды (понуждения) бороться с гордостью (мы гордые!!!). Если кто мучился от гордости, тот знает, что очень трудно признать свою неправоту, утверждаешь очевидную ложь. Все люди хуже тебя, что могут понять эти людишки?

Если же человек, будучи атеистом, делает бгоугодные дела, он бывает приводим к истинному Богу. Как говорил Клайв Стейплз Льюис, «Господь говорит с нами шепотом любви, если мы не слышим - голосом совести, а если опять не слышим - в рупор страданий». Но часто мы в состоянии слышать только рупор.
Александр 9 декабря 2009, 16:33
В одной передаче о.Димитрий Смирнов сказал, что неверующим может быть только человек малообразованный и(или)гордый. Этот обмен мнениями, по-моему, полностью подтверждает слова о.Димитрия. Кто-то из св. отцов сказал, что гордых исцеляет только Бог. Поэтому бесполезно обращать свои слова к атеистам, разве только в надежде, что их услышит человек ищущий и сомневающийся.
игорь 8 декабря 2009, 23:08
Я не согласен с Вами павел! Вы говорите о атеистах которые прожили всю жизнь без Бога, но сделали много хорошего и были успешны!
Так вот, можно по разному обосновать этот аспект. Один из вариантов таков: человек в своей жизни может служить либо добру, либо злу, соответственно Богу или Дьяволу.
Если учесть тот факт, что на земле ведется вечная борьба добра и зла,следовательно человек идуший по правильному пути будет ощущать на себе искушения (нападки дьявола)и его жизнь будет далеко не спокойна и даже полна множества скорбей и несчастий.Но перенесший все тягости человек подготавливается, очищается для вечной жизни(райской жизни)!
А если говорить о человеке, который явно или не явно, сознательно или не сознательно, но добровольно(формально говоря) продал свою душу в обмен на определенные блага земной жизни(соц положение, деньги, не законно приобретенная власть и т.п.), то получается никакой борьбы добра со злом уже нет.Господь дает свободу.Это только дьявол хочет поработить человека. И тогда, вследствие отсутствия борьбы человек предавший Бога живет спокойно, обретая льстивую популярность и любовь к себе, и так во всем.
ВОТ поэтому атеисты добивались многих результатов, но в основном все достижения науки были сделаны верующими в Бога людьми. Опять-таки доказывая превосходство силы Божественной над силой Дьявольской!
Спаси Вас Господи!
Виктор 7 декабря 2009, 16:52
Атеист неудобен тем, что позволяет себе задумывается.
Верующему думать вредно...
Данил 6 декабря 2009, 02:26
Не стоит путать понятия «неверующий» и «атеист».
Неверующий – человек, отвергнувший из своего сердца Бога. Свято место пусто не бывает. В него вселится зло.

Атеист – человек, для которого не существует достаточных научных оснований, утверждающих или опровергающих Бога. Именно научных. Поскольку Бог всемогущ, его нельзя описать научными формулами или умными словами. Бог познается в личном религиозном опыте.

Представьте себе художника, увидевшего прекрасный сад. Он может его запечатлеть на полотне либо описать словами, но полностью передать свои чувства другим людям он не сможет. Тоже касается и веры. Можно передать другим людям свои знания о вере, но не саму веру.

Верующий – человек, который верит в Бога. Но важно, как и в кого он верит. Не лучше ли было бы, чтобы большинство были атеистами, а не еретиками?

Православный верующий – человек, который на правильном пути.
Андрей А. из СПб 5 декабря 2009, 23:49
Забавно. Люди внушаемые, на мысли которых оказывают влияние их эмоции и чувства, хотят, чтобы и все остальные страдали тем же. Это у вас, господа верующие, жизнь, видимо, вечная. Не жалко тратить. Вот и измеряете ее не делами, а количеством прочитанных молитв. Без которых считаете ее пустой. Тут уж поделать ничего нельзя.
Вера 5 декабря 2009, 10:48
В бывшем советском союзе были все на 100 % верующими, только одни верили что есть Бог, а другии верили что Бога нет. Как то один из высокопоставленых атеистов спросил одного свяшенника,- а что если после смерти не окажется ни какого рая в которого вы так христиане верите? А священник ему ответил-, а что если после смерти окажется ад и загробная жизнь в которую вы атеисты не верите? Атеист ответил,- я надеюсь что этого не будет.
Так вот, верующии люди ничего не теряют ни в этой жизни, ни в будущей. А что верующий в Бога может потерять? Он живёт, растит семью, работает, исполняет по силе своих возможностей то, что заповедал Господь. Этот человек всегда будет хорошим другом , мужем, женой и гражданином своей Родины. Он хорошо постарается воспитать своих детей, что бы они выросли честными, добрыми ,отзывчивыми на чужое горе людьми. А вы спросите неужели атеисты не могут быть такими? По одной простой причине- нет, потому-что если нет никакого Бога, то почему же бы мне не обмануть кого-нибудь, допустим на суде, когда вопрос стоит жизни и смерти. Ведь жизнь то только на земле, а если я этого не сделаю, то все допустим узнают что то плохое о мне, а так я астанусь "чистым".
Татьяна 5 декабря 2009, 04:11
Поэтому Бога можно только почувствовать, и уверовать в Бога может только человек с живой душой. А живые мертвецы - это не редкость, это те самые зомби и вампиры - представители нечисти, о которых уже заколебали снимать фильмы, - это люди среди нас - и открытые атеисты безбожники, и якобы верующие наполовину, на треть или на осьмушку люди.

Правильно вчера я прочитала в притче Соломона, что не стоит верующему человеку якшаться с неверующими - можно только оскверниться. Знаю это по собственному опыту, по отцу - каким он был бревном бездушным 20 лет назад, таким и остался. Если в душе - глухота и пустота, то это - диагноз. И его ни болезни, ни годы не исправят.

А вот моя душа и душа моей бабушки за многие попытки что-то ему доказать уже неоднажды стонала, и хватит - точка.

Это разговор слепого и зрячего: слепому сердцем человеку никогда не понять, о чем это ему толкует зрячий - о каком-таком солнце, красоте, красках.

И зрячему лучше не растрачиваться на слепых, а помогать в первую очередь себе не утратить свою веру и чистоту, а во-вторых, помогать тем, кто уже готов принять его помощь.

А быть слепым или зрячим каждый волен выбирать сам: кому-то это просто не дано. Таких людей надо в душе жалеть, как инвалидов, ведь у них нет главного жизненного органа - сердца, чувства, сочувствия, главного вида любви - любви к Богу, но не стоит таких слепцов обременять своей жалостью - ведь они мнут себя счастливыми. Ну и Господь с ними.
Татьяна 5 декабря 2009, 04:10
Просто есть люди с живым сердцем и люди, мертвые внутри. У кого живое сердце и живая душа, тот думает сердцем и доверяет себе, своим ощущениям, своей интуиции. А кто внутри мертв и не верит не только другим, но и самому себе, и не верит в Бога.

Ведь согласитесь, Бога нельзя увидеть, потрогать - его нельзя объять сознательно. Иначе было бы все очень просто - если бы Господь Бог был доступен для всех и каждого, а не только для избранных святых людей. Тогда не было бы проблемы в том, чтобы верить или нет, осталась бы лишь заковыка в том, чтобы точно зная, что Бог есть, вести себя так или иначе.

А раз Бога нельзя увидеть, значит, его можно только ощутить своим нутром, сердцем, внутренним мысленным взором. Но, увы, многие люди - большинство - это слепое стадо, конформисты, которые, как бараны, следуют за вождём, который облечен властью, а значит - бесами, а значит - является внутри, в душе и в сердце, априори слепоглухонемым.
Наталья 5 декабря 2009, 03:16
Правильно, Павел!!! Достойнейшие люди. Жаль, не спасутся... Но это их выбор.
диакон Сергий Барицкий 5 декабря 2009, 00:58
Игорь из Керчи писал 2009-12-03
16:22: "Да и боженька ваш жалок. Ничем не лучше вшивенького диктатора" хотелось бы услышать веские аргументы, а не эмоции...
Павел 4 декабря 2009, 08:49
Но с точки зрения атеиста этот вечный спор похож на спор человека, трезво смотрящего на мир и человека верящего в мираж. И потом, вы забываете - сколько атеистов достойно прожили свою жизнь, сотворили добрых дел, не боялись смерти.
Ван 4 декабря 2009, 00:15
А мне жаль тебя, Игорь из Керчи. Когда читаешь или слушаешь таких как ты, гнев и ярость начинает наполнять естество. Но если оставить эмоции, понимаешь насколько ты и тебе подобные объяты бесами, злыми духами, что не гнушаются ничем, даже открытым богохульством. Знасит Всевышний отвернулся от вас... Могу одно лишь сказать. Какого же будет твое удивление, Игорь из Керчи, после смерти, когда вдруг окажется, что после материального мира существует другой мир... И здесь нет никакой мистики, как пытаются представить это атеисты или просто невежи.

Я понимаю, что в таком сосоянии тебе далеко до прихода к православию, чтению Священной книги. Вот хотя бы попробуй начать с малого, посмотреть небольшие ролики, коих в инете очень много, где сами ученые признают наличие Высшего разума



Петр 3 декабря 2009, 23:28
Думаю, что вечный спор атеистов и верующих похож на спор слепого человека(атеиста в силу разных причин) и зрячего(верующего) человека. Слепой не видит(духовное зрение осутствует) свет и не верит зрячему, который видит(чувствует) и говорит что свет(Бог) есть.И никак зрячий человек не докажет слепому что свет(Бог) есть, пока у того самого не откроются глаза.
Федор 3 декабря 2009, 21:24
Игорь, кто ехидничает, тот просто пытается скрыть свою злость, которая исходя от сердца, разгарается по всему телу и наполняет голову желчью, потом и спермой.
Игорь из Керчи 3 декабря 2009, 16:22
"Вы не можете себе представить как она хочет жить, и как боится умереть", - а я вот не боюсь.

"В буквальном смысле просто плакать хочется о бедных людях, носящих "гордое" именование атеистов, а внутри носящих пустоту, отчаяние, скрываемое ото всех, мрак, холод и одиночество", - деточка, не суди атеистов по себе.

"Читаешь порой комментарии после статей и удивляешься, и радуешься. Есть же же истинно (как мне кажется) верующие люди", - жалко мне вас. Типичные простые люди, как зверьки. Вы, в себялюбии своём, возмонили, что создателю Вселенной может быть до вас дело и возносите свои жалкие грешки до вселенского величия. Да и боженька ваш жалок. Ничем не лучше вшивенького диктатора.
евгений 3 декабря 2009, 04:58
Я не совсем согласен с Гитзиновым. Человек, который решился
ударить другого человека без причины нарушает заповедь
любви и унижает достоинство этого человека. Господь не
воспрещает гневаться на грехи. Таково мое мнение, я
Вам его не навязываю..
Евгений Атеист 2 декабря 2009, 21:31
Прекрасная статья - что называется, не в бровь, а в глаз. Подписываюсь под каждым словом. Полагаю, что любой здравомыслящий атеист согласится с этой оценкой.
Майя 2 декабря 2009, 14:46
Просто «господин средних лет»- конченный материалист, даже,я бы сказала, примитивный материалист. Такие считают, что верующие верят в конкретного дяденьку сидящего на небесах и творящего чудеса. Хотя беседы на церковные и религиозные темы многие из таких «господ» любят, это их развлекает и расширяет кругозор…«Господин средних лет» в прочной «скорлупе», и как ему в средние-то лета смирится с тем, что мир устроен иначе, не позволит гордость и косность образованности.
Вера 2 декабря 2009, 05:27
Спасибо! Да, атеисты несчастные. Я ухаживаю за престарелой бабушкой, она москвичка, всю жизнь была журналисткой. Сейчас это дряхлая старушка, которая не верит в Бога. Вы не можете себе представить как она хочет жить, и как боится умереть. Всю жизнь говорила - человек это звучит гордо, он должен надееться только на себя. Я её спрашиваю, ну что, как вы теперь можете надееться на себя, когда вы и покушать то сами не можете. А на мой вопрос в чём смысл жизни человека, она мне отвечает-"Вырастить семью, радоваться, веселиться и жить не тужить." А сейчас когда вы находитесь в таком положении? Она не смогла ответить. Очень тяжело работать с безбожниками, они очень капризны, злы, и хотят всё самое лучшее в этой жизни. Моя подопечная - самый яркий пример. Самое главное сейчас у этой 80 летней старушки, вкусно и сладко поесть, и посплетничать, да ещё с всё это со всякими обманами на людей. В Бога же она ни за что верить не хочет.
Ван 1 декабря 2009, 23:19
Вот с Гизитдиновым Д. согласен полностью. А вам сколько лет, Антон? Как раз с атеистами общаюсь много. Сам был таким. Придет время, Антон, ближе к старости - будет внутри и пустота, и отчаяние, скрываемое ото всех, мрак, холод и одиночество. Но лучше не проверять это. А попробовать встать на путь истины.
Антон 1 декабря 2009, 22:53
Гизитдинов Д, а с чего вы взяли, что атеисты внутри носят пустоту, отчаяние и т.п.?
Ван 1 декабря 2009, 22:37
Читаешь порой комментарии после статей и удивляешься, и радуешься. Есть же же истинно (как мне кажется) верующие люди. К сожалению, в жизни мне они практически не встречаются.
Максим 1 декабря 2009, 15:23
Возникли вопросы по теме статьи.
Можно ли считать атеизм одним из "течений" сатанизма ? Ведь основной постулат атеистов "Бога нет",является и одной из задач врага рода человеческого - сначала внушить людям что Бога нет, а затем установить свои законы. Атеизм=сатанизм, или же это проявление нетерпимости к инакомыслию ? И как православный должен общаться с атеистом - как с ближним ? или обходить его стороной ?
Giorgi 1 декабря 2009, 13:12
Spasibo, bolshoe. Ochen soderjatelnaia, poleznaia i pouchitelnaia statia.

Giorgi, Tbilisi
Сергей 1 декабря 2009, 12:00
Неверующий не может быть счастливым в принципе. Плохо,что атеисты этого не понимают.
Гизитдинов Д. студент 4 курса СДС 1 декабря 2009, 00:22
Однажды, когда я дискутировал с одним атеистом, он сказал: "Можно тебе всего два вопроса? Ты действительно веришь во Христа?" - "Да". Он задал второй: "А если я врежу тебе по ...(лицу), ты действительно подставишь другую щеку, как Он учил?" После моего утвердительного ответа он сказал: "Ты больной человек, и мне не о чем с тобой говорить".
Мы не понятны этому миру, покоряющемуся злу, потому что мы не от мира сего, по слову Спасителя. Мы другие. Христианство всегда было соблазном для иудеев, безумием для эллинов, и конечно же, абсолютно непонятным и бесполезным для атеистов. И это грустно и больно. Но для нас, спасаемых, оно есть и будет Божьей силой и премудростью!
Гизитдинов Д. студент 4 курса СДС 1 декабря 2009, 00:15
В буквальном смысле просто плакать хочется о бедных людях, носящих "гордое" именование атеистов, а внутри носящих пустоту, отчаяние, скрываемое ото всех, мрак, холод и одиночество. И это не преувеличение, а горькая реальность. Все это есть следствие жизни без Бога, Источника всех благ. А если источник перекрыть, будет ли вода?
Марина30 ноября 2009, 15:32
Спасибо! Всегда поражали неверующие люди, много думала от чего они не верят? Наверно у каждого своя причина неверия, кто то по жизни очень легкомыслен, кто-то горд и тд. А как обьяснить веру в Господа, я родилась в неверующей семье, но никогда в моих мыслях не было сомнений, я всегда знала что БОГ есть и в очень тяжелые минуты обращалась к нему. Истинной православной стала не давно, но вера была всегда!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×