Паны против водки. Что позаимствовать у Польши в борьбе с пьянством

Об «антиспиртных» победах Польши известно мало, а ведь, возможно, «ближнеславянский» опыт может подойти России для выстраивания своей антиалкогольной программы

Ведь поляки за 15 лет сократили потребление крепких спиртных напитков в стране практически вдвое, сообщает АИФ.

— Бороться с пьянством в Польше начали очень просто, — говорит Владимир Бортник, кандидат экономических наук, — с 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза — до 62,8 злотых за литр этанола (15,7 евро). (Для сравнения: в России в 2006 г. этот акциз составлял 159 рублей, что соответствует 4,6 евро.) Водка подорожала. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из постсоветских стран преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. За первый квартал 2009 г. в Польше продали на 28% меньше водки, чем за такой же период в прошлом году. Вы представьте: рядовой поляк зарабатывает в час 1,2 евро. Таким образом, ему нужно отдать за литр водки заработок за 5 часов. В среднем бутылка водки стоит 6-7 евро. Кому это надо?

Главное правило в «польском антиалкогольном пути» — борьба за трезвость на местах, как ни по-советски это звучит. Да, в 1982 г. в Польше приняли закон «О воспитании в трезвости и противодействии алкоголизму», да, в 2000 г. утвердили Национальную программу профилактики и решения алкогольных проблем, но для каждого воеводства сочиняется местная антиалкогольная программа. Комиссии, которые действуют в каждой гмине (сельская административная единица), принимают жёсткие ограничения по количеству точек, торгующих спиртным (лицензию получить непросто), следят за тем, чтобы в уличных магазинчиках не продавался крепкий алкоголь, конкретно отвечают за лечение алкоголиков в терапевтических центрах.

Ещё в Польше создали Центр развития профилактики и терапии алкогольных проблем, который распределяет частные пожертвования (это очень распространено!). Кроме этого, в Польше действует более 500 неправительственных организаций, создающих группы анонимных алкоголиков, центры реабилитации зависимых и их семей. Здесь считается супермодной программа «12 шагов» — встречи анонимных алкоголиков без психолога (для подростков, на жизнь которых влияет алкоголизм в семье, создана целая сеть специальных подразделений). Казалось бы, можно прекратить «перебарывать пьянство», учитывая спад алкоголизации страны, но поляки никак не угомонятся. В хорошем смысле.

Не так давно в Польше создали Государственное агентство по решению алкогольных проблем, польское сокращение — PARPA.

PARPA регулярно выдвигает новаторские идеи по борьбе с пьянством. На днях его активисты предложили устанавливать видеокамеры в магазинах или отделах, торгующих выпивкой. Цель — ограничить потребление алкоголя несовершеннолетними:

— К сожалению, 90% ребят младше 15 лет уже знают вкус алкоголя. 70% из них утверждают, что не имеют проблем с его покупкой, — говорит Кшиштоф Бжозка, директор этого агентства. — Когда я подал мысль установить видеокамеры в магазинах, мне сказали: «Супер!» Продавец, даже если несовершеннолетние «насядут», всегда сможет им сказать: «Не могу продать, всё записывается на видео...»

С ним согласны и польские политики.

— Нас же записывают на видео, когда мы покупаем, например, топливо на бензоколонках. Почему же нельзя регистрировать людей, покупающих алкоголь? — спрашивает Мирослав Секула, депутат от правящей парламентской коалиции.

Когда установят камеры в магазинах, PARPA собирается внедрить их в пабах и ресторанах. Ведь есть статистика: в 2008 г. из 1500 торговых точек, которые лишились права торговать спиртным, 240 пострадали именно из-за фактов продажи данного товара несовершеннолетним.

По словам Камы Домбровской, юрисконсульта Госагентства по решению алкогольных проблем, главная проблема на сегодняшний день в Польше — торговля алкоголем через Интернет. Несовершеннолетние могут заказывать выпивку в Сети совершенно бесконтрольно. Это в Польше намереваются жёстко пресечь.

Вплоть до конца года в польской столице продлится кампания «Трезвый на дороге». Всем желающим водителям поздними вечерами в выходные дни на специальных площадках в трёх районах Варшавы — Бемове, Праге и Охоте — можно будет поездить в «алкогольных очках».

— Надев такие очки, совершенно трезвые люди имеют возможность получить восприятие и реакцию нетрезвых сограждан, которые выпили бутылку водки и имеют в крови 1,5-2 промилле алкоголя, — объясняет Каролина Мальчик, советник президента Варшавы.

Иными словами, у человека в чудо-очках зрение деформируется, движения замедляются, есть ощущение головокружения и даже тошноты. Упражнения в них помогают понять, какое влияние на водителя может иметь даже небольшая доза алкоголя.

Ещё одна популярная в Польше акция под названием «Проверь промилле» — бесплатная раздача тысяч одноразовых алкоматов. Важный момент — стационарные устройства для проверки уровня алкоголя в крови устанавливают в барах и дискотеках, чтобы посетители, выпив, могли «не отходя от кассы» протестироваться: можно ли им возвращаться за руль автомобиля? Алкоматами в Польше собираются снабдить все без исключения увеселительные заведения, чтобы «пьяного веселья» на дорогах поубавилось.

24 ноября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×