Херсон, 17 ноября 2009 г.
12 ноября 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира были обретены святые мощи подвижницы благочестия Херсонского края монахини Евтропии (Исаенковой).
В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона был отслужен молебен перед началом всякого благого дела, который возглавил Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн. Затем на могиле монахини Евтропии (Киндийское кладбище) была отслужена заупокойная лития.
После обретения, мощи были перевезены в храм Рождества Богородицы в Киндийке, в котором матушка много лет несла клиросное послушание. Здесь по ней была отслужена заупокойная лития, после которой святые мощи были доставлены в Свято-Духовский кафедральный собор.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МОНАХИНИ ЕВТРОПИИ
На земле Таврической подвижницу благочестия, монахиню Успенского Алешковского монастыря, монахиню Евтропию, народ Божий чтит как молитвенницу за землю Херсонскую.
О ее младенческих годах известно мало. Люди, которые близко знали матушку Евтропию, говорят, что родилась она в 1863 году 24 ноября по старому (7 декабря по новому) стилю. Поскольку родилась она в праздник святой великомученицы Екатерины, родители нарекли ее в честь этой святой. Местом рождения было селение Белая Криница Херсонской губернии, а родителей звали Леонтий и Агафия.
Промыслом Божиим, в 12 лет она была взята на воспитание женской монашеской общиной в Алешковской Слободе Таврической губернии. Воспитываясь в общине сестер, Екатерина постигала грамоту и рукоделие. Одновременно научаясь молитве и чтению Слова Божия, любовь к которым она пронесла через всю свою жизнь.
Екатерина попала в общину сестер в период самый сложный для общины. Руководительница общины рясофорная монахиня Елизавета (Нестеренкова) и ее сестры Мария и Елена в буквальном смысле боролись за создание монашеской обители. Сколько горя, скорбей, искушений пришлось перенести сестрам общины - обо всем этом может рассказать летопись Успенского Алешковского монастыря. Живой свидетельницей и участницей этой истории довелось стать и самой Екатерине.
Скорби от мира, усердная молитва духовно закалили Екатерину. По слову апостола Павла: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:3-5). Идя этим путем, Екатерина решила посвятить свою жизнь Богу в монашеском служении.
Когда, Божией милостью, период скорбей и бед для сестер миновал, и община получила статус Успенского общежительного монастыря, Екатерина принимает монашеский постриг с именем Евтропия, в честь св. мученицы Александрийской (память 30 октября/12 ноября). Ее монашеским послушанием было чтение и пение на клиросе. В жизни она отличалась особой скромностью и добротой.
Матушка Евтропия стала свидетельницей расцвета Алешковского монастыря. Строились великолепные храмы и монастырские корпуса, в обители была создана школа для сирот. В это же время матушка Евтропия стала очевидицей первых чудес у Федоровской иконы Божией Матери. Благодарную память о чудесах и исцелениях, через которые излилась милость Божия к роду христианскому, она пронесла через всю свою жизнь.
Но не долго длился
расцвет монастыря. Пришли грозные лихолетья. Революция,
гражданская война, голод, разруха, и самое страшное -
безбожная власть. Монастырь упразднили, храмы закрыли,
монахинь разогнали. Матушка, как и многие другие монахини
обители, уходит в Херсон. Там она поселяется в районе
Киндийских хуторов недалеко от храма Рождества Богородицы.
Это место было выбрано не спроста. За Днепром находились
любимые матушкой Алешки, к тому времени переименованные в
Цюрупинск.
В это время себе на хлеб матушка Евтропия зарабатывала тем, что шила одеяла. Она постоянно ходила в храм, где молились и другие монахини Алешковского монастыря. В 1938 году храм закрыли, после чего монахини собирались в частном доме. Сестры заботились друг о друге и поддерживали друг друга чем могли.
Началась война. Немцы и румыны, войдя в Херсон, стали открывать храмы. Так в 1941 году открыли и Киндийскую церковь. Матушка перебралась жить ближе к храму, в домик, где до этого жили монахини Олимпиада и Палестина. С тех пор матушка трудилась при храме. Пока были силы, она пела и читала на клиросе. Когда стала немощной, сидела на скамеечке возле хора и молилась. Она никогда не пропускала богослужения.
Дом возле храма, в котором поселилась матушка, находился по улице Пионерской, 22. Она жила в небольшой времянке. Жилище было простое, мазаная хатка - одна комната и коридорчик. К матушке всегда приходило много людей. От Бога она имела особый дар прозорливости. Но не только это влекло к ней людей, но сила молитвы, которую матушка возносила о нуждающихся в Божией помощи. О силе ее молитвы знали многие, поэтому посетители приезжали не только из Херсона, но и из Николаева, Первомайска, Запорожья, Днепропетровска и других мест. Двор всегда был полон людьми.
Матушка принимала всех у себя в комнате, сидя на маленькой скамеечке возле своей кровати. Но никто никогда не видел, чтобы матушка лежала на кровати, даже если была больна. По словам очевидцев, возле нее всегда лежала чурочка. Когда матушка уставала, она клала чурочку на кровать, и сидя на скамейке, ложила голову на чурочку. Передохнет немного и дальше бодрствует.
Одна посетительница будучи медиком спросила матушку: «А когда же вы спите?». Та и ответила: «А разве спят?»
Духовные чада свидетельствовали, что на ногах матушка носила вериги. В ее руках всегда было Святое Евангелие, которое она постоянно читала.
Матушка часто общалась с послушницей Домникой, ныне прославленной Церковью в лике святых. Бывало, ее спрашивали: «Часто ли Вы видитесь с послушницей Домникой?». На что она отвечала: «Не так часто мы видимся, но часто духовно общаемся». Они молились друг за друга.
Иногда она направляла своих чад к отцу Иосифу (прп. Амфилохию Почаевскому), с которым также общалась. Общение это было связано с тем, что ей чудным образом была дарована Пачаевская икона Божией Матери. Впоследствии ее бывшая послушница схимонахиня Ангелина передала эту икону Свято-Духовскому кафедральному собору, где икона по сей день и находится.
Об упомянутой здесь своей послушнице Анне (которая потом в постриге приняла имя Ангелина), матушка Евтропия часто говорила своим духовным чадам: «Она будет больше меня», - пророчески предсказывая, что Анна примет монашеский постриг и схиму, и станет духовной преемницей матушки Евтропии.
Находившийся на покое в Херсоне исповедник веры Архиепископ Иоанн (Лавриненко) также общался с матушкой Евтропией.
По свидетельству духовных чад матушка имела особое дерзновение молиться об упокоении усопших, которые, по причине закрытия храмов и недостаточного количества духовенства, не были погребены по православному чину, или за которых некому было помолиться. Господь чудесным образом открывал ей их имена. Бывало так, что пустая бумажка, лежавшая на столе у кровати, к утру была заполнена записанными на ней именами.
Было удивительно то, что матушка Евтропия могла знать имена тех, кто к ней придет, и их нужды. Как уже говорилось, у матушки всегда было множество посетителей. Они везли ей гостинцы. Но она привыкла довольствоваться просфорами и святой водой. Потому приношения она раздавала бедным, неимущим, или же людям, которые дали ей кров.
Много чудных событий было связано с именем матушки. Когда из-за болезни она стала увядать, духовные чада спрашивали ее: к кому же они теперь будут приходить за помощью? И она отвечала им, что они смогут приходить к ней на могилку, как к живой. И, что, если она обрела дерзновение пред Богом, то будет помогать им. Она предсказала свою кончину, прощаясь с теми, кого знала.
Матушка Евтропия часто причащалась Святых Христовых Таин. Перед кончиной она приступала к этому спасительному Таинству особенно часто. Причащал ее живший по соседству настоятель Рождества-Богородичного храма в Киндийке протоиерей Иоанн Гасюк.
Отошла ко Господу монахиня Евтропия 29 марта 1968 года, имея от роду 105 лет. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Погребли матушку на Киндийском кладбище.
Во многих синодиках православных херсонцев записано имя монахини Евтропии. Память о ней, как о молитвеннице, передается из поколения в поколение. А на ее могилке многие получали для себя благодатную помощь и исцеления.