Вход на территорию семинарию |
Комплекс семинарских зданий на улице святой Женевьевы в городке Эпине-су-Сенар расположен сравнительно недалеко от местного железнодорожного вокзала. Из центральных районов Парижа сюда можно добраться региональной электричкой (РЕР). Двухэтажный поезд всего за 30–35 минут довезет вас до небольшой станции Брунуа. Недалеко от станции в направлении рю сан Женевьев начинается красивая пешеходная дорожка с аккуратно уложенным асфальтом и пышной растительностью вокруг. Через семь-восемь минут пути дорожка уступает место обычной городской улице, по которой до семинарии надо идти еще минут пять. Массивный комплекс с зелеными воротами и высоким забором заметить нетрудно: господствуя над окружающей местностью, он сразу бросается в глаза.
Совсем недавно в этих зданиях XVII века с 90 комнатами и с примыкающим к ним парком в 4 гектара, садом и огородом размещался католический женский монастырь. Монастырь понемногу увядал: год за годом уменьшалось число его насельниц. Наконец монахини, которых осталось всего двенадцать, перебрались в помещение поменьше. Опустевший комплекс в Эпине-су-Сенар, по договоренности с католической епархией Иль-де-Франса, был предоставлен в аренду Русской Православной Церкви. Специально для размещения в нем духовной семинарии.
Основное здание. Вид со стороны парка |
Наверное, тот факт, что на Западе впервые в истории появилось духовное учебное заведение Московского Патриархата, не может не порадовать православного человека. Хотя, конечно, не всем это событие пришлось по душе. Известно, что открытие семинарии вызвало немало вопросов. В том числе вопросов недоуменных. Во-первых, зачем? «Зачем нужна семинария? Ведь во всей Западной Европе приходов Московского Патриархата не намного больше, чем в средней епархии в России», – говорят сомневающиеся. Во-вторых, непонятно, почему местом расположения семинарии был избран именно Париж. Что мешало учредить семинарию, скажем, в Берлине, Риме или Лондоне? Эти вопросы я адресовал иеромонаху Александру (Синякову), ректору семинарии, в первые же минуты нашей беседы.
– Есть несколько причин, по которым было решено открыть семинарию во французской столице, – объяснил мне отец Александр. – Во-первых, Париж – центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями – с той же Сорбонной, где я преподавал. Если же говорить о самом факте учреждения семинарии на Западе, то надо иметь в виду, что мы готовы принимать представителей всех епархий Московского Патриархата, а не только тех, что находятся на территории Западной Европы. Но принимать с таким расчетом, чтобы дать возможность обучения во французском интеллектуальном университетском контексте.
Справка. Иеромонах
Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском
районе Ставропольского края (Россия). Окончил
Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский
институт и парижский университет Сорбонна (все три
– во Франции). Свободно владеет французским,
английским, немецким и греческим языками. В сентябре
2003 года рукоположен в иеродиакона, в ноябре 2004
года – в иеромонаха. Служил в Париже, будучи
секретарем Корсунской епархии по связям с
общественностью, прессой и религиозными
организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую
цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую
филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в
апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии
в Париже.
Иеромонах Александр (Синяков)
Чем больше я слушаю рассказ отца Александра, тем рельефнее вырисовывается передо мной образ уникального характера семинарии. Уникальность явственно проступает даже через тот солидный образовательный пласт, что сформировался к настоящему времени в Русской Церкви. Во-первых, семинария двуязычна. Без французского здесь не обойтись. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы. Ведь семинаристам три раза в неделю придется выезжать на занятия в Париж – в Сорбонну и Высшую школу научных исследований. В престижных французских университетах они будут постигать философию, библеистику, историю европейской богословской мысли, патрологию и историю догматов. Причем обучение в светских вузах не сведется к формальному прослушиванию лекций: семинаристам придется сдавать экзамены и писать диссертацию. В случае успешной ее защиты им гарантированы как духовное, так и светское образование: диплом семинарии и степень магистра философии Сорбонны. В стенах же самой семинарии учащиеся будут постигать православное богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, русскую философию и ряд других дисциплин.
В-вторых, очевидно, что семинария станет центром подготовки служителей Церкви, владеющих несколькими иностранными языками. Не только древними (еврейским и греческим), но и современными. О французском я уже упоминал. Кроме этого, семинаристам предстоит учить английский, а также еще один европейский язык на выбор (немецкий, испанский или итальянский). Примечательно, что преподавание будет вестись носителями языка.
Наконец (что очень важно в условиях Западной Европы), семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная (!) комната (с умывальником) и трехразовое питание. Плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудуется библиотека, компьютерный зал и беспроводной интернет. Очень необходимый для тех, кто предпочитает работать на личном компьютере.
– Вообще, учреждая семинарию в Западной Европе, мы, безусловно, принимали во внимание и тот факт, что у нас есть много людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, – подчеркивает отец Александр. – Я говорю, прежде всего, о детях тех, кто приехал на Запад в 1990-е годы. Учиться в российских условиях эти ребята не готовы. По разным причинам: или родители против, или есть сложности с получением российской студенческой визы, или отпугивают бытовые условия. А Церковь отказаться от этих молодых людей не может. В итоге получалось, что за последние 15 лет многие на Западе были рукоположены в священный сан без духовного образования. Семинария в Париже позволит восполнить этот пробел.
По словам ректора, профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции здесь будут читать преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.
– Конечно, широкая география проживания наших преподавателей потребует адекватной организации учебного процесса, – подчеркнул ректор. – Скажем, преподаватели из Бельгии и Франции смогут приезжать еженедельно. Преподаватели из Италии – раз в месяц. Но у них будет то же количество часов, что и у еженедельных преподавателей. Просто график проведения лекций и семинаров мы сделаем более плотным.
Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в интернет. А плата за обучение на экстернате вообще символическая – 250 евро в год.
– На экстернат мы принимаем как мужчин, так и женщин, причем любого вероисповедания. Можем даже атеистов принять, если они пожелают у нас учиться, – улыбается отец Александр. – Срок обучения на экстернате – три года. Выпускники будут получать сертификат семинарии. Обучение строится вокруг триместриальных сессий. Каждый год учащиеся пишут курсовую работу, причем в рамках определенной специализации. Так, первый год посвящен изучению богословских дисциплин, второй – православного богослужения, третий – истории и канонического права. Мы четко разделяем русскоязычную и франкоязычную части экстерната.
– В этом году на экстернат записалось около 50 человек. Две трети из них – на русское отделение, – заметил отец Александр. – На дневное бесплатное отделение мы приняли 15 человек (пять человек из Западной Европы, пять – из России и пять – из других стран СНГ). Кроме того, три человека поступили к нам на платное отделение. В будущем мы планируем набирать на бесплатное отделение не более восьми человек.
В беседе со мной ректор особо подчеркивает, что семинария носит межепархиальный характер. Все архиереи Московского Патриархата в Западной и Средней Европе включены в наблюдательный совет семинарии. Они могут влиять на кадровую политику, а также рекомендовать абитуриентов для учебы на бесплатном отделении. Кроме того, в наблюдательный совет был приглашен (и согласился войти) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) – управляющий Экзархатом русской традиции Константинопольского Патриархата.
– Действительно, часть представителей Экзархата отнеслась к открытию семинарии негативно, – заметил иеромонах Александр в ответ на мой уточняющий вопрос. – Хотя сам архиепископ Гавриил настроен положительно. Свято-Сергиевский институт разделился: половина преподавателей поддержала открытие семинарии, другая половина встретила это событие без энтузиазма. Очень позитивно восприняли открытие семинарии в Румынской митрополии. Митрополит Иосиф (Поп) будет у нас читать лекции по патрологии. В этом году мы также зачислили на первый курс студента-румына.
Да, в какой-то мере положение семинарии омрачается теми межюрисдикционными проблемами, что не оставляют Западную Европу. Хотя для учебного процесса они, вероятно, не столь существенны. К тому же, семинарии была гарантирована поддержка со стороны французского правительства. А это означает, что для будущих студентов и преподавателей не возникнет особых проблем с получением французских виз. Факт, конечно, немаловажный. Особенно для граждан таких стран, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Молдавия.
Конечно, прогнозировать что-то на будущее (даже ближайшее) – дело сложное и неблагодарное. Но мне все-таки думается, что у парижской семинарии есть все шансы стать кузницей интеллектуальных кадров Русской Православной Церкви. Ибо из ее стен будут выходить блестящие богословы, знакомые с западной культурой, владеющие несколькими иностранными языками, понимающие традицию православных нерусского происхождения. К слову, для семинаристов предусмотрены стажировки в приходах других юрисдикций. А в храме самой семинарии богослужения будут совершаться ежедневно.
Кроме того, семинаристам предстоит постигать азы пастырского и социального служения в больницах, знакомиться с миссионерской деятельностью Католической Церкви, учиться работать в школах с детьми. Причем, все это не просто планы, а конкретная реальность, воплощаемая в жизнь благодаря договоренностям, достигнутым руководством семинарии.
Главное, чтобы эти блестящие знания и хорошая подготовка, полученные за пять лет пребывания во Франции, были востребованы не только на Западе, но и на Востоке. Дабы Русская Церковь в странах СНГ могла бы кротко и в то же время мудро и достойно отвечать на вызовы современности. В том числе благодаря той когорте православной интеллектуальной элиты, что с нынешнего года будет готовиться в стенах бывшего католического монастыря под Парижем.
/чем была плоха Русская Православная Церковь и зачем надо было создавать параллельную структуру-Экзархат Русской традиции Константинопольского Патриархата?Свято-Сергиевский институт входит ведь в структуру Экзархата а не Русской Православной Церкви./
К Вашему первому вопросу. Экзархат был создан в те годы, когда само существование РПЦ МП находилось под вопросом. Как Русская Церковь могла полноценно осуществлять свою миссию в Европе, находясь под постоянным давлением и постоянными угрозами со стороны советской власти? Понятно, что никак. Именно ввиду попечительства о душах верных, которые бежали от советской революции, Его Божественное Всесвятейшество Вселенский Патриарх Фотий II и издал свой томос об учреждении Экзархата.
К Вашему второму вопросу. Имеет ли юрисдикция большое значение, когда Свято-Сергиевский институт является ПРАВОСЛАВНЫМ? По-моему, нет. Мне создание этой семинарии не кажется чем-то, что было действительно необходимо. Но представляется, как один из читателей уже заметил, что "seminariyu sozdali dlya odnogo: pridat' sebe vidimost' v Evrope. Moskovskaya patriarhia vse hochet potomu chto ona prosto hochet vse."
/Было очень хорошо, чтобы РПЦ МП сеяла свои семинарии по всему Западному миру./
А зачем? В той же Европе с 1931 года существует The Patriarchal Exarchate for Orthodox Parishes of Russian Tradition in Western Europe, она же Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — Экзархат Вселенского Патриархата. Это крупнейшее в Европе "объединение" православных приходов. В юрисдикции Экзархата располагается Свято-Сергиевский православный богословский институт. И православные христиане этой юрисдикции достаточно хорошо справляются со своей миссией среди неправославных в Европе.
Odnako nado specialisty kotorye horocho umeiut vodit, znaiut prava dvijenie i kak upravliat takie machiny .. No i nujnij injeniry i mekhaniki chtoby cozdat soderjivat i tchenit takie machiny...
Teper vam poniatnee potchemu nado Seminarii i potchemu nado bogoslovskij institut...
Odno tolko ne hvatal chtoby zaveduiuchi etih vajnih institutov ubedilis by v tesnom sotrudnitchestve...
Христос среди нас!
Не знаю как лучше объясниться.
Проживаю в Испании уже 9 лет легально, практически рядом с Парижем. Все время находясь здесь все не мог понять зачем было Богу угодно мне здесь быть. А теперь вот знаю почему, надо ехать. На все воля Божья.
Храни вас Господь.
Dovol'no tyazhelo nazvat' moskovkuyu patriarhiyu Rossiyskoy Pravoslavnoy Pomestnoy Czerkov'yu. A seminariyu sozdali dlya odnogo: pridat' sebe vidimost' v Evrope. Moskovskaya patriarhia vse hochet potomu chto ona prosto hochet vse.
спаси Господи
Господи, слава Тебе!
Господи, Боже наш, укрепи доброго пастыря, отца Александра и с ним труждающихся братьев и сестёр, в этом благом деле! Подай им всё потребное к славе Твоей, к пользе Святой Церкви и к спасению душ наших! Аминь.
С уважением, Артемий.